УДК 1:316
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
© Б. Р. Юлдыбаев
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: + 7 (347) 273 67 78.
E-mail: [email protected]
В статье анализируются причины кризиса культуры семейных отношений в современном российском обществ, определяются основные тенденции в развитии современной молодой семьи, рассматриваются новые модели семьи, которые по своей сути достаточно вариативны, определяется культуроформирующий потенциал нравственного воспитания и этического просвещения.
Ключевые слова: семья, культура семейных отношений, модернизационный процесс, молодое поколение, нравственное воспитание, этическое просвещение.
Семья как институт гражданского общества является одной из фундаментальных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Благодаря семье устанавливается духовная связь между индивидом и обществом, между общественным бытием и личностным сознанием. В семье происходит формирование будущей личности: развиваются ее интеллектуальные, духовные и физические задатки; воспитываются определенные вкусы, потребности, наклонности; закладываются привычки человека, традиции, нравственные основы, ценностные ориентации, идеи, настроения, планы и мечты [1, с. 19-23]. Семья является источником нравственности, проявления любви (супружеской, родительской и детской), которая и составляет ее гуманистическую основу. Семья отражает то, что происходит в обществе, и решающим образом влияет на формирование духовно-нравственных ценностей и приоритетов ее членов.
Начало третьего тысячелетия в отечественной истории ознаменовалось заметным снижением культурного уровня семьи и общества. Цивилизационные изменения в современном российском обществе обусловили коренную трансформацию системы традиционных ценностей, которая затронула и сферу семейных отношений, поставив ее перед серьезными проблемами. Современное молодое поколение оказалось в эпицентре «цивилизационных» (глобальных) перемен: изменение идеалов сопровождается кризисом ценностного сознания.
В современном обществе возникает новый тип социальной регуляции, основанной на универсальных моральных ценностях и конкретных социальных требованиях, формируемых в условиях потери традиционных ценностей, ориентиров, бездуховности, наступления западной массовой поп-культуры, внедряющей в массовое сознание и духовный мир особенно молодых поколений торжество индивидуалистического духа, стремление к обогащению любыми путями и средствами, идеалы свободной любви, попирающие культ семьи, чистоту и романтику отношений между полами и т.д.
В современных молодых семьях наблюдаются тенденции к большей персонализации, к личной
свободе, тогда как традиционные семьи, по их мнению, наоборот ограничивают человека, что мешает его полноценной жизни. По этой причине в последнее время широкое распространение получают развитие такие модели брака, как гражданский, временный, фиктивный, гостевой и др. По мнению современного молодого поколения, традиционный брак сегодня - это уже отжившее явление. Развитие современного общества обусловливает зарождение обновленной модели семьи, которая по своей сути вариативна: «она может объединять супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок»; бездетных партнеров, не вступивших в брак и ведущих совместно хозяйство; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак» [2, с. 95]. Подобная позиция настораживает современных исследователей и родителей, поскольку она нарушает основные принципы существования полноценной семьи.
Вариативность семей отражает процесс размывания стандартной (традиционной) системы брачносемейных поведенческих норм, содержания семейных ролей, культуры семейных отношений в современных условиях. Моральные ценности, связанные с представлениями о семейном долге, верности, чести и достоинстве, все меньше выступают в качестве непосредственных стимулов поведения людей в межличностных отношениях в обществе и в семье. Изменение модели планирования семьи от нормативной к более рациональной на фоне общего сокращения рождаемости обусловливает и расширение вариативности в реализации женщинами и супружескими парами репродуктивной потребности.
Рационализация семейных обязанностей, в свою очередь, подрывает гуманистические основы семьи, ослабляет родственные отношения [3, с. 139], что отрицательно сказывается на институте брака и семьи: растет число нестабильных браков и неполных семей, увеличивается число внебрачных детей и несовершеннолетних мам, снижается воспитательный потенциал семьи, идет распространение наси-
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3
649
лия в семье и т.д. Спектр современных социальных проблем семьи велик и многообразен. В частности, семейная ориентация молодых людей зачастую не сопровождается установкой на рождение детей, что дает основание для пессимистических прогнозов в отношении демографического будущего России.
В связи с размыванием поведенческих норм, регулирующих содержание супружеских и родительских ролей, взаимоотношения поколений, возникает необходимость в повышении эффективности воспитательного потенциала семьи и культуры семейных отношений. В частности, Х. Г. Адзиев и Н. Н. Гасанов отмечают: «Все позитивное, что присуще современной семье, ее воспитательный потенциал могут служить в качестве консолидирующего фактора общества. Если семья здорова и если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании детей, формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнять роль источника не только межличностного, но и межнационального согласия и мира» [4, с. 92].
По мнению современных исследователей, формирование культуры брачно-семейных взаимоотношений представляет собой направляемый и контролируемый процесс, определяемый целями и задачами развития самого общества. Только осуществление этого процесса предполагает наличие необходимых знаний о самой семье, закономерностях ее развития. Главными направлениями нравственного прогресса, выражающими гуманистическое отношение человека к обществу и общества к человеку, являются расширение социальной сферы влияния нравственного фактора в жизни общества, возрастание роли семьи и брака в жизни общества, повышение культуры семейных отношений и развитие нравственного сознания индивида.
Основными показателями культуры семейных отношений выступают, с одной стороны, духовные ценности: представления, установки и идеалы о браке и семье, знание норм и правил семейной жизни, нравственно-эстетическая культура супругов, идейно-нравственная культура семьи, которая создает ощущение счастья и благополучия (поэтому она и считается ведущей). С другой - материально-духовные отношения: навыки и умения, определенные стереотипы поведения, реализуемые во взаимоотношениях полов в процессе становления и функционирования семьи. Сюда также относятся культура быта, культура питания, культура застолья, культура домашнего труда и многое другое.
На современном этапе развития настоящее и будущее семьи во все большей степени зависит от количественно-качественных характеристик массового приобщения к культуре семейных отношений, правильная организация и распространение которой среди населения, особенно среди молодого поколения, становится все более актуальной и необходимой.
Гуманистическую основу культуры семейных отношений составляют отношения: супруг - супру-
га, родители - дети, в них и заложен глубокий духовно-нравственный потенциал. Особое место занимают отношения: мать - дитя. Р.Г. Апресян отмечает: «Материнство и детство важны как один из источников морали, как та антропологическая по своей природе и онтологическая, экзистенциональ-ная по своему смыслу данность жизни, которая во многом определяет нравственные установки и ожидания индивида, если не сказать - содержание и характер морали» [5, с. 32]. В семье определяется развитие положительных задатков растущей личности при условии, если в ней преобладают традиции положительных добрых отношений, которые зависят от морального облика родителей и их отношения к воспитанию. Именно в социокультурном пространстве семьи дети находят самых дорогих и заботливых родителей и других ее членов.
Нравственное воспитание молодого поколения во многом определяется степенью взаимодействия семьи и школы. Только взаимосвязь семьи и школы может создать необходимые социальные и нравственно-психологические условия для нравственного развития детей [6, с. 91-92]. Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества, поскольку ни дошкольное учреждение, ни школа не способны в воспитании культуры общения заменить семью - они лишь способны дополнить или скорректировать то, что уже заложено семьей. Школа дает теоретические знания, а семья -жизненную практику, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культуры родителей, благодаря которым формируется культура межличностного общения в семье и в обществе.
На формирование представлений подрастающего поколения о культуре семейных взаимоотношений влияет ряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, СМИ, литература и фольклор и др. Различные телевизионные передачи, фильмы, уличные разговоры могут способствовать и привести к формированию нездорового полового чувства. Поэтому важно, чтобы изначально подрастающее поколение уже имело позитивные моральные знания, здоровые понятия о браке, об отношениях между полами. Необходимо, чтобы учащиеся имели четкие моральные убеждения в том, что только здоровая супружеская жизнь составляет основу личного и семейного счастья, основанного на глубокой взаимной привязанности, верности и уважении друг к другу.
Основные задачи по культивированию гармоничных семейных взаимоотношений, по мнению Л. М. Панковой, сводятся к следующему: широкая пропаганда положительного опыта различных семей; формирование у молодежи высоких нравственных ориентаций; расширение знаний о семье, закономерностях ее развития; грамотное сексуальное просвещение [7, с. 60-61].
Процесс подготовки молодого поколения к браку достаточно сложен по своей структуре и включает в себя развитие в индивиде его социальных функций; сохранение, наследование, освоение культурных традиций семьи; воспитание ценностей, норм, образцов поведения, мировоззренческих принципов и идей, нравственных и эстетических идеалов общечеловеческого характера. Кроме того, подготовка молодежи к семейной жизни есть приобщение к духовным основам культуры семейных отношений. Навык ведения домашнего хозяйства так же важен, как и развитое чувство сопереживания, любви и заботы к ближнему. Поэтому подготовку личности к «профессиональному» родительству необходимо начинать в семье. Формирование потребности в семье, в продолжении рода человеческого в сознании молодых людей в период подготовки ко взрослой жизни составляет наиболее значимую часть в культуре семейных отношений. Немаловажное значение также имеет формирование в молодом человеке потребности самостоятельно осваивать культуру семейных отношений независимо от опыта родителей и школьных программ, заниматься самовоспитанием, соизмеряя свои желания и поступки с общественной моралью.
Задача воспитания в молодом поколении уважения к семье может быть решена только ком-
плексно, объединенными усилиями всех институтов, имеющих отношение к этой проблеме. Комплексность в области формирования культуры семейных отношений предполагает координацию всех средств воспитательного воздействия на молодого человека; взаимодействия семьи и школы, учет воздействия на семью социально-экономических факторов и дифференцированного подхода к различным возрастным периодам формирующегося индивида, организацию просветительской деятельности средств массовой информации в направлении утверждения культа гармоничной, полной, здоровой семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зацепин В. И., Берещенко А. В., Бучинская Л. М. Молодая семья. Киев Украина, 1991. -320 с.
2. Карцева Л. В. // Социологические исследования. 2003. №7.
С. 92-99.
3. Федотова Ю. В. // Социологические исследования. 2003. №11. С. 137-141.
4. Адзиев Х. Г., Гасанов Н. Н. Семья как институт гражданского права // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2. С. 88-102.
5. Апресян Р. Г. // Вопросы философии. 1993. №3. С. 30-39.
6. Бикметов Е. Ю. // Социологические исследования. 2007. №9. С. 86-92.
7. Панкова Л. М. Человек и семья: Философский анализ формирования брачно-семейных отношений: дис. ... д-ра фи-лос. наук. СПб, 2003. -404 с.
Поступила в редакцию 01.06.2008 г.