Взаимодействие родителей и детей в современной семье
Е. Н. Анашкина, Д. Н. Журавлёв
В статье анализируется состояние современной семьи в условиях кризиса внутрисемейных и общественных отношений. Определены негативные признаки современной семьи, ставящие под угрозу существование института семьи как одного из важнейших институтов воспитания человека и гражданина.
Ключевые слова: семья, система, кризис, семейные отношения, нравственное воспитание, воспитательный потенциал.
A Present-Day Family: Problems and Prospects
E. N. Anashkina, D. N. Zhuravliov
In the article, the state of a present-day family is being analysed in the conditions of the crisis within family and social relations. The negative features of a present-day family that put a family as one of the most important institutions of upbringing an individual and a citizen under the threat of existence are being identified.
Key words: family, system, crisis, family relations, moral education, educational potential.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер
Семья во все времена была одной из основ формирования общества. Особенно актуальной она стала сейчас, когда социально-экономические изменения рикошетом ударили по самым незащищенным членам семьи - детям. Семья представляет собой относительно замкнутую систему межличностных и межгрупповых отношений и вместе с тем элемент более широкой социальной системы. Как система семья относительно стабильна (хотя степени и критерии ее стабильности различны в разные эпохи). Прочность и устойчивость семейных связей могут обеспечиваться за счет внешнего воздействия на семью, через которое реализуются господствующие в данном обществе социальные нормы. Однако семья может быть стабильной системой и благодаря своим внутренним «силам сцепления», в качестве которых должны выступать нравственные ценности.
Содержание семейного воспитания отражает глубинные переориентации семантических пластов, форм и видов человеческой деятельности. Это платформа, на которой строится как воспитательная, так все другие виды деятельности: трудовая, умственная, социальная, учебная, которые должны быть пронизаны нравственной направленностью. Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы. Формируя у ребенка определенное эмоционально-психическое состояние, семья тем самым закладывает необходимую основу его нравственного развития, во многом
определяет будущую моральную позицию личности, подготавливая процесс интеграции социальных образцов поведения.
Исследования роли семьи в нравственном и психологическом формировании личности проводились авторами в 1993 г. Уже в то время специалисты отмечали тенденции к началу глубокого кризиса семьи и семейного воспитания. Цель настоящей работы - исследовать состояние современной семьи и диагностировать ее возможности выполнять возложенные на нее обществом функции.
В ходе исследования в 1993, 2005 и 2008-2009 гг. проведено анкетирование учащихся 8-11 классов разных районов г. Ярославля (564 чел.) и 127 семей г. Ярославля (в каждом исследовании, случайная выборка).
В настоящее время в обществе сложилась крайне неблагоприятная ситуация относительно духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами этого являются отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения и ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. Все это происходит на фоне направленной на детей пропаганды жестокости и насилия, порнографии, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей. Специалисты отмечают, что развитие рыночных отношений в стране вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Эти изменения отрицательно сказались на жизни всего общества, но первой их отрицательное воздействие почувствовала на себе семья.
Ослабевает ее нравственный и воспитательный потенциал, снижается ответственность родителей за воспитание и содержание детей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать необходимые защитные механизмы. Это, вероятно, одна из основных причин дезорганизации жизни большинства семей, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. В условиях экономической нестабильности родители вынуждены больше времени отдавать зарабатыванию денег, в результате чего предоставленные сами себе дети становятся более самостоятельными, ослабевают связи между поколениями.
Потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи и поэтому ее главы привела к ослаблению, а то и к полной утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Этому способствовали и изменения, которые претерпели представители сильного пола. Сегодня определенная часть мужчин характеризуется целым рядом индивидуальных и социально-психологических особенностей, которые совершенно не были присущи им всего несколько десятилетий назад. К числу таковых относится некоторое снижение волевой активности, чувства ответственности за воспитание детей, повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, импульсивны, обидчивы), удель-
ного веса развлекательных видов досуга. Женщина - жена и мать - берет в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные. Это смещение ролей в семье доходит иногда даже до «замещения» - в тех случаях, когда отец полностью самоустраняется от выполнения воспитательских обязанностей. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей.
Претерпела значительные изменения и система сложившихся ранее педагогических воздействий на детей, значительно ослабло их воспитание вне школы, что повлекло разрушение взаимосвязей в системе «школа - семья - общественность». Государство же практически устранилось из этой сферы, сняв с себя функции защиты, воспитания и образования молодежи, в то время как гражданское общество и общественные институты, которые должны этим заниматься, еще не сформировались. В настоящее время приходится признать, что семья зачастую перестает выполнять не просто функции подлинного, духовного воспитания, но и воспитательные функции вообще. Об этом свидетельствуют и данные проведенных исследований (Табл. 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования школьников
1993 2005 2008-2009
Конфликты в семье между родителями и детьми 31 % 39 % 57 %
Конфликты в семье между родителями 27 % 34 % 46 %
Духовная близость между родителями и детьми, доверительные отношения 18 % 11 % 7 %
Проводят с родителями свободное время 21 % 15 % 4 %
Хотят быть похожими на родителей 46 % 21 % 9 %
Удовлетворены жизнью в семье 73 % 67 % 36 %
Семья как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей. Отношения этого рода играют особую роль в формировании личности. И, в первую очередь, это относится к отношениям между супругами и между родителями и детьми. В результате проведенного исследования установлено, что за последние 16 лет почти в два раза увеличилось число конфликтов между родителями и детьми на фоне осложнившейся конфликтной ситуации между самими родителями. В настоящее время 89 % школьников не удовлетворены отношениями с родителями (лишь 7 % расценивают отношения с родителями как доверительные), 60 %
высказывают неудовлетворенность жизнью в семье. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется функционирование и эффективность других компонентов воспитательного процесса семьи. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся
52
Е. Н. Анашкина, Д. Н. Журавлёв
в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.
Низкий уровень педагогической культуры родителей, отсутствие у них времени для занятий с детьми, нестабильное материальное положение способствуют ослаблению духовно-нравственной связи между членами семьи, приводят к сни-
жению авторитета родителей. Об этом свидетельствуют и данные анкетирования - за последние 16 лет число детей, желающих быть похожими на своих родителей, уменьшилось в 5 раз и составляет всего 9 %.
Состояние супружеских отношений выступает в качестве главной детерминанты, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего процесса. Кризис семьи проявляется и в соотношении браков и разводов. Согласно данным, предоставленным департаментом социально-экономического развития г. Ярославля, каждый второй брак распадается, такая ситуация наблюдается на протяжении последних 10 лет, несмотря на увеличившееся число заключаемых браков (Табл. 2).
_Таблица 2
Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Количество браков, ед. 4039 4213 4493 4728 4904 4796 5189 5210 5646 5287
Количество разводов, ед. 2087 2631 3453 3428 3299 2650 2657 2769 2932 3077
52 % 62 % 77 % 73 % 67 % 55 % 51 % 53 % 52 % 58 %
Очевидно, что кризис семьи и семейных отношений продолжает усугубляться. Для современной семьи характерны следующие негативные признаки:
— инфантилизм родителей, отсутствие у них ответственности и интереса к воспитанию детей;
— недостаток духовной близости между родителями и детьми, взаимопонимания, доверительных отношений;
— низкий уровень педагогической культуры родителей;
— отсутствие четкого понимания современной ситуации, недостаток знаний и путей выхода из кризиса;
— злоупотребление родителей вредными привычками;
— социальное сиротство.
Эти и другие причины ставят под угрозу существование семьи как одного из важнейших институтов воспитания человека и гражданина. Воспитывать ребенка должны родители, а все социальные институты могут лишь помочь в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом, поэтому необходимо направить усилия всего общества на нормализацию семейных отношений, преодоление кризиса семьи как важнейшего элемента системы безопасности государства.
Библиографический список
1. Антонов, А. И. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики [Текст] / А. И. Антонов. - М. : Ключ-С, 2006. - 157 с.
2. Буева, Л. П. Человек, культура и образование в современной России [Текст] / Л. П. Буева // Безопасность Евразии. - 2001. - № 2. - С. 7-35.
3. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. - М. : Мысль, 1987. -203 с.
4. Яновский, Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность [Текст] / Р. Г. Яновский. - М. : Academia, 1999. - 216 с.