Научная статья на тему 'О некоторых аспектах духовного состояния современного российского общества'

О некоторых аспектах духовного состояния современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
375
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЙ КРИЗИС / РЕЛЯТИВИЗМ ЦЕННОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ / ДУХОВНЫЙ ВАКУУМ / ГУМАНИЗМ / ЭТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимова В. Р.

В статье проанализировано духовное состояние современного российского общества и обозначены меры, направленные на его оздоровление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах духовного состояния современного российского общества»

УДК 1:316

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДУХОВНОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© В. Р. Ибрагимова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: vasilyar@rambler.ru

В статье проанализировано духовное состояние современного российского общества и обозначены меры, направленные на его оздоровление.

Ключевые слова: духовность, нравственный кризис, релятивизм ценностей, социальная несправедливость, духовный вакуум, гуманизм, этическое просвещение.

Общество не может полноценно функционировать и развиваться без развитой духовности. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей личных и общественных, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком, которые затем получают социальное воплощение. Духовное - это, по выражению И. А. Ильина, «дар выбора, предпочтения и самоопределения» [1]. Духовная жизнь -сфера самостроительства и самопознания личности. Она наиболее полно выражает сущностную характеристику человека, связанную с творческим поиском, целеустремленностью, смыслообразованием, познанием мира, себя в мире на этической почве [2].

Современное российское общество демонстрирует образцы равнодушия к духовности и культуре, утверждая идеологию потребительства и нигилизма. В бездуховности отражается нравственный кризис общества, господство смыслов технократической культуры в качестве ценностных ориентиров. Идеал человека потребляющего, «безответственного раба» собственных инстинктов, на удовлетворение которых направлена целая индустрия, явственно характеризует современную культуру. Такая направленность угрожает сохранению элементарной стабильности в социальном пространстве. Молодежь отчуждается от нравственных ориентиров, теряет чувство патриотизма, криминализируется. В обществе массово культивируются такие качества, как индивидуализм, прагматизм, эгоизм, цинизм.

Ситуация усугубляется деятельностью ведущих СМИ, навязывающих населению низкопробную массовую культуру.

С культурологической точки зрения, ценности выполняют регулятивную функцию и играют роль духовных ориентиров в обществе. Они мотивируют действия человека и помогают осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях. Соответствие жизни и деятельности индивида принятым в обществе нормам, ценностям и правилам создает у него ощущение собственной социальной полноценности, которое является условием для социального и духовного благополучия, и, наоборот. «Обладание ценностями облегчает для человека

поиск смысла, так как, по крайней мере, в типичных ситуациях он избавлен от принятия решений» [3].

Социокультурная история изобилует примерами, демонстрирующими, как на протяжении целых исторических эпох сосуществуют различные системы ценностей. Безусловно, плюрализм и релятивизм ценностей порождают противоречия в ценностных ориентациях личности. Индивиду становится все труднее жить в аморфном обществе, в котором даже в простейших жизненных ситуациях он вынужден выбирать между различными моделями действия и оценок [4].

Вследствие потери собственных традиционных ориентиров развития общество зачастую обращается к инокультурным образцам, ценностям, заимствованным из других культур. Подобная ситуация складывается в последние десятилетия и в России, вставшей на путь цивилизационных преобразований. В результате утраты значимости традиционных (коллективистских) ценностей и идеалов, выполнявших в течение долгого времени функцию духовных ориентиров общественного развития, происходит активное внедрение западных (индивидуалистических) культурных ценностей. Дух «фаустовской» культуры, ориентированной на идеологию безграничного индивидуализма и мораль личного успеха, «демонстрирует высший градус прагматичной светскости» [5]. Такая модель культуры, активно внедряемая и насаждаемая сегодня в России через основные каналы социокультурной коммуникации, включая образование, в чистом виде является разрушительной для существующих социальных устоев российского социума. Противоречие между традиционной и новой ценностными системами возникает также потому, что поток информации усваивается российской культурой неравномерно. Сегодня особенно активно «впитывается» «поверхностный» слой чужой культуры: мода, музыка, кино и т.д. Средства массовой информации усиливают конфликт культурных ценностей: они значительно повышают уровень притязаний российского человека, рекламируя образцы одежды, продуктов, виды отдыха западного образца, а российское общество не дает возможности реализовать большую часть этих представлений о «качественной» жизни. Постоянный разрыв между желаниями

544

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

личности и их осуществлением, потребностями и возможностями порождает неудовлетворенность личности, чувство социальной несправедливости [6].

Исследователи отмечают крайне низкий «мобилизационный компонент» российского общества, практическую неспособность вестернизированных постсоветских индивидов к самоорганизации и взаимодействию [7]. Поскольку вектор ценностных ориентаций постепенно смещается к ценностям индивидуализма, конкуренции, расчетливости, то межличностные отношения все более приобретают утилитарно-прагматический характер. В общении людей утрачиваются теплота, душевность, близость, взаимные ожидания. Человек теряет чувство общности, солидарности. Под влиянием западных ценностей происходит процесс «размывания» значимости определенных идеалов и ценностей традиционной культуры, в частности таких, как долг, совесть, патриотизм и гражданственность, которые на протяжении веков являлись ключевыми ментальными особенностями российской культуры. Переосмыслению подвергаются и такие нравственные ценности, как доброта, милосердие, честность, ответственность, что также находит свое выражение в нарушении социальных и эмоциональнопсихологических связей между людьми, в росте состояния изолированности, отчужденности и одиночества человека. В обществе, особенно в сфере молодежи, широко распространенным стало равнодушие к отечественной культуре, традициям, родному языку.

Еще одно противоречие культуры российского общества на современном этапе - это противоречие между ее информационной и воспитательной функциями. Трагическая черта современной «эпохи перемен» - под напором технологической цивилизации «Человек разумный» постепенно превращается в «Человека осведомленного», его чувства, лишенные духовного измерения, стандартизируются и скудеют.

Как известно, разрушение духовных основ общества оборачивается его вырождением и даже гибелью. Духовный вакуум заполняется иными, не привычными, чуждыми для данной культуры нормами и ценностями. Сегодняшняя тотальная вестернизация российской культуры является наглядным свидетельством происходящих в мире процессов глобализации, вытеснения «западным духом» традиционных национальных ценностей многих культур.

Немаловажное место в системе всех совокупных мер, направленных на оздоровление духовной жизни современного российского общества, отводится этическому просвещению и нравственному воспитанию. Духоформирующие возможности этического просвещения будут реализованы только в том случае, если моральные размышления будут вписываться в рамки практической деятельности конкретных мероприятий и действий, направленных на преобразование общественных отношений на основе гуманизма, справедливости и человечности [8]. Культура должна стать сегодня творческим факто-

ром функционирования и развития общества, стержнем воспитания личности. Социально, альтруистично и гуманистически ориентированное общество способно решать и свои внутренние проблемы, и вносить серьезную лепту в решение глобальных проблем современности. Воспитание культурой и культура воспитания - стороны единого процесса гуманизации общества [9].

Одна из главных задач современного общества -становление духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой будут во многом зависеть успех проводимых реформ, духовная безопасность и самосохранение нации. Семья, система образования, сфера культуры и др. - именно те начала, которые формируют ценностное пространство, задающие духовные ориентиры для мироотношения и поведения индивида. Сегодня государство больше внимания уделяет системе образования, цель которой - гармоничное соединение естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин, представляющих возможность для качественного профессионального роста и духовного самоопределения личности. Важную роль в формировании гармоничной личности играет возрождение национальной духовности. Нет духовного начала в безразличии к собственной культуре и родному языку. Также необходимым фактором формирования духовной личности является комплексное экологическое воспитание, способное оказать особое влияние на мировоззрение личности и помочь преодолеть равнодушие к собственной среде обитания. Проблема возрождения духовности и воспитания духовной личности имеет прямую зависимость и от качественного состояния культуры, в частности художественно-эстетической. Следует особое внимание обратить на современную литературу, растерявшую былое «художественное величие». Из всего множества произведений литературы, живописи, музыки, кинематографии к подлинному искусству можно отнести только те, что способствуют интеллектуальному развитию, этическому и эстетическому совершенствованию индивида. Преодоление духовного кризиса, в котором оказалось сегодня наше общество, невозможно без объединения усилий всех организаций и институтов, заинтересованных в позитивных переменах в общественно-национальной жизни [10]. Формирование духовности и духовной личности, творческой, ответственной, деятельной и активной - одна из основных задач современного российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2002. С. 43.

2. Зуев Ю. П., Кудрина Т. А., Лопаткин Р. А., Овсиенко Ф. Г.,

Трофимчук Н. А. Развитие религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации (Аналитический материал) // Религия и образование. М., 2002. С. 12.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 288.

4. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 432.

5. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2004. С. 441.

6. Алейникова О. С. Влияние культурного кризиса на прояв- 8.

ление социального одиночества в современной России //

Человек постсоветского пространства: мат-лы конферен- 9.

ции. Выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. С. 73.

7. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Под ред. А. В. Рябо- 10.

ва, Е. Ш. Курбангалеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 95.

Духовное воспитание: опыт и проблемы: сб. научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. С. 121.

Рязанов В. Е. Глобализм и основные проблемы духовной жизни российского общества // Философия хозяйства: Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. Ломоносова. 2007. №1. С. 49. Кулыева А. А., Рахматуллина З. Я. Духовная личность: портрет современника: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 93-94.

Поступила в редакцию 29.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.