Научная статья на тему 'Эстетическая культура личности и общества: современное измерение'

Эстетическая культура личности и общества: современное измерение Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6211
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рахматуллина З. Я., Фаткуллина З. Я.

В статье рассмотрены сущность, своеобразие, формы объективации и способы формирования эстетической культуры личности и общества, особенности ее становления и функционирования в современном российском обществе и определены требования к ее формированию в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическая культура личности и общества: современное измерение»

1060

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 1:316

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА: СОВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

© З. Я. Рахматуллина*, З. Я. Фаткуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: unesco73@mail.ru

В статье рассмотрены сущность, своеобразие, формы объективации и способы формирования эстетической культуры личности и общества, особенности ее становления и функционирования в современном российском обществе и определены требования к ее формированию в современных условиях.

Ключевые слова: эстетическая культура, личность, общество, эстетические ценности, творчество, искусство.

Эстетическая культура - это специализированная часть культуры общества, отражающая его способность обеспечивать развитие эстетических отношений и единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения его членов. Это, прежде всего, система средств, с помощью которых индивид и социум эстетически осваивают мир, а также совокупность особого рода (эстетических) ценностей, рождающихся в ходе специфического отношения человека к действительности - непосредственного, чувственно-духовного, бескорыстного восприятия, направленного на познание и оценку явлений и предметов окружающего мира. Она охватывает способы организации и выражения нравственной, религиозной, политической, технической, физической культуры, культуры быта, общения, речи, и, подобно культуре в целом, разномасштабна по своим проявлениям: предстает и как эстетическая культура общества, и как эстетическая культура каждой его части (нации, сословия, класса, профессиональной группы и др.), и как эстетическая культура личности [1, с. 186]. Центральным звеном эстетической культуры является эстетическое творчество, связанное не только с созданием или использованием эстетических ценностей, но и их освоением, духовным обогащением индивида и общества, а ее ядром выступает художественная культура, порождающая художественные произведения искусства и объективирующая эстетические ценности. В частности, художественная культура служит ориентиром для развития других видов эстетической культуры как ее высший уровень.

На эстетическую культуру индивида и общества оказывают влияние многие факторы. Если она изначально не определилась как направленность на созидание и творчество, не сформировалась на основе лучших образцов мирового и отечественного художественно-эстетического наследия, то может быть подвержена действию многих случайных, в том числе антиэстетических, факторов и условий. На уровне личного и общественного сознания эстетическая культура включает в себя эстетические чувства и знания, потребности и интересы, эстети-

ческие оценки и вкус, идеалы, взгляды, идеи и суждения. На уровне деятельности она объективируется в следующих направлениях: созидание, воспроизведение и освоение эстетических ценностей. Эстетическая деятельность связана с рядом закономерностей, обусловливающих качественное развитие личности и общества: творческий характер этой деятельности, ее стремление к полноте, гармонии и совершенству, проявление игры познавательных сил и воображения, связь с не застывшим, а живым ритмом, мерой, симметрией и пропорциональностью и др. («законами гармонии»). По своей природе эти законы - законы красоты.

Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного мира современной личности. С ней связана красота в поведении людей, их облике, созданном ими предметном мире, художественных произведениях, утонченной духовной жизни индивида. От ее наличия и степени развития в человеке зависят его интеллигентность, творческая направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к своему окружению, другим людям. Человек стремится приобщиться к миру красоты, и его задевает отсутствие у людей чувства юмора, вкуса, способности оценить прекрасное или безобразное. Многие думают, что для признания женской красоты, очарования великолепного пейзажа не нужны специальные знания: их достоинства очевидны. В то же время индивида окружают и сложные формы искусства, явления в природе и обществе, которые эстетически не сразу ему доступны и требуют специальной подготовки и осмысления. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, эстетической рефлексии человек вряд ли смог бы реализовать в таком разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы» и в искусстве, как пространство культуры, в котором он «обречен» на духовность, идеалы добра, истины и красоты [2, с. 223], свои представления о гармонии и совершенстве. С уровнем эстетического развития личности, ее способностью откликаться на красоту и творить по ее законам связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности.

* автор, ответственный за переписку

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4

1061

Эстетическая культура индивида включает в себя гармонию физическую и духовную, эмоциональную и рациональную. Действительно, можно ли считать эстетически воспитанным человека, если физическая красота тела сочетается с убожеством его духовных интересов и аморальностью? Об эстетической культуре человека судят и по тому, что он вносит в окружающий мир, как под его влиянием эстетически сохраняется и изменяется социальная и природная среда. В частности, обострение экологических проблем в современном обществе в определенной мере объясняется и эстетическим равнодушием многих людей к природе, к среде обитания. Как справедливо подчеркивают исследователи, человек настоящего и будущего должен не только осознавать необходимость гармонизации отношений с природой, обладать духовно-нравственной и экологической культурой, но и уметь глубоко чувствовать, ощущать красоту природы, быть эстетически развитым [3, с. 51]. Индивид несет величайшую ответственность за результаты своей деятельности: «удручаясь экологической трагедией человечества, ища выход из нее, усматривая ее причину в безудержной экспансии искусственного, не надо забывать, что в истоках трагедии лежит творчество» [4, с. 182]. Неразрывное единство нравственной, экологической и эстетической культур в человеке и обществе - «категорический императив» современности.

Дефицит эстетической культуры оборачивается в жизни односторонностью художественных увлечений, преобладанием развлекательного интереса к искусству, слабым вниманием к классическому, национальному и народному искусству, равнодушием и привыканием к антиэстетическим явлениям (серым произведениям отечественного и зарубежного производства, хаосу и неряшливости бытовой и производственной сферы, грубости и хамству в поведении людей и межличностных отношениях). Сегодня в обществе распространяется массовый интерес к продукции западной («фаустовской») культуры, утверждающей могущество силы и жестокости, идеи вседозволенности и легкого успеха, культ голого тела без духа и души. Идет вытеснение коммерческим интересом бескорыстности эстетического отношения, равнодушие к собственным национальным художественноэстетическим традициям и слепое поклонение перед «достижениями» западной массовой культуры, которые становятся идеальными образцами для подражания и копирования, у многих отсутствует интерес к формированию в себе разносторонней эстетической культуры. Такая тенденция является следствием издержек либерально-демократических преобразований современного российского общества, результатом проблем в семейном воспитании и слабой эстетической подготовки подрастающего поколения, прежде всего, в школе. Воспитание эстетической культуры - это благородное дело каждого, долг и обязанность семьи, государства и его

институтов. Оно формируется в процессе освоения художественно-эстетических ценностей, раскрытия созидательных способностей индивида и их реализации, в процессе создания целостной и гармоничной среды обитания, самовоспитания, самосозида-ния человеческих качеств и добродетелей. Данный процесс осуществляется целенаправленно в соответствующих условиях: художественных школах, студиях, кружках, в повседневной жизни в семейном кругу, в общении с друзьями и близкими людьми, с природой, с миром искусства. Особенно в современном «модном искусстве» много случайного, даже вульгарного, деформирующего и растлевающего души [5, с. 134]. Наиболее эффективным «противоядием» здесь может быть только эстетическая культура, способная противостоять фальши, устремленная к действительно духовному искусству и сформированная на высоких образцах, прежде всего, классического искусства, непреходящих ценностях и достижениях национального и народного художественного творчества.

Эстетическая культура личности обусловлена целым рядом условий, причин и факторов, связанных с решением жизненно важных задач развития современного общества. Эстетическая культура выступает сегодня одним из действенных механизмов формирования духовного человека, активного, деятельного, воспитанного индивида, ответственного за судьбу Отечества, способного отличить истину от заблуждений, добро от зла, прекрасное от безобразного, подлинно художественное от фальши и подделок, вечное от преходящего и временного. Безусловно, есть много неблагоприятных факторов для эстетического развития современного человека: отсутствие полноценного эстетического и художественного воспитания на всех уровнях системы отечественного образования, засилье массовой культуры, эстетически неблагоприятная среда обитания, разрушение целостности природы, нарушение гармонии в семьях и т.д. Сегодня становится очевидным, что для построения цивилизованного общества нужны и эстетически развитые люди, способные творить себя и создавать свое окружение по законам красоты. Эту задачу поможет решить и формирование новой эстетической культуры, связанной с практикой качественного изменения окружающей действительности и самих людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -544 с.

2. Закс Л. А. // Проблемы философской антропологии и философии культуры: альманах. Екатеринбург: изд-во Ур-ГЮА, 1999. С. 222-233.

3. Валиуллина З. Р., Рахматуллина З. Я. Экологическая традиция башкир (социально-философский очерк). Уфа: РИО БашГУ, 2006. -140 с.

4. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1999. -199 с.

5. Попова Л. Н. // Духовный космос современного общества: сборник статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 132-139.

Поступила в редакцию 01.07.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.