Научная статья на тему 'Некоторых аспектах духовного формирования молодежи современного российского общества'

Некоторых аспектах духовного формирования молодежи современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
218
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / этическое просвещение / нравственное воспитание / гуманизм / нравственный кризис / spirituality / ethical enlightenment / moral education / humanism / moral crisis

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимова Василя Раиловна

В статье проанализировано духовное состояние современного российского общества и обозначены меры, направленные на его оздоровление, основными из которых мы представили нравственное воспитание и этическое просвещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ибрагимова Василя Раиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex social and economic situation, accelerating rhythms of life, striving for success at all costs, spirit of suppression and aggression resulted in numerous social and spiritual ailments, which are accompanying the Russians" life for the last decades. The author of the article analyses the spiritual state of modern Russian society and designates measures aimed at its sanitation moral education and ethical enlightenment are presented as the main of these measures.

Текст научной работы на тему «Некоторых аспектах духовного формирования молодежи современного российского общества»

В. Р. Ибрагимова

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДУХОВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Работа представлена кафедрой этики и культурологии Башкирского государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор З. Я. Рахматуллина

В статье проанализировано духовное состояние современного российского общества и обозначены меры, направленные на его оздоровление, основными из которых мы представили нравственное воспитание и этическое просвещение.

Ключевые слова: духовность, этическое просвещение, нравственное воспитание, гуманизм, нравственный кризис.

V. Ibragimova

SOME ASPECTS OF SPIRITUAL FORMING OF YOUNG PEOPLE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The complex social and economic situation, accelerating rhythms of life, striving for success at all costs, spirit of suppression and aggression resulted in numerous social and spiritual ailments, which are accompanying the Russians’ life for the last decades. The author of the article analyses the spiritual state of modern Russian society and designates measures aimed at its sanitation; moral education and ethical enlightenment are presented as the main of these measures.

Key words: spirituality, ethical enlightenment, moral education, humanism, moral crisis.

Новые социокультурные реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией массовой культуры и агрессивной рекламой, существенно воздействует на духовный уклад современного российского общества, стимулируют процессы переоценки традиционных идейно-нравственных ценностей. Особенно чувствительно к духовным изменениям общественного организма молодое поколение, которое, как губка, впитывает ценности и смыслы наступающей «фаустовской культуры», кардинально меняя свои духовные ориентиры. Все эти процессы обусловливают цивилизационные изменения, происходящие в современном российском обществе.

Как известно, любая культура - это неразрывное целое, где все части взаимозависимы и неразрывны и «все отдельные элементы культурного пространства имеют глубинную внут-

реннюю связь между собой, так что, отбрасывая старую и привычную технологию и овладевая новой и чужой, нельзя удержать изменения на чисто технологическом уровне, они будут проникать все глубже, подтачивая исконную культурную традицию...» [1, с. 177].

Сложная социально-экономическая обстановка, ускоряющиеся ритмы жизни, желание успеха любой ценой, дух насилия и агрессии, который постоянно навязывается средствами массовой информации особенно молодежной аудитории, привели к тем многочисленным социальным и духовным недугам, которые сопровождают бытие россиян в последние десятилетия.

Жизненное пространство молодых людей, мир их интересов и ценностей формируются в результате многочисленных социальных контактов и взаимодействий, возникающих в процессе общения. Большое влияние на их формирование оказывают моло-

дежная субкультура, повседневность, система образования, семья и др. Особое место здесь принадлежит воспитанию. Воспитание -процесс становления, обогащения и совершенствования субъектно-личностного и духовного мира человека. Этическое просвещение и нравственное воспитание играют важную роль в оздоровлении духовной жизни современного российского общества.

Нравственное просвещение личности начинается уже в семье. Именно из семьи, от матери ребенок может понять и почувствовать, что такое любовь: к людям, к Родине, к окружающей нас природе. Именно в семье формируется отношение ребенка к традициям.

Сегодня растет количество семей, в которых допускаются непедагогические методы воздействия на ребенка, семей с антиобщественным поведением родителей либо других членов семьи. Социальные и духовные проблемы рождаются и в неполных семьях, имеющих одного родителя, в семьях, в которых не осуществляется контроль или надзор за детьми, проявляется грубость в отношениях между родителями, которые зачастую не занимаются воспитанием своих детей.

Утрата ответственности родителей за своих детей, безразличное к ним отношение, уход от разрешения проблем, нежелание психологически помочь детям становятся причинами оставления детей в детских домах, самоубийств среди детей и подростков, бродяжничества, ухода из дома в компанию сверстников, поиска наставников извне, в результате которых все больше молодых людей попадает под влияние различных авторитетов преступного мира, нерелигиозных сект и т. д.

Смена этических парадигм, девальвация оснований брака и семьи, утрата традиционных ценностей семейной жизни, вытеснение из современной жизни таких моральных добродетелей, как уважение к старшим, человечность, порядочность, терпимость обусловили среди молодежи противостояние авторитету взрослых, игнорирование мнения родителей, педагогов и др., рост асоциального поведения.

Как известно, воспитание является одним из важнейших факторов, влияющих на уровень духовного развития молодежи. В период реформ, коснувшихся и системы образования, произошла разбалансировка основных направлений школы - обучающего и воспитывающего. Первое успешно развивается в условиях «инновационного бума», второе -ослаблено. Разрушена целостность учебновоспитательного процесса. На первом плане -формирование интеллектуала, а смелость, честность, порядочность, патриотизм и гражданственность - те качества, которым посвящено большинство произведений классической литературы, оказались не в моде. На фоне ослабления воспитательного влияния школы в сознание подростка внедряются совсем другие нормы отношений. Положительный герой сейчас - это ловкач, циник, ждущий от жизни только наслаждений [2]. В подростковую среду проникают стереотипы поведения, несовместимые с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности).

В подростковом возрасте продолжается первоначальное становление личности, которое завершается значительно позднее. Нравственный опыт подростков формируется под влиянием семьи, школы, товарищей, других лиц, с которыми он вступает в общение дома или на улице, во время досуга, учебной или трудовой деятельности, а также под влиянием книг, газет, журналов, фильмов, телевидения.

Средства массовой информации вошли в число наиболее влиятельных социальных институтов воспитания, в последнее десятилетие усилилось их воздействие на формирование мировоззренческих позиций, установок, ценностных ориентаций значительной части детей и подростков. Это объясняется прежде всего широкой доступностью такого эффективного средства получения информации. В настоящее время СМИ всячески романтизируют криминальную среду, не заботятся об уважении закона, постоянно дискредитируют правоохранительные органы, что, конечно,

не несет пользы для формирующейся личности подростка [3, с. 156] Современный российский ребенок имеет почти неограниченный доступ к информации, получаемой из СМИ, компьютерных источников. В этих условиях малоэффективны запреты на доступ ребенка к информации, признаваемой вредной для его физического и психического здоровья, нравственного развития.

Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии. На российском телевидении доминирует американский кинематограф, соответственно, любимые фильмы у большинства подростков -американского производства. Средства массовой информации активно формируют у детей и подростков стереотип легких заработков, который усиливается рекламой дорогостоящих развлечений и досуговой индустрии. Крайнюю озабоченность в обществе вызывают реализуемые через СМИ экспансия американоцентризма, активное распространение идей и образцов насилия и жестокости, героизация преступного мира, мелкого и крупного мошенничества, оправдание аморальности, распущенности нравов, что, безусловно, актуализирует общественные запросы на установление фильтров для оценки коммуникационного и печатного продукта, предназначенного для детей и молодежи.

Еще одной причиной падения нравственности является отсутствие культуры организации досугового пространства и досуговой деятельности учащейся молодежи. Это время, которое человек призван израсходовать на развитие своих способностей, освоение культуры и общественную деятельность. Современная же молодежь зачастую не знает, чем себя занять, в результате чего проводит время в залах для игровых автоматов, во дворах, подъездах и т. д. Сегодня, как никогда, нужна сильная государственная политика в организации и регулировании сферы подросткового и молодежного досуга. Здесь особо важную роль могут сыграть меры, направленные на оздоровление духовной жизни современного общества.

Нравственное воспитание призвано научить людей правильно разрешать противоречия между личными и общественными интересами. Человек начинает господствовать над самим собой, подчиняет своей воле собственные инстинкты, преодолевает их, когда этого требует дело, которому он сознательно посвящает свою жизнь. Эту работу человека над формированием собственной личности обычно называют самовоспитанием. Без нее не может быть успешным и процесс воспитания.

Самовоспитание невозможно в отрыве от выработанных обществом или социальной группой идеалов, с которыми человек стремится сообразовывать свою деятельность и развитие собственной личности. Поэтому воспитание, побуждающее человека к самовоспитанию, требует прежде всего выработки у него ясного понимания идеала и стремления приблизиться к нему. Только тогда, когда подросток увидел в другом человеке частицу своей духовной красоты, он начинает по-настоящему воспитывать себя [4, с. 143]

Самовоспитание идет успешнее всего тогда, когда человек, с одной стороны, ощутил радость от своих, хотя бы небольших, успехов в борьбе с собой, а с другой стороны, научился критически относиться к себе, не прощать собственные недостатки, не мириться с ними. Все это предполагает познание человеком самого себя. Необходимо, чтобы каждый человек установил постоянный контроль за своим поведением, всегда давал моральную оценку своим мыслям, делам, поступкам. Самовоспитание означает выявление своих недостатков, слабостей, а главное, умение бороться с ними.

Бездуховность многозначна, многообразна в своих проявлениях. Это может быть видимость любви, товарищества, дружбы, семейного союза, родительских, дочерних и сыновних чувств, когда в общении между людьми вместо доброты господствует эгоизм, вместо способности, желания прощать обиды, упреки наличествуют агрессивность, непримиримость. Бездуховность основыва-

ется на высвобождении себя от общечеловеческих ценностей [5, с. 62].

Характерная черта большинства людей -в индивидуалистическом отношении к обществу, в преобладании личного над общественным, в ограниченности круга интересов. Многих из них характеризуют стремление потреблять больше, чем отдавать, несбалансированность материальных и духовных потребностей. У них занижены критерии оценки нравственных принципов прежде всего относительно себя: будто бы это не они духовно и нравственно уродливы, а именно жизнь. У многих из них есть набор необходимых данных: образование без образованности, деловая изворотливость, беспринципность, наглость, карьеризм, жизненная цель -престижность. Наступление престижа на авторитет есть одно из проявлений в духовной дисгармонии в общественном сознании. Это -наступление на дело, на творчество, на человека. Это - смешение оценок.

Бездуховность проявляется и в отношении к природе. Человечество в своем развитии подошло к такому этапу, когда оно должно осознать, что нужно жить в гармонии с ней. Жизнь доказывает, что жестокость по отношению к природе, к животным затем неизбежно приводит к жестокости к людям, порождает бессердечие, эгоизм, грубость. Слово «природа» сегодня должно пониматься шире, чем окружающие индивида лес, вода, воздух, животные. Это и наша человеческая суть, наша человечность, все доброе в людях, что никогда не должно сменяться неоправданной жестокостью и равнодушием.

Нравственное содержание проблемы «общество-природа» имеет непосредственный выход на человека, на его социальнонравственное развитие. Духовно-нравственные основы взаимоотношений между людьми тем или иным образом отражались в предметно-чувственной деятельности, закреплялись в сознании и поведении человека. Утверждение идеалов добра, истины и красоты оказывалось связанным с воспитанием бережного отношения к среде своего обитания. Общение с при-

родой воспитывает в человеке лучшие нравственные качества [5, с. 113].

Мораль включает в себя, наряду с нормами и принципами поведения, нравственные убеждения, чувства, привычки и потребности, и поэтому результаты этического просвещения и нравственного воспитания можно считать достигнутыми только тогда, когда моральные нормы и принципы превратятся в личные убеждения людей, в их непосредственные привычки.

У многих знания и убеждения находятся в резком противоречии. Задача воспитания состоит не в заучивании моральных принципов, а в глубоком осознании, осмыслении их содержания и умении претворять данные моральные принципы в своей жизни.

Организация нравственного воспитания и этического просвещения на современном этапе развития общества требует внимательного и серьезного подхода. Необходимы мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование этой организации. Утверждение моральных норм в межличностном общении во многом зависит от ускорения процесса гуманитаризации всей системы образования. Есть, на наш взгляд, настоятельная потребность в увеличении выпуска специальной этической литературы для широкого круга читателей, а также в разработке специализированных учебных пособий по этике, нравственному воспитанию и этическому обучению для конкретной аудитории. Одним из существенных моментов в организации нравственно-воспитательной деятельности

является введение курса этики на всех уровнях системы образования [6, с. 127]

Фактором успешной социализации молодежи является предоставление им возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, что призваны сделать учреждения дополнительного образования. Наиболее эффективна деятельность организаций специальных муниципальных учреждений, где проводится целенаправленная работа по созданию необходимых условий для личностного развития детей и подрост-

ков, укреплению их психического и физического здоровья, пропаганде здорового образа жизни и спорта, профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде, привлечению к организованному физкультурно-оздоровительному досугу детей из семей социально незащищенных категорий, «трудных» подростков.

Сегодня создаются центры социальнопсихологической помощи семье, детям и молодежи, которые осуществляют свою деятельность по нескольким направлениям: психологическое сопровождение семьи, подготовка молодежи к семейной жизни; профилактика асоциального поведения среди подростков; этико-психологическое просвещение подрастающего поколения и др.

Российское общество «не одиноко» в своих духовных проблемах сегодня. Весь

мир говорит о культурном кризисе. Выход надо искать «сообща», вместе со всем человечеством. Кризис - это рубеж, с которого два пути: к гибели или к жизни. В кризисе организм мобилизует и напрягает свои ресурсы и, если их достаточно, преодолевает «болезни». Отечественная «духовная культура» страдает от дефицита средств на «культурные мероприятия». Пути воспитания подлинно человеческой морали лежат не в голом просветительстве, не в самопо-гружении в свое «я», а в творческой деятельности. Сегодня современному человеку как никогда нужны способность к творческому осмыслению жизненных явлений, стремление к самостоятельности, инициативность, профессиональная компетентность, психологическая и нравственная устойчивость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

2. Левчук Д. Г, Потаповская О. М. Духовно-нарвственное воспитание молодежи России: комплексное решение проблемы. М.: «Планета 2000», 2002.

3. Возьмитель А. А. Духовная безопасность: социологический анализ // Мир России. М., 2006. Т. XV. № 2.

4. Глезерман Г. Воспитание и самовоспитание личности // Структура морали и личность. М: Мысль, 1977.

5. Александрова Р. И. Перестройка: духовно-нравственный потенциал. Саранск: Мордовское книжное изд., 1990.

6. Рахматуллина З. Я. Этическое просвещение и нравственное воспитание: современные подходы // Духовное воспитание: опыт и проблемы: сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008.

REFERENCES

1. Toynbi A. Dzh. Tsivilizatsiya pered sudom istorii. M., 1996.

2. Levchuk D. G., Potapovskaya O. M. Dukhovno-narvstvennoye vospitaniye molodezhi Rossii: kompleksnoye resheniye problemy. M.: «Planeta 2000», 2002.

3. Voz'mitel' A. A. Dukhovnaya bezopasnost': sotsiologicheskiy analiz // Mir Rossii. M., 2006. T. XV. N 2.

4. Glezerman G. Vospitaniye i samovospitaniye lichnosti // Struktura morali i lichnost'. M: Mysl', 1977.

5. Aleksandrova R. I. Perestroyka: dukhovno-nravstvenny potentsial. Saransk: Mordovskoye knizhnoye izd., 1990.

6. Rakhmatullina Z. Ya. Eticheskoye prosveshcheniye i nravstvennoye vospitaniye: sovremennye podkhody // Dukhovnoye vospitaniye: opyt i problemy: sbornik nauchnykh statey. Ufa: RITs BashGU, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.