Научная статья на тему 'О некоторых аспектах деятельности уставных судов в Российской Федерации'

О некоторых аспектах деятельности уставных судов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЫ / COURTS / УСТАВ / STATUTE / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / РОССИЯ / RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермошин Павел Юрьевич

Актуальность данной темы обусловлена недостаточной научной разработанностью реализации принципа федерализма в судебной системе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах деятельности уставных судов в Российской Федерации»

средства можно матери прокормить своего несовершеннолетнего ребенка?

Или в случае развода, отец ломает дом, в котором жила вся его семья, то есть мать, отец и их несовершеннолетний ребенок. И свои действия он мотивирует так, что «он приехал на земельный участок с целью взять ракушечный камень б/у, так как он ему был необходим и приобретал он его за свои личные средства».

А какая может быть тут необходимость, когда он оставил без жилья своего собственного несовершеннолетнего ребенка, не подумав даже о том, что с этим беззащитным ребенком может быть дальше [4].

И как жить дальше матери со своим несовершеннолетним ребенком на руках при возникновении таких жизненных трудностей. Ведь эта проблема на сегодняшний день является одной из самых обсуждаемых и актуальных. Как предоставить матери защиту своему несовершеннолетнему ребенку, если она сама не под защитой.

Случай, рассматриваемый в нашей ситуации, является не простым. Если принять во внимание, что несовершеннолетний ребенок является инвалидом (ДЦП), мать не имеет возможности работать, по необходимости ухода за ребенком. Мать с несовершеннолетним ребенком-инвалидом в настоящее время находятся на обеспечении пенсионеров бабушки и дедушки. А старики не вечные. А что дальше? Какая защита у матери? Как помочь женщинам, которые не бросают своих детей, хотят им дать достойное семейное счастье.

В семейном законодательстве четко прописано, что законным представителем при раздельном проживании родителей, не состоящих в законном браке, в случае возникновении конфликтной ситуации, назначается опекун, который является ответственным в отношении несовершеннолетнего ребенка по воспитанию, образованию и др.. В этом случае необходимо в качестве законного представителя предложить бабушку или дедушку, с кем растет ребенок [1].

В вопросах касательно правового регулирования алиментных обязательств родителей, необходимо создать более четкий механизм контроля по выплатам таких обязательств, давая какую-то гарантию на получение алиментов, хотя бы по решению суда [2].

Проведя подробный анализ в данной работе, а также выявив в процессе исследования конфликтные проблемные вопросы в отношении защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенка, мы попытались предложить свои идеи и новшества, надеясь на реализацию их в будущем [3].

Литература

1. Абрамов В. И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ / В. И. Абрамов. С.: Автореф. юрид. наук, 2007. 42 с.

2. Ильина О. Ю. Алименты - элементарно / О. Ю. Ильина. М.: Юрид. лит-ра, 2007. С. 25-28.

3. Нечаева А. М. Защита прав ребенка в современной России, 2004. 192 с.

4. Нечаева А. И. Споры о детях / А. Н. Нечаева. М.: Юрид. лит-ра, 1989. 160 с.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015). М.: Собрание законодательства РФ, 2015. 53 с.

On some aspects of the statutory courts in the Russian Federation

Ermoshin P.

О некоторых аспектах деятельности уставных судов в Российской Федерации Ермошин П. Ю.

Ермошин Павел Юрьевич /Ermoshin Pavel — студент магистратуры, кафедра административного права и процесса, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, г. Москва

Аннотация: актуальность данной темы обусловлена недостаточной научной разработанностью реализации принципа федерализма в судебной системе России. Abstract: relevance of the topic due to lack of scientific elaboration implementation of the principle of federalism in the Russian judicial system.

Ключевые слова: суды, устав, конституция, федерализм, Россия. Keywords: courts, statute, constitution, federalism, Russia.

«Вопрос о лучшем устройстве губернских мест столь связан с управлением государственным, что не можно основать средних начальств, не измерив всех отношений, кои должны они иметь к высшим» - писал великий русский юрист, Сперанский М. М. Российская Федерация - федеративное государство, это положение закреплено в ст. 1 Конституции РФ [1]. Названный принцип предполагает распределение властных полномочий между федерацией и ее субъектами, в том числе в отношении правосудия, которое осуществляется только судом. Федеральный суд и суд субъектов РФ, выполняет эту важную роль [2]. Во время последних потрясений, которые наша страна испытала в экономике, государственном управлении и внешней политике, гражданам крайне важно реализовать право на защиту своих прав и законных интересов.

Целями данной статьи являются: рассмотрение деятельности уставных судов субъектов РФ, законодательной базы, регулирующей их деятельность, и выявление особенностей деятельности данных судов.

Согласно ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов МСУ субъекта РФ, а также для официального толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации; отнесенные к его компетенции вопросы рассматриваются в порядке, установленном законом субъекта РФ. Финансирование вышеназванного суда производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Кроме того, согласно п. 2 ст. 17 названного ФКЗ, должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Как мы видим, федеральный законодатель передал основные полномочия в данном вопросе компетентным органам субъектов РФ, что является наглядным примером реализации конституционного принципа федерализма.

Рассмотрим, как нормативно урегулирована деятельность уставных судов в некоторых субъектах РФ. Так, согласно ст. 50 Устава Санкт-Петербурга: порядок создания, организации деятельности, проверки достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга, наделения полномочиями и прекращения полномочий председателя, заместителя председателя, других судей Уставного суда Санкт-Петербурга, рассмотрения Уставным судом Санкт-Петербурга вопросов, отнесенных к его компетенции, пересмотра решений Уставного суда Санкт-Петербурга, срок полномочий председателя, заместителя председателя, судьи Уставного суда Санкт-Петербурга, предельный возраст пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга определяются законом Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Уставом [3]. Как видим, законодатель определил те компетенции, которые будут урегулированы в деятельности уставного суда. Кто может обращаться в подобный суд? Согласно п. 5 названной выше статьи Устава Санкт-Петербурга суд по обращениям Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, групп депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее пяти человек, представительных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, граждан рассматривает дела различных категорий, о которых будет сказано ниже.

Здесь можно провести некоторые параллели с деятельностью Конституционного Суда РФ, так согласно п. 2 и п. 4 ст. 125 Конституции РФ, КС РФ «по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации» различных актов, а так же «по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле».

Полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга закреплены в ст. 3 Закона Санкт-Петербурга «Об уставном суде Санкт-Петербурга», а именно «рассматривает дела о соответствии законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга; б) осуществляет официальное толкование Устава Санкт-Петербурга» [4]. В названном законе Санкт-Петербурга указано, что суд состоит из 5

членов, решение по рассматриваемому вопросу принимается простым большинством голосов от участвующих в голосовании судей [5].

Теперь рассмотри нормативную базу деятельности Уставного Суда Свердловской области. Согласно ст. 56 Устава Свердловской области, Уставной Суд Свердловской области является органом государственной судебной власти, полномочия которого заключаются в следующем: «Уставный Суд Свердловской области рассматривает вопросы соответствия законов Свердловской области и иных правовых актов, за исключением ненормативных (индивидуальных), принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Уставу Свердловской области, осуществляет толкование Устава Свердловской области, а также иные полномочия, установленные законом Свердловской области» [6]. Полномочия Уставного суда Свердловской области в значительной мере совпадают с полномочиями Уставного Суда Санкт-Петербурга. Подобные параллели существуют и в других актах, например, в ст. 6 Закона об Уставном Суде Свердловской области закреплено, что названный суд состоит из 5 человек [7]. Регламент Уставного Суда Свердловской можно без преувеличения назвать настоящим процессуальным кодексом, в данном акте есть такие главы как: «Общие вопросы внутренней деятельности Уставного Суда Свердловской области; Рассмотрение обращений, поступивших в Уставный Суд; Решение Уставного Суда» [8], которые без преувеличения можно назвать всеобъемлющими.

Однако между уставными суда субъектов существуют и различия, например, согласно ст. 52 Уставный Суд Калининградской области состоит из трех человек [9]. Так же интересно, что в Калининградской области законодатель особенно подчеркнул беспристрастность данного суда, а именно, в п. 1 ст. 5 профильного закона Калининградской области закреплено: «Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в решение политических вопросов» [10].

А как много дел рассматривают уставные суды? Согласно информации с официального сайта Уставного суда Санкт-Петербурга в период с 11.02.2015 по 23.12.2015 было вынесено 12 актов [11]. Согласно информации с официального сайта Уставного суда Свердловской области за период с 11.02.2016 по 30.06.2016 было вынесено 3 постановления и одно определение [12]. Если рассматривать Уставной суд Калининградской области, то по информации с официального сайта данным органом судебной власти в период с 31.03. 2016 по 12.08.2016 было вынесено 5 постановлений и 53 определения [13]. Вопросы, которые входят в компетенцию Уставных Судов, относятся к различным областям: местного самоуправления; порядок подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов субъектов; утверждении регламента законодательного органа субъекта. Если кому-то покажется, что объем рассматриваемых дел незначительный, то по данным с официального сайта Конституционного Суда РФ в период с 19.01.2016 по 27.07.2016 было вынесено 15 постановлений, а здесь круг заинтересованных лиц и организаций, а кроме того и регулируемые общественные отношения, намного больше.

Из рассмотренного нами материала можно заключить следующее. Наличие института уставных судов является проявление конституционного принципа федерализма. Нормативная база, регулирующая деятельность уставных судов в РФ преимущественно состоит из: Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», а также актов субъектов РФ, среди которых наибольшую роль играют устав субъекта РФ, профильный закон о суде и регламент. Конкретных дел, решаемых подобными судами, немного (по сравнению с судами общей юрисдикции), что говорит лишь об узкой специализации этих судов, а не об их востребованности. При этом круг вопросов, разрешаемый судами, достаточно широк при их узкой специализации. По мнению профессора Витрука Н. В., «в субъектах Российской Федерации продолжается работа по законодательному урегулированию организации и деятельности судебных органов конституционного контроля» [14].

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993

г. // СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 1; с послед. изм. и доп. // СЗ РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе

Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997. № 1. Ст. 1; с послед. изм. и доп. // СЗ РФ, 2014. № 6.

Ст. 551.

3. Устав Санкт- Петербурга // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». № 2, 26 февраля 1998 г.; с послед. изм. и доп. // «Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга». № 1 (5), 2003.

4. Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» // «Новое в законодательстве Санкт-Петербурга». № 9, 28.06.2000 г.; с послед. изм. и доп. // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». № 16, 05.05.2014 г.

5. Постановление Законодательного собрания Санкт-Петербурга «Об утверждении регламента уставного суда Санкт-Петербурга» // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». № 1, 16.01.2006 г.; с послед. изм. и доп. // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». № 24, 07.07.2014 г.

6. Устав Свердловской области // «Областная газета». № 466-467, 24.12.2010 г.; с послед. изм. и доп. // «Областная газета». № 102, 09.06.2016 г.

7. Областной закон «Об Уставном Суде Свердловской области» // «Областная газета». № 69, 13.05.1997 г.; с послед. изм. и доп. // «Областная газета». № 110, 22.06.2016 г.

8. Регламент Уставного Суда Свердловской области // Вестник Уставного Суда Свердловской области. № 1 (16), 2014 г.

9. Устав Калининградской области // «Янтарный край», № 20, 26.01.1996 г.; с послед. изм. и доп. // «Калининградская правда» (вкладыш «Ведомости Правительства Калининградской области»). № 233, 16.12.2015 г.

10. Закон Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» // «Дмитрия Донского, 1». № 83, 14.10.2000 г.; с послед. изм. и доп. // «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»). № 110, 23.06.2016 г.

11. Статистика рассмотренных дел Уставным судом Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Уставного суда Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://www.spbustavsud.ru/court/search_act/ (дата обращения: 03.10.2016).

12. Решения Уставного суда Свердловской области. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Уставного суда Свердловской области Режим доступа: http://ustavsud.ur.ru/index.php?ind=rechenia&catalog=rechenia&id=1/ (дата обращения: 03.10.2016).

13. Определения Уставного суда Калининградской области. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Уставного суда Калининградской области. Режим доступа: http://www.ustavsudklgd.ru/judgement/adjectives.htm/ (дата обращения 03.10.2016).

14. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное правo и процесс: Учебное пособие- 4^ изд., пеpeраб. и доп. М.: Нopма: НИЦ Инфра-М., 2012. С. 47.

Combating corruption in the legalization of funds and property obtained

by criminal means Klimanskaya I.

Противодействие коррупции при легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем Климанская И. С.

Климанская Ирма Сергеевна /Klimanskaya Irma - студент магистратуры, кафедра уголовно-правовых дисциплин, юридический факультет, Российская таможенная академия Санкт-Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются проблемы серьезных экономических преступлений, таких как коррупция и легализация преступных доходов. Рассматривается их тесная взаимосвязь, а также определяются масштабы существования коррупции в таможенных органах.

Abstract: the article analyzes the problems of serious economic crimes such as corruption and legalization of criminal dohodov. Their close relationship, and defines the extent of the existence of corruption in customs bodies are considered.

Ключевые слова: коррупция, отмывание денег, таможенные органы, борьба с легализацией преступных доходов.

Keywords: corruption, money laundering, customs authorities, the fight against money laundering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.