3. Устав Санкт- Петербурга // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». № 2, 26 февраля 1998 г.; с послед. изм. и доп. // «Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга». № 1 (5), 2003.
4. Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» // «Новое в законодательстве Санкт-Петербурга». № 9, 28.06.2000 г.; с послед. изм. и доп. // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». № 16, 05.05.2014 г.
5. Постановление Законодательного собрания Санкт-Петербурга «Об утверждении регламента уставного суда Санкт-Петербурга» // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». № 1, 16.01.2006 г.; с послед. изм. и доп. // «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». № 24, 07.07.2014 г.
6. Устав Свердловской области // «Областная газета». № 466-467, 24.12.2010 г.; с послед. изм. и доп. // «Областная газета». № 102, 09.06.2016 г.
7. Областной закон «Об Уставном Суде Свердловской области» // «Областная газета». № 69, 13.05.1997 г.; с послед. изм. и доп. // «Областная газета». № 110, 22.06.2016 г.
8. Регламент Уставного Суда Свердловской области // Вестник Уставного Суда Свердловской области. № 1 (16), 2014 г.
9. Устав Калининградской области // «Янтарный край», № 20, 26.01.1996 г.; с послед. изм. и доп. // «Калининградская правда» (вкладыш «Ведомости Правительства Калининградской области»). № 233, 16.12.2015 г.
10. Закон Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» // «Дмитрия Донского, 1». № 83, 14.10.2000 г.; с послед. изм. и доп. // «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»). № 110, 23.06.2016 г.
11. Статистика рассмотренных дел Уставным судом Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Уставного суда Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://www.spbustavsud.ru/court/search_act/ (дата обращения: 03.10.2016).
12. Решения Уставного суда Свердловской области. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Уставного суда Свердловской области Режим доступа: http://ustavsud.ur.ru/index.php?ind=rechenia&catalog=rechenia&id=1/ (дата обращения: 03.10.2016).
13. Определения Уставного суда Калининградской области. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Уставного суда Калининградской области. Режим доступа: http://www.ustavsudklgd.ru/judgement/adjectives.htm/ (дата обращения 03.10.2016).
14. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное правo и процесс: Учебное пособие- 4^ изд., пеpeраб. и доп. М.: Нopма: НИЦ Инфра-М., 2012. С. 47.
Combating corruption in the legalization of funds and property obtained
by criminal means Klimanskaya I.
Противодействие коррупции при легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем Климанская И. С.
Климанская Ирма Сергеевна /Klimanskaya Irma - студент магистратуры, кафедра уголовно-правовых дисциплин, юридический факультет, Российская таможенная академия Санкт-Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируются проблемы серьезных экономических преступлений, таких как коррупция и легализация преступных доходов. Рассматривается их тесная взаимосвязь, а также определяются масштабы существования коррупции в таможенных органах.
Abstract: the article analyzes the problems of serious economic crimes such as corruption and legalization of criminal dohodov. Their close relationship, and defines the extent of the existence of corruption in customs bodies are considered.
Ключевые слова: коррупция, отмывание денег, таможенные органы, борьба с легализацией преступных доходов.
Keywords: corruption, money laundering, customs authorities, the fight against money laundering.
Одной из самых актуальных проблем в мире на сегодняшний день является коррупция. Есть два разных явления, которые носят название «коррупция». Первое - это мелкая, бытовая коррупция, связанная с вручением подарка представителю власти за оказанную услугу. Такая коррупция была и будет всегда, она не представляет большой опасности, поэтому останавливать на ней свое внимание будет нецелесообразно. Совсем другое дело - крупная коррупция, о которой и пойдет речь ниже. Коррупция явление исторически не новое. Ее корни уходят далеко в прошлое. Первые дошедшие до нас известия о крупной коррупции в античности относятся к эллинистическому миру. Так, в 320-е годы до н.э. Клеомен, греческий наместник Египта, назначенный на это место Александром Македонским, использовал свое положение для того, чтобы манипулировать поставками зерна из Египта в Грецию. Греция в то время не производила достаточно зерна, и была вынуждена его импортировать в больших количествах, в основном из Египта. Клеомен создал искусственные препятствия на пути этих поставок, что привело к острому дефициту зерна в греческих городах. В результате цены на зерно в Греции выросли во много раз, население Греции и Эпира оказалось на грани голодной смерти; сам же греческий наместник Египта заработал на спекуляции зерном огромное состояние. Голод в Греции продолжался 5 лет - с 329 г. по 325 г. до н.э.
Похожий пример масштабных спекуляций в IV в. до н.э. мы видим в торговле металлами. Известно, что один сицилийский финансовый магнат скупил все железо, образовав полную монополию на рынке этого товара, и затем продавал его по цене в 3 раза выше прежней, получая на этом 200% прибыли [5, с. 5].
Можно задать вопрос, попадают ли данные действия под термин «коррупция», так как не было речи об установлении контроля над важной отраслью в ущерб всему обществу государством. Однако такие действия были невозможны без участия госчиновников, поэтому, если они напрямую не участвуют в явной монополизации отрасли, которая наносит ущерб обществу и государству, то речь все равно идет о коррупции, даже если точно не известно, получили ли они какую-либо прибыль от этого или нет. Можно предположить, что, если речь идет о прямом ущербе государству от таких действий, то кто-то из чиновников также в этом замешан, иначе непонятно, почему государство не замечает этих действий.
С учетом этого, Ю. В. Кузовков характеризует крупную коррупцию, как «продажу или игнорирование интересов общества чиновниками и руководителями государства в угоду интересам отдельных лиц или иностранных государств»
В числе наиболее коррумпированных часто приводят в пример таможенные органы. Масштабы существования коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, снижение уровня инвестиций) и функционирование таможенной системы (подрываются правовые основы таможенного администрирования, создается негативный имидж таможенников в обществе).
Согласно информационным материалам о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 9 месяцев 2015 года, по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 250 уголовных дел. Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 122 уголовных дела (84 - в отношении 54 должностных лиц таможенных органов и 38 - в отношении 42 взяткодателей). Иными правоохранительными органами за 9 месяцев 2015 года возбуждено 7 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении должностных лиц таможенных органов. Таким образом, доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 92,3% [3]. Как мы видим, эти цифры чрезвычайно высоки. Необходима серьезная борьба с коррупцией, но, к сожалению, нет быстрого и верного способа ее устранить в кратчайшие сроки. Для ее минимизации потребуется немало времени. Но, главное в этом деле, подобрать наиболее эффективные методы борьбы, к примеру, такие как: наказание за коррупционное поведение, усиление надзора и контроля за таможенными органами, возможность карьерного роста, достойная заработная плата, регулярное проведение служебных проверок. В совокупности все эти и другие методы дадут должный результат, и количество коррупционных преступлений в таможенной сфере будет снижаться.
Особенно опасным коррупция становится, когда она сопровождается не менее сложным и важным явлением, как легализация (отмывание) денежных средств и имущества, полученных преступным путем. Для начала стоит понять, что из себя представляет данное преступление.
Согласно ст. 174 УК РФ, данное явление характеризуется как «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом» [1]. То есть, это действия, направленные на сокрытие истинного источника поступления денежных средств и придание им законного вида. По своей сути, отмывание денег сопровождает любое преступление, мотивом которого является получение дохода. Абсолютное большинство совершаемых преступлений имеет фактор корыстной направленности, что связано со стремлением получить определенную финансовую выгоду. Процедура легализации денег характерна практически для всех форм организованной преступности, которая искажает процесс принятия экономических решений, подрывает финансовые учреждения, и, что самое основное, способствует коррупции. Процесс отмывания денег состоит из нескольких этапов, первым из которых является создание грязных денег, то есть совершение преступления. Коррупция относится к первой ступени отмывания денег, а именно, к созданию преступного дохода. Хотя очевидно, что не все полученные взятки непременно должны отмываться: часть полученных наличных денег может использоваться на расходы, связанные с проводимой операцией или может быть потрачена в личных целях. Учитывая сложности, связанные с процедурой отмывания, коррумпированные должностные лица, как и любые другие преступники, часто привлекают посредников для отмывания денег, полагая, что те проявят надлежащее благоразумие и предосторожность при переводе денежных сумм. Одной из ключевых проблем коррумпированных чиновников становится проблема придания полученным коррупционным доходам легального статуса, введения денежных средств и имущества в законный гражданский оборот.
Таким образом, анализ одного из наиболее опасных криминальных проявлений, такого, как коррупция доказывает, что отмывание преступно полученных доходов является составляющей частью действий преступников.
Можно предположить, что препятствие отмыванию денег и имущества - это фундамент противодействия коррупции. Создание института противодействия отмывания - это подготовка базы, на основе которой возможно построение методов по борьбе с преступностью.
В российском законодательстве уже существуют методы предупреждения легализации преступных доходов, а именно «организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами» [2].
К иным мерам можно отнести следующее: меры, направленные на борьбу с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, нажитых преступным путем следует сгруппировать по трем основаниям:
а) меры, направленные на формирование правосознания населения, крайне нетерпимое к легализации криминальных доходов;
б) меры, связанные с широкомасштабной конфискацией преступно нажитого имущества и денежных средств;
в) организационно-правовые меры, позволяющие значительно усложнить реализацию умысла субъектов преступлений на отмывание «грязных» денег [4, с. 8].
Следует отметить, что проблема противодействия отмыванию денег и коррупции в России -это задача не только правоохранительных органов, но и всего общества, так как одной из причин возникновения мошеннических схем является складывавшаяся годами толерантность к данным преступлениям. К методам борьбы также стоит отнести: совершенствование механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов, ограничение доступа финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, драгоценными камнями и ценными металлами. Устранить просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами.
Как мы видим, методов и способов противодействия легализации преступных доходов великое множество, главное, чтобы в совокупности все эти меры возымели результат.
В заключение можно сказать, что устраняя, или, по крайней мере, минимизируя такое явление, как легализация преступных доходов, можно остановить рост многих преступлений, связанных с получением дохода и иной материальной выгоды, включая коррупцию в органах государственной власти, а также в таможенных органах.
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г) // Гарант.
2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // КонсультантПлюс.
3. Кузовков Ю. В. Мировая история коррупции. М.: Издательство Анима-Пресс, 2010 г. 137 с.
4. Кочарян А. М. Уголовно-правовая и криминологическая мера противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: Автореф. Дисс. ... канд. юр. наук. М., 2003.
5. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 9 месяцев 2015 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения: 19.11.16).