Научная статья на тему 'О недостатках борьбы с пищевыми отравлениями'

О недостатках борьбы с пищевыми отравлениями Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О недостатках борьбы с пищевыми отравлениями»

Нах»льтся в смеси и г Нйалено в "/„

Я'1ЧН"Й

порошок мука по расчету по анализу

0.5 0,6 54,5 55,5 + 1,0

0,5 0,7 58,3 60,0 + 1,7

0,5 0,5 50,0 51,1 + 1.1

с.5 0,4 44,4 44,4 +0

0,6 0,3 33,3 33,4 +0,1

< ,7 ! 0,3 30,0 31,0 +1,0

0,31 0,1 24,4 23,1 -1,3

Как показывает постановка опытов, предлагаемый нам« способ определения дает достаточно точные результаты, прост, нетрудоемок и не требует затратьи реактивов.

Р. М. ЖМУДСКАЯ

О недостатках борьбы с пищевыми отравлениями

Из кафедры организации здравоохранения I Московского ордена Ленина

медицинского института

Еще не во всех областях нашей санитарной практики организационная работа поднята на должную высоту, что отражается на качестве проводимых мероприятий.

Такое положение мы имеем, в частности, в системе организации борьбы с пищевыми отравлениями, что тормозит правильное выяснение причин пищевых отравлений, а следовательно, и усложняет борьбу с ними.

НКЗдрав СССР издал ряд четких и ясных постановлений в отношении выяснения и расследования каждого случая пищевого отравления и борьбы с ним. Однако практически этот приказ .(№ 31) не везде и не полностью реализуется.

Что же является тормозом? Такой вопрос поставила перед собой кафедра организации, здравоохранения I Московского ордена Ленина медицинского института и решила изучить его на ряде районов Москвы.

Было обследовано шесть районов — Кировский, Ленинский, Киевский, Фрунзенский, Железнодорожный и Бауманский — и установлено, что отсутствие четкости, а в отдельных случаях даже неправильность постановки организационных вопросов, мешают выполнению приказа НКЗдрава СССР № 31.

Проверкой установлено, что, согласно указаниям Мосгорздравотдела, поликлиники и участковые врачи при постановке диагноза пищевого отравления извещают немедленно скорую помощь для перевозки больного в лечебное учреждение, а в райздрав никаких извещений не посылают.

Скорая помощь, госпитализируя больного с диагнозом пищевого отравления, извещает об этом Мосгорздравотдел —-госсанинспекцйю. И только госсанинспекция города извещает об этом соответствующий райздрав и предлагает немедленно расследовать данный случай. А ведь после отправки больного в больницу проходит в лучшем случае уже 24—30 часов! И, естественно, когда районный пищевой санинспектор приходит на квартиру, где имело место пищевое отравление, он не находит необходимых для анализа остатков пищи, рвотных масс или кала

больного, т. е. того, что требуется исследовать при расследовании каждого случая пищевого отравления.

Приказ НКЗдрава СССР № 31 требует немедленного направления врачом, констатирующим пищевое отравление, «экстренного извещения», подобно эпидемическому извещению, но это нигде не выполняется и ни одна из городских руководящих организаций, которой надлежит этого требовать, пока этого не делает.

А ведь для подтверждения диагноза пищевого отравления, для определения причины, его вызвавшей, анализы остатков пищи, рвотных масс, кала или промывных вод желудка имеют решающее значение.

Районные пищевые санинспектора, которые должны быть извещены немедленно, при такой организации узнают о случившемся через 24—32 часа и часто оказываются беспомощными при расследовании вспышки.

Другой вопрос, с которым! пришлось столкнуться,— это ошибки врачей поликлиник при постановке диагноза пищевого отравления, что, должно быть, является следствием недостаточной осведомленности лечащих врачей в вопросах симптоматологии и клиники пищевых отравлений. Ничем иным эти диагностические ошибки объяснить нельзя. Ведь из вышеуказанных шести районов за 1943 г. даже при очень незначительном количестве случаев, которые вначале были зарегистрированы как пищевые отравления, в четырех районах ни один случай не подтвердился, а в двух других подтвердилось только I—2 случая. Так, например, в Киевском районе врач поликлиники №25 ставит у больного М. диагноз пищевого отравления и срочно госпитализирует его («Ведь у больного рвота!»). А, оказывается, больной М. лечится долгие годы в этой же поликлинике и страдает тяжелой истерией, вызывающей очень часто неукротимые рвоты. В том же районе больной С. 63 лет страдает тяжелым холециститом. При очередном приступе врач ставит диагноз пищевого отравления и срочно госпитализирует больного. Достаточно было бы лечащим врачам детальнее порасспросить и обследовать больных, а также проверить карточки по своим поликлиникам, и не было бы таких диагностических ошибок.

Можно привести еще характерные случаи неправильных диагнозов. Например, по Железнодорожному району у больных Т. и Н. по диагнозу в больнице установлены не пищевые отравления, а хронические энтероколиты, у больного X.— хронический холецистит, по Ленинскому району у ребенка Р.— менингит и т. д. Таковы больничные диагнозы у больных, «срочно» госпитализирующихся участковыми врачами как случаи пищевого отравления.

Что же касается взятия на анализ рвотных масс, кала или сохранения для анализа промывных вод после промывания желудка, то этого врачи поликлиник не делают не только у отдельных больных при вызовах на квартиру, но даже в отдельных единичных случаях при пищевых отравлениях, имевших место в детских и производственных коллективах.

Оказывается, что некоторые закрытые поликлиники и здравпункты даже не имеют на всякий случай необходимой посуды для взятия на анализ ряда необходимых проб.

Если в обследованных районах почти не было пищевых отравлений в коллективах и таковые были единичными среди отдельных граждан, то это свидетельствует об удовлетворительно поставленном пищевом надзоре; однако это не дает права поликлиникам и здравпунктам быть неподготовленными к ним.

К сожалению, все упомянутые факты не являются специфическими только для вышеупомянутых шести районов. Они имеют место во многих местах и указывают, что приказ НКЗдрава СССР № 31 на местах

полностью не проводится. Необходимо немедленно обеспечить выполнение приказов НКЗдрава СССР по борьбе с пищевыми отравлениями» Для устранения тех дефектов, которые нами были отмечены в данной статье, необходимо провести следующие мероприятия:

1. Лечащие врачи обязаны о каждом случае пищевого отравления немедленно извещать соответствующий райздравотдел.

2. Руководители поликлиник обязаны систематически инструктировать участковых врачей о необходимости взятия анализов при каждом случае пищевого отравления и систематически контролировать их работу в этой области.

3. Следует провести ряд занятий-конференций в поликлиниках по поднятию квалификации врачей по вопросу симптоматологии и клиники пищевых отравленй.

4. Следует обязать поликлиники для повышения квалификации своих врачей все имеющиеся случаи пищевого отравления обсуждать на врачебных конференциях.

5. Закрытые поликлиники, здравпункты, медсанчасти обязаны иметь все необходимое для взятия проб на анализ в случае пищевого отравления. ;

М. И. ОКУНЬ

О карбидном иле как заменителе хлорной

извести

Для профилактики летнего подъема желудочно-кишечных заболеваний большое, а в ряде случаев, возможно, и решающее значение имеет борьба с мухами, особенно с их выплодом в выгребах неканализо-ванных уборных, в мусорных ямах и т. д.

Для дезинфекции и дезинсекции вышеуказанных мест выплода мух рекомендуется хлорная известь, вещество весьма дефицитное. Кроме того, хлорная известь имеет военное значение в качестве средства для дегазации. Следовательно, применение ее для гражданских надобностей еще более ограничивается.

Поэтому возникает большая потребность в полноценном заменителе, в качестве которого можно рекомендовать карбидный ил — отход производства, имеющийся почти на всех крупных предприятиях и образующийся из карбида кальция при газосварочных работах. На многих предприятиях имеются ^есьма значительные накопления карбидного ила, почти не находящего себе рационального применения (изредка-употребляется для побелки зданий).

Карбидный ил состоит из смеси гашеной извести и сернистой извести, содержит сернистый газ, сероводород и неизвестные полициклические соединения. Наличие сернистого газа и сероводорода подтверждено анализом, произведенным в санитарно-гигиенической лаборатории Пролетарского района.

Гидроокись кальция и сернистый кальций обладают резко выраженным бактерицидным и инсектицидным действием. Присутствие сернистого газа и сероводорода, а также, возможно, полициклических соединений, повидимому, отпугивает мух.

Карбидный ил применялся на ряде предприятий Пролетарского района Москвы с хорошим результатом. Свалки гниющего мусора, выгребные уборные, мусорные ящики, политые раство'рйми карбидного ила (10—20%), оказались непригодными для выплода мух. Желудочно-ки-шечные заболевания на этих предприятиях дали резкое снижение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.