Л.В. Готчина
О НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ И ПРИМЕНЕНИИ К НИМ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Наблюдается либерализация уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков. Добровольность лечения от наркомании при отсрочке уголовного наказания показала очень низкую профилактическую эффективность. Проанализированная практика подтверждает необходимость принудительного лечения наркозависимых, даже при низких результатах достижения ремиссии.
Ключевые слова: преступление, либерализация наркозаконодательства, больной наркоманией, отсрочка наказания.
L.V. Gotchina
SENTENCING THE SICK ADDICTIONS AND THE USE OF SUSPENDED SENTENCE
The state policy in the area of drug trafficking and in the area of countermeasures to their illegal turnover is built on the principle of priority of the measures to prevent the drug-connected crimes. Voluntary treatment for drug addiction at a delay of criminal punishment showed very low prophylactic efficacy. Analyzed practice confirms the need for compulsory treatment of drug addicts, even at low achieving remission.
Key words: crime, liberalization of narcotic legislation, drug addicts, the suspended sentence.
Уровень российской преступности в сфере незаконного оборота наркотиков сохраняется. Его незначительные колебания объясняются латентностью наркопреступности; организационными реформами в правоохранительной сфере; изменениями законодательства; качеством кадровой подготовки сотрудников, выявляющих, раскрывающих, расследующих и профилактирующих наркопреступления; уровнем социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов и государственной молодежной политикой.
В этой связи преобладающая численность наркоманов сохраняется в молодежном возрасте, а первые пробы приобщения к наркоупотреблению - в подростковом. Между тем каждое употребление наркотика, кроме медицинского, всегда связано с преступлением. При выявленном факте это требует возбуждения уголовного дела, чаще всего по ст. 228 УК РФ за «Незаконные приобретение, хранение, перевозку ...», а в ряде иных случаев по другим статьям главы 25 УК РФ.
При реализации нормы, регламентирующей применение к осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233, отсрочки наказания до 5 лет и возможности последующего
освобождения от него (ч. 1 ст. 821 УК РФ) [1] возникают вопросы у правоприменителей.
Норма статьи 821 ук рф применятся только к осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершив-шему впервые указанные преступ-ления. Однако перечень предусмот-ренных законодателем статей дискуссионен. Так, вызывает удивление включение в него деяния, предусмотренного ст. 233 УК РФ. Объективная сторона такого преступления представлена двумя альтернативами: незаконной выдачей либо незаконной подделкой рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ. В первом случае деяние совершает специальный субъект, который наделен правом на выдачу таких документов. Возможны ли случаи, чтобы такое лицо было больным наркоманией? Теоретически, да, практически - большие сомнения, т. е. в этой части правоприменения норма «мертвая», неживая.
Незаконная подделка рецептов или иных документов совершается общим субъектом преступления, чаще всего с помощью компьютерной техники налажен массовый выпуск таких предметов преступления с целью их реализации для удовлетворения зачастую корыстного мотива. Конечно, допустимы случаи, что такое лицо может быть признано больным наркоманией и изъявить желание добровольно пройти курс лечения от этой болезни, а также медико-социальную реабилитацию. При наличии таких обстоятельств суд на основании ч. 1 ст. 821 ук рф может отсрочить наказание в виде лишения свободы. Обосновано ли решение законодателя в этом случае, когда лицо выполняет преступные действия, создающие условия для последующего незаконного сбыта наркотических средств или психотропных веществ? По нашему мнению, нет.
При введении ст. 821 ук рф законодатель предполагал, что впервые оступившиеся и совершившие вышеназванные преступления больные наркоманией нуждаются в изъявлении желания лечиться и пройти реабилитацию, тем самым получив возможность отсрочки наказания. Так ли это?
Койко-места наркологической службы, предусмотренные на лечение наркомании, пустуют, т. е. ожидаемой их заполненности, массового применения отсрочки наказания для преступников-наркоманов не произошло. Необходимо признать, что добровольность лечения даже перед угрозой уголовного наказания с перспективой реального срока его отбывания в местах лишения свободы показала очень низкую профилактическую эффективность. По всей видимости, на наркоманов сильнее действуют иные факторы, выбираются иные приоритетные альтернативы. Наркозависимость сильнее желания остаться на свободе в период отсрочки и пройти лечение и реабилитацию.
Дискуссионна также ч. 3 ст. 821 ук рф, по условиям которой «после прохождения курса лечения от наркомании, медицинской реабилитации, социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд
освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания».
Руководители наркологических служб указывают, что, так как в настоящее время не определены эффективные средства и методы лечения наркомании, ее ремиссия наступает только у 10-20 % пациентов, средняя длительность которой составляет 10-11 месяцев. Кроме того, в России по-прежнему отсутствует национальный стандарт социальной реабилитации. По мнению экспертов и специалистов, такой документ первостепенен.
Федеральным законом № 313-ф3 от 25 ноября 2013 г. [2] в УК РФ была введена статья 721 «Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией», в соответствии с которой суд наряду с наказанием, не связанным с лишением свободы, может назначить больному наркоманией пройти курс лечения и медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Так, в период с 24 мая по 31 декабря 2014 г. из 119 181 осужденного за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков к 3 423 применена вышеуказанная мера уголовно-право-вого воздействия; за первое полугодие 2015 г. - 294 [3], за этот же период судом при назначении условного осуждения в соответствии со ст. 73 УК РФ за совершение тех же деяний возложена обязанность пройти лечение от наркомании 2 041 больному наркоманией [3]. Таким образом, в 2015 г. в большинстве случаев лечение от наркомании назначалось осужденным к лишению свободы. Это свидетельствует также о несовершенстве ст. 721 ук рф, ее введении в УК РФ без скрупулезного анализирования нормы ст. 821 ук рф и судебной практики, в которой имеются примеры решений, в том числе, когда суд применяет ст. 721 ук рф к больному наркоманией, осужденному к лишению свободы.
Интерес представляет в этой связи постановление президиума Челябинского областного суда от 15 июля 2015 г. по делу Ф., который осужден городским судом Челябинской области за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере по ч. 2 ст. 228 УК РФ к лишению свободы на срок 4 года со штрафом в размере 5000 рублей, без ограничения свободы [4]. В соответствии со ст. 73 УК РФ наказание в виде лишения свободы постановлено считать условно с испытательным сроком 3 года. Совместно с этим на основании ст. 721 ук рф на Ф. возложена обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и социальную реабилитацию. Данное положение было исключено из приговора в отношении Ф. постановлением президиума областного суда.
24 июня 2014 г. районный суд г. Москвы гражданину Р. за совершение покушения на незаконный сбыт наркотических средств, квалифицировав деяние по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 2281 ук рф, назначил наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 4 года и в соответствии со ст. 721 ук рф возложил обязанность пройти курс лечения от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию. В апелляционном порядке приговор в отношении
Р. был изменен: исключено указание суда о прохождении курса лечения от наркомании, медицинской и социальной реабилитации [5].
При выборочном изучении уголовных дел было установлено, что на осужденных, признанных больными наркоманией, возлагали обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию при назначении им основного наказания в виде лишения свободы в 9 % случаях [6, с. 83]. Судебные решения были отменены в апелляционном порядке. Однако, полагаем, что судьи считают необходимым применять ст. 721 УК РФ к больному наркоманией, осужденному к лишению свободы. Такое положение дел позволяет сформулировать вывод о необходимости внесения изменений в данную уголовно-правовую норму, а именно - применять ее и при назначении наказания в виде лишения свободы. С чем мы полностью согласны.
Проанализированная практика назначения наказания больным наркоманией и применения к ним отсрочки отбывания наказания еще раз подтверждает необходимость совершенствования уголовного законодательства в этой сфере, а также принудительного лечения наркозависимых даже при низких результатах достижения ремиссии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 07.12.2011 г., № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. № 278. 9 дек.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25.11.2013 г., № З13-Ф3 // Там же. 2013. № 6243.
3. Данные судебной статистики. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения 21.04.2017).
4. Постановление Президиума Челябинского областного суда № 44у-69/2015 от 15.07.2015. Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации. URL: http://supcourt.ru/index.php. (дата обращения 21.04.2017).
5. Апелляционное постановление Московского городского суда № 10-10147 от 28.07.2014. // Там же. (дата обращения 21.04.2017).
6. Малыгина А.А. Назначение наказания и мер медицинского характера лицу, признанному больным наркоманией: дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2016. 200 с.