Научная статья на тему 'О научной составляющей профессионального полицейского образования (из опыта Федеративной Республики Германии)'

О научной составляющей профессионального полицейского образования (из опыта Федеративной Республики Германии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL POLICE EDUCATION / НАУЧНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / THE SCIENTIFIC BASE OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / FUNDAMENTAL SCIENTIFIC RESEARCH / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ / PRACTICAL APPLICATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PRACTICAL ORIENTATION / PRACTICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравчук Людмила Станиславовна

Исследуется проблема научного обеспечения профессионального образования полицейских кадров как средства оптимизации системы профессиональной подготовки МВД России. Рассматривается позитивный опыт по усилению научной составляющей и профессионализации обучения в системе непрерывного профессионального полицейского образования в Федеративной Республике Германии. Содержатся выводы о том, что успешное выполнение прогностических функций профессионального полицейского образования возможно только при научном обеспечении образовательного процесса, что обеспечивает необходимую реакцию на изменение законодательства, появление новых видов и методов совершения преступлений, вариативность социальных ролей полицейского, в целом на улучшение качества работы полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравчук Людмила Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SCIENTIFIC COMPONENT OF PROFESSIONAL POLICE TRAINING (FROM THE EXPERIENCE OF THE SAXONY POLICE INSTITUTE OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY)

In modern society, police service is a complex activity. It requires great intelligence, outstanding character features, readiness to serve citizens in the interests of the personality, the state and society. Due to the changes in the social role of law enforcement agencies, the implementation of innovative technologies and modern technology into policing, police officers require a high level of education, new skills, such as research, communication, critical thinking, mastering new ways of communicating and working with information, developing self-development skills with the purpose of identifying oneself in professional activity, understanding of various social problems and the ability to solve them. To ensure a comprehensive approach to the realization of a person-oriented education of police staff, it is necessary to create a scientific and methodological platform for the formation of step-by-step vocational training, which enables the formation, development and improvement of professional readiness, professional education, professional culture. In order for professional police education to successfully fulfill its forecast functions, its structure, organization, content and methods of implementation should be perspective-oriented, which is possible only with the scientific provision of the educational process. In this sense, the experience of professional training of police staff in the Federal Republic of Germany as an established system of continuous professional police education based on a scientific basis is of interest. As the result of the scientific provision of the educational process, the necessary reaction is provided to the constant change of legislation, the appearance of new types and methods of committing crimes, the variability of the police’s social roles, the need to adjust the professional activity of police officers, adapt them to emerging life realities and conditions of service. The authors consider the general tendencies of supplementation of the scientific component and professionalization of labor activity on the basis of an analysis of the results of the research activities of the Saxony Police Institute.

Текст научной работы на тему «О научной составляющей профессионального полицейского образования (из опыта Федеративной Республики Германии)»

УДК 378.095

йО! 10.23951/2307-6127-2018-2-16-22

О НАУЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ)

Л. С. Кравчук

Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Путилина, Белгород

Исследуется проблема научного обеспечения профессионального образования полицейских кадров как средства оптимизации системы профессиональной подготовки МВД России. Рассматривается позитивный опыт по усилению научной составляющей и профессионализации обучения в системе непрерывного профессионального полицейского образования в Федеративной Республике Германии. Содержатся выводы о том, что успешное выполнение прогностических функций профессионального полицейского образования возможно только при научном обеспечении образовательного процесса, что обеспечивает необходимую реакцию на изменение законодательства, появление новых видов и методов совершения преступлений, вариативность социальных ролей полицейского, в целом на улучшение качества работы полиции.

Ключевые слова: профессиональное полицейское образование, научная база образовательного процесса, профессионализация, фундаментальные научные исследования, практико-ориентированные исследования, практическое применение научных знаний, практическая направленность.

Актуальной проблемой для системы образования МВД России является решение задач формирования социально адаптированного высококвалифицированного специалиста, имеющего высокий уровень интеллекта, обладающего выдающимися чертами характера, готовностью служить гражданам в интересах личности, государства и общества. В связи с изменением социальной роли правоохранительных органов, внедрением в полицейскую деятельность инновационных технологий и современных технических средств от сотрудников полиции требуется высокий уровень образования, исследовательские, коммуникативные умения, критическое мышление, владение новыми способами коммуникации и работы с информацией. Необходимо с педагогической точки зрения переосмыслить систему подготовки кадров, найти новые формы и методы повышения эффективности профессионального обучения сотрудников. В связи с этим актуализируется поиск инновационных стратегий, оптимальных целей, основ содержания обучения, моделей, организационных форм и методов учебной работы, обеспечивающих осуществление радикальных преобразований в структуре и содержании системы профессионального образования МВД России. В данной статье предприняты попытки представить материал для размышления относительно организационного значения научной деятельности для полиции, роли образовательных учреждений в выявлении проблем в деятельности полиции, требующих научного разрешения, в ходе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. С этой целью исследованы возможности обеспечения целостного системного подхода к реализации личностно ориентированного образования, в частности создание научной платформы формирования поэтапной профессиональной подготовки, обеспечивающей целостный системный подход к реализации лич-ностно ориентированного образования полицейских кадров, которая дает возможность

формирования, развития и совершенствования профессиональной готовности, профессиональной образованности, профессиональной культуры. Практическое воплощение концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел вызывает объективную потребность в изучении зарубежного опыта. В этом смысле интересен опыт профессиональной подготовки полицейских кадров Федеративной Республики Германии как сложившейся системы непрерывного профессионального полицейского образования, основанного на научной базе [1]. Выдающиеся российские исследователи внесли большой вклад в решение проблемы изучения и использования зарубежного опыта в области профессионального образования полиции: Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, И. П. Антонов, И. В. Горлинский, М. П. Столяренко, И. Ф. Колонтаевская и др.

Следуя общей тенденции усиления научной составляющей и профессионализации трудовой деятельности в развитом обществе, профессиональное полицейское образование старшего и высшего начальствующего состава в ФРГ, в частности в Свободном государстве Саксония, основано на научной базе. Оно должно быть связано с комплексными задачами и требованиями к современной профессии полицейского, а также с учетом главной роли, которую в настоящее время играют систематические знания и рациональное обращение с информацией, а также проверенный запас знаний как основа для рефлективного принятия решений [2]. Обучение на научной основе означает, следуя немецким и европейским традициям последних десятилетий в духе представлений Вильгельма Гумбольдта, «связь научных познаний как „поиски истины" и, соответственно, „объективную познавательную деятельность" со специфическими образовательными целями» [3].

Научные знания приобретаются систематически в основном в результате исследовательской деятельности. Идеальным образом в образовательном процессе должны соединяться и постоянно использоваться актуальные результаты собственных и сторонних исследований, причем применение и реализация результатов исследований в процессе обучения, в свою очередь, образует важную контролирующую и корректирующую инстанцию, а также источник вдохновения. Это напрямую относится к образовательным организациям полиции, основными задачами которых являются практико-ориентированные научные исследования, что, соответственно, находит свое отражение в правоустанавливающих документах вузов полиции: «С целью развития обучения и поддержки практики задачей профессорско-преподавательского состава кафедр является координация проведения практи-ко-ориентированных научных исследований» [4], а также в их практической деятельности. Базирующееся на научной основе профессиональное образование - это необходимая, если даже не обязательная предпосылка для постоянного использования и применения преимущественного объема научных познаний. Вместе с тем следует принимать во внимание, что технологическое и практическое применение научных знаний также может иметь проблематичные последствия и влияние и что наука никоим образом не служит всегда на благо практики, хотя это представляется само собой разумеющимся [5]. При этом очень важны инновационные, смелые научные идеи и рассуждения, даже если вначале они не представляют непосредственно практической возможности реализации. В соответствии с данными принципами организована научно-исследовательская деятельность в полицейских вузах Германии, в частности в Институте полиции Саксонии, направленная на научное обеспечение практической деятельности полиции.

Рассматривая сферы научной деятельности Института полиции Саксонии за 20 лет его существования, можно говорить о так называемой модели шести колонн [6]. «Первую колонну» составляет организация и руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Научные работы студентов посвящены рассмотрению этических,

педагогических и исторических вопросов и проблем криминологии, криминалистики, полицейского менеджмента, правового обеспечения и служебно-оперативной деятельности полиции. Тематический фонд дипломных исследовательских работ составляется при участии представителей практических подразделений полиции. Научные работы, базирующиеся на результатах проведенных научных проектов, рабочие гипотезы которых обоснованы значимостью для полицейской практики, оказывают большую помощь практическим органам и получили внедрение в подразделениях полиции, в организации профессиональной подготовки и повышения квалификации, преподавании отдельных учебных дисциплин [7].

«Второй колонной» научной деятельности является проведение институтом научных форумов, которые имеют высокое признание у представителей практических органов полиции и в научном сообществе. Регулярно проводятся заседания «Дидактического коллоквиума высшей школы», в которых принимают участие не только представители всей страны, но и зарубежные ученые и практики. В научных конференциях и семинарах, посвященных рассмотрению проблем расследования отдельных видов преступлений, актуальному состоянию экономической преступности, участвуют представители многих земельных полиций, федеральной полиции, федерального ведомства криминальной полиции, таможни. Институт организует также узконаправленные семинары для сотрудников полиции, например, «Насилие в семье», «Преступления с большими человеческими жертвами», «Обеспечение безопасности на транспорте», «Эмпирические полицейские исследования» и др.

В качестве «третьей колонны» выступает издание научных трудов: публикация результатов научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, сборники материалов научных конференций и семинаров, сборники научных статей по актуальным темам, публикация наиболее интересных и имеющих ценность для полицейской науки и практики дипломных работ бакалавров, издание трудов практической направленности, методических работ для обеспечения образовательного процесса и практики. Многочисленные издания передаются в практические органы полиции, где вызывают большой интерес и используются в концептуальной деятельности [8].

«Четвертую колонну» составляют проводимые профессорско-преподавательским составом института исследовательские проекты, имеющие широкую тематику и сферу применения: федеральный проект «Расследование убийств» в сотрудничестве с федеральным ведомством криминальной полиции; исследование субъективного «чувства безопасности» граждан в различных городах Саксонии и разработка проекта по профилактике преступлений и правонарушений; исследование качества деятельности полиции; составление комментариев к текстам законов; исследование проблемы применения насилия по отношению к сотрудникам полиции; оценка гражданами тяжести уголовных преступлений и соответствие объема санкционных требований; исследование мотивации выбора профессии полицейского; метаанализ коррупции; исследование состояния латентной преступности в Саксонии; обеспечение безопасности в приграничных зонах и др. [9, 10]. Широкое отражение нашли темы, посвященные совершенствованию профессии полицейского, оптимизации требований к профессионализации профессиональной подготовки, куррикулярным и дидактическим вопросам профессионального образования, исследованиям проблем влияния глобального европейского и регионального развития на деятельность полиции. По результатам научных исследований разработаны проекты моделей организации рабочего дня полицейских, позволивших оптимально организовать процесс выполнения профессиональных обязанностей и личной жизни полицейских, научное отражение аспектов организации медицинского обслуживания в полиции Саксонии, другие результативные концепции, важные для деятельности полиции.

Интенсивность межгосударственного полицейского сотрудничества имеет большое значение для гарантии свободы, безопасности и прав граждан, а сотрудничество в области образования вносит важный вклад в работу полиции. «Пятая колонна» - это обмен опытом и взаимовыгодное сотрудничество с другими образовательными организациями и практическими органами в стране и за рубежом в сфере науки, практики и образования. Эта деятельность заключается в приглашении экспертов для чтения лекций, предполагает взаимодействие с партнерскими вузами других государств, обмен студентами и преподавателями, результатами научных исследований, научной и учебно-методической литературой; подготовку, издание и реализацию совместных научных работ на актуальные темы. Примером тому является осуществляемый с октября 2017 г. по сентябрь 2019 г. международный проект под эгидой Европейской комиссии Vokal in Need, в разработке которого участвуют университеты, полицейские вузы, правоохранительные организации различных стран. Кризис беженцев в последние годы и растущая мобильность в Евросоюзе и других странах мира предъявляют новые требования к полиции и иным службам и организациям, конфронтиру-ющим с иностранными гражданами. Целью проекта является создание инструментов для преодоления языковых и культурных различий в виде онлайн-программы и приложения для смартфона с необходимым лексическим запасом, речевыми оборотами, ситуациями, упражнениями и информацией культурного характера на немецком, английском, русском, арабском, итальянском, литовском, болгарском и турецком языках. Они предлагаются к использованию сотрудникам полиции и пограничной охраны, работникам образовательных, воспитательных и медицинских организаций, центров по трудоустройству мигрантов и беженцев, у которых возникают трудности лингвистического и межкультурного характера, базирующиеся на реальных ситуациях.

«Шестая колонна» предусматривает научную деятельность профессоров и доцентов института в качестве экспертов при защите диссертаций на соискание ученых степеней, руководителей научных работ магистров в Университете немецкой полиции, а также работу в научных объединениях, организацию и руководство проведением научных конференций вне института, например форумов Немецкого общества социологии, Общества политических наук, семинаров по темам внутренней безопасности, эмпирических исследований организации работы полиции и иных [11]. Это создает стимул к активизации образовательной и научной деятельности в системе профессионального полицейского образования, развитию научных дисциплин полицейского цикла и содействию международному сотрудничеству с образовательными организациями полиции в обучении, исследовательской работе и практике.

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-исследовательская деятельность в образовательных организациях полиции Федеративной Республики Германии не рассматривается как хобби [12], она поддерживает и обеспечивает улучшение качества практической деятельности полиции. Ее успех достигается за счет постоянного контакта теории и практики, в процессе которого выясняются потребности и желания полицейской практики, которая активно воспринимает научные наработки, использует и внедряет их.

Поскольку в настоящее время в полиции Германии отсутствует федеральный согласованный мониторинг, который отслеживал бы определенные сферы научных исследований, координировал, определял и согласовывал тематику актуальных направлений научных изысканий и организовывал бы их проведение, обмен результатами, разработку на их основе совместных методик борьбы с преступностью, давал стимул для творческой активности, предпринимаются шаги по созданию своего рода криминалистическо-криминологиче-ских исследовательских центров в организационной структуре полицейских организаций

федеральных земель [13]. Данные подразделения будут координировать работу по осуществлению постоянного наблюдения за общественным развитием при помощи научных инструментов, анализировать и делать выводы, разрабатывать концепции для организации и проведения полицейских операций, определять их основные пункты и условия [14]. Идея создания научно-исследовательских центров в структуре полиции соответствует актуальным требованиям к работе полиции и предоставляет в распоряжение современный инструмент идентификации проблем и борьбы с ними. Научные исследования становятся насущной необходимостью для обеспечения прогрессивного и эффективного функционирования полиции и могут осуществляться только в тесном сотрудничестве теории и практики под девизом «Смелость в сотрудничестве, смелость в исследованиях, смелость в прогрессе».

Хорошая организация научной деятельности служит повышению престижа и репутации на федеральном и международном уровне полицейских вузов, имеющих высокий потенциал развития, зависящий, безусловно, от различных условий, - качества подготовки абитуриентов, приема на работу высококвалифицированных, мотивированных преподавателей, имеющих высокие достижения в научно-исследовательской деятельности. Научные исследования и научные публикации наряду с высоким качеством профессиональной подготовки и успехами выпускников являются «торговой маркой» институтов, которые в известных условиях демографического развития, в условиях острой конкуренции борются за молодых людей и «умные головы». Именно благодаря научной организации образовательного процесса обеспечивается необходимая реакция на постоянное изменение законодательства, появление новых видов и методов совершения преступлений, вариативность социальных ролей полицейского, необходимость корректировки профессиональной деятельности сотрудников полиции, адаптации их к возникающим жизненным реалиям и условиям служебной деятельности.

Следовательно, для того чтобы профессиональное полицейское образование успешно выполняло свои прогностические функции, его структура, организация, содержание и методы реализации должны быть ориентированы на перспективу, что возможно только при научном обеспечении образовательного процесса. Накопленный полицией Германии опыт профессионального образования целесообразно подвергнуть критическому осмыслению и учитывать в российской системе профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел.

Список литературы

1. Колонтаевская И. Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: анализ, оценка, использование опыта: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 461 с.

2. Sterbling А. Professionalisierungsaussichten der Polizei? Voraussetzungen, Chancen, Notwendigkeiten und Grenzen // Groß H., Schmidt P. (Hrsg.) Empirische Polizeiforschung XIII: Job, Beruf, oder Profession? Frankfurt a. M., 2011. S. 240.

3. Kühne E. Informationsverarbeitung und Wissensmanagement der Polizei beim Aufbruch in eine digitale Welt. Frankfurt a. M., 2012. S. 150.

4. Humboldt W. Über die innere und äußere Organisation der höheren wissenschaftlichen Anstalten in Berlin: Werke in fünf Bänden, IV Band. Darmstadt, 1982. S. 256.

5. Gesetz über die Hochschule der Sächsischen Polizei (FH) vom 24.05.1994, Rechtsbereinigt mit Stand vom 1. Januar 2006. Fassung vom 01.01.2013. S. 9.

6. Sterbling A. Stichworte zur «Wissenschaft» und zum «Informationszeitalter». Zum Wandel der Wissensgrundlagen der Moderne // Zumutungen der Moderne. Kultursoziologische Analysen. Hamburg, 2007. S. 166.

7. Karlhans L. Forschungsaktivitäten an der Hochschule der Sächsischen Polizei. Rothenburger Beiträge. Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe. Band 75. Rothenburg: Oberlausitz, 2014. S. 462.

8. Sterbling A. Einige Gedanken zum Studium und zur Forschung an der Hochschule der Sächsischen Polizei und zu den "Rothenburger Beiträgen". Rothenburger Beiträge. Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe. Band 75. Rothenburg: Oberlausitz, 2014. S. 462.

9. Kühne E. (Hrsg.) Die Erweiterung der Europäischen Union. Perspektiven und Aufgaben. Rothenburger Beiträge. Schriftreihe der Fachhochschule für Polizei Sachsen. Band 14. 2003. S. 235.

10. Sterbling A. (Hrsg.) Zwischenergebnisse des Gender Mainstreaming Projektes. Mit Beiträgen des Workshops in Niederbobritzsch 14. April 2010, Rothenburger Praxishefte. Band 9. Rothenburg: OL, 2011. S. 94.

11. Sterbling A. Vielfalt der Moderne, Identitätsfragen, Polizeiarbeit. Gesammelte Aufsätze 2012/2013, Rothenburger Beiträge. Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe. Band 68. Rothenburg: Oberlausitz, 2014. S. 235.

12. Sterbling A. Fragen der Sicherheit in unsicheren Zeiten. Lokale Befunde und internationale Entwicklungszusammenhänge. Rothenburger Beiträge. Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe. Band 54. Rothenburg: Oberlausitz, 2010. S. 320.

13. Berthel R. Entwicklungen in der Gesellschaft beobachten, Schlüsse für die Polizei ableiten! Think Tank Polizei implementieren // Polizei zwischen Wissenschaft und Reformdruck: Festschrift zum 20. Jahrestag der Gründung der Hochschule der Sächsischen Polizei (FH). Rothenburg: OL, 2014. S. 462.

14. URL: http://www.polizei.de www.empirische-polizeiforschung.de/index.php, Stand: 15. Juli 2017.

Кравчук Людмила Станиславовна, доцент, заведующая кафедрой, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (ул. Горького, 71, Белгород, Россия, 308034). E-mail: krawtschuk@mail.ru

Материал поступил в редакцию 08.02.2018.

DOI 10.23951/2307-6127-2018-2-16-22

ON THE SCIENTIFIC COMPONENT OF PROFESSIONAL POLICE TRAINING (FROM THE EXPERIENCE OF THE SAXONY POLICE INSTITUTE OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY)

L. S. Kravchuk

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Belgorod,

Russian Federation

In modern society, police service is a complex activity. It requires great intelligence, outstanding character features, readiness to serve citizens in the interests of the personality, the state and society. Due to the changes in the social role of law enforcement agencies, the implementation of innovative technologies and modern technology into policing, police officers require a high level of education, new skills, such as research, communication, critical thinking, mastering new ways of communicating and working with information, developing self-development skills with the purpose of identifying oneself in professional activity, understanding of various social problems and the ability to solve them. To ensure a comprehensive approach to the realization of a person-oriented education of police staff, it is necessary to create a scientific and methodological platform for the formation of step-by-step vocational training, which enables the formation, development and improvement of professional readiness, professional education, professional culture. In order for professional police education to successfully fulfill its forecast functions, its structure, organization, content and methods of implementation should be perspective-oriented, which is possible only with the scientific provision of the educational process. In this sense, the experience of professional training of police staff in the Federal Republic of Germany as an established system of continuous professional police education based on a scientific basis is of interest. As the result of the scientific provision of the educational process, the necessary reaction is provided to the constant change of legislation, the appearance of new types and methods of committing crimes, the variability of the police's social roles, the need to adjust the

professional activity of police officers, adapt them to emerging life realities and conditions of service. The authors consider the general tendencies of supplementation of the scientific component and professionalization of labor activity on the basis of an analysis of the results of the research activities of the Saxony Police Institute.

Key words: professional police education, the scientific base of the educational process, professionalization, fundamental scientific research, practical research, practical application of scientific knowledge, practical orientation.

References

1. Kolontaevskaya I. F. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya kadrov politsii zarubezhnykh stran: analiz, otsenka, ispol'zovaniye opyta. Dis. dokt. ped. nauk [Pedagogics of professional education of police staff of foreign countries: analyses, evalution, use of experience. Diss. doc. of ped. sci.]. Moscow, 2002. 461 p. (in Russian).

2. Sterbling А. Professionalisierungsaussichten der Polizei? Voraussetzungen, Chancen, Notwendigkeiten und Grenzen. In: Groß, Herrmann/Schmidt, Peter (Hrsg.) Empirische Polizeiforschung XIII: Job, Beruf, oder Profession? Frankfurt a. M., 2011. S. 240.

3. Kühne E. Informationsverarbeitung und Wissensmanagement der Polizei beim Aufbruch in eine digitale Welt. Frankfurt a. M., 2012. S. 150.

4. Humboldt W. Über die innere und äußere Organisation der höheren wissenschaftlichen Anstalten in Berlin: Werke in fünf Bänden, IV Band. Darmstadt, 1982. S. 256.

5. Gesetz über die Hochschule der Sächsischen Polizei (FH) vom 24.05.1994, Rechtsbereinigt mit Stand vom 1. Januar 2006. Fassung vom 01.01.2013. S. 9.

6. Sterbling A. Stichworte zur "Wissenschaft» und zum "Informationszeitalter". Zum Wandel der Wissensgrundlagen der Moderne. Zumutungen der Moderne. Kultursoziologische Analysen. Hamburg, 2007. S. 166.

7. Karlhans L. Forschungsaktivitäten an der Hochschule der Sächsischen Polizei. Rothenburger Beiträge. Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe. Band 75. Rothenburg, Oberlausitz, 2014. S. 462.

8. Sterbling A. Einige Gedanken zum Studium und zur Forschung an der Hochschule der Sächsischen Polizei und zu den "Rothenburger Beiträgen". Rothenburger Beiträge. Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe. Band 75. Rothenburg: Oberlausitz, 2014. S. 462.

9. Kühne E. (Hrsg.) Die Erweiterung der Europäischen Union. Perspektiven und Aufgaben. Rothenburger Beiträge. Schriftreihe der Fachhochschule für Polizei Sachsen. Band 14. 2003. S. 235.

10. Sterbling A. (Hrsg.) Zwischenergebnisse des Gender Mainstreaming Projektes. Mit Beiträgen des Workshops in Niederbobritzsch 14. April 2010, Rothenburger Praxishefte. Band 9. Rothenburg: OL, 2011. S. 94.

11. Sterbling A. Vielfalt der Moderne, Identitätsfragen, Polizeiarbeit. Gesammelte Aufsätze 2012/2013, Rothenburger Beiträge. Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe. Band 68. Rothenburg: Oberlausitz, 2014. S. 235.

12. Sterbling A. Fragen der Sicherheit in unsicheren Zeiten. Lokale Befunde und internationale Entwicklungszusammenhänge. Rothenburger Beiträge. Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe. Band 54. Rothenburg: Oberlausitz, 2010. S. 320.

13. Berthel R. Entwicklungen in der Gesellschaft beobachten, Schlüsse für die Polizei ableiten! Think Tank Polizei implementieren. Polizei zwischen Wissenschaft und Reformdruck. Festschrift zum 20. Jahrestag der Gründung der Hochschule der Sächsischen Polizei (FH). Rothenburg, OL, 2014. S. 462.

14. URL: http:// www.polizei.dewww.empirische-polizeiforschung.de/index.php, Stand: 15. Juli 2017.

Kravchuk L. S., Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin (ul. Gor'kogo, 71, Belgorod, Russian Federation, 308034). E-mail: krawtschuk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.