Научная статья на тему 'О научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций'

О научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимиров Сергей Арсеньевич

Автором впервые предложена научно обоснованная инновационная методология формирования сбалансированных стратегических программ государственных инвестиций, позволяющая гарантировать их экономическую и социальную эффективность, а также повысить ответственность инициаторов соответствующих инвестиционных проектов любого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Author is for the first time offered scientifically motivated innovative methodology of the shaping the balanced strategic programs state инвестиций, allowing guarantee their economic and social efficiency, as well as raise responsiblity(liability) an initiator corresponding to investment project(draft) any level.

Текст научной работы на тему «О научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций»

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

0 научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной

программы государственных инвестиций

С. А. Владимиров,

докторант Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Автором впервые предложена научно обоснованная инновационная методология формирования сбалансированных стратегических программ государственных инвестиций, позволяющая гарантировать их экономическую и социальную эффективность, а также повысить ответственность инициаторов соответствующих инвестиционных проектов любого уровня.

В настоящей статье под «стратегической сбалансированной программой государственных инвестиций (ССПГИ)» понимается совокупность исключительно государственных инвестиций, включенных в государственный бюджет на прогнозируемый период от одного до максимум сорока лет и предполагаемых к вложению на всех рынках (фондовом и реальных инвестиций), состоящая из жестких («квантированных») рядов инвестиционных проектов любого уровня и сфер социально-экономической и общественной деятельности, различающихся исключительно по строгим, заранее установленным государством численным значениям ограниченного числа показателей экономической эффективности государственных инвестиций, которые находятся в гармоничной сбалансированной взаимосвязи с утвержденным высшим государственным органом управления народным хозяйством Российской Федерации национальным параметром (нормой дисконта), характеризующим минимальные требования общества к эффективности инвестиционного проекта, численное значение которого определяется по авторской методике [2, 3], в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны, в том числе с темпом экономического роста.

Сущность и принципиальное отличие предлагаемой методологии формирования государственной инвестиционной программы от традиционно сложившейся в том, что решающее значение приобретает не количество и, как правило, голословно обещаемая зачастую безответственными инициаторами самых разных уровней «несомненная качественная» эффективность предлагаемых ими инвестиционных проектов (у разных авторов для современной России это количество варьируется от пятнадцати-двадцати до сорока-пятидесяти тысяч), а жесткая сбалансирован-

The Author is for the first time offered scientifically motivated innovative methodology of the shaping the balanced strategic programs state инвестиций, allowing guarantee their economic and social efficiency, as well as raise responsiblity(liability) an initiator corresponding to investment project(draft) any level.

Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю.

Петр I

ность количества и экономической эффективности инвестиционных проектов с участием государства на прогнозируемый конкретный период времени.

Перед макроэкономической политикой развитого государства при формировании содержания ССПГИ обычно ставятся следующие цели: стабилизация и ускорение темпов экономического роста; борьба с инфляцией; осуществление необходимых структурных сдвигов в производстве и экономике вообще; более полное и эффективное использование производственных ресурсов; стимулирование НТП; подготовка квалифицированных кадров; повышение конкурентоспособности национального производства (экономики) на мировом рынке. При этом основными требованиями к содержанию ССПГИ являются: сочетание долгосрочных, средне- и краткосрочных инвестиционных программ; масштабы и структура (отраслевые и региональные аспекты), принципы инвестиционной политики государства; необходимые меры по реализации инвестиционных программ.

Главной причиной, серьезно осложняющей в настоящее время эффективное управление множеством инвестиционных проектов с участием государственных инвестиций, по мнению автора, является отсутствие внятной и строгой методологии и методики формирования содержания государственной инвестиционной программы, зачастую преследующей не до конца согласованные, нередко противоречащие друг другу цели социально-экономического развития.

Исходя из вышеуказанной причины можно перечислить дополнительные объективные факторы, заведомо затрудняющие объективную оценку всей совокупности предлагаемых государству или инициируемых им инвестиционных проектов:

Таблица 1

№ инвестиционного ряда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Срок окупаемости ^ок> лет 0,25 0,5 0,75 1,0 1,25 1,50 1,75 2,0 2,25 2,50 2,75 3,0 3,25 3,50 3,75 4,0 4,50 5,0 5,50 6,0 6,50 7,0 7,50 8,0 9,0 9,50 10,0 11- 12 13- 14 15- 16 17- 20 21- 24 25- 28 29- 32

Я 4,00 2,00 1,33 1,00 0,80 0,67 0,58 0,50 0,45 0,40 0,37 0,34 0,31 0,29 0,27 0,25 0,23 0,20 0,19 0,17 0,16 0,15 0,14 0,13 0,12 0,11 0,10 0,09 0,08 0,07 0,06 0,05 0,04 0,03

^ технические затруднения в управлении чрезвычайно большим количеством инвестиционных проектов с разными показателями стоимости, доходности и сроками окупаемости, отраслевой, региональной, социальной принадлежности;

^ невозможность качественно (достоверно, своевременно и полно) проверять всю техническую, организационную и финансовую информацию, служащую основой для решений об участии государства в конкретном инвестиционном проекте;

^ быстрый рост стоимости получения соответствующей информации о ходе реализации и фактически достигнутой экономической эффективностью инвестиционных проектов, а на фондовом рынке — накапливающиеся высокие издержки трансакций по продаже одних активов и покупке других — комиссионные брокерам, расходы на регистрацию сделок и пр.

Этапы формирования содержания ССПГИ определяются прежде всего расчетным горизонтом (сроком) прогнозирования, в свою очередь, определяемым степенью точности абсолютного большинства экономико-статистических расчетов, не превышающей ±3%, что для показателя общественной эффективности инвестиционных проектов соответствует К = 0,03, то есть максимальному сроку окупаемости около 33-40 лет (£ок = 1/7?™ш =1/0,03 = 33). Предлагаемый автором перспективный период (33-40 лет) вполне соответствует практике макроэкономического программирования и стратегического долгосрочного развития страны в целом и ее конкретных регионов и отраслей. ССПГИ включает всевозможные национальные и международные крупномасшабные инвестиционные проекты, в том числе реструктуризацию отраслей народного хозяйства, фундаментальные научные исследования и разработки, включая сферу ВПК-без-опасности страны, новые города, их крупные районы, уникальные инженерные общественные сооружения (например, проект железной дороги, проходящей через Берингов пролив и соединяющей Байкало-Амурскую магистраль с Аляской (США) или газонефтепродукто-провод по дну Балтийского моря из России в Германию и Англию), крупные социально-экологические проекты, производственные предприятия, корабли, самолеты и т. п. Учитывая, что по организационно-процедурным причинам почти невозможен эффективный (жесткий) контроль за реализацией инвестиционных проектов с участием государства в сроки, меньшие (или некратные) одному кварталу, автор предлагает качественно новую, научно обоснованную методологию формирования сбалансированной стратегической программы государственных инвестиций.

Введем шкалу конкретных реальных значений показателя общественной эффективности государственных инвестиций исходя из принципов:

^ при сроке окупаемости инвестиционных проектов с участием государства до четырех лет включительно — конкретные значения показателей общественной эффективности инвестиций утверждаются высшим государственным органом на каждый квартал, начиная с первого квартала расчетного горизонта прогнозирования соответствующего бюджета;

^ при сроке окупаемости свыше четырех лет до восьми лет включительно — полугодичные;

^ при сроке с девяти лет до десяти включительно — ежегодные;

^ при сроке с одиннадцати лет до шестнадцати включительно — одно значение показателя общественной эффективности государственных инвестиций на каждые два года;

^ при сроке окупаемости с семнадцати до сорока лет включительно — одно значение показателя общественной эффективности государственных инвестиций на каждые четыре года.

Вышеуказанный ряд конкретных, утвержденных высшим государственным органом неизменных численных значений показателей общественной эффективности государственных инвестиций может быть представлен в виде таблицы и в графической форме (рис. 1).

Таким образом, ССПГИ предусматривает на прогнозируемый (в том числе «плавно перетекающий») срок до сорока лет максимум тридцать четыре строго определенных показателя общественной эффективности государственных инвестиций, («квантов эффективного экономического действия государства»), включающих в себя ограниченное множество (соответственно, их общую стоимость) инвестиционных проектов всевозможных отраслей и регионов народного хозяйства, общественной жизни, жестко сбалансированных относительно утвержденных высшим госорганом темпов экономического роста, нормы государственных инвестиций и национальным параметром Яни (нормой дисконта), характеризующим минимальные требования общества к эффективности вышеуказанных инвестиционных проектов, в свою очередь увязанного с прогнозами экономического и социального развития страны на соответствующий период. При этом каждый инвестиционный ряд в зависимости от своей общей стоимости и показателя экономической эффективности вносит соответствующий вклад в достижение установленного высшим государственным органом темпа экономического роста В гос на соответствующий прогнозируемый период, то есть справедливо равенство:

В гос = 2 £ + 2 £ , (1)

где £ £ — соответственно, доли экономического роста, достигаемые за счет государственных инвестиций,

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

4,00>Я">ЯНП>Я/П>0,03

Среднесрочные инвестиционные программы (ИП) (проекты)

Долгосрочные инвестиционные программы (проекты)

Ф-...

10

Краткосрочные инвестиционные программы (проекты)

Рис. 1

с показателями экономической эффективности, соответственно, не меньшей и меньшей, чем утвержденный государством национальный параметр, в соответствии с авторской методикой определяемым по формуле [3]:

2ВГ0С

к количественному значению показателя их экономической эффективности:

а) с положительным значением Я > 0 (в том числе Я>Яяп);

б) с нулевой эффективностью Я=0 (в том числе безвозмездные — по скрытой логике политиков, покровительствующих неким общественным силам, включая временных союзников);

в) с отрицательной эффективностью Я<0 ( убыточные инвестиции по причинам как неверного прогнозирования, так и преднамеренного казнокрад-ства-банкротства в самой грубой и вульгарной форме — полученные инициаторами проектов государственные инвестиции не только разворовываются, но и навсегда переводятся за границу).

В реальной жизни последние два вида государственных инвестиций необходимо учитывать как заведомо неэффективные, и при заданных государственным бюджетом темпе экономического роста и норме инвестиций абсолютно недопустимо утверждать, что-де общественный показатель эффективности государственных инвестиций заведомо легко определяется отношением вышеуказанных темпа экономического роста к производной от бюджета норме государственных инвестиций. Очевидно, что фактическая норма государственных инвестиций с Я>0 составит:

25

■ф—►

40 Тт, лет

5г0С-ХЛ=

0-3Я<0—3Я>0

(3)

яш,=

5шс + л/р

(2)

где 5 гос=В T0с/g гос — показатель общественной эффективности государственных расходов; g гос — норма государственных расходов.

В соответствии с предлагаемой автором методологией формирования ССПГИ происходит жесткое ранжирование представленных соответствующими инициаторами государству инвестиционных проектов не, как правило, по бесконечно различающимся многочисленным «хитровычисленным» значениям показателей эффективности, а по вышеуказанной неизменной, утвержденной государством шкале (ряду) конкретных численных показателей экономической эффективности государственных инвестиций. Если инициаторы (независимо от их уровня) соответствующих инвестиционных проектов не в состоянии по любым причинам безусловно соответствовать требованиям вышеуказанной шкалы эффективности государственных инвестиций, их претензии на получение государственных инвестиций должны быть немедленно отвергнуты.

Очевидно, что в общем случае сумма государственных инвестиций (и, соответственно, их норма) на прогнозируемый период включает в себя три вида инвестиций (инвестиционных рядов) по отношению

Только одно это обстоятельство неизбежно заставляет назначать Янп в соответствии с авторской методикой, а не безвольно назначать численное значение показателя общественной эффективности государственных инвестиций в прогнозируемом бюджете «от достигнутого». Нетрудно заметить, что при стремлении суммы государственных инвестиций с показателями общественной эффективности не большими нуля к нулю, показатель общественной эффективности государственных инвестиций Ягос будет стремиться к численному значению национального параметра,то есть:

(5Я=0+5Ж0)^0 ^гос_вгос/^гос^^нп

В свою очередь, государственные инвестиции с положительным значением показателя общественной эффективности инвестиций делятся на две, строго определенные группы:

1) з^^ — определяемых численным значением показателя общественной эффективности государственных инвестиций не меньшим, чем утвержденный высшим государственным органом национальный параметр (то есть для этой группы государственных инвестиций всегда справедливо соотношение Я. >Янп);

2) ^ — определяемых численным значением показателя общественной эффективности государственных инвестиций меньшим, чем утвержденный высшим государственным органом национальный параметр (Я- <Ягос).

Введем следующие обозначения:

^ а™ — доля нормы государственных инвестиций, приходящаяся на соответствующий инвестиционный ряд в прогнозируемый период с показателем общественной эффективности государственных инвестиций не меньшим, чем утвержденный высшим государственным органом (то есть Я*>Яяп);

^ /3^ — доля нормы государственных инвестиций, приходящаяся на соответствующий инвестиционный ряд в прогнозируемый период с показателем общественной эффективности меньшим, чем утвержденный высшим государственным органом

(то естьЯ?<Янп).

Нетрудно видеть, что откуда следует:

1,0. (4)

На основании вышеизложенного справедливо равенство:

что эквивалентно (после деления обеих частей равенства на 5гос):

+2/?"Я/п = Янп (5)

В достаточно интересном и простом случае при

получим:

?lR* + ?lRf=rlRяu (6)

Приведем основные примеры.

1. Пусть в прогнозируемом государственном бюджете задано самое простое — соотношение между 31 и 5р когда si=sj=0,50зтос. Следовательно, п = 2, поэтому для соблюдения условия сбалансированности СПГИ допустим при Я"=1,33 и, например, заданных государством /?нп = 0,318 (что соответствует £™=3,14 года, то есть расположению нормативного срока окупаемости между двумя соседними — двенадцатым и тринадцатым — инвестиционными рядами, определяемыми численными значениями показателей общественной эффективности государственных инвестиций, равными, соответственно:^ " =Я13 = 0,31 и Я " =Яи =0,33) необходимо выполнение (6), то есть:

что свидетельствует о заведомой несбалансированности СПГИ при принятых значениях Я^= 1,33 и 5.=0,505гос, поскольку прогнозировать заведомо отри-

цательную эффективность государственных инвестиций в государственном бюджете преступно (хотя очевидно, что в данном случае имеет место умышленное занижение невероятного в открытой сбалансированной экономике темпа экономического роста: 1,33x0,50 = 0,655, то есть Вгос невеРоятн=65,5%.

В то же время сбалансированная СПГИ при вышеуказанных значениях макроэкономических показателей — з^, 3р, Янп, безусловно, реальна в случаях, определяемых соответствующими экстремальными соотношениями, вытекающими из (6): т. к. Я™п>0,03, следовательно,

Учитывая жестко заданную государством шкалу значений показателей общественной эффективности государственных инвестиций, приходим к выводу, что в нашем конкретном случае ближайшийЯ^Ж=Я ]=0,58. Методом перебора («ползучего эмпиризма») с учетом жестких требований к погрешности расчетов, которая не должна превышать ±3% абсолютного значения вычисляемого показателя экономической эффективности государственных инвестиций, приходим к выводу, что возможны следующие сочетания инвестиционных рядов в прогнозируемой ССПГИ:

а) ^ = 0,33 и

Щ = 2йнп-й;-2= 2 х 0,318 - 0,33=0,306=0,31=М3 (с точностью (0,31- 0,306)/0,31= 1,3%, что вполне допустимо);

б) #9 = 0,45 и Щ= 0,636-0,45=0,186= Я}9=0,19

(с безусловно допустимой погрешностью — 0,6%).

в) 0,37 и Щ= 0,636-0,37=0,266^я}5=0,27 (с такой же погрешностью — 0,6%).

Сочетания остальных инвестиционных рядов —

Я\’8; 10 и 15; 17-19; 21~34 не соответствуют требованиям сбалансированности СПГИ (погрешность удовлетворения требования (6) превышает 6-10%).

2. Достаточно показательным будет пример с разнообразными значениями и структурой з^ и 3р. Пусть (при прежнем значении утвержденного высшим государственным органом Янп=0,318):

а) з=0,60зтос, в свою очередь, состоящая из инвестиционных рядов, максимальное число которых не должно превышать согласно утвержденной государством шкале двенадцати рядов и конкретная стоимость которых определяется в долях от утвержденной государственным бюджетом суммы (точнее — нормы) государственных инвестиций, например: а\ =0,10; а\ =0,30; а]2=0,20;

б) зр = 0,40згос, состоящая из не более двадцати двух рядов (34-12 = 22), определяемых аналогично вышеуказанным ограничениям, например: /?]-3=0,10; $6=0,15; ^1=0,10.

Проверим СПГИ на сбалансированность согласно (5) и таблице:

0,10x4,00+0,30x0,80+0,20x0,33+0,10x0,31 + +0,15x0,25+0,10x0,06=0,7805*0,318,

следовательно, прогнозируемая СПГИ заведомо не сбалансирована относительно утвержденных высшим государственным органом фундаментальных

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

макроэкономических показателей, а именно: В гос и Янп=0,318.

Если исходить из предположения, что Вгос и ^13,16,31=СОП8^ тогда необходимо откоррективать а" В первую очередь необходимо ограничить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в соответствии с (5):

0,318-(0,031+0,0375+0,006)= 0,2435.

Методом переборов («ползучего эмпиризма») можно предложить два варианта ССПГИ при безусловном соблюдении требований (4) и (5) в пределах допустимой погрешности:

а) 7*^=0,67 при а\= 0,10; 7?|1=0,37 при а\1=0,20; Я\2= 0,33 при а12= 0,30, то есть откорректированный вариант имеет следующий вид:

0,10x0,67+0,20x0,37+0,30x0,33+0,10x0,31 + +0,15x0,25+0,10x0,06=0,3145,

то есть погрешность относительно требований (3) не превышает (0,318-0,3145)/0,318 = 1,1%, что вполне допустимо;

б) «1°= 0,40 при а\°= ОД 0; 1= 0,37 при а}1=0,20;

Л ;9 = 0,45 при а ^ = 0,30, то есть второй откорректированный вариант ССПГИ имеет следующий вид:

0,10x0,40+0,20x0,37+0,30x0,45+0,10x0,31 + +0,15x0,25+0,10x0,06=0,3235,

то есть погрешность относительно требований (3) не превышает (0,318-0,3235)/0,318 = 1,7%, что также вполне допустимо.

При всех остальных сочетаниях вэтомпри-

мере при вышеуказанных ограничениях утвержденных высшим государственным органом численных значений макроэкономических показателей на прогнозируемый период погрешность при попытках удовлетворить требование (5) намного превышает 7-10%.

Авторская методика предполагает три этапа формирования портфеля государственных инвестиций:

а) вначале включаются в ССПГИ (финансируются) только инвестиционные проекты с 7?">^нп(по любому экономико-математически и юридически обоснованному расчетом экономической эффективности предпочтению господствующей политической, хозяйственной, научной элиты и общественных сил);

б) включение в ССПГИ (финансирование) инвестиционных проектов граничного участка — Щ

в) финансирование инвестиционных проектов с 0,03<7?у<^нппо любому предпочтению вышеуказанной элиты и общественных сил, но при обязательном условии (5), то есть выявление наиболее предпочтительных ИП среди неравноценных.

В соответствии с предлагаемой методологией все инициаторы соответствующих инвестиционных про-

ектов с участием государства будут поставлены в двойные рамки:

1) если по истечению утвержденной государством шкалой срока окупаемости государственных инвестиций не будет достигнута соответствующая экономическая эффективность, инициатор обязан вернуть соответствующую задолженность, определяемую как «омертвление» государственных средств;

2) и наоборот, если соответствующий инициатор инвестиционного проекта досрочно достигнет установленной государством эффективности инвестиционного проекта, сверхдоговорная прибыль остается в его собственности.

Таким образом, в соответствии с предлагаемой автором методологией и методикой сам факт получения государственных инвестиции соответствующим инициатором будет свидетельствовать об основательности его намерений, что в конечном счете приведет к повышению экономической эффективности государственных инвестиций, в том числе и за счет возможного снижения их неэффективного объема путем исключения соответствующих ИП, лоббируемых недобросовестными и неэффективными инициаторами любого уровня. Очевидно, что требования к содержанию прогнозирования ССПГИ в территориально-отраслевом разрезе конкретных регионов, отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп (ФПГ) и общественной жизни полностью определяются аналогично (см. пример в [4]).

В случае принятия соответствующими государственными органами авторской методологии формирования ССПГИ очевидными являются следующие, положительные для общества последствия:

^ появляется более зримая, качественно высшего уровня состязательность инициаторов инвестиционных проектов с участием государства — не противопоставление вообще: «старое - новое» (в том числе протаскивание в Россию псевдоно-вых — давно отживших в развитых странах «грязных» технологий), а противопоставление «более экономически эффективное относительно Янп» — «менее экономически эффективное относительно Янп»);

^ повышение авторитета добросовестных экономистов и финансовых математиков;

^ дебюрократизация управленческих структур в сфере государственных инвестиций, поскольку станет невозможным беспредельное, волюнтаристское, безответственное внедрение госбюрократами любого уровня «своих» инвестиционных проектов в ССПГИ по причине их «интуитивно-социально-экономической эффективности»;

^ возможность оперативной корректировки содержания ССПГИ по результатам каждого квартала, года, соответствующего отчетного периода, с применением жестких государственных санкций. Например, по результатам бюджетного года не достигли,/?" конкретные инвестиционные проекты в соответствующих инвестиционных рядах, тем самым подвергли опасности достижение утвержденного государством темпа экономического роста.

Одновременно другие инвестиционные проекты с участием государственных инвестиций достигли соответствующего норматива экономической эффективности раньше соответствующего срока окупаемости. Очевидно, не представляет особенного труда соответствующая корректировка ССПГИ на будущий бюджетный год. Понятно, что сами корректировки состава инвестиционных проектов в составе государственных бюджетов и, тем более, их причины и последствия могут быть чрезвычайно болезненными для авторитета и тщеславия весьма авторитетных политиков, высших хозяйственных руководителей, общественных деятелей, экономистов, различных экспертов — инициаторов заведомо экономически неэффективных ИП (вплоть до отстранения их от государственных должностей, лишения соответствующих званий, статусов, привлечения к уголовной ответственности).

Суть корректировки — гибкое реагирование (принудительное регулирование) количества и экономической эффективности инвестиционных проектов в ограниченной стоимости ССПГИ. При этом соотношения между количеством инвестиционных проектов в соответствующем инвестиционном ряду, определяемые конкретными показателями общественной эффективности государственных инвестиций и сроками окупаемости, могут быть самыми различными (от знаменитого закона нормального распределения до абсолютно случайных, хаотичных) и определяются исключительно сбалансированностью сумм государственных инвестиций соответствующих рядов, их соответствующими показателями экономической эффективности относительно утвержденных высшим государственным органом национального параметра и темпа экономического роста.

Авторская методика создает научную базу для обращенной в будущее управленческой инвестиционно-инновационной деятельности путем более широкого внедрения дескриптивных (описательных) методов управления. Однако не следует забывать, что сущность текущего бюджета должна основываться не на описательной, а на разнообразной количественной информации (элементами которой, в свою очередь, могут быть результаты прогнозов с помощью эконометрических, имитационных, сценарных, оптимизационных моделей в соответствии с реальным экономическим потенциалом).

Это позволит вовлечь в процесс принятия решений (в том числе стратегических) по государственным инвестициям более широкий круг добросовестных компетентных участников, выдвинуть на первый план анализ возможных последствий их реализации, начать обсуждение заблаговременно и вести его последовательно и конструктивно. Такие методы станут важным элементом социального механизма гражданского общества.

Очевидно, что научное обоснование содержания ССПГИ тесно связано с экономическим прогнозированием, планированием, предплановыми исследованиями вообще и позволит [6]:

^ обнаружить в народном хозяйстве тенденции,

ведущие к обострению противоречий, и принять

меры по их разрешению за счет модернизации существующих структур;

^ предвидеть импульсы, ожидаемые со стороны НТП;

^ определить направления, требующие наиболее пристального внимания, и выявить альтернативы по каждому из них;

^ сформировать заслуживающие специального анализа варианты прогноза;

^ оценивать последствия решений, сопряженных с каждым из этих вариантов;

^ сформировать рекомендации государственным плановым органам.

Автор умышленно избегает темы диверсификации инвестиций (в том числе простой диверсификации, диверсификации по Тобину, диверсификации по отраслям и странам, диверсификации согласно модели оценки капитальных активов, диверсификации по Марковицу-Тобину с использованием показателя чистой текущей стоимости NPV), полагая, что все инициаторы инвестиционных проектов, претендующие на государственные инвестиции в любом объеме, компенсируют всевозможные риски за свой счет и ни в каком случае — за счет государства. Таким образом, структура ССПГИ обеспечивает прогнозируемую стабильную доходность всех государственных инвестиций при минимальном риске этих инвестиций (при почти полном отсутствии систематических — неустранимых рисков, связанных с государственной инвестиционной политикой). В результате оптимальная ССПГИ отыскивается путем простого подбора, осуществляемого по достаточно простой, хотя и очень насыщенной множеством вычислений компьютерной программе.

Чтобы быть уверенным в правильном отборе финансовых инвестиционных проектов с привлечением государственных инвестиций, необходимо проводить квалифицированный анализ не просто фондового рынка и трендов на нем, а ситуации на рынках реальных товаров (продукции компаний, покупных ресурсов на нее) и финансового состояния компаний, чьи акции являются инвестиционными активами. Ведь фондовый рынок лишь отражает — плохо или хорошо — изменение указанных факторов. Более того, следует учитывать и изменение макроэкономической ситуации в стране и в мире в целом, потому что оно также может разрушить сложившиеся статистические зависимости. Таким образом, эффективная работа по оптимальной диверсификации портфеля государственных инвестиций может осуществляться только командой равноправных, высокопрофессиональных финансовых математиков и экономистов.

Очевидно, что авторский подход к формированию ССПГИ существенно отличается от продолжительное время (более сорока лет — с 1947 года) пропагандировавшейся в СССР и используемой немалым количеством современных российских экономистов методики академика Т. С. Хачатурова, а также современными МР-2000 [5]. В соответствии с первой методикой допустимыми и заслуживающими реализации могут признаны лишь такие решения о капитальных вложениях (читай — современных государ-

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ственных инвестициях), которые характеризуются достаточно высоким ожидаемым уровнем ежегодной отдачи — не ниже фиксированного для всего народного хозяйства норматива (его численное значение рекомендовалось не меньшим 12-15% при соответствующем сроке окупаемости, не большим 8-9 лет). Этот порочный подход был распространен с капитальных и на другие виды ресурсов — трудовые, природные и прочие. В основе подобных построений лежат предпосылки, выполнение которых в хозяйственной реальности проблематично, в частности, о возможности достаточно точного стоимостного оценивания всех факторов, имеющих значение для принимаемого решения, в том числе социальных, экологических, научно-технических, о возможности любого перераспределения ресурсов между потребляющими их хозяйственными объектами в течение экономически обозримого периода.

В соответствии с МР-2000 для принятия решения об экономической эффективности любого инвестиционного проекта достаточно рассмотреть совокупность нескольких показателей (прежде всего — чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, срок окупаемости и др.) без увязки их с прогнозами экономического и социального развития страны, темпами экономического роста, минимальными требованиями общества к эффективности инвестиционного проекта, тем более, с участием государственных инвестиций [1].

Предлагаемый автором подход к формированию

ССПГИ, очевидно, свободен от этих недостатков и

предполагает:

^ реальное взаимодействие формальных и содержательных аспектов планирования государственного бюджета — главной сметы доходов и расходов общественной жизни;

^ учет системных эффектов, возникающих практически при любых взаимодействиях хозяйственных единиц (субъектов) на всех уровнях экономических структур;

^ учет требований неформального анализа результатов моделирования и их коррекцию (в том числе экспертами, государственными и общественными органами и организациями).

Литература

1. П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: Дело, 2002.

2. С. А. Владимиров. О наивысшей структурной эффективности ВВП (госбюджета). // Финансы и кредит, М., 2001. № 16.

3. С. А. Владимиров. Определение минимальной общественной эффективности инвестиционно-строительных проектов — один из главных способов борьбы с коррупцией. // История государства и права. М., 2002. № 6.

4. С. А. Владимиров. О новом подходе к анализу макроэкономических состояний экономики. // Современные аспекты экономики. СПб.: Центр оперативной информации, 3, 10 (77), 2005.

5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). М.: Экономика. 2000.

6. Экономико-математический энциклопедический словарь./ Под. ред В. И. Данилова-Данильяна. М.: ИНФРА-М.

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

«ИННОВАЦИИ»

Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка на год (10 номеров) 3600 руб. 00 коп. (Три тысячи шестьсот рублей), в том числе НДС — 327руб. 27 коп.

Название организации ______________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________________________

Должность_________________________

Почтовый адрес (адрес доставки).

Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве

Нами уплачена сумма __________________________________

Платежное поручение №____________ от _________________

.экземпляров.

200

Банковские реквизиты редакции:

АО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале АО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,

к/с 30101810900000000790, БИК 044030790 ' '

Дата заполнения талона подписки.

Подпись.

Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.

Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..

По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ”» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2006 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.

Подписной индекс: 38498.

«ИННОВАЦИИ»

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.