Научная статья на тему 'О наивысшей структурной эффективности ВВП (госбюджета) сбалансированной открытой экономики'

О наивысшей структурной эффективности ВВП (госбюджета) сбалансированной открытой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О наивысшей структурной эффективности ВВП (госбюджета) сбалансированной открытой экономики»

ВОПРОСЫ экономики

О НАИВЫСШЕЙ СТРУКТУРНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВП (ГОСБЮДЖЕТА) СБАЛАНСИРОВАННОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ

СЛ. ВЛАДИМИРОВ,

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики

и финансов, предприниматель

Экономическая мысль развивалась в значительной мере потому, что люди стремились дать оценку различным социально-экономическим системам, измерить их эффективность. Главной идеей проектирования нового общества со времен Аристотеля является идея общего блага как цели общества и политики (государства), которая реа-лизовывалась до недавнего прошлого в представлении о процветании во всех его смыслах (прежде всего, в материальном отношении, отчасти — в гармоничных отношениях с природой), а ныне дополнена идеей совершенствования собственной сущности индивида.

Важнейшим этапом реализации указанных выше идей являются инвестиционная деятельность, инвестиции и инвестиционные проекты, которые объективно преследуют политические, экономические, военные, социальные, культурные и прочие цели, для достижения которых они возникают и вне которых утрачивают смысл. Экономика — вероятностный процесс со значительной долей явлений непознанных или непознаваемых предварительным анализом субъективных и эмоциональных аспектов. Поэтому логический анализ вероятностного процесса и его гипотетических результатов поневоле оказывается лишь формально правильным (то есть, формально рациональным), но по существу гипотетическим построением.

Не существует универсальной процедуры сведения (редукции) всей социальной жизни к экономической, а возможность ее конструирования отнюдь не очевидна. Возникает непросматривае-мый участок в системе общественных связей во множестве локальных субъектов с ограниченны-

ми возможностями — неопределенность, которая принципиально не стремится к нулю при углублении познания экономики. Одновременно инвестиционные проекты переходят из сферы расчетов, планирования в зону принятия решений "на ходу", лавирования. Естественно, анализ эффективности инвестиционных проектов опирается на сочетание знания и искусства, расчетов и эмоций, тонких и не всегда надежных человеческих отношений, внезапных искушений, спадов, порывов и т.д., то есть втягивается в иррациональную сферу.

Образно выражаясь, если инвестиции являются "архимедовым рычагом" экономики, то их минимальная общественная эффективность это как раз та "точка опоры", отсутствие которой, независимо от величины "инвестиционного рычага", обрекает экономику на неуправляемое развитие, то есть на банкротство. Безусловно, демократическому обществу не безразлично, каким из бесконечного множества соотношений макроэкономических показателей (МЭП) достигаются утвержденные государственными органами темпы экономического роста — при низшей или высшей эффективности инвестиций и государственных расходов.

В современных условиях первичность эффективности управления производственно-хозяйственной деятельностью вообще должна уступить место первичности обеспечения экономической и социальной эффективности, своевременной реализации инвестиционно-строительных проектов. Последние десять лет показатели эффективности инвестиций и государственных расходов в госбюджетах не предусматривались, что в не-

ЖУРНАЛ ВЫХОД ИТ 2 РАЗ А В МЕС ЯЦ

35

малой степени способствовало провалу экономических реформ, дезориентированию экономических субъектов.

Основной задачей макроэкономической политики государства, по мнению автора, является приближение текущего положения экономической системы прежде всего к ее потенциальным значениям. Минимизация отклонений фактических уровней производства и занятости от потенциально возможных должна быть приоритетной при любых обстоятельствах. В противном случае эта политика пассивна или "нейтральна". До сего дня отсутствуют общепризнанная методика определения и практика назначения макроэкономических параметров для оценки приближения сбалансированной открытой экономики (СОЭ) к ее идеальному состоянию и, соответственно, объективной оценки макроэкономической политики государства.

Примечание. СОЭ автор называет активную (с положительным темпом экономического роста), экономически неуязвимую (независимую), интегрированную в международное разделение труда экономическую систему, безусловно, управляемую с точки зрения постоянного обеспечения народнохозяйственного баланса "доходы-расходы".

К СОЭ относятся, например, все развитые страны. Экономика стран, не отвечающих указанному выше балансу, является несбалансированной.

Объектом исследования являются утвержденный государственными органами бюджет (или бюджет-прогноз) на соответствующий период СОЭ, безусловно, управляемый с точки зрения народнохозяйственного баланса "доходы-расходы", и его структурная эффективность (в том числе, вытекающие из нее минимальная общественная эффективность инвестиций и максимальная эффективность государственных расходов). По глубокому убеждению автора, объективный показатель общественной эффективности инвестиций вообще и инвестиционных проектов в частности можно извлечь только из экономико-математи-ческого анализа утвержденного государственными органами бюджета, своеобразной сметы общественной жизни — результата жестокой открытой и подковерной борьбы в коридорах и за-кулисье власти различных политических, хозяйственных, административных, культурных, военных и идеологических элит.

Объем ВВП и, соответственно, размер утверждаемого государственными органами бюджета можно представить в виде суммы государственных расходов и инвестиций, умноженной на обоб-

щенный показатель структурной эффективности, то есть:

7=1Н/+6), (1)

где 7- планируемая (прогнозируемая) государственными органами величина ВВП; О — государственные расходы; I— инвестиции; У > 1,0 — обобщенный показатель структурной эффективности (ОПСЭ) СОЭ (мультипликатор затрат).

Для дальнейших рассуждений нам понадобится ввести показатели общественной эффективности государственных расходов и инвестиций и темпа экономического роста. Введем следующие обозначения:

^ — норма инвестирования, равная отношению инвестиций к объему ВВП (то есть 5 = 1/7)', g — норма государственных расходов, равная отношению государственных расходов к объему ВВП (то есть g = (7/У);

Я — показатель общественной эффективности инвестиций, равный отношению численного значения утвержденного в бюджете или прогнозируемого государственными органами прироста ВВП к величине инвестиций (то есть В. = ДУ/7);

5 — показатель общественной эффективности государственных расходов, равный отношению численного значения утвержденного государственными органами в бюджете или прогнозе прироста ВВП к аналогичной величине государственных расходов (то есть 5 = А>7б);

- темп экономического роста СОЭ, равный отношению численного значения утвержденного государственными органами в бюджете или прогнозе прироста ВВП к ВВП.

Нетрудно заметить, что отношение темпа экономического роста к норме инвестирования численно равняется показателю общественной эффективности инвестиций. Аналогично отношение темпа экономического роста к показателю общественной эффективности государственных расходов численно равно норме государственных расходов.

На основании изложенного выше, после несложных математических преобразований показатель общественной эффективности инвестиций в СОЭ может быть определен по формуле:

Л = р. У/О?- /■•У) = (2)

Показатель общественной эффективности инвестиций одновременно численно равен общественной норме дисконта инвестиционных проектов1 или обратной величине срока их окупаемости, поэтому может быть рекомендован при оценке общественной эффективности инвестиционных проектов.

' Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). - М.: Экономика. - 2000.

На основании изложенного выше автором предложена методика определения минимальной нормы дисконта при расчете общественной эффективности инвестиционных проектов — национального параметра в СОЭ в дополнение и развитие2.

Авторская методика определения минимальной народнохозяйственной эффективности (нормы дисконта — национального параметра) отличается экономической обоснованностью, математически строгой последовательностью и доступностью определения ее любым экономистом, государственным деятелем, инвестором, предпринимателем. А именно:

I этап. Предварительные расчеты показывают, что в реальных СОЭ практически значимыми ("напряженно-реальными") являются значения

\|/ = 0,6^-0,8у|/П1ахи Я > 5 = • Очевидно, что значения мультипликатора затрат, меньшие 0,5— 0,6 Ушах , являются ненапряженными (работа экономики "вполсилы"), а значения, большие 0,8— 0,9 Ушах , несут "печать" идеализма, при которых

Таким образом, при расчетах экономической эффективности любых инвестиционных проектов в Российской Федерации на период 2000—2002 годов необходимо принимать минимальную норму дисконтирования 7^^=0,29 и соответственно срок окупаемости инвестиций не более 1/0,29=3,4 года. В указанный период инвестиционные проекты с меньшей нормой дисконта (особенно реализуемые за счет государственных расходов) при расчете эффективности инвестиций должны исключаться из рассмотрения уже на предпроект-ной стадии. Предлагаемая методика позволяет зримо, а не вслепую принимать решения при реализации любого инвестиционного проекта и создать государственный механизм управления эффективностью инвестиций в открытой экономике на соответствующий прогнозируемый период, избегать низших ее уровней и достигать высших путем обеспечения требований указанного выше закона эффективности инвестиций (в том числе

значения минимальной нормы дисконта Я "зашкаливают" за 1,0 и поэтому не должны рассматриваться. На основании изложенного выше принимаем усредненное значение ОПСЭ в открытой экономике для расчета минимальной нормы дисконта — национального параметра, — равное Унп — 0,7\|/тах.

II этап. На основании официально публикуемых Министерством финансов РФ прогнозов, в которых всегда и обязательно указаны темпы экономического роста Г и показатель государственных расходов С, легко определить минимальную эффективность инвестиций — минимальную норму дисконта — национальный параметр Л (и соответственно — норму и объем инвестирования).

Например, на основании Основных показателей прогноза социально-экономического развития РФ на 2000 год и показателей прогноза на период до 2002 года (Министерства финансов РФ от 10.06.98 года) рассчитаем национальный параметр — норму дисконта:

Таблица

ссудный процент Центробанка в указанный период не должен превышать К2000, то есть 29%).

Несомненным достоинством авторской методики определения минимальной общественной эффективности инвестиционных проектов является ее полная совместимость с неомарксистской3 и неокейнсианской4 экономическими теориями (в РФ — при условии преодоления нынешнего компрадорского этапа развития "номенклатурной буржуазии" и переходе к стадии государственного монополистического капитализма). Автор считает возможным распространить данную модель опре-

2 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). - М.: Экономика. - 2000.

3 Губанов С. Макроэкономическое планирование: новые подходы// Экономист. 1996. № 11.

4 Балацкий Е. Эффективность инвестиций в открытой экономике// Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 10.

Показатели прогноза ВВП Министерства финансов РФ на 2000-2002 годы Преобразования показателей для определения ЯГ Расчетное значение Я™, подлежащее утверждению соответствующим госорганом РФ на 2000-2002 годы

Г = 100% АУ = 5% Е = 35-45% £расч =(40% /■ = ДУ/У = 5/100 = 0,05 5 = ^/^ = 5/40 = 0,125 Урасч =0,7Утах =0,7-//$ = = 0,7 100/40 = 1,75 ^2000 = = = 0,125 0,05-1,75/0,125--0,05 1,75 = 0,29 ^2000 =*7Д = 0,05/0,29 = 0,17

ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ 2 РАЗА В МЕСЯЦ

37

деления и управления эффективностью инвестиций на любой уровень экономической деятельности — субъект федерации, отрасль, регион, — имеющий собственный (производный от государственного) бюджет, на основании соответствующей корректировки баланса "доходы — расходы" для данного экономического субъекта. Предложенная методика определения национального параметра — минимальной общественной эффективности инвестиционных проектов — позволит повысить персональную и групповую ответственность инициаторов инвестиционных проектов на любом уровне — вплоть до высших органов государственной власти, стать действенным барьером в борьбе с коррупцией в инвестиционной сфере.

Представляя на обсуждение проект методики определения национального параметра — ми-

нимального значения показателя общественной эффективности инвестиционных проектов, автор ясно видит некоторые ее недостатки. Автор признает, что главным препятствием для внедрения в жизнь изложенных выше закономерностей служит неразвитость (практическое отсутствие) отечественной статистики межотраслевого баланса, в то время как все остальные развитые страны ежегодно составляют один, а порой и несколько межотраслевых балансов. Необходимо должное информационное обеспечение макроэкономического планирования, регулирования и учета эффективности инвестиций в экономике РФ. Несомненно, широта охвата материала обернулась поверхностностью изложения некоторых вопросов. Однако эти недостатки не могут дискредитировать саму идею методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.