Научная статья на тему 'О нарушениях слоговой структуры слова в устной речи'

О нарушениях слоговой структуры слова в устной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2123
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О нарушениях слоговой структуры слова в устной речи»

Т. А. Титова

О нарушениях слоговой структуры слова в устной речи

Проблема слогосложения и слогового состава слов в последние годы все более интересует не только лингвистов, но особенно специалистов, занимающихся изучением нарушений речевого развития детей дошкольного и школьного возраста. Трудности восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова можно отнести к числу наиболее интересных, сложных и важных как в теоретическом плане, так и с точки зрения практической деятельности проблем современной логопедической науки. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в специальной литературе. В исследованиях Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.Ю. Сафонки-ной и др., отмечается, что данный вид искажений наблюдается при системных нарушениях речи и может рассматриваться не только как дифференциально-диагностический признак недоразвития речи, но и указывать на степень его выраженности. В работах, посвященных данному аспекту, представлена характеристика вариантов искажений звукослоговой структуры слов, а также предлагаются различные подходы к пониманию механизмов данного вида нарушений, поскольку при сходстве симптоматики механизмы будут разными.

На стойкость и разнообразие искажений звукослогового состава слова у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией указывают такие исследователи, как Е.Н. Винарская, Г. В. Гуровец, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина и др. Они отмечают, что помимо искажений, замен и смешений звуков часто наблюдаются искажения структуры слова, а также нарушения просодической стороны речи. Однако наиболее распространёнными ошибками у детей с дизартрией являются ошибки, связанные с нарушением звукового состава слова при более сохранном слоговом контуре слов. В качестве механизма данного вида нарушений указывают на неполноценность или недостаточность речедвигатель-ного анализатора, что в свою очередь приводит к недоразвитию речеслухового анализатора, недостаточной сформированности фонематического слуха. На наиболее типичные варианты нарушений слоговой структуры в речи детей, страдающих моторной алалией, обращается внимание в работах В. А. Ковшико-ва, А. К. Марковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой, С. Н. Шаховской, З.В. Ша-риповой и др. Авторы указывают на то, что звуковой и слоговой состав слова при моторной алалии является неустойчивым, нестабильным, а также на то, что нет прямой зависимости между способностью к воспроизведению изолированных звуков и способностью к воспроизведению слоговой структуры слова. Отмечается также, что слоговая структура слова, усвоенного в изолированном произношении, часто снова искажается при включении этого слова во фразу, а еще большие искажения наблюдаются в самостоятельной речи по сравнению с отраженным произношением. Отмечают такие типы нарушений слогового состава слова, как нарушение количества слогов в слове, их последовательности и нарушения структуры отдельного слога. Е.Л. Черкасова выделяет искажения звукослоговой структуры слова у детей с минимальным снижением слуха, т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи, которые посещают речевые детские сады. Ею выделены типичные и специфические ошибки у детей дошкольного возраста при минимальном сниже-

нии остроты слуха. В качестве типичных ошибок автор выделяет такие нарушения звукослоговой структуры слова, как опускание звуков или безударных слогов в начале или конце слов, неполное звуконаполнение, неверная постановка ударения, литеральные парафазии, т.е. перестановка слогов и уподобление и смешение значений акустически похожих слов. В качестве специфических ошибок при минимальном снижении остроты слуха выделены такие ошибки, как контаминации и др. [3].

Свидетельством стойкости данного вида нарушений являются трудности восприятия и воспроизведения звукослогового состава слов студентами. Студенты, безусловно, уже не дети, но состояние их речи, как устной, так и письменной не всегда соответствует требованиям ВУЗа. Количество ошибок, искажающих звукослоговую структуру слов, встречающихся у них при устных ответах на семинарских занятиях, зачетах и экзаменах вполне сопоставимо с теми ошибками, которые встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи или фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Например: опускание звуков, слогов - Усмаль (Куссмауль); отолоринология, ото-рвалогия (оториноларингология); насильные (насильственные) движения; лока-ционизм, локациализм (локализационизм), интерплитация (интерпретация) ошибок; содружные (содружественные) движения; добавление звуков и слогов -неверная паутизация (паузация), энцефалопалатия (энцефалопатия), латаврали-зация (латарализация), антрополологическая, архофонологическая, антропофо-нологическая (антропофоническая) субституция; неверная постановка ударения - слоновник, кухонной утварью, Гвоздев, Выготский; уподобление и смешение значений акустически похожих слов - Усманов (Куссмауль); предполагающие (предрасполагающие) причины заикания; интервенция (иннервация); этнология (этиология), Главинчи (Да Винчи); субконституция (субституция); онтогенести-ческие, отногонистические (онтогенетические). О трудностях слухового восприятия, несформированности фонематического слуха, могут свидетельствовать такие ошибки: седалицкая, седалковая, седаличная (седалищная) кость, асфеку-сия (асфиксия); интервация (иннервация), проблемастический анализ; кросно-язычие (косноязычие). В некоторых случаях допущенные ошибки могут быть объяснены плохой акустикой, затрудняющей процесс восприятия и распознавания речевого сигнала. Примером контаминаций являются такие ошибки: эмбри-онатальный период, моченосовые системы, Гутцмаль (Гутцман и Куссмауль). Таким образом, если рассматривать искажения звукослоговой структуры слова в качестве дифференциально-диагностического признака общего недоразвития речи, то, безусловно, следует считать данное нарушение не только одним из наиболее стойких, но и сложных в коррекционной работе, поскольку механизм не всегда очевиден. В работах, посвященных обследованию детей с нарушениями речи, в качестве речевого материала, в основном, предлагаются слова, относящиеся к именам существительным. Хотя, как показывает практика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, искажения звукослоговой структуры слова затрагивают все основные части речи - глаголы, прилагательные, числительные и практически не искажаются у детей старшего возраста. И, как правило, искажениям подвергаются слова иноязычные и низкочастотные, т.е. редко употребляющиеся в речевой практике детей. Следовательно, когда мы предлагаем для отраженного воспроизведения такие предложения, как: «Волосы,

подстригают в парикмахерской», то знаем, что ребенок исказит структуру всех слов, в него входящих. В связи с этим, нам представляется возможным использовать при обследовании таблицы А.С. Штерн [1977], в которых речевой материал хорошо сбалансирован и с точки зрения представленности в нем разных частей речи и сложности слогового состава слов. В многочисленных работах предлагаются разнообразные подходы к коррекции нарушений звукослоговой структуры слова (З.Е. Агранович, В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина С.Е. Большакова, О.И. Крупенчук, Т.А. Ткаченко, Н. Четверушкина и др.)]. В качестве предпосылок формирования слогового состава слов выделяют пространственный, динамический и ритмический компоненты психической деятельности. В работах этих авторов указывается на то, что неречевые процессы во многом определяют становление слоговой структуры слова. В качестве одного из факторов, имеющих важное значение для овладения слоговым составом слова, указываются ритмические способности. Ритм играет огромную роль в становлении и развитии всех видов деятельности детей как универсальный компонент психомоторики. По мнению Н. А. Бернштейна [3], невербальный ритм является базовым компонентом слогового ритма. Речь представляет собой сложную функциональную систему, сенсомоторная организация которой «возникла в результате эволюционного, самоорганизованного развития сложной системы, открытой, а не консервативной, в силу наличия, как сенсорных входов, так и моторных выходов. Динамика такой системы - это динамика, с точки зрения биологии, живой системы, а с точки зрения физики - это динамика неравновесной системы. Устойчивой структурой такой системы является речевой ритм, который для нормальной речи... является иррегулярным, непредсказуемым и способным к генерации информации» [2, с. 28].

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Берн-штейн Н А. - М., 2005. - 214 с.

2. Скляров О.П. Хаос и ритм речи в норме и при заикании / О.П. Скляров. - СПб., 2002. - С. 52.

3. Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха: метод. пособие. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Черкасова Е.Л. - М., 2005. - С. 86-149.

Н. В. Туба

Разновозрастное сотрудничество на уроках логопедов дошкольной и школьной ступеней образовательной организации

Приоритетным направлением развития современного образования выступает переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС второго поколения), которые должны обеспечить: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.