МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
УКД 376
А.А. Полукарова ,Ю.М. Пахомова, Н.В.Гилёва ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
г. Курган, Российская федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация
В научной статье исследовалось состояние компонентов звукослоговой структуры у старших дошкольников с дизартрией. Определены особенности компонентов звукослоговой структуры слова. Указаны методики исследования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с дизартрией.
Ключевые слова
звукослоговая структура, фонематические процессы, статическая организация двигательного акта, динамическая организация двигательного акта, ритм.
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для логопедической коррекции, требующей длительной и кропотливой работы, является нарушение слоговой структуры слов, особенно у детей с дизартрией. Актуальность данной проблемы и определила тему нашего исследования: «Формирование звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с дизартрией».
Данной проблемой занимались многие ученые, такие как А.Р.Лурия, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, Т.А.Ткаченко,З.Е. Агранович и др.
А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности[3, с.10].
В рамках констатирующего эксперимента была подобрана методика исследования состояния звукослоговой структуры слов, в основу которой легли методические разработки А.К. Марковой [3, с.13], Чиркиной, А.В. [4, с. 112], Р.Е.Левиной[2, с. 123].
Исследование проводилось в детском саду № 111 «Белоснежка». Для исследования были взяты 5 детей старшего возраста с диагнозом общее недоразвитие речи третьего уровня у детей с легкой степенью дизартрии. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Анализ продуктов деятельности детей включал в себя: языковую, речевую и игровую деятельность. Использовались следующие методы: наблюдение, беседа, двигательные тесты.
Диагностика нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов включала изучение следующих параметров:
1.Исследование фонематических процессов.
2.Исследование статической и динамической организации двигательного акта.
3.Исследование ритма.
4.Выявление нарушений собственно слогового состава слов.
На каждый из параметров были подобраны методики с учетом возрастных особенностей детей.
Диагностика звукослоговой структуры слова включала в себя 10 заданий на каждый из типов слогов. Обследование осуществлять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).
Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплексов заданий (А, Б, В), разработанных авторами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Таким образом, на основе методик А.К.Марковой, Р.Е. Левиной, тестов Н.И. Озерецкого, мы составили методику, которую принимали для своего эксперимента.
По итогам проведенного логопедического обследования было выявлено:
1. Исследование статической и динамической организации двигательного акта.
Все дети находятся на среднем уровне. Задания выполнялись с первого раза, имелись небольшие трудности в выполнении заданий, т.к отмечался недостаточный объем мелких движений рук, последовательных движений двумя руками. При выполнении заданий нарушалась точность, последовательность.
2.Исследование ритма.
Трое детей находятся на среднем уровне, допускали незначительные ошибки при выполнении заданий. Двое детей имеют низкий уровень, от некоторых заданий отказывались, испытывали трудности в выполнении заданий на воспроизведение сложных ритмов.
3.исследование фонематических процессов.
У четырех детей уровень состояния фонематического анализа и синтеза находится на среднем уровне. Двое детей ответили с первой попытки, трое ответили со второй попытки, так как имели некоторые затруднения. В целом, дети хорошо справились с заданиями. Один ребенок имеет низкий уровень состояния фонематического анализа и синтеза. Выполнил задания на определение неречевых звуков, которые были ему знакомы, от остальных заданий в ходе выполнения отказывался.
4. исследование состояния звукослоговой структуры слова.
Трое детей находятся на среднем уровне, они лучше остальных справились с заданиями, все задания практически выполнялись с первого раза. Без ошибок воспроизводили слова 1-3 класса, 4-6 класса, наблюдались искажения 10-13 класса. Два ребенка находятся на низком уровне. Воспроизводили слова 1-3 класса без ошибок, искажения наблюдались в словах 4-6 класса, 10-13 класса.
При исследовании звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, мы пришли к следующим выводам:
1. Наиболее сохранной является структура слов 1-3класса (например: лыжи , машина, кот). Относительно сохранной можно считать структуру 4-6 классов (например: лимон, мышка, фартук).
2. Наблюдается искажение слоговой структуры слов 7-9(например: самолет, котлеты, карандаш),10-13 классов (например: лампочка, стул, краски, гусеница).
3. Наблюдалось искажение структуры слова в трехсложных словах со стечением согласных (например: виноград, карандаш, скакалка). Наблюдалось искажение структуры слова в трехсложных словах со стечением согласных и закрытым слогом ( например: автобус, кузнечик, осьминог), четырехсложных слов из открытых слогов ( например: кукуруза, ежевика, пианино).
4. Ошибочное воспроизведение слов 7-13 классов наблюдалось как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении.
5. Усвоение количества и последовательности слогов в структуре слова оказались более сохранными.
6. Задания, которые включали воспроизведение слов сложной слоговой структуры , повторение ряда слов, вызывали затруднения.
Наибольшие трудности вызывало задание на произнесение слоговой структуры слов при ответах на вопросы.
Список использованной литературы:
1. Агранович.З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-СПб.,2001.
2. Левина. Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей// Специальная школа.-1959.-№4.
3. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70.
4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., Просвещение,2001.
5. Четверушкина.Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.-М.,2003.
© Полукарова А.А., Пахомова Ю.М., Гилёва Н.В., 2016