Научная статья на тему 'О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ КАК СПОСОБА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ'

О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ КАК СПОСОБА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / ЧАСТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕДИАЦИЯ / ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малолеткина Наталья Сергеевна, Скиба Андрей Петрович

В статье на основе анализа теории и законодательства делается вывод о необходимости разработки теоретико-правовых аспектов в целом общественного воздействия как средства исправления осужденных и, в частности, государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере как способа его реализации. Выделяется ряд направлений развития государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере: пересмотр теоретических, организационных и правовых аспектов привлечения осужденных к труду, включая разработку концепции права осужденных на труд, в том числе на занятие предпринимательской деятельностью; создание частных учреждений и их отдельных «негосударственных» участков (медицинских, производственных и пр.); привлечение осужденных для заселения недостаточно обжитых территорий России, а также их инфраструктурного и экономического развития; расширение получения осужденными образования, включая высшего, в том числе в негосударственных образовательных организациях; внедрение медиативных технологий, в том числе с привлечением саморегулируемых организаций; расширение взаимодействия с религиозными организациями, а также более четкое определение правового положения всех участников реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедания; обеспечение соблюдения прав осужденных путем реализации общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малолеткина Наталья Сергеевна, Скиба Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE PENAL SPHERE AS A WAY OF IMPLEMENTING PUBLIC INFLUENCE IN RELATION TO CONVICTS

Based on the analysis of theory and legislation, the article concludes that it is necessary to develop theoretical and legal aspects of public influence in general as a means of correcting convicts and, in particular, public-private partnership in the penitentiary sphere as a way of its implementation. A number of directions for the development of public-private partnership in the penitentiary sphere are highlighted: the revision of the theoretical, organizational and legal aspects of attracting convicts to work, including the development of the concept of the right of convicts to work, including to engage in entrepreneurial activity; the creation of private institutions and their separate “non-state” sites (medical, industrial, etc.); the involvement of convicts for the settlement of insufficiently inhabited territories of Russia, as well as their infrastructural and economic development; expansion of education by convicts, including higher education, including in non-governmental educational organizations; introduction of mediation technologies, including with the involvement of self-regulating organizations; expansion of interaction with religious organizations, as well as a clearer definition of the legal status of all participants in the realization of the right of convicts to freedom of conscience and religion; ensuring compliance with the rights of convicts through the implementation of public control.

Текст научной работы на тему «О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ КАК СПОСОБА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 343.85

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/66-73

Н. С. Малолеткина, А. П. Скиба

О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ КАК СПОСОБА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ

В статье на основе анализа теории и законодательства делается вывод о необходимости разработки теоретико-правовых аспектов в целом общественного воздействия как средства исправления осужденных и, в частности, государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере как способа его реализации.

Выделяется ряд направлений развития государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере: пересмотр теоретических, организационных и правовых аспектов привлечения осужденных к труду, включая разработку концепции права осужденных на труд, в том числе на занятие предпринимательской деятельностью; создание частных учреждений и их отдельных «негосударственных» участков (медицинских, производственных и пр.); привлечение осужденных для заселения недостаточно обжитых территорий России, а также их инфраструктурного и экономического развития; расширение получения осужденными образования, включая высшего, в том числе в негосударственных образовательных организациях; внедрение медиативных технологий, в том числе с привлечением саморегулируемых организаций; расширение взаимодействия с религиозными организациями, а также более четкое определение правового положения всех участников реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедания; обеспечение соблюдения прав осужденных путем реализации общественного контроля.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; исправление осужденных; общественное воздействие; труд осужденных; частные учреждения; медиация; получение образования; свобода совести и вероисповедания; общественный контроль.

Для цитирования: Малолеткина Н. С., Скиба А. П. О направлениях развития государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере как способа реализации общественного воздействия в отношении осужденных // Вестник Кузбасского института. 2022. № 4 (53). С. 66-73. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/66-73.

© Малолеткина Н. С., Скиба А. П., 2022 © Maloletkina N. S., Skiba A. ^ 2022

N. S. Maloletkina, A. P. Skiba

ABOUT THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE PENAL SPHERE AS A WAY OF IMPLEMENTING PUBLIC INFLUENCE IN RELATION TO CONVICTS

Based on the analysis of theory and legislation, the article concludes that it is necessary to develop theoretical and legal aspects of public influence in general as a means of correcting convicts and, in particular, public-private partnership in the penitentiary sphere as a way of its implementation.

A number of directions for the development of public-private partnership in the penitentiary sphere are highlighted: the revision of the theoretical, organizational and legal aspects of attracting convicts to work, including the development of the concept of the right of convicts to work, including to engage in entrepreneurial activity; the creation of private institutions and their separate "non-state " sites (medical, industrial, etc.); the involvement of convicts for the settlement of insufficiently inhabited territories of Russia, as well as their infrastructural and economic development; expansion of education by convicts, including higher education, including in non-governmental educational organizations; introduction of mediation technologies, including with the involvement of self-regulating organizations; expansion of interaction with religious organizations, as well as a clearer definition of the legal status of all participants in the realization of the right of convicts to freedom of conscience and religion; ensuring compliance with the rights of convicts through the implementation of public control.

Keywords: public-private partnership; correction of convicts; public impact; labor of convicts; private institutions; mediation; education; freedom of conscience and religion; public control.

For citation: Maloletkina N. S., Skiba A. P. About the directions of development of public-private partnership in the penal sphere as a way of implementing public influence in relation to convicts. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 4 (53), p. 66-73. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/66-73.

В последнее время государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) в пенитенциарной сфере находится на новом этапе своего развития [2, с. 146-149; 7, с. 440-447; 8, с. 30-33; 13, с. 4-8], что обусловлено прежде всего совершенствованием законодательства и изменением социально-экономической, общественно-политической и иной обстановки в России. С учетом того, что ГЧП является одним из способов реализации общественного воздействия как средства исправления осужденных [5, с. 70-79] (это в последнее время активно обсуждается на научно-практических мероприятиях [10, с. 91-97; 12, с. 438-442]), актуальна разработка новых подходов к повышению эффективности деятельно-

сти учреждений и органов, исполняющих наказания, во взаимодействии с негосударственными организациями (отдельными представителями общества) в контексте достижения исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как целей уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ).

Помимо развития ГЧП, к наиболее актуальным направлениям развития уголовно-исполнительного права относятся: повышение эффективности исправления и предупреждения совершения новых преступлений отдельных категорий осужденных (лиц, имеющих психические расстройства, туберкулез и другие заболевания; военнопленных; лиц, со-

вершающих преступления террористического характера и другие преступления против общественной безопасности, наемничество, реабилитацию нацизма, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, и т. п.; лиц с расстройством половой идентификации; и др.); комплексное исследование уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства, регулирующего различные аспекты исполнения наказаний и досрочного освобождения от их отбывания, в том числе для устранения коллизии и других недостатков; разработка уголовно-исполнительного законодательства в случаях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения; рассмотрение вопросов применения уголовных наказаний к юридическим лицам; и т. д. [9, с. 39-46]

При этом в уголовно-исполнительном законе имеется лишь несколько положений, фрагментарно регулирующих общественное воздействие в отношении осужденных в ст. 9, 12, 24, 471, 87, 134, 142, 165 и др. положениях УИК РФ (данный недостаток еще больше проявляется в отношении ГЧП — прим. авт.).

Подобное регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных оставляет не решенными многочисленные вопросы, в том числе отсутствие закрепления прав подавляющего числа субъектов общественного воздействия, даже обозначенных в УИК РФ (попечительских советов, родительских комитетов и пр.), кроме полномочий членов общественных наблюдательных комиссий (далее — ОНК) беседовать с осужденными и рассматривать их предложения, заявления и жалобы, а также как такового регулирования полномочий сотрудников исправительных учреждений (далее — ИУ) по реализации рассматриваемого средства исправления [6].

Более того, ни в теории уголовно-исполнительного права, ни в законодательстве не определено как таковое содержание общественного воздействия и, соответственно, ГЧП в пенитенциарной сфере (эти и другие вопросы активно обсуждаются в юридической литературе [1, с. 25-28; 3, с. 146-151; 4, с. 362-366; 14, с. 77-82; 15, с. 68-76]).

Представляется, что ГЧП в пенитенциарной сфере представляет собой форму взаимодействия государственных органов (в первую очередь — ФСИН России) с институтами гражданского общества (ОНК, религиозными организациями, попечительскими советами и пр.) и бизнесом (в частности, предпринимателями и хозяйствующими субъектами, в том числе, где работают осужденные к обязательным, исправительным или принудительным работам) [11, с. 16-18]. В этом случае оно не ограничено вопросами трудоиспользования осужденных (для решения социально-экономических проблем, создания новых рабочих мест, улучшения работы по возмещения ущерба, причиненного преступлением, и т. п.) и ориентировано на повышение эффективности их исправления и ресо-циализации после освобождения от отбывания наказания.

Выделим некоторые направления развития ГЧП как способа реализации общественного воздействия в отношении осужденных.

Во-первых, это пересмотр теоретических, организационных и правовых аспектов привлечения осужденных к общественно полезному труду (наряду с общепризнанными формами организации их трудоиспользования в соответствии со ст. 601, 103 и др. УИК РФ — прим. авт.). Так, наряду с обязанностью трудиться у осужденных к обязательным, исправительным и принудительным работам, лишению свободы и некоторым другим наказаниям, целесообразна разработка концепции права осуж-

денных на труд, в том числе на занятие предпринимательской деятельностью.

Кроме того, ввиду практически полного игнорирования на законодательном уровне организационно-правовых актов взаимодействия хозяйствующих субъектов с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) актуальна подготовка нормативного обеспечения расширения привлечения таких негосударственных (частных) юридических лиц и предпринимателей к организации труда осужденных.

Во-вторых, целесообразно расширение взаимодействия исправительных учреждений, исправительных центров и иных субъектов исполнения наказаний с хозяйствующими организациями, заинтересованными в таком сотрудничестве, за счет создания частных учреждений и их отдельных так называемых «негосударственных» медицинских, производственных и пр. участков (в том числе с учетом опыта различных стран мира). В то же время при возможном (исключительно поэтапном — прим. авт.) привлечении негосударственных субъектов к уголовно-исполнительной деятельности сотрудники УИС должны будут обеспечивать безопасность и охрану этих объектов.

Более того, усиление взаимодействия с хозяйствующими организациями позволит создать надлежащую организационно-правовую основу содействия в совершенствовании материально-

технической базы, прежде всего, исправительных учреждений (которая объективно в целом является устаревшей и в основной созданной еще в советское время — прим. авт.).

В-третьих, изменение климатических и иных условий, как в нашей стране, так и в мире, приводит к оттаиванию вечной мерзлоты, необходимости дальнейшей разведки и добыче полезных ископаемых, увеличению срока судоходства на севере европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке,

целесообразности восстановления жилищной и промышленно-хозяйственной инфраструктуры за счет средств из государственного бюджета или негосударственных инвесторов и т. п. Решение подобных задач, в том числе связанных с заселением недостаточно обжитых территорий, с их инфраструктурным и экономическим развитием, также требует развития ГЧП с привлечением осужденных к принудительным работам и иным наказаниям.

В-четвертых, востребованно расширение организации получения осужденными образования, включая высшее, в том числе в негосударственных образовательных организациях, что также крайне важно для их исправления и ре-социализации после освобождения от отбывания наказания. В этой связи интересным представляется разработка концепции взаимодействия ФСИН России с соответствующими образовательными организациями для возможно максимального представления им свободы действий в организации повышения уровня образования осужденных.

В-пятых, требуется разработка новых подходов к внедрению медиативных технологий (в рамках так называемой «медиации»), в том числе с привлечением саморегулируемых организаций психологов, медиаторов и иных соответствующих специалистов, для оказания помощи в примирении осужденного с потерпевшим, улучшения психологического климата и снижения уровня конфликтности в среде осужденных и т. п.

В-шестых, необходимо расширение форм взаимодействия ФСИН России с религиозными организациями, а также более четкое определение правового положения всех участников соответствующих правоотношений, в том числе осужденных. Это актуально по многим причинам: для более эффективного обеспечения права на реализацию свободы совести и вероисповедания осужденных, предупреждения радикальных

проявлений в среде осужденных, повышения уровня религиозной терпимости и получения необходимых знаний о соответствующих религиозных постулатах и пр. В этом контексте, возможно, актуально и рассмотрение вопроса о предоставлении полномочий администрациям учреждений и органов, исполняющих наказание, и/или священнослужителям по собственной инициативе проводить беседы с осужденными, в частности, которые себя внешне проявляют как последователи конкретного вероисповедания.

Кроме вышеперечисленных направлений развития ГЧП (на самом деле их можно выделить еще много — прим. авт.), следует отметить, что практически любые формы активного участия общественности позволяют более эффективно обеспечить соблюдение прав и законных интересов осужденных, особенно в конкретных сферах: на получение образования и профессиональное обучение, на реализацию свободы совести и вероисповедания, на охрану здоровья, на привлечение к труду с последующим получением надлежащей заработной платы, в том числе позволяющей возмещать ущерб, причиненный преступлением, и финансово поддерживать близких и родственников осужденных, и т. д.

Здесь немаловажное значение имеет в целом деятельность ОНК и иных субъ-

ектов общественного пенитенциарного контроля, позволяющая негосударственным субъектам во взаимодействии с учреждениями и органами УИС обеспечить соблюдение прав осужденных. Тем более, что деятельность таких субъектов разнообразна: рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осужденных; оказание воспитательного воздействия на осужденных и помощь администрации воспитательных колоний; участие в работе комиссии ИУ; содействие в совершенствовании материально-технической базы ИУ, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, оказании помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях; и т. д. [6]

Таким образом, очевидно наличие ряда актуальных направлений развития ГЧП в пенитенциарной сфере как способа реализации общественного воздействия в отношении осужденных, что для их реализации потребует интенсификации научных исследований в данной области, корректировки правоприменительной деятельности, а также совершенствования уголовно-исполнительного и иного законодательства России.

Литература

1. Бутенко, Т. П., Петайчук, А. А. Общественное воздействие как средство исправления осужденных к лишению свободы в условиях пандемии // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 92. — С. 25-28.

2. Грушин, Ф. В. Некоторые особенности влияния экономики на развитие производственной сферы УИС РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 7. — С. 146-149.

3. Маликов, Б. З. Общественное воздействие — средство исправления осужденных, и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 13. — № 2. — С. 146-151.

4. Малолеткина, Н. С. Правовые основы общественного воздействия как средства исправления осужденных в России и ряде стран // Уголовно-исполнительное право. — 2019. — Т. 14. — № 4. — С. 362-366.

5. Малолеткина, Н. С., Скиба, А. П. Регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. — 2021. — № 2. — С. 70-79.

6. Общественный контроль за обеспечением прав осужденных к лишению свободы (проблемы законодательства): монография / М. Ю. Воронин, Ю. А. Кашуба, Т. В. Кленова, А. А. Крымов и др.; под ред. А. П. Скибы. — Рязань: Академия ФСИН России, 2021. — 162 с.

7. Родионов, А. В., Скиба, А. П. Совершенствование организации исполнения уголовных наказаний как фактор экономико-культурного развития России: некоторые направления // Правовое регулирование культурно-досуговых отношений и спортивной деятельности в контексте общественных и нравственных ценностей: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26-27 апреля 2019 г.).

— Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. — С. 440-447.

8. Седых, В. А., Радченко, Е. П. Экономическое обоснование эффективности развития государственно-частного партнерства в пенитенциарной системе некоторых зарубежных стран // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2020. — № 3. — С. 30-33.

9. Скиба, А. П. О некоторых направлениях развития уголовно-исполнительного права и криминологии (к юбилею кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)) // Союз криминалистов и криминологов. — 2018. — № 4. — С. 39-46.

10. Скиба, А. П., Крайнова, Н. А. Международная научно-практическая конференция «Государственно-частное партнерство в пенитенциарной сфере как форма взаимодействия государства, институтов гражданского общества и бизнеса» (17 марта 2022 года) // Уголовно-исполнительное право. — 2022. — Т. 17 (1-4). — № 1. — С. 91-97.

11. Скиба, А. П., Малолеткина, Н. С. Государственно-частное партнерство в пенитенциарной сфере как способ реализации общественного воздействия в отношении осужденных: некоторые теоретические вопросы // Ученые записки юридического факультета. — 2022. — № 2. — С. 16-18.

12. Скиба, А. П., Никитин, Д. А. Круглый стол «Общественное воздействие как средство исправления осужденных» «2 декабря 2020г.) // Уголовно-исполнительное право. — 2020. — Т. 15 (1-4). — № 4. — С. 438-442.

13. Тепляшин, П. В. Государственно-частное партнерство в условиях неолиберального развития пенитенциарных систем // Ученые записки юридического факультета.

— 2022. — № 2. — С. 4-8.

14. Тепляшин, П. В., Тепляшин, И. В. Общественный контроль в пенитенциарной системе: современная организационно-правовая модель // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 3 (39). — С. 77-82.

15. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый федеральными органами государственной власти // Вестник Кузбасского института. — 2014. — № 4 (21). — С. 68-76.

References

1. Butenko T. P., Petaychuk A. A. Public impact as a means of correcting those sentenced to imprisonment in a pandemic [Obshhestvennoe vozdejstvie kak sredstvo ispravlenija osuzhdennyh k lisheniju svobody v uslovijah pandemii]. Vestnik Amurskogo gosudar-

stvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Amur State University. Series: Humanities], 2021, no. 92, p. 25-28.

2. Grushin F. V. Nekotorye osobennosti vlijanija jekonomiki na razvitie proizvodstvennoj sfery UIS RF [Some features of the influence of the economy on the development of the production sphere of the penal system of the Russian Federation]. Gumanitarnye, so-cial'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanitarian, socio-economic and general sciences], 2015, no. 7, p. 146-149.

3. Malikov B. Z. Obshhestvennoe vozdejstvie — sredstvo ispravlenija osuzhdennyh, i rol' v nem religioznogo aspekta [Public impact is a means of correcting convicts, and the role in it is a religious aspect]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2018, vol. 13, no 2, p. 146-151.

4. Maloletkina N. S. Pravovye osnovy obshhestvennogo vozdejstvija kak sredstva ispravlenija osuzhdennyh v Rossii i rjade stran [Legal foundations of public impact as a means of correcting convicts in Russia and a number of countries]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [PenalLaw], 2019, vol. 14, no. 4, p. 362-366.

5. Maloletkina N. S., Skiba A. P. Regulirovanie obshhestvennogo vozdejstvija kak sredstva ispravlenija osuzhdennyh: postanovka problemy [Regulation of public influence as a means of correcting convicts: problem setting]. VestnikKuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 2, p. 70-79.

6. Obshhestvennyj kontrol' za obespecheniem prav osuzhdennyh k lisheniju svobody (problemy zakonodatel'stva) [Public control over ensuring the rights of convicts to imprisonment (problems of legislation)]. Monograph. By M. Yu. Voronin, Yu. A. Kashu-ba, T. V. Klenova, A. A. Krymov etc.; ed. A. P. Skiba. Ryazan, the Academy of the Federal Penal Service of Russia, 2021.

7. Rodionov A. V., Skiba A. P. Sovershenstvovanie organizacii ispolnenija ugolovnyh nakazanij kak faktor jekonomiko-kul'turnogo razvitija Rossii: nekotorye napravlenija [Improving the organization of criminal penalties as a factor in the economic and cultural development of Russia: some areas]. In: Pravovoe regulirovanie kul'turno-dosugovyh otnoshenij i sportivnoj dejatel'nosti v kontekste obshhestvennyh i nrav-stvennyh cennostej [Legal regulation of cultural and leisure relations and sports activities in the context of social and moral values]. Collcetion of the materials of International. scientific-practical conference (Cheboksary, April 26-27, 2019). Cheboksary, Publishing House Chuvash University, 2019. P. 440-447.

8. Sedykh V. A., Radchenko E. P. Jekonomicheskoe obosnovanie jeffektivnosti razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v penitenciarnoj sisteme nekotoryh zarubezhnyh stran [Economic justification for the effectiveness of the development of public-private partnership in the penitentiary system of some foreign countries]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie [Penal System: Law, Economics, Management], 2020, no. 3, p. 30-33.

9. Skiba A. P. O nekotoryh napravlenijah razvitija ugolovno-ispolnitel'nogo prava i kriminologii (k jubileju kafedry kriminologii i ugolovno-ispolnitel'nogo prava Mos-kovskogo gosudarstvennogo juridicheskogo universiteta imeni O. E. Kutafina (MGJuA) [On some areas of development of the criminal executive law and criminology (for the anniversary of the Department of Criminology and Criminal Executive Law of the O. E. Kutafin Moscow State Law University (MSLU)] . Sojuz kriminalistov i kriminologov [Union of Criminalists and Criminologists], 2018, no. 4, p. 39-46.

10. Skiba A. P., Krainova N. A. Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija "Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v penitenciarnoj sfere kak forma vzaimodejstvi-ja gosudarstva, institutov grazhdanskogo obshhestva i biznesa" (17 marta 2022 goda)

[International scientific and practical conference "Public-private partnership in the penitentiary sphere as a form of interaction between the state, institutions of civil society and business" (March 17, 2022 )]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2022, vol. 17 (1-4), no. 1, p. 91-97.

11. Skiba A. P., Maloletkina N. S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v penitenciarnoj sfere kak sposob realizacii obshhestvennogo vozdejstvija v otnoshenii osuzhdennyh: nekotorye teoreticheskie voprosy [Public-private partnership in the penitentiary-cyar sphere as a way of realizing public influence against convicts: some theoretical issues]. Uchenye zapiski juridicheskogo fakul'teta [Academic Notes of the Faculty of Law], 2022, no. 2, p. 16-18.

12. Skiba A. P., Nikitin D. A. Kruglyj stol "Obshhestvennoe vozdejstvie kak sredstvo is-pravlenija osuzhdennyh", 2 dekabrja 2020 g.) [Round table "Public impact as a medium of correction of convicts","December 2, 2020). Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2020, vol. 15 (1-4), no. 4, p. 438-442.

13. Teplyashin P. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v uslovijah neoliberal'nogo razvitija penitenciarnyh sistem [Public-private partnership in the context of the neoliberal development of penal systems]. Uchenye zapiski juridicheskogo fakul'teta [Academic Notes of the Faculty of Law], 2022, no. 2, p. 4-8.

14. Teplyashin P. V., Teplyashin I. V. Obshhestvennyj kontrol' v penitenciarnoj sisteme: sovremennaja organizacionno-pravovaja model' [Public control in the penitentiary system: a modern organizational and legal model]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo in-stituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2020, no. 3 (39), p. 77-82.

15. Shesler A. V., Shesler S. S. Kontrol' za dejatel'nost'ju uchrezhdenij i organov, ispolnjajushhih nakazanija, osushhestvljaemyj federal'nymi organami gosudarstvennoj vlasti [Control over the activities of institutions and bodies that carry out punishments carried out by federal bodies of state power]. VestnikKuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2014, no. 4 (21), p. 68-76.

Сведения об авторах

Наталья Сергеевна Малолеткина: Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: levkovka707@mail.ru

Андрей Петрович Скиба: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), профессор кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, доктор юридических наук, профессор. E-mail: apskiba@mail.ru

Information about the authors

Natalia S. Maloletkina: Samara Law Institute of the FPS of Russia (Samara, Russia), head of the Chair of State and Legal Disciplines, candidate of law, associate professor. E-mail: levkovka707@mail.ru

Andrey P. Skiba: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Law and Criminology, doctor of law, professor. E-mail: apskiba@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.