О НАПРАВЛЕНИЯХ И СЦЕНАРИЯХ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА
Бурдин Н.А. (НИПИЭИлеспром, г.Москва, РФ)
Strategic directions and scenarios ofdevelopment ofthe Russian Federation forest sector are under review.
В последние годы в лесопромышленном комплексе России произошли значительные изменения. Начиная с 1999 г. наметилась тенденция роста производства практически во всех лесных отраслях, что видно из приведенных в табл. 1 данных.
Таблица 1 - Объемы лесопромышленного производства за 1998, 1999 и 2003
гг. в целом по Российской Федерации (по данным Госкомстата России)
Показатели 1998г. 1999г. 2003г. 2003г. в % к 1998г.
Вывозка древесины, млн. м3 78,2 90,0 93,0 118,9
Пиломатериалы, млн. м3 18,6 19,1 19,6 105,4
Фанера, тыс. м3 1102 1324 1960 177,8
Древесностружечные плиты, 3 млн. м 1568 1987 3181 202,9
Древесноволокнистые плиты, 3 млн. м 629 799 1084 172,3
Целлюлоза по варке, тыс. т 3210 4225 5752 179,2
Бумага и картон, тыс. т 3577 4535 6349 177,5
Правительство Российской Федерации 1 ноября 2002 г. своим распоряжением № 1540-р одобрило Основные направления развития лесной промышленности на период до 2015 г., в которых определены следующие основные цели:
-полное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции российского производства;
- поэтапная интеграция России в мировой рынок лесобумажной продукции;
- рациональное и наиболее полное использование лесного потенциала страны за счет роста объемов производства продукции, повышения конкурентоспособности лесопромышленного производства, оптимизации его структуры, вовлечения в производство низкокачественной и лиственной древесины.
Приоритетным направлением развития лесопромышленного комплекса принято опережающее развитие мощностей по глубокой переработке древесины.
Однако в этом документе отсутствуют конкретные экономические, производственно-технические, социальные и экологические мероприятия и механизмы, обеспечивающие достижение задач динамичного и эффективного функционирования всех отраслей лесопромышленного комплекса.
Нет должной увязки Основных направлений с региональными программами развития лесопромышленного комплекса, хотя только через них можно осуществить реализацию мероприятий и механизмов по структурной перестройке произ-
водства, созданию интегрированных структур, выбору точек строительства новых предприятий, разработке инвестиционных проектов и бизнес-планов.
В этой связи представляется чрезвычайно актуальной и своевременной задача проведения дополнительных исследований по обоснованию стратегии перспективного развития лесопромышленного комплекса с учетом основных положений Лесного кодекса, данных о доступных к эксплуатации лесных ресурсов, оценки потенциального спроса на лесобумажную продукцию на внутреннем и внешних рынках, наличия трудовых ресурсов, оценки тенденций развития лесного сектора зарубежных стран.
Важной стратегической задачей является оценка предпосылок и обоснование сценариев возможного развития с учетом перспектив социально-политического развития Российской Федерации и других внешних и внутренних факторов и условий.
Все это может и должно найти отражение в целевой программе развития лесной, целлюлозно-бумажной, и деревообрабатывающей промышленности. Программа в своей основе должна базироваться на региональных программах, что позволит более обоснованно решить вопросы оптимального территориального размещения лесопромышленного производства, ввода новых мощностей, разработки механизмов и инструментов устойчивого развития лесопромышленного комплекса.
Необходимость разработки и скорейшей реализации конкретных программ по развитию лесопромышленного комплекса диктуется и тем обстоятельством, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста производства. Предусмотренное в Основных направлениях увеличение к 2015 г. объемов лесопромышленного производства в 4 раза требует ежегодного роста не менее 8%. Фактические же темпы роста производства значительно меньше (см. рис. 1).
20 18 16 14 12 10 8642-о-
17,8
п
13,4
1
2,6 2,4
и 1 к П п\- 1,5 -е
1999
2000
2001
2002
2003
Рисунок 1 - Темпы прироста лесопромышленного производства за 1999-2003гг., %
Анализ технико-экономических показателей работы лесопромышленного комплекса за 2003 г. свидетельствует о дальнейшей негативной тенденции снижения его
эффективности. Среди других отраслей промышленности индекс физического объема продукции в лесопромышленном комплексе был одним из самых низких.
Анализ финансового положения предприятий лесопромышленного комплекса показывает, что по сравнению с предыдущим годом оно несколько ухудшилось. По оценке рентабельность производства снизилась по сравнению с предыдущим периодом, как в целом по комплексу, так и в отдельных подотраслях. Наибольшее снижение рентабельности имело место в лесозаготовительной промышленности, которая как и в предыдущем периоде оставалась убыточной. В 2003 году вышла из убыточных лесопильная промышленность, рентабельность производства в которой оценивается на уровне 5 %. Что касается других отраслей, то в них также произошло снижение уровня рентабельности. Объемы инвестиций в сопоставимых ценах в 2003 г. уменьшились. При этом в структуре инвестиций преобладающее место занимают собственные средства.
Одной из первоначальных стратегических задач развития лесопромышленного комплекса является совершенствование структуры производства, проектированного на ввод новых мощностей в целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую промышленности, что позволит повысить эффективность лесного экспорта. Фактические данные свидетельствуют, что в структуре экспорта значительный удельный вес занимает необработанный круглый лес, объем которого составлял в 2001-2003 гг. более 35 млн. м3 ежегодно. Структура лесного экспорта по валютной выручке за 2003 г. приведена на рис. 2.
5,1%
□ круглый лес □ пиломатериалы
□ листовые древесные материалы □ целлюлоза
□ бумага и картон □ прочие лесоматериалы
Рисунок 2- Структура лесного экспорта Российской Федерации за 2003 г., в %
Развитие лесопромышленного комплекса на длительную перспективу в обязательном порядке требует учета реальных предпосылок (факторов), которые могут быть исходной базой достижения стратегических задач устойчивого развития лесных отраслей. К числу таких положительных предпосылок следует отнести:
- богатые запасы возобновляемых высококачественных лесных ресурсов в Рос-
сийской Федерации, позволяющие значительно увеличить лесопользование с учетом всех законодательно закрепленных лесоводственных и экологических требований;
- наличие лесных ресурсов во всех федеральных округах страны и возможностей ведения в них лесозаготовок по рубкам главного и промежуточного пользования;
- наличие трудовых ресурсов и достаточного количества квалифицированных специалистов и рабочих;
- наличие определенных мощностей по заготовке древесины и производству основных видов лесоматериалов;
- наличие реального спроса на рынках лесоматериалов внутри России, а также в странах Европы, Азии, Африки, Америки и странах СНГ;
- политическая воля федеральных и региональных органов власти в необходимости устойчивого и эффективного функционирования российского лесопромышленного комплекса.
Разработка долгосрочных прогнозов и стратегий развития всегда требуют выделения различных сценариев, так как на уровень экономических, производственно-технических и социальных показателей, как всего народного хозяйства, так и отдельно взятых секторов и промышленных комплексов, оказывают влияние многочисленные внутренние и внешние факторы и условия.
К внешним факторам следует отнести: темпы роста макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу; меры государственной поддержки и содействия развитию лесопромышленного комплекса; наличие экономически доступных лесных ресурсов и условия передачи их лесопользователям; уровень тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы и услуги естественных монополий; уровень спроса и цен на лесобумажную продукцию на внешних рынках, наличие высокоэффективных отечественных машин и оборудования, прогрессивных технологий.
Внутренние факторы включают конкурентоспособность лесобумажной продукции, технический уровень производства, возможности лесопромышленных предприятий по использованию собственных и привлечению заемных средств для модернизации производства и строительства новых предприятий, в данном случае целлюлозно-бумажных, наличие рабочих кадров и специалистов и т.п.
Все перечисленные факторы во многом определяют темпы роста производства, потребления и экспорта лесобумажной продукции, финансовую устойчивость предприятий и динамичное развитие всего лесопромышленного комплекса. На наш взгляд с учетом «Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», разработанных фондом «Центр стратегических разработок», «Сценариев социально-экономического развития страны на период до 2015 года», подготовленных институтом экономики РАН, Основных направлений развития лесной промышленности, одобренных Правительством Российской Федерации, и других программных документов, можно выделить два сценария развития лесопромышленного комплекса на перспективный период.
Первый сценарий, именуемый как сценарий «структурной перестройки», по своим главным целям и задачам является амбициозным и направлен на достиже-
ние Россией подобающего ей ведущего места в Европе и мире по производству конкурентоспособной лесобумажной продукции, соответствующее державе, имеющей почти четверть мировых возобновляемых лесных ресурсов.
Сценарий "структурной перестройки" базируется на следующих основополагающих предпосылках и условиях:
1. Принимается, что в целом по стране валовой внутренний продукт к 2010г. будет удвоен по сравнению с 2002г. Высокими темпами будут расти объемы продукции промышленности, инвестиции в основной капитал, реальные доходы населения, что обусловит рост внутреннего спроса на лесобумажную продукцию.
2. Гарантируется государственная поддержка и содействие развития лесопромышленного комплекса в инновационной и инвестиционной сферах деятельности. Основные положения Лесного кодекса будут направлены на стимулирование лесопользования. На уровне государства будут решены вопросы совершенствования экспортно-импортной политики в части пошлин на экспортируемые лесоматериалы и импортируемое оборудование, необходимое для технического перевооружения производства.
3. В лесопромышленном комплексе обеспечивается динамичное развитие всех отраслей, совершенствование структуры производства в направлении увеличения доли глубокой переработки древесины. Россия по показателям душевого потребления бумаги, картона, мебели, обеспеченности населения жильем на одного жителя приблизится к среднеевропейским показателям. Будет осуществлено строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В производстве листовых древесных материалов главенствующее место займут прогрессивные конкурентоспособные виды продукции. В структуре лесного экспорта на долю целлюлозно-бумажной продукции и деревообработки должно приходиться не менее 80-90%, при одновременном сокращении импорта бумаги, изделий из бумаги и картона, мебели. В целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности будут освоены новые прогрессивные технологические процессы, обеспечивающие экологически безопасный уровень воздействия на окружающую природную среду.
Второй сценарий можно назвать «умеренно инерционным», который исходит из следующих условий и ограничений.
Валовой внутренний продукт по стране будет возрастать в прогнозируемом периоде более низкими темпами - до 4% в год. Не будут решены в полной мере социальные проблемы. Из-за недостатка инвестиций строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов ограничится 3-4 предприятиями. Рост целлюлозно-бумажного производства предусматривается в основном за счет реконструкции действующих предприятий.
В экспорте останется высокой доля необработанного круглого леса. На сравнительно низком уровне по сравнению с развитыми лесопромышленными странами останутся показатели лесопользования, производства листовых древесных материалов в
-5
расчете на 1 тыс.м заготовленной древесины, душевого потребления бумаги, картона и мебели.
Внутреннее потребление основных видов лесоматериалов будет расти низкими темпами. Переход на новые прогрессивные и ресурсосберегающие технологии
будет ограниченным. Из-за отсутствия достаточных собственных средств технический уровень производства, особенно в лесозаготовительной промышленности, останется невысоким. Останутся нерешенными диспропорции в территориальном размещении лесопромышленных производств.
Вполне естественно, что основные ожидаемые результаты, характеризующие технико-экономическую и бюджетную эффективность рассмотренных сценариев развития лесопромышленного комплекса будут существенно различаться.
Реализации предложений по первому сценарию «структурной перестройки» позволяет рассчитывать на увеличение объёмов выпуска лесобумажной продукции в 2015 году по сравнению с 2002 годом в 3,1 раза, а по второму сценарию только в 1,8 раза.
Валютная выручка по 1 сценарию развития возрастает к 2015 году в 2,5 раза. При этом доля поставок на экспорт древесины в необработанном виде в объёмах валютной выручки значительно снизится.
Реализация предложений по стратегическому развитию отрасли позволит сохранить большинство действующих эффективных рабочих мест и создать новые. При этом дополнительная потребность в персонале, в основном, будет возникать, в районах размещения новых предприятий. Дальнейшее развитие получит малое предпринимательство в лесозаготовительном, лесопильном, мебельном и лесохимическом производствах.
Поступления налогов в бюджетную систему страны возрастут в 2015году по сравнению с 2002 годом по 1 сценарию развития в 4,6 раз, а поступления во внебюджетные фонды в 3,4 раза.
Следует подчеркнуть, что достижение перечисленных выше экономических, финансовых и производственных показателей эффективности лесопромышленного комплекса потребует решения следующих проблемных вопросов, включающих в себя:
- усиление государственной поддержки и содействия в деле создания благоприятных условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности;
- совершенствование экспортно-импортной политики в части отмены вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки при одновременном повышении пошлин на экспорт необработанной древесины; отмены ввозных пошлин на импортируемое оборудование не производимое в стране при одновременном стимулировании отечественного машиностроения;
- регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов, а также цен на продукцию топливных отраслей промышленности с целью недопущения неоправданного превышения темпов их роста в обрабатывающих отраслях промышленности;
- совершенствование лесного законодательства в вопросах обеспечения приоритетной доступности к лесным ресурсам лесопользователей, имеющих мощности по переработке древесины и способных взять на себя проведение лесовосстановительных и лесоохранных работ;
- обеспечение разработки региональных программ развития лесопромышленного комплекса на перспективный период во всех субъектах Российской Феде-
рации, связанных с активным лесопользованием;
- разработку системы законодательных и организационных мер по устранению нелегальных рубок леса;
-разработку развернутой по регионам и отраслям целевой Программы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации, ориентированной на конкретные инвестиционные проекты и обеспечивающей безусловную реализацию целей и задач, определённых в "Основных направлениях развития лесной промышленности".