Научная статья на тему 'О МОТИВАЦИИ РАБОЧИХ ПЕРИФЕРИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

О МОТИВАЦИИ РАБОЧИХ ПЕРИФЕРИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ РАБОЧИХ / ПЕРИФЕРИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотов С.А.

Исследуется мотивация рабочих периферии цифровой экономики в России. Показано, что деление экономики на ядро и периферию произошло из-за неравномерности процесса цифровизации. Для изучения мотивации работников периферии цифровой экономики использованы результаты эмпирического исследования на 6 предприятиях Нижегородской области и Республики Татарстан (все предприятия относятся к пищевой промышленности, в которой преобладают технологии доцифровой эпохи). В анкетном опросе приняли участие 922 респондента-рабочих, выборка сплошная и несмещенная. Проанализированы оценки рабочими этих предприятий таких параметров их социально-экономического положения, как уровень заработной платы, условия труда, режим рабочего времени. Выявлена неудовлетворенность рабочих уровнем заработной платы, которая ниже средней зарплаты по региону. Зафиксировано преобладание негативных оценок условий труда, включая температурный режим и напряженность труда. Обнаружено, что рабочие-мужчины в целом острее воспринимают сложные температурные условия, так как температурный дискомфорт дополняется тяжелым физическим трудом. Отмечена заметная доля рабочих, которые не удовлетворены режимом рабочего времени, когда типичным является график «два рабочих дня через два выходных» с использованием 12-часовых рабочих смен. С учетом того, что выбор продолжительных рабочих смен диктуется почасовой оплатой труда, обосновано преобладание мотива увеличения заработной платы, характерного для инструментальной мотивации. Установлено, что представления менеджеров о мотивации рабочих существенно расходятся с ее действительным состоянием. Сделан вывод о кризисе мотивационных установок рабочих периферии цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKER MOTIVATION ON THE PERIPHERY OF DIGITAL ECONOMICS

The article looks at the motivation of workers of digital economy periphery in Russia. It is shown that the division of the economy into core and periphery results from unevenness of digitalization. The motivation of the workers of digital economy periphery is studied on the basis of the results of an empirical research of six firms in Nizhny Novgorod and Tatarstan Republic (all firms operate in food industry which is an area with pre-digital technologies domination). 922 respondents were interviewed (continuous and unbiased sample). The workers were asked to depict their economic and social condition (wage rate, working conditions, working hours). The results reveal dissatisfaction of workers with wage rate which is lower than the average regional one. The study also records the domination of negative evaluations of working conditions including the temperature and work intensity. It is found that male workers respond more actively to high temperature at working places because it is accompanied by hard physical labour. A remarkable share of workers who are not satisfied with working time is stated (one of the most important reasons for this is the use of schedule “2 working days after 2 days off” with 12 hours shift). Taking into account the link between long working hours and hourly payment, it is proved that the motive of wage increase which is a component of the instrumental motivation prevails. The difference between evaluation of workers motivation given by managers and the real situation is found. The conclusion is made that there is a crisis of motivation of the digital economy workers.

Текст научной работы на тему «О МОТИВАЦИИ РАБОЧИХ ПЕРИФЕРИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2022.18 УДК 331.101.3

С.А. Золотов

О МОТИВАЦИИ РАБОЧИХ ПЕРИФЕРИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Исследуется мотивация рабочих периферии цифровой экономики в России. Показано, что деление экономики на ядро и периферию произошло из-за неравномерности процесса цифровизации. Для изучения мотивации работников периферии цифровой экономики использованы результаты эмпирического исследования на 6 предприятиях Нижегородской области и Республики Татарстан (все предприятия относятся к пищевой промышленности, в которой преобладают технологии доциф-ровой эпохи). В анкетном опросе приняли участие 922 респондента-рабочих, выборка сплошная и несмещенная. Проанализированы оценки рабочими этих предприятий таких параметров их социально-экономического положения, как уровень заработной платы, условия труда, режим рабочего времени. Выявлена неудовлетворенность рабочих уровнем заработной платы, которая ниже средней зарплаты по региону. Зафиксировано преобладание негативных оценок условий труда, включая температурный режим и напряженность труда. Обнаружено, что рабочие-мужчины в целом острее воспринимают сложные температурные условия, так как температурный дискомфорт дополняется тяжелым физическим трудом. Отмечена заметная доля рабочих, которые не удовлетворены режимом рабочего времени, когда типичным является график «два рабочих дня через два выходных» с использованием 12-часовых рабочих смен. С учетом того, что выбор продолжительных рабочих смен диктуется почасовой оплатой труда, обосновано преобладание мотива увеличения заработной платы, характерного для инструментальной мотивации. Установлено, что представления менеджеров о мотивации рабочих существенно расходятся с ее действительным состоянием. Сделан вывод о кризисе мотивационных установок рабочих периферии цифровой экономики.

Ключевые слова: мотивация рабочих, периферия цифровой экономики.

Введение. Актуальный процесс цифровизации осуществляется в масштабах всей экономики неравномерно, в результате чего выделяются секторы (например, информационный) с интенсивным применением цифровых технологий и секторы, где эти технологии распространены в меньшей степени (например, пищевая промышленность). Это дает основание выделить ядро цифровой экономики и ее периферию, границей между которыми выступает полупериферия.

Даже в рамках предприятий периферии доступ к цифровым технологиям неодинаков у различных профессиональных групп работников. Для руководителей и специалистов, например, использование информационных технологий -повседневность, тогда как у большинства рабочих преобладают трудовые функции доцифровой эпохи.

Различия в уровне цифровизации обусловливают дифференциацию социально-экономического положения работников отмеченных секторов, а следовательно, специфику их трудовой мотивации.

© Золотов С.А., 2022

Золотов Сергей Александрович - аспирант, младший научный сотрудник кафедры «Экономики предприятий и организаций ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», e-mail: szolotov96@gmail.com.

Особенности трудовой мотивации рабочих рассматривались Г.П. Бессокир-ной [1], В.Ю. Бочаровым [2], Е.А. Ивановой [3], А.В. Каравай [4], М.Н. Макаровой [5], И.Л. Мерзляковой [6], А.В. Тихоновым [7] и др. В результате раскрыта система мотивов, характерная для рабочих, ее динамика в условиях научно-технического прогресса и глобализации, специфика мотивации рабочей молодежи.

А.П. Бафанов [8], Э.П. Бокова [9], А.С. Теньковский [10] отмечают падение престижности рабочих профессий, что отражает, по меньшей мере, относительное ухудшение социально-экономического положения значительной части рабочих в результате процессов цифровизации.

Развитие исследований трудовой мотивации предполагает, на наш взгляд, учет того обстоятельства, что хотя рабочие образуют одну социальную группу, их мотивация в определенной степени различается в зависимости от их принадлежности к тому или иному сектору цифровой экономики. При этом особого внимания заслуживает мотивация занятых на предприятиях периферии цифровой экономики, так как процесс выбытия рабочей силы здесь опережает темп притока новых кадров, что ставит под угрозу перспективу функционирования данного сектора.

Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что в системе мотивов работников периферии цифровой экономики гипертрофирована роль материального вознаграждения, тогда как другие значимые мотивы в должной мере не реализуются.

Методология исследования. Автор придерживается той позиции, что мотив - это психологическая или физиологическая нужда в чем-либо, управляющая поведением человека, определяющая его направленность. В соответствии с этим неудовлетворенность такой нужды свидетельствует об актуальности соответствующего мотива поведения, в том числе трудового [11].

Для анализа мотивации работников периферии цифровой экономики было проведено эмпирическое исследование на 6 предприятиях Нижегородской области и Республики Татарстан. Все предприятия относятся к пищевой промышленности, в которой преобладают технологии доцифровой эпохи. Поскольку полученная в результате исследования информация может нанести репутационный ущерб этим негосударственным организациям, то они обозначаются путем нумерации с первого по шестое.

Хотя предметом исследования являлась мотивация работников периферии цифровой экономики, для понимания ее специфики было проведено идентичное исследование на предприятии, входящем в ядро цифровой экономики (предприятие № 7).

В анкетном опросе приняли участие 922 респондента-рабочих. Выборка являлась сплошной и несмещенной. Помимо анкетирования рабочих организовано было интервью с менеджментом предприятий, на которых проводился опрос, что привнесло значимую информацию о мотивации работников. Для

анализа социально-экономического положения рабочих были выбраны ключевые, на наш взгляд, характеристики: уровень заработной платы, условия труда, продолжительность рабочего дня.

Уровень заработной платы как превалирующий мотив. В соответствии с подходом, рассматривающим мотив как выражение неудовлетворенной потребности, проранжируем значимость мотивов рабочих периферии цифровой экономики (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые мотивы работников периферии цифровой экономики*

№ п/п Мотив Средний процент неудовлетворенных работников

1 Достойный уровень заработной платы 76,6

2 Комфортные условия труда 71,9

3 Благоприятный режим рабочего времени 48,4

* Составлено автором на основе данных анкетного опроса.

Итак, большинство респондентов вынуждены трудиться в условиях, которые их не устраивают, как в плане зарплаты (76,6 %), так и качества производственной среды (71,9 %).

Выявляется, что заработная плата выступает доминирующим мотивом рабочих периферии цифровой экономики. Данные результаты коррелируют с результатами аналогичных исследований Т.А. Лапиной [12], З.П. Замараевой, Д.А. Игошиной [13] и В.А. Смирнова [14]. Это свидетельствует о том, что на предприятиях периферии цифровой экономики преобладает инструментальная (вынужденная) мотивация.

Далее целесообразно проанализировать наиболее распространенные на предприятиях диапазоны заработных плат и сравнить их с ядром цифровой экономики (табл. 2).

Таблица 2

Преобладающий диапазон заработных плат по предприятиям периферии* (тыс. руб. в месяц)

Показатель Предприятие

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6

Заработная плата 17-22 27-32 27-32 27-32 27-32 22-7

* Составлено автором на основе данных анкетного опроса.

Как видно из приведенных данных, уровень заработной платы на всех этих предприятиях периферии ниже среднего по региону (37 700 руб. в Нижегородской области и 38 100 руб. в Татарстане). Это объясняет неудовлетворенность работников уровнем заработной платы. Следует учесть, что на предприятии ядра уровень заработной платы составляет более 60 000 руб. в месяц.

Условия труда как значимый мотив работников периферии цифровой экономики. Значимость условий труда как мотива на периферии цифровой экономики целесообразно, на наш взгляд, оценить с позиций теории «психологического рабочего контракта» [15]. Рабочий контракт базируется на восприятии субъектом обещаний со стороны организации и обязательствах, которые организация берет на себя по отношению к нему, вере в выполнение условий договора. В случае, если условия труда неблагоприятны для работников, психологический рабочий контракт частично утрачивает свою актуальность и демотивирует работника.

Анкетирование позволило выявить целый комплекс мотивационных проблем, связанных с условиями труда. Данный комплекс неоднороден и его целесообразно разделить в зависимости от оценки условий труда и режима рабочего времени. В принципе режим рабочего времени можно отнести к условиям труда (в широком смысле), однако соединение данных факторов в нашем исследовании способно снизить качество интерпретации данных.

Трудовая инспекция относит условия труда на всех исследуемых предприятиях ко второму классу, т.е. допустимых, хотя по мнению самих менеджеров целесообразнее определить их как входящие в группу 3.1 (вредные условия труда 1 степени).

В результате анкетирования рабочих и интервью с менеджментом были выявлены следующие проблемы, связанные с условиями труда на объектах исследования: холод, высокая влажность, высокие температуры, наличие вредных для человека испарений, негативные шумовые эффекты, недостаток или отсутствие необходимой специальной одежды, а также вредные для здоровья тяжелые физические нагрузки. Преобладают операции, осуществляемые вручную (аналогичная ситуация характерна для других предприятий периферии [16]). Проблема тяжелого физического труда особенно демотивирует женщин, численность которых на некоторых предприятиях выше, чем мужчин.

Гендерный дисбаланс связан со спецификой исследуемых предприятий [17]. Рабочие-мужчины в целом острее оценивают сложные температурные условия. Это обусловлено тем, что температурный дискомфорт дополняет тяжелый физический труд. Рассмотрим значимость двух таких факторов условий труда, как тяжелый физический труд и сложные температурные условия (табл. 3).

Таблица 3

Уровень неудовлетворенности условиями труда рабочих периферии цифровой экономики*, %

Показатель Предприятие

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6

Неблагоприятная температура 77,7 70,0 47,5 76,9 45,6 40,6

Тяжелый физический труд 52,0 66,0 72,5 61,5 59,6 63,9

* Составлено автором на основе данных анкетного опроса.

Полученные данные свидетельствуют о том, что сложные температурные условия и тяжелый физический труд оказывают значительное негативное влияние на мотивацию рабочих периферии цифровой экономики. Несмотря на определенные вариации в оценках температурных условий и тяжести труда, наблюдаемые на предприятиях, доля респондентов, отметивших актуальность этих проблем, на всех предприятиях превышает 40 % от общего числа рабочих. В отношении температурных режимов доля негативных оценок на предприятиях № 3, 5 и 6 сравнительно умеренная (в сопоставлении с аналогичными показателями на трех других предприятиях).

Негативное восприятие условий труда, несомненно, связано со спецификой режимов труда. В ходе исследования было установлено активное использование на данных предприятиях периферии цифровой экономики графика два рабочих дня через два выходных с продолжительностью рабочего дня в 12 ч. На некоторых предприятиях для определенных категорий работников применяется график рабочего времени сутки через трое, при котором рабочие трудятся в течение 24 ч с незначительными перерывами на еду. При этом численность трудящихся по графику сутки через трое практически совпадает с числом тех, кто работает на пятидневной рабочей неделе с продолжительностью смены в 8 ч. Согласие работников на режимы труда с такими продолжительными сменами - во многом результат зависимости уровня заработка от количества отработанных часов, что подтверждает доминирование мотива увеличения заработка. Подобная роль последнего, диктующая умаление роли благоприятных для рабочих режимов рабочего времени, свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе мотивационных установок рабочих периферии цифровой экономики.

Следует учесть, что передовой практикой, получающей распространение в Германии, является 5-часовой рабочий день с сохранением заработной платы [18, 19].

Расхождение в представлении о мотивации у рабочих и менеджеров на периферии цифровой экономики. Анкетный опрос рабочих и интервью с менеджерами предприятий периферии цифровой экономики выявили, что представлении о мотивации работников у менеджмента и рабочих существенно различаются.

В отношении к уровню заработной платы проявляется первое расхождение в представлении о мотивации персонала у менеджмента и самих рабочих. Большинство (90 %) менеджеров предприятий полагают, что уровень заработной платы «нормальный» или даже «выше среднего», что материальная мотивация реализуется в достаточной степени. У работников, как следует из анкетирования, иное мнение на этот счет.

75 % менеджеров производств оценивают условия труда как «нормальные» или в отдельных случаях (20 %) как «комфортные». Основная проблема, по их мнению, - это «теснота в раздевалках» и «шум на производстве». Рабочие в качестве основных проблем, связанных с условиями труда, отмечают: тяжелый физический труд и сложные температурные условия.

Некоторые респонденты в личной беседе жаловались на проблемы со спецодеждой: она неудобная, ее приходится стирать дома после работы. При этом приведение спецодежды в порядок не оплачивается, что вызывает недовольство, на грани возмущения, у ряда работниц.

Наиболее острое противоречие было выявлено в области продолжительности рабочего дня: 100 % менеджеров полагают, что режим рабочего времени на предприятиях комфортный и мотивирующий к эффективной работе. Между тем большинство рабочих трудится по 12 ч в смену, тогда как рабочий день руководства составляет 8 ч. При этом менеджмент полагает, что 12-часовой рабочий день эффективен и позволяет максимально реализовать трудовой потенциал работников. В действительности, как было показано выше, значительный процент работников неудовлетворен режимом рабочего времени и, в особенности, его чрезмерной продолжительностью.

Следует учесть, что 43 % респондентов эффективным мотивом трудовой деятельности полагают наличие достаточного времени для общения с семьей, которого при существующей продолжительности смены не имеется. Очевидно, что менеджментом периферии цифровой экономики данная проблема не принимается во внимание, чему есть вполне рациональное объяснение, которое дали сами менеджеры: «Интересы рабочих подстраиваются под интересы производства». Подобное отношение к интересам работников ограничивает перспективы развития мотивации на периферии цифровой экономики и во многом обусловливает, по сути, кризисное состояние этой мотивации.

Заключение. В результате исследования был выявлен целый ряд факторов, демотивирующих работников периферии цифровой экономики: низкий уровень заработной платы; неблагоприятные условия труда; неудовлетворительные с точки зрения работников режимы рабочего времени. Представления работников, с одной стороны, и менеджмента, с другой, о реализации трудовой мотивации в значительной степени не совпадают. Все это сформировало мотивационный кризис на периферии цифровой экономики.

В дальнейшем целесообразно исследовать способ преодоления отмеченного кризиса.

Список литературы

1. Бессокирная Г.П. Мотивация труда рабочих: практика и теоретико-методические проблемы изучения на российских промышленных предприятиях // Социально-трудовые исследования. - 2020. - № 3. - С. 132-147.

2. Бочаров В.Ю. Модели трудового поведения рабочей молодежи Урала // Петербургская социология сегодня. - 2019. - № 12. - С. 22-46.

3. Иванова Е.А., Гинзбург М.Ю. К проблеме измерения и обеспечения роста производительности труда в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. - 2015. - № 4 (40). - С. 9-17.

4. Каравай А.В. Человеческий капитал потомственных российских рабочих // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2016. - № 6 (136). - С. 107-124.

5. Макарова М.Н. Особенности трансформации рабочего класса в условиях глобализации // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. -№ 2.- С. 45-53.

6. Мерзлякова И.Л. Особенности социокультурной модернизации России в контексте формирования информационного общества // KANT Social Sciences & Humanities Series. - 2018. - № 2 (27). - С. 196-199.

7. Тихонов А.В. Читая и перечитывая В.Я. Ядова: отечественная социология сосредотачивается // Социологическая наука и социальная практика. -2020. - Т. 8, № 3. - С. 196-204.

8. Бафанов А.П. Способы повышения престижа рабочих профессий // Russian Journal of Education and Psychology. - 2013. - № 5 (25). - С. 17.

9. Бокова Э.М. Реализация социальных программ на промышленных предприятиях как форма повышения престижа рабочей профессии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. -2011. - № 2 (22). - С. 14-18.

10. Теньковская С.А., Власов А.В. Дефицит квалифицированного персонала, как одна из важнейших проблем российского нефтесервиса // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - № 11. - С. 89-93.

11. Савченко Т.В. Сущность теории мотивации Абрахама Маслоу и ее практическое применение на российских предприятиях // Проблемы науки. -2017. - № 3 (16). - С. 31-33.

12. О научной новизне гигиенической теории Ф. Херцберга / М.И. Тимофеев, Н.И. Шматова, А.К. Гусев, К.Ю. Решетов // Вестник Национального института бизнеса. - 2019. - № 35. - С. 176-185.

13. Лапина Т. А. Трансформация отношения к труду // Вестник ОмГУ. Экономика. - 2005. - № 3. - С. 46-51.

14. Замараева З.П., Игошина Д.А. Оценка ресурсного потенциала нуждающегося в социальной защите // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - Вып. 2. - С. 268-274.

15. Смирнов В.А. Провинциальная молодежь в условиях риска // Вестник ТГУ. - 2007. - № 12 (56). - С. 106-112.

16. Ребрилова Е.С. Мотивационные детерминанты психологического контракта субъектов труда // Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - № 12-4 (54). - C. 141-143.

17. Воловодова Е.В. Мир будущего: как ДНР вписаться в глобальный контекст (постановка проблемы) // Вестник Института экономических исследований. - 2019. - № 4 (16). - С. 78-84.

18. Саралиева З.Х., Захарова Л.Н. Поддерживающий тип поведения как ключевая компетенция менеджеров и педагогов программ развития цифровых

компетенций женского персонала // Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018-2030): материалы Всерос. конф. c между-нар. участием; Иван. гос. ун-т. - Иваново, 2018. - C. 24-28.

19. Сапрыка В.А., Шаповалова И.С., Шмигирилова Л.Н. Социологический мониторинг внутривузовской среды [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_17689561_46449563.pdf (дата обращения: 09.11.2021).

20. Kelly J. Will the five - hour working day catch on in America? // Forbes. -2019. - No. 10. - URL: https://www.forbes.com/sites/jackkelly/2019/10/28/will-the-^ve-hour-work-day-catch-on-in-america/?sh=593aac02a5c8 (дата обращения: 09.11.2021).

References

1. Bessokirnaia G.P. Motivatsiia truda rabochikh: praktika i teoretiko -metodicheskie problemy izucheniia na rossiiskikh promyshlennykh predpriiatiiakh [Employee motivation at Russian industrial enterprises: Practice, theoretical and methodological research problems]. Sotsial'no trudovye issledovaniia, 2020, no. 3, pp. 132-147.

2. Bocharov V.Iu. Modeli trudovogo povedeniia rabochei molodezhi Urala [Labor behavior models of Ural's laboring youth]. Peterburgskaia sotsiologiia segodnia, 2019, no. 12, pp. 22-46.

3. Ivanova E.A., Ginzburg M.Iu. K probleme izmereniia i obespecheniia rosta proizvoditel'nosti truda v Rossii [On the issue of measuring and securing productivity growth in Russia]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Sotsial'nye nauki, no. 4 (40), pp. 9-17.

4. Karavai A.V. Chelovecheskii kapital potomstvennykh rossiiskikh rabochikh [Human capital of Russian hereditary workers]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, 2016, no. 6 (136), pp. 107-124.

5. Makarova M.N. Osobennosti transformatsii rabochego klassa v usloviiakh globalizatsii [The transformation of the working class under globalization]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii, 2006, no. 2, pp. 45-53.

6. Merzliakova I.L. Osobennosti sotsiokul'turnoi modernizatsii Rossii v kontekste formirovaniia informatsionnogo obshchestva [Features of socio-cultural modernization of Russia in the context of the information society]. KANT Social Sciences & Humanities Series, 2018, no. 2 (27), pp. 196-199.

7. Tikhonov A.V. Chitaia i perechityvaia V.Ia. Iadova: otechestvennaia sotsiologiia sosredotachivaetsia [Reading and re-reading V.A. Yadov: Domestic sociology focuses]. Sotsiologicheskaia nauka i sotsial'naiapraktika, 2020, no. 8 (3), pp. 196-204.

8. Bafanov A.P. Sposoby povysheniia prestizha rabochikh professii [The ways of enhancing the prestige of working professions]. Russian Journal of Education and Psychology, 2013, no. 5 (25), pp. 17.

9. Bokova E.M. Realizatsiia sotsial'nykh programm na promyshlennykh predpriiatiiakh kak forma povysheniia prestizha rabochei professii [Sale of social

programs in industrial enterprises as a form of increasing working professional prestige]. Sotsiologiia i sotsial'naia rabota. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriia Sotsial'nye nauki, 2011, no. 2 (22). pp. 14-18.

10. Ten'kovskaia S.A., Vlasov A.V. Defitsit kvalifitsirovannogo personala, kak odna iz vazhneishikh problem rossiiskogo nefteservisa [The shortage of qualified personnel as one of the major problems of the Russian oilfield services]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, 2016, no. 11, pp. 89-93.

11. Savchenko T.V. Sushchnost' teorii motivatsii Abrakhama Maslou i ee prakticheskoe primenenie na rossiiskikh predpriiatiiakh [The essence of the Abraham Maslow motivation theory and its practical application in Russian enterprises]. Problemy nauki, 2017, no. 3 (16), pp. 31-33.

12. Timofeev M.I., Shmatova N.I., Gusev A.K., Reshetov K.Iu. O nauchnoi novizne gigienicheskoi teorii F. Khertsberga [About scientific novelty of F. Herzberg hygiene theory]. VestnikNatsional'nogo instituta biznesa, 2019, no. 35, pp. 176-185.

13. Lapina T.A. Transformatsiia otnosheniia k trudu [Transformation of attitude towards labor]. Vestnik Omckogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2005, no. 3, pp. 46-51.

14. Zamaraeva Z.P., Igoshina D.A. Otsenka resursnogo potentsiala nuzhdaiushchegosia v sotsial'noi zashchite [Assessment of the resource potential of people in need of social protection]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiia. Psikhologiia. Sotsiologiia, 2017, no. 2, pp. 268-274.

15. Smirnov V.A. Provintsial'naia molodezh' v usloviiakh riska [Provincial youth in conditions of risk]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007, no. 12 (56), pp. 106-112.

16. Rebrilova E.S. Motivatsionnye determinanty psikhologicheskogo kontrakta sub"ektov truda [Motivational determinants of psychological contract subjects of labour]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2016, no. 12-4 (54), pp. 141-143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Volovodova E.V. Mir budushchego: kak DNR vpisat'sia v global'nyi kontekst (postanovka problemy) [World of the tomorrow: How the DPR fits in the global context (problem statement)]. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovanii, 2019, no. 4 (16), pp.78-84.

18. Saralieva Z.Kh., Zakharova L.N. Podderzhivaiushchii tip povedeniia kak kliuchevaia kompetentsiia menedzherov i pedagogov programm razvitiia tsifrovykh kompetentsii zhenskogo personala [Supporting type of behavior as a key competence of managers and educators who is active in the development programs of female personnel's digital competences]. Gendernoe izmerenie tsifrovoi ekonomiki: ot strategii k deistviiu. Proc. All.-Russ. Acad. Conf. (Ivanovo, Apr. 20, 2018). Ivanovo, Ivanovo State University, 2018, pp. 24-28.

19. Sapryka V.A., Shapovalova I.S., Shmigirilova L.N. Sociological monitoring of the internal environment of higher school. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2012, no. 2, available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_17689561_17945535.pdf (accessed 09.11.2021).

20. Kelly J. Will the five-hour working day catch on in America? Forbes, available at: https://www.forbes.com/sites/jackkelly/2019/10/28/will-the-five-hour-work-day-catch-on-in-america/?sh=593aac02a5c8 (accessed 09.11.2021).

Оригинальность 87 %

Поступила 21.09.2021 Одобрена 04.10.2021 Принята к публикации 03.03.2022

S.A. Zolotov

WORKER MOTIVATION ON THE PERIPHERY OF DIGITAL ECONOMICS

The article looks at the motivation of workers of digital economy periphery in Russia. It is shown that the division of the economy into core and periphery results from unevenness of digitalization. The motivation of the workers of digital economy periphery is studied on the basis of the results of an empirical research of six firms in Nizhny Novgorod and Tatarstan Republic (all firms operate in food industry which is an area with pre-digital technologies domination). 922 respondents were interviewed (continuous and unbiased sample). The workers were asked to depict their economic and social condition (wage rate, working conditions, working hours). The results reveal dissatisfaction of workers with wage rate which is lower than the average regional one. The study also records the domination of negative evaluations of working conditions including the temperature and work intensity. It is found that male workers respond more actively to high temperature at working places because it is accompanied by hard physical labour. A remarkable share of workers who are not satisfied with working time is stated (one of the most important reasons for this is the use of schedule "2 working days after 2 days off" with 12 hours shift). Taking into account the link between long working hours and hourly payment, it is proved that the motive of wage increase which is a component of the instrumental motivation prevails. The difference between evaluation of workers motivation given by managers and the real situation is found. The conclusion is made that there is a crisis of motivation of the digital economy workers.

Keywords: motivation of workers, the periphery of the digital economy.

Sergey A. Zolotov - Postgraduate Student, Lobachevsky State University, e-mail: szolotov96@ gmail.com.

Received 21.09.2021 Accepted 04.10.2021 Published 03.03.2022

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-310-90056 «Мотивирование работников промышленного предприятия гибким режимом рабочего времени».

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Золотов, С. А. О мотивации рабочих периферии цифровой экономики / С. А. Золотов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 1. - С. 238-247.

Please cite this article in English as:

Zolotov S.A. Worker motivation on the periphery of digital economics. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 1, pp. 238-247 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.