Научная статья на тему 'О модернизации системы налогообложения малого бизнеса России в целях дальнейшего стимулирования его развития и увеличения доходов бюджета'

О модернизации системы налогообложения малого бизнеса России в целях дальнейшего стимулирования его развития и увеличения доходов бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОСТИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / SMALL BUSINESS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INNOVATION / ENCOURAGEMENT / TAXATION MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков В.Г., Гринкевич А.М.

Предмет. В связи с кризисными явлениями в российской экономике проблема обеспечения устойчивого развития регионов и муниципалитетов требует укрепления их экономической базы, повышения собственных доходов бюджетов, что в свою очередь определяет необходимость модернизации системы налогообложения малого бизнеса, стимулирующей повышение его социально-экономической результативности и собственной активности. Цели. Анализ действующей системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации и предложение его инновационно-инвестиционной модели, обеспечивающей повышение доходов бюджетной системы страны. Методология. В работе на основе статистических методов проанализированы различные аспекты финансовой и социально-экономической результативности малого бизнеса (величины и доли налоговых поступлений, вклада в экономику) и уровень его налогового льготирования (налоговой нагрузки). Результаты. Показано, что реализуемые в Российской Федерации модели налогообложения субъектов малого предпринимательства предоставляют им существенные налоговые послабления, что подтверждается сравнительными данными об уровне налоговой нагрузки малого, среднего и крупного бизнеса. При этом доля налоговых поступлений по специальным налоговым режимам крайне мала и колеблется от 2 до 4% в общем объеме налоговых доходов. Определено, что в показателях результативности деятельности малого бизнеса (количество малых предприятий, оборот, инвестиции в основной капитал) не наблюдается существенного прироста, и они отстают от подобных значений развитых зарубежных стран. Выводы. В системе налогообложения субъектов малого бизнеса следует сохранить упрощенную систему налогообложения и патентную модель, дифференцировав уровень налоговой нагрузки в зависимости от общественной значимости и инновационности деятельности малых предприятий, что может обеспечить трехкратное увеличение доходов от малого бизнеса бюджетной системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small business tax system modernization in Russia to promote further development and increase budget revenues

Importance The problem of ensuring the sustainable development of regions and municipalities during the crisis necessitates the strengthening of their economic base and increase of their own budgets income. This determines the need to modernize the tax system for small business, enabling an increase of socio-economic impact and performance. Objectives The paper aims to analyze the preferential taxation system of small business in the Russian Federation and offer an innovation and investment model of small business taxation, providing an increase in budget revenues. Methods To examine the various aspects of financial and socio-economic performance and the level of tax incentives of small business, we used statistical techniques. Results We found that the models of small business taxation implemented in Russia provide significant fiscal loosening. However, small business performance indicators do not show a significant increase, and they are significantly lower than similar values in developed countries. Conclusions The simplified taxation system and patent model should be retained in the taxation of small business entities, while differentiating the tax burden level in accordance with the visibility, public consequence and innovation activity of small enterprises. This can provide a threefold increase in revenues from small businesses in the budget system.

Текст научной работы на тему «О модернизации системы налогообложения малого бизнеса России в целях дальнейшего стимулирования его развития и увеличения доходов бюджета»

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 9 (2016) 138-149 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов

ISSN 2073-1477 (Print)

О МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ В ЦЕЛЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Виктор Георгиевич САДКОВа, Анастасия Михайловна ГРИНКЕВИЧ"^

а доктор экономических наук, профессор, научный руководитель кафедры государственного управления и финансов,

Орловский государственный университет, г. Орёл, Российская Федерация

sadkov-vg@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налогообложения, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Российская Федерация tasya-g89@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 31.03.2016 Принята в доработанном виде 28.04.2016 Одобрена 16.06.2016

УДК 336.22 JEL: Н21, Н25, R11

Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, малый бизнес, стимулирование инновационности, налогообложение

Аннотация

Предмет. В связи с кризисными явлениями в российской экономике проблема обеспечения устойчивого развития регионов и муниципалитетов требует укрепления их экономической базы, повышения собственных доходов бюджетов, что в свою очередь определяет необходимость модернизации системы налогообложения малого бизнеса, стимулирующей повышение его социально-экономической результативности и собственной активности. Цели. Анализ действующей системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации и предложение его инновационно-инвестиционной модели, обеспечивающей повышение доходов бюджетной системы страны.

Методология. В работе на основе статистических методов проанализированы различные аспекты финансовой и социально-экономической результативности малого бизнеса (величины и доли налоговых поступлений, вклада в экономику) и уровень его налогового льготирования (налоговой нагрузки).

Результаты. Показано, что реализуемые в Российской Федерации модели налогообложения субъектов малого предпринимательства предоставляют им существенные налоговые послабления, что подтверждается сравнительными данными об уровне налоговой нагрузки малого, среднего и крупного бизнеса. При этом доля налоговых поступлений по специальным налоговым режимам крайне мала и колеблется от 2 до 4% в общем объеме налоговых доходов. Определено, что в показателях результативности деятельности малого бизнеса (количество малых предприятий, оборот, инвестиции в основной капитал) не наблюдается существенного прироста, и они отстают от подобных значений развитых зарубежных стран. Выводы. В системе налогообложения субъектов малого бизнеса следует сохранить упрощенную систему налогообложения и патентную модель, дифференцировав уровень налоговой нагрузки в зависимости от общественной значимости и инновационности деятельности малых предприятий, что может обеспечить трехкратное увеличение доходов от малого бизнеса бюджетной системы страны.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Обеспечение целенаправленного, комплексного и динамично-устойчивого развития регионов Российской Федерации требует повышения эффективности поддержки малого бизнеса как прямыми, так и косвенными методами. При этом среди косвенных методов поддержки бизнеса выделяется налоговое стимулирование.

Известно, что эффективные налоговые системы должны обеспечивать оптимальное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговых систем [1-11]. Это, безусловно, относится и к системе (точнее к системам налогообложения по действующей терминологии) малого бизнеса [12-20].

В настоящее время предприятия малого бизнеса могут использовать несколько систем (будем называть их моделями) налогообложения:

• общую модель;

• упрощенную модель;

• модель вмененного дохода;

• патентную модель.

Поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации от деятельности предприятий малого бизнеса в последние годы не превышает 4% (табл. 1). Количество и динамика малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, представлены в табл. 2, 3.

Анализ данных из табл. 3 свидетельствует о том, что в 2013 г. после принятия решения о почти двукратном увеличении отчислений в социальные

фонды количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сократилось по сравнению с 2012 г. примерно на 281 тыс. При этом следует отметить, что наблюдается расхождение с данными Росстата, согласно которым наблюдается регулярный прирост как микропредприятий, так и малых предприятий (табл. 2). В то же время интегральная налоговая нагрузка по предприятиям малого бизнеса, рассчитываемая как отношение уплаченных налогов и отчислений в социальные фонды к валовой добавленной стоимости отрасли (вида деятельности), существенно ниже по сравнению с налоговыми нагрузками средних и крупных предприятий (табл. 4, 5).

Многие годы на всех уровнях государственной власти, на всех форумах по обсуждению проблем развития экономики постоянно провозглашается необходимость всемерной поддержки малого бизнеса (и это правильно), включая и снижение чрезмерных (по утверждениям многих «борцов» за права малого бизнеса) налоговых нагрузок. Мировой опыт развития малого бизнеса показывает, что его вклад в формирование валового внутреннего продукта колеблется от 50 до 60% (в странах Европейского союза в среднем -57,8%). В Российской Федерации в настоящее время этот вклад в валовой внутренний продукт по разным данным составляет около 20%1.

Возникает закономерный вопрос о том, что и как надо делать, какова стратегия и тактика объективной и реальной поддержки стимулирования малого бизнеса для действительно эффективно-справедливого его развития с учетом общественной значимости и инновационности отдельных малых предприятий и существенного увеличения доходов бюджета от его деятельности.

Динамика и структура поступления доходов от малого бизнеса в разрезе вкладов от отдельных моделей налогообложения показывает, что наибольший удельный вес дает упрощенная система налогообложения. Так, в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетные фонды доля поступлений от специальных налоговых режимов в 2014 г. составила:

• от применения упрощенной системы налогообложения - 54,88%;

• от применения единого налога на вмененный доход - 18,34%;

1 Малое и среднее предпринимательство России: общая ситуация. URL: https://clck.ru/A34Gy

• от применения единого сельскохозяйственного налога - 1,13%;

• от применения патентной системы - 0,82%.

Если сравнивать эти показатели с 2006 г., то доли от использования упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход были примерно одинаковые и составляли 49,24 и 49,75% соответственно. Поступления от использования патентной системы налогообложения, введенной с 2013 г., крайне малы и составляли в 2014 г. 0,82%.

В целом с 2006 по 2014 г. наблюдалась положительная динамика поступлений от использования специальных налоговых режимов (табл. 7) за исключением отрицательного темпа прироста в 2009 г. от применения упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога (-10,1% и -10,5% соответственно, что вызвано последствиями финансового кризиса). Кроме того, отрицательный темп прироста наблюдался в 2013 г. от использования единого налога на вмененный доход, который составил -5,2%.

По мнению авторов, это было обусловлено рядом факторов:

• устранением положения об обязательности единого налога на вмененный доход;

• введением альтернативного специального налогового режима «Патентная система налогообложения» и переходом части индивидуальных предпринимателей на такой режим;

• увеличением фиксированного размера страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями за себя в Пенсионный фонд в два раза, что существенно сказалось на микробизнесе с доходами до 300 000 руб.

Кроме того, следует отметить, что за 11 мес. 2015 г. по сравнению с 2014 г. темп прироста от применения единого сельскохозяйственного налога составил 53,7%, что связано с введением финансовых санкций Европейского союза и США против Российской Федерации и активной поддержкой сельского хозяйства со стороны государства как контрмеры.

Известно, что модель налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет заменяться на патентную модель, хотя и продлена по предложению Правительства Российской Федерации на два года. В упрощенной модели налогообложения, как известно, сейчас налоговая

ставка может быть либо 6% (от выручки), либо 15% (доходы минус расходы). Причем региональные власти могут снижать ставки до 1 и 5% соответственно. Практика подтверждает, что подавляющая часть малых предприятий выбирает второй вариант (доходы минус расходы). При этом, умело занижая прибыль, малые предприятия в итоге выплачивают всего 1% от доходов. Налоговая нагрузка в данном случае минимальная.

Модернизация и действительное упрощение системы налогообложения малого бизнеса, по нашему мнению, требуют сохранения (кроме общей модели) упрощенной модели и патентной модели. Однако в упрощенной модели следует оставить только одну базу налогообложения в виде доходов. А диапазон ставки налога должен изменяться от 0 (при освобождении от налога отдельных высокоприоритетных предприятий) до 10%. В этой связи предложим методику дифференциации налогообложения малого бизнеса в зависимости от общественной значимости и инновационности видов его деятельности, а далее смоделируем возможное увеличение доходов бюджета от малого бизнеса.

Максимальная налоговая ставка в 10% должна устанавливаться для малых предприятий, занимающихся только торгово-закупочной деятельностью. Минимальная ставка в 0% должна устанавливаться по решению экспертной комиссии при налоговых органах, включающей в равных пропорциях представителей власти, общественных организаций по поддержке малого бизнеса и налоговых органов, на основе оценки общественной значимости и инновационности бизнеса сроком на 1 год на начальном этапе деятельности. Численность комиссии должна включать 10 экспертов: по три представителя от каждой из сторон плюс председатель.

Установление ставки налога Сн в зависимости от общественной значимости и уровня инновационности бизнеса рассчитывается по формуле:

С,, = 0,1

1 1 —+—

К1 К2

: 2,

где К - уровень общественной значимости (К1 может принимать значения от 1 до 10, при этом значение 10 - самый высокий уровень);

К2 - уровень инновационности бизнеса (К2 может принимать значения от 1 до 10).

Уровни общественной значимости и инновационности могут устанавливаться либо экспертным путем (на основании решений комиссий, создаваемых при налоговых органах из представителей муниципальных органов управления и общественных организаций по поддержке малого бизнеса), либо

на основе отчетной информации с использованием

2

специальных методик .

Обоснование и установление цен патентов Сп при патентной модели налогообложения в зависимости от общественной значимости и уровня инновационности предлагается проводить на основе следующей формулы расчета:

с = V .1

п 50 /0'

где V - планируемый объем бизнеса по потенциальной выручке;

/0 - интегральный уровень общественной значимости и инновационности бизнеса.

При равных уровнях общественной значимости и инновационности налоговые нагрузки на бизнес при упрощенной модели налогообложения и при патентной модели будут примерно одинаковыми.

При средней ставке налога на деятельность предприятий малого бизнеса, составляющей 5-6%, общий объем поступлений налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации от малого бизнеса, исходя из данных по обороту (выручке) за 2014 г., составит не менее 1 трлн 320 млрд руб. Это почти в 3 раза выше, чем фактически при действующих условиях.

Таким образом, действующая система налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации должна быть модернизирована в целях согласования интересов общества и самих предприятий.

2 Садков В.Г. Обоснование цен патентов в модели налогообложения малого бизнеса с учетом его общественной значимости и инновационности // Финансы и кредит. 2013. № 15. С. 25-29.

Таблица 1

Величина и доля налоговых поступлений от предприятий, использующих специальные налоговые режимы, в общем объеме налоговых поступлений в целом по Российской Федерации в период с 2006 по 2015 гг.

Table 1

Value and the share of tax revenues from businesses that use special tax regimes, in total tax revenues in the Russian Federation in the period from 2006 to 2015

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

А 1 2 3 4 5

Налоговые доходы - всего, 5 426 892 435 6 950 982 08 7 944 204 021 6 283 926 244 7 659 534 716

тыс. руб. (100) (100) (100) (100) (100)

Налоговые доходы от 95 877 624 123 646 571 161 268 105 151 576 764 178 849 183

применения специальных (1,77) (1,78) (2,03) (2,41) (2,33)

налоговых режимов,

тыс. руб.

В том числе от

применения:

- упрощенной системы 47 209 510 71 634 429 102 418 913 92 115 244 112 889 436

налогообложения, (0,87) (1,03) (1,29) (1,47) (1,47)

тыс. руб.

- единого налога на 47 702 954 50 639 124 56 670 786 57 512 114 63 548 746

вмененный доход, (0,88) (0,73) (0,71) (0,92) (0,83)

тыс. руб.

- единого 965 160 1 373 018 2 178 406 1 949 406 2 411 001

сельскохозяйственного (0,0178) (0,0198) (0,0274) (0,031) (0,0315)

налога, тыс. руб.

- патентной системы - - - - -

налогообложения,

тыс. руб.

Продолжение таблицы

Показатели 2011 2012 2013 2014 1.12.2015

А 6 7 8 9 10

Налоговые доходы - 9 715 209 562 10 954 009 949 11 325 853 271 12 606 342 016 9 921 386 724

всего, тыс. руб. (100) (100) (100) (100) (100)

Налоговые доходы от 215 165 950 271 682 756 331 715 992 417 837 124 387 681 649

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

применения специальных (2,21) (2,48) (2,93) (3,31) (3,91)

налоговых режимов,

тыс. руб.

В том числе от

применения:

- упрощенной системы 142 054 304 189 311 472 212 287 077 229 316 372 245 963 588

налогообложения, (1,46) (1,73) (1,87) (1,82) (2,48)

тыс. руб.

- единого налога на 69 526 734 78 547 745 74 471 377 76 630 841 76 330 667

вмененный доход, (0,72) (0,72) (0,66) (0,61) (0,77)

тыс. руб.

- единого 3 584 912 3 823 539 4 041212 4 712 899 7 244 486

сельскохозяйственного (0,0369) (0,0349) (0,0357) (0,0374) (0,0731)

налога, тыс. руб.

- патентной системы - - 1 946 761 3 432 584 4 156 748

налогообложения, (0,0172) (0,0272) (0,0419)

тыс. руб.

Примечание. В скобках указана доля, %. Источник: данные ФНС России

Note. In parentheses: percentage. Source: FTS of Russia

Таблица 2

Показатели деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации с 2009 по 2014 г. и их вклад в экономику страны

Table 2

Indicators of small enterprises in the Russian Federation from 2009 to 2014, and their contribution to the country's economy

2009 2010 2011

Показатель Всего В том числе микропредприятия Всего В том числе микропредприятия Всего В том числе микропредприятия

А 1 2 3 4 5 6

Количество малых 1 578 769 1 339 345 1 644 269 1 415 186 1 836 433 1 593 755

предприятии, ед.

Средняя численность 11 281,7 3 823,2 1 1149 3 883,3 1 1480,5 4 354,5

работников, тыс. чел.

Среднесписочная 10 162,8 3 444,5 9 790,2 3 320,0 10 422,0 3 864,4

численность работников

(без внешних

совместителей), тыс. чел.

Оборот малых 16 443,5 4 534,2 18 301,3 5 459,6 22 613,1 7 028,3

предприятий, млрд руб.

Инвестиции в основной 346,1 93,3 520,3 199 431,6 149,6

капитал на малых

предприятиях в

фактических ценах,

млн руб.

Среднемесячная 12 780,2 12 063,9 12 367 10 612 15 749 12 855

начисленная заработная

плата работников, руб.

Продолжение таблицы

2012 1 2013 2014

Показатель Всего В том числе микропредприятия Всего В том числе микропредприятия Всего В том числе микропредприятия

А 7 8 9 10 11 12

Количество малых 2 003 038 1 759 973 2 063 100 1 828 600 2 103 800 1 868 200

предприятий, ед.

Средняя численность 11 683,9 4 699,6 11 695,7 4 769,5 11 744,2 4 912,2

работников, тыс. чел.

Среднесписочная 10 755,7 4 248,9 10 755,2 4 322,9 10 789,7 4 431,3

численность работников

(без внешних

совместителей), тыс. чел.

Оборот малых 23 463,7 8 347,4 24 781,6 9 101,3 26 392,2 9 699,3

предприятий, млрд руб.

Инвестиции в основной 521,5 157,1 574,9 185,5 664,4 236,7

капитал на малых

предприятиях в

фактических ценах,

млн руб.

Среднемесячная 16 711 13 898 17 948 15 039 19 201 15 774

начисленная заработная

плата работников, руб.

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat

Таблица 3

Динамика количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы в целом по Российской Федерации с 2010 по 2014 г. и их вклад в экономику страны

Table 3

Change in quantity of small enterprises and individual entrepreneurs that apply special tax regimes in the Russian Federation from 2010 to 2014, and their contribution to the economy

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014

Всего, ед. 5 121 683 5 258 974 5 280 185 4 999 041 4 848 461

(2,68) (0,4) (-5,32) (-3,01)

В том числе:

1 486 672 1 564 296 1 629 969 1 734 205 1 671 870

- организации, ед. (5,22) (4,2) (6,39) (-3,59)

- индивидуальные предприниматели, 3 635 011 3 694 678 3 650 216 3 363 598 3 176 591

чел. (1,64) (-1,2) (-7,85) (-5,56)

Примечание. В скобках указан темп прироста, %. Источник: данные ФНС России

Note. In parentheses: growth rate percentage. Source: FTS of Russia

Таблица 4

Налоговая нагрузка в экономике Российской Федерации по видам экономической деятельности в 2008-2014 гг., %

Table 4

Tax burden in the Russian economy by type of economic activity in 2008-2014, %

Вид экономической деятельности 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Сельское хозяйство, охота и лесное 2,74 2,47 3,33 2,46 2,19 2,07 2,69

хозяйство

Рыболовство, рыбоводство 13,31 10,92 10,41 9,93 9,42 8,12 8,46

Добыча полезных ископаемых 68,49 48,81 49,28 53,29 53,86 55,56 59,69

Обрабатывающие производства 20,76 19,75 22,61 22,96 25,02 24,88 23,95

Производство и распределение 23,03 17,64 18,94 17,12 15,16 16,78 17,75

электроэнергии, газа и воды

Строительство 19,39 18,72 15,94 16,65 14,92 14,69 15,31

Оптовая и розничная торговля; ремонт 10,53 10,35 9,81 10,75 13,37 11,59 12,64

автотранспортных средств, бытовых

изделий, предметов личного пользования

Гостиничный и ресторанный бизнес 14,97 13,18 13,87 14,14 12,7 12,69 12,36

Транспорт и связь 17,3 18,06 17,73 18,62 16,94 13,85 14,69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая деятельность 21,33 16,47 20,45 22,66 20,52 19,03 18,4

Операции с недвижимым имуществом, 22,51 16,15 17,71 19,49 16,43 16,34 17,05

аренда и предоставление услуг

Образование 12,66 12,74 12,92 12,81 13,46 13,87 14,91

Здравоохранение и предоставление 8,67 8,74 8,79 8,38 8,77 8,8 8,64

социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, 25,63 17,73 15,44 16,93 16,61 16,86 16,47

социальных и персональных услуг

Средняя налоговая нагрузка 21,69 17,93 18,92 20,39 20,67 19,9 20,64

Примечание. Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение общей суммы налоговых платежей, поступивших в бюджетную систему страны по соответствующему виду экономической деятельности, к валовой добавленной стоимости соответствующего вида экономической деятельности в целом по Российской Федерации. Источник: данные ФНС России и Росстата

Note. The tax burden is calculated as a ratio of the total amount of tax payments, received for the corresponding economic activity in the budget system to the gross added value of the corresponding economic activity in the Russian Federation. Source: FTS of Russia and Rosstat

Таблица 5

Налоговая нагрузка на малые предприятия Российской Федерации по видам экономической деятельности в 2008-2014 гг., % Table 5

Tax burden on small enterprises by type of economic activity in 2008-2014, %

Вид экономической деятельности 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,93 3 3,24 3,38 2,95 2,85 2,56

2. Рыболовство, рыбоводство 2,05 1,71 7,18 6,71 5,95 5,71 6,96

3. Добыча полезных ископаемых 8,85 46,85 68,69 73,31 31,44 57,38 158,07

4. Обрабатывающие производства 1,4 1,49 1,49 1,51 1,6 1,62 1,58

5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,95 2,42 2,04 2,05 2,04 1,85 1,75

6. Строительство 1,44 1,35 1,07 1,16 1,18 1,22 1,29

7. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования 0,98 1,09 1,38 1,11 1,25 1,25 1,25

8. Гостиничный и ресторанный бизнес 5,55 4,35 3,51 3,09 3,93 4,24 4,15

9. Транспорт и связь 3,07 3,35 2,45 2,65 2,98 2,62 2,58

10. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8,51 6,44 4,15 5,24 5,56 5,89 5,87

11. Образование 31,02 32,44 20,84 30,25 31,56 32,47 31,04

12. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,64 5,35 4,29 4,42 4,55 4,8 4,45

13. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 6,78 8,38 5,53 6,64 7,16 7,16 7,2

Средняя налоговая нагрузка 1,8 1,93 2,15 2,04 2,29 2,44 2,87

Примечание. Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение поступлений по специальным налоговым режимам соответствующих видов экономической деятельности в Российской Федерации к валовой добавленной стоимости, полученной малыми предприятиями по соответствующему виду экономической деятельности в Российской Федерации. Показатель валовой добавленной стоимости, приходящийся на малый бизнес, получен расчетным путем исходя из данных по обороту малых предприятий и оценочной доли валового внутреннего продукта в валовом выпуске в целом по Российской Федерации - 0,55. Источник: данные ФНС России и Росстата

Note. The tax burden is calculated as a ratio of income from special tax regimes on the corresponding economic activity in the Russian Federation to the gross value added received in small enterprises on appropriate economic activity in the Russian Federation. Gross value added per small business is obtained by calculation on the basis of the data on the turnover of small enterprises and the estimated proportion of GDP (gross output) for the Russian Federation, as a whole, it is 0.55. Source: FTS of Russia and Rosstat

Таблица 6

Анализ динамики и структуры поступлений налогов от малого бизнеса в консолидированный бюджет Российской Федерации и платежей во внебюджетные фонды в разрезе вкладов отдельных моделей налогообложения в 2006-2015 гг. Table 6

Analysis of the dynamics and structure of tax revenues from small businesses in the consolidated budget of the Russian Federation and payments to non-budgetary funds in terms of contributions from individual taxation models in 2006-2015

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

А 1 2 3 4 5

Налоговые доходы по 95 877 624 123 646 571 161 268 105 151 576 764 178 849 183

специальным налоговым (100) (100) (100) (100) (100)

режимам - всего,

тыс. руб.

В том числе от

применения:

- упрощенной системы 47 209 510 71 634 429 102 418 913 92 115 244 112 889 436

налогообложения, (49,24) (57,93) (63,51) (60,77) (63,12)

тыс. руб.

- единого налога на 47 702 954 50 639 124 56 670 786 57 512 114 63 548 746

вмененный доход, (49,75) (40,95) (35,14) (37,94) (35,53)

тыс. руб.

- единого 965 160 1 373 018 2 178 406 1 949 406 2 411 001

сельскохозяйственного (1,0067) (1,1104) (1,3508) (1,2861) (1,3481)

налога, тыс. руб.

- патентной системы - - - - -

налогообложения,

тыс. руб.

Продолжение таблицы

Показатели 2011 2012 2013 2014 01.12.2015

А 6 7 8 9 10

Налоговые доходы по 215 165 950 271 682 756 331 715 992 417 837 124 387 681 649

специальным налоговым (100) (100) (100) (100) (100)

режимам - всего, тыс.

руб.

В том числе от

применения:

- упрощенной системы 142 054 304 189 311 472 212 287 077 229 316 372 245 963 588

налогообложения, (66,02) (69,68) (63,99) (54,88) (63,44)

тыс. руб.

- единого налога на 69 526 734 78 547 745 74 471 377 76 630 841 76 330 667

вмененный доход, (32,31) (28,91) (22,45) (18,34) (19,69)

тыс. руб.

- единого 3 584 912 3 823 539 4 041212 4 712 899 7 244 486

сельскохозяйственного (1,6661) (1,4074) (1,2183) (1,1379) (1,8687)

налога, тыс. руб.

- патентной системы - - 1 946 761 3 432 584 4 156 748

налогообложения, (0,5869) (0,8215) (1,0722)

тыс. руб.

Примечание. В скобках указана доля, %. Источник: данные ФНС России

Note. In parentheses: percentage. Source: FTS of Russia

Таблица 7

Динамика прироста поступлений налогов и платежей во внебюджетные фонды от малого бизнеса в разрезе вкладов от отдельных моделей налогообложения в 2006-2015 гг. Table 7

Dynamics of income growth in taxes and payments to non-budgetary funds from small businesses in terms of contributions from individual taxation models in 2006-2015

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

А 1 2 3 4 5

Налоговые доходы по - 28,9 30,4 -6 17,9

специальным налоговым

режимам, %

В том числе от применения: - упрощенной системы налогообложения, % - 51,7 42,9 -10,1 22,6

- единого налога на - 6,2 11,9 1,5 10,5

вмененный доход, %

- единого - 42,3 58,7 -10,5 23,7

сельскохозяйственного

налога, %

- патентной системы - - - - -

налогообложения, %

Продолжение таблицы

Показатель 2011 2012 2013 2014 01.12.2015

А 6 7 8 9 10

Налоговые доходы по 20,3 26,3 22,1 25,9 -7,2

специальным налоговым

режимам, %

В том числе от применения: - упрощенной системы налогообложения, % 25,8 33,3 12,1 8 7,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- единого налога на 9,4 12,9 -5,2 2,9 -0,4

вмененный доход, %

- единого 48,7 6,7 5,7 16,6 53,7

сельскохозяйственного

налога, %

- патентной системы - - - 76,3 21,1

налогообложения, %

Примечание. Расчет прироста произведен методом цепных подстановок. Источник: авторская разработка

Note. The growth calculated by means of the method of chaining lookups. Source: Authoring

Список литературы

1. Ксенда В.М. Оптимальная и эффективная налоговая система: теория вопроса // Новый университет. Сер. Экономика и право. 2013. № 6-7. С. 60-65.

2. Кашин В.А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? // Финансы. 2008. № 10. С. 39-42.

3. Малис Н.И., Горохова Н.А. Формирование эффективной системы налогового стимулирования инновационной деятельности как залог ее развития // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С.51-57.

4. Мороз В.В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 250-252.

5. Пансков В.Г. Налоговая реформа в России: еще длинна дорога... // Налоговая политика и практика. 2010. № 6. С. 4-11.

6. Садков В.Г., Гринкевич Л.С., Кононов В.В. Концептуальные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы // Финансы. 1998. № 12. С. 20-22.

7. Садков В.Г. Налоговая система России (состояние, проблемы, направления модернизации) // Экономические и гуманитарные науки. 2013. № 12. С. 88-96.

8. Самсонов Е.А. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2006. № 3. С. 97-99.

9. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 317. С. 177-179.

10. Гринкевич Л.С., Григорьева К.С. Система показателей для первичного анализа выполнения налоговой системой ее контрольной функции // Сибирская финансовая школа. 2015. Т. 111. № 4. С.41-45.

11. Гринкевич Л.С., Ильин А.В. Тенденции и закономерности развития налоговой системы России // Сибирская финансовая школа. 2015. № 5. С. 84-91.

12. Абдрахманова Е.Э. Анализ основных проблем развития налоговой системы РФ в области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса // Новый университет. Сер. Экономика и право. 2015. № 12. С. 72-78.

13. Бараборшкина О.В. Проблемы формирования оптимального налогового режима, как эффективного механизма активизации экономического роста субъектов малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3. С. 967-969.

14. Дорошенков А.С. Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 114-118.

15. Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. С. 448-451. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62400.

16. Калита Е.В. Упрощенная система налогообложения: опыт регионов // Налоговая политика и практика. 2010. № 4. С. 36-40.

17. Киреенко А.П. Взаимодействие с предпринимательской средой как условие эффективного функционирования налоговой системы // Регион: Экономика и Социология. 2005. № 2. С. 185-196.

18. Орлова Е.Н. Региональная налоговая политика: границы самостоятельности и формы проявления // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 2. С. 22-31.

19. Перекрестова Л.В., Иризепова М.Ш., Татаренко Н.Н. Методика экономико-статистической оценки региональной системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://clck.ru/A38jb.

20. Перекрестова Л.В., Иризепова М.Ш. Показатели и алгоритм оценки целевой эффективности системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в регионе // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2014. № 3. С. 44-54.

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 9 (2016) 138-149 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Sustainable Development of Regions

ISSN 2073-1477 (Print)

SMALL BUSINESS TAX SYSTEM MODERNIZATION IN RUSSIA

TO PROMOTE FURTHER DEVELOPMENT AND INCREASE BUDGET REVENUES

Viktor G. SADKOVa, Anastasiya M. GRINKEVICHM

a Orel State University, Orel, Russian Federation sadkov-vg@mail.ru

b National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation tasya-g89@mail.ru

•Corresponding author

Article history:

Received 31 March 2016 Received in revised form 28 April 2016 Accepted 16 June 2016

JEL classification: H21, H25, R11

Keywords: small business, sustainable development, innovation, encouragement, taxation model

Abstract

Importance The problem of ensuring the sustainable development of regions and municipalities during the crisis necessitates the strengthening of their economic base and increase of their own budgets income. This determines the need to modernize the tax system for small business, enabling an increase of socio-economic impact and performance.

Objectives The paper aims to analyze the preferential taxation system of small business in the Russian Federation and offer an innovation and investment model of small business taxation, providing an increase in budget revenues.

Methods To examine the various aspects of financial and socio-economic performance and the level of tax incentives of small business, we used statistical techniques.

Results We found that the models of small business taxation implemented in Russia provide significant fiscal loosening. However, small business performance indicators do not show a significant increase, and they are significantly lower than similar values in developed countries. Conclusions The simplified taxation system and patent model should be retained in the taxation of small business entities, while differentiating the tax burden level in accordance with the visibility, public consequence and innovation activity of small enterprises. This can provide a threefold increase in revenues from small businesses in the budget system.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Ksenda V.M. [An optimal and efficient tax system: theoretical treatment]. Novyi universitet. Ser. Ekonomika ipravo = New University. Economics & Law, 2013, no. 6-7, pp. 60-65. (In Russ.)

2. Kashin V.A. [The tax system: how to make it more effective?]. Finansy = Finance, 2008, no. 10, pp. 39-42. (In Russ.)

3. Malis N.I., Gorokhova N.A. [Establishment of an effective system of tax incentives for innovation as a pledge of the system's development]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law, 2014, no. 3, pp. 51-57. (In Russ.)

4. Moroz V.V. [The RF tax system at the present stage of its development]. Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskii zhurnal = Business in Law, 2013, no. 6, pp. 250-252. (In Russ.)

5. Panskov V.G. [Tax reform in Russia: the road is still long and winding...]. Nalogovaya Politika i Praktika, 2010, no. 6, pp. 4-11. (In Russ.)

6. Sadkov V.G., Grinkevich L.S., Kononov V.V. [Conceptual approaches to the creation of a model of efficient tax system]. Finansy = Finance, 1998, no. 12, pp. 20-22. (In Russ.)

7. Sadkov V.G. [Russia's tax system: the status, problems, and areas of modernization]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic Science and Humanities, 2013, no. 12, pp. 88-96. (In Russ.)

8. Samsonov E.A. [The problem of improvement of the RF tax system]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie = Modern Technologies. Systems Analysis. Modeling, 2006, no. 3, pp. 97-99. (In Russ.)

9. Grigor'eva K.S. [The efficiency of the RF tax system at the present stage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2008, no. 317, pp. 177-179. (In Russ.)

10. Grinkevich L.S., Grigor'eva K.S. [The system of indicators for the primary analysis of the control function implementation of the tax system]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2015, vol. 111, no. 4, pp. 41-45. (In Russ.)

11. Grinkevich L.S., Il'in A.V. [Trends and patterns of development of the tax system of Russia]. Sibirskaya fmansovaya shkola = Siberian Financial School, 2015, no. 5, pp. 84-91. (In Russ.)

12. Abdrakhmanova E.E. [An analysis of the major problems of development of the RF tax system in the field of business taxation of small and medium-sized businesses]. Novyi universitet. Ser. Ekonomika ipravo = New University. Economics & Law, 2015, no. 12, pp. 72-78. (In Russ.)

13. Baraborshkina O.V. [Issues of formation of optimal tax treatment as an effective mechanism for the revitalization of the economic growth of small businesses]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 12-3, pp. 967-969. (In Russ.)

14. Doroshenkov A.S. [Tax incentives for small business in Russia: assessment of the results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2010, no. 339, pp. 114-118. (In Russ.)

15. Ivashinnikova E.A., Goloyad A.N. [Tax incentives for small business development in Russia]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2016, no. 1, pp. 448-451. (In Russ.) Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62400.

16. Kalita E.V. [Simplified taxation system: the regions' practices]. Nalogovayapolitika i praktika = Tax Policy and Practice, 2010, no. 4, pp. 36-40.

17. Kireenko A.P. [Interaction with the business environment as a condition for the efficient functioning of the tax system]. Region: Ekonomika i Sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2005, no. 2, pp. 185-196. (In Russ.)

18. Orlova E.N. [Regional tax policy: autonomy and forms]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 2, pp. 22-31. (In Russ.)

19. Perekrestova L.V., Irizepova M.Sh., Tatarenko N.N. [The technique of economic-statistical evaluation of a regional system for the taxation of small and medium-sized businesses]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 6. (In Russ.) Available at: https://clck.ru/A38jb.

20. Perekrestova L.V., Irizepova M.Sh. [Indicators and an evaluation algorithm of target efficiency system of taxation of small businesses in the region]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3 Ekonomika. Ekologiya = Science Journal of VolSU. Global Economic System, 2014, no. 3, pp. 44-54. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.