Научная статья на тему 'О модернизации правоохранительной системы в республике Казахстан'

О модернизации правоохранительной системы в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогов Игорь Иванович

В рамках модернизации правоохранительной системы в Казахстане проводится работа по разработке проектов новых редакций УК, УПК, УИК и КоАП РК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О модернизации правоохранительной системы в республике Казахстан»

Материалы расширенного заседания Совета Санкт-Петербургского международного криминологического клуба от 8 февраля 2013 года «Право противодействия преступности и законопроекты четырёх кодексов в Республике Казахстан»

8 февраля 2013 года по инициативе Конституционного совета Республики Казахстан Санкт-Петербургский международный криминологический клуб провёл расширенное заседание Совета клуба, посвящённое проводимой в Республике Казахстан реформе уголовного законодательства.

За «круглым столом» выступили: председатель Конституционного совета Республики Казахстан, д.ю.н., профессор Игорь Иванович Рогов; президент Клуба, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки России Д.А. Шестаков; д.ю.н., профессор С.У. Дикаев; заместитель президента Клуба, к.ю.н. А.П. Данилов; к.ю.н., доцент В.В. Коряковцев; д.ю.н., профессор С.Д. Шестакова; д.ю.н., профессор Л.Б. Смирнов.

УДК 343.9 ББК 67.51

И.И. Рогов *

о модернизации правоохранительной системы в республике Казахстан

Выжимка: В рамках модернизации правоохранительной системы в Казахстане проводится работа по разработке проектов новых редакций УК, УПК, УИК и КоАП РК.

Ключевые слова: Уголовный кодекс; Республика Казахстан; реформа.

I.I. Rogov

ON MODERNISATION OF THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM in the republic of Kazakhstan

Summary: In the context of the modernisation of the law enforcement system in the Republic of Kazakhstan, the work on new drafts of the Criminal Code, the Code of Penal Procedure, the Penal Execution Code, the Administrative Violations Code of the Republic of Kazakhstan is being carried down.

Key words: the Criminal Code; the Republic of Kazakhstan; reform.

В рамках модернизации правоохранительной системы в Казахстане проводится работа по разработке проектов новых редакций УК, УПК, УИК и КоАП РК. При этом учитываются прогрессивные положения действующих кодексов и практика их применения, достижения отечественной и зарубежной науки уголовного и уголовнопроцессуального права, а также передовой зарубежный опыт и международные стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

По проекту УК РК. Одним из главных нововведений является введение такой категории как уголовный проступок. Это тре-

* Игорь Иванович Рогов — доктор юридических наук, профессор, Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан (Астана, Республика Казахстан). E-mail: ksrk@constcouncil.kz.

© И.И. Рогов, 2013

бует нового осмысления понятий преступления и уголовного проступка, выработки чётких критериев их классификации.

К уголовным проступкам предлагается отнести административные деликты, рассматриваемые сегодня судами (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.), предусмотренные в действующем КоАП РК, а также незначительные преступления, за совершение которых установлено наказание, не связанное с изоляцией от общества либо арест до 6 месяцев. В проекте к ним отнесены 179 составов. Осуждение за уголовный проступок не будет влечь судимости.

Полагаем, что к уголовным проступкам можно было бы отнести деяния, наказуемые и лишением свободы: умышленные — на срок до 1 года, неосторожные — до 2 лет. Категории преступлений небольшой

2(29)2013

14 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

и средней тяжести можно было бы пересмотреть, повысив пороги их наказуемости.

В свою очередь, в КоАП РК можно было бы предусмотреть только административные правонарушения, которые нарушают какие-либо установленные правила (правила дорожного движения, пожарной безопасности и др.). Подобные противоправные деяния рассматривались бы не судами, а другими государственными органами. Условно эту отрасль права можно назвать, как это принято в ряде западных стран, а также в Японии, полицейское право. Тем самым, одновременно решались бы две задачи: либерализация значительной части уголовного законодательства и упрощение производства.

Решается вопрос о введении института уголовной ответственности юридических лиц. Изучение зарубежного опыта показывает, что формы реализации ответственности юридических лиц разные. В одних странах она уголовная, а в других административная, реализуемая в уголовном процессе либо в другом судопроизводстве.

В УПК РК необходимо урегулировать особенности уголовного судопроизводства в отношении юридических лиц, независимо от того, будет ли реализована идея их уголовной ответственности. Если нет, то в УПК должны быть нормы, позволяющие привлекать юридических лиц к административной ответственности одновременно с осуждением физического лица, деяние которого связано с этим юридическим лицом.

За ряд деяний сохраняется институт административной преюдиции, который предполагает, что в случаях, предусмотренных Особенной частью, уголовная ответственность за преступление, не представляющее большой общественной опасности, наступает, если деяние совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же административное правонарушение.

По проекту УПК РК. Важным изменением является отказ от так называемой доследственной проверки. Досудебное расследование будет начинаться с момента регистрации заявления. Выделены разные его формы: предварительное следствие, дознание, ускоренное досудебное производство (по преступлениям небольшой,

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

средней тяжести и тяжким преступлениям) и протокольная форма в отношении уголовных проступков.

В проекте исключаются постановления о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого. Но вместо них предусматриваются постановления о признании подозреваемым, о квалификации деяний подозреваемого, которые по содержанию схожи с указанными постановлениями.

В Проекте упраздняется институт возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования. Вместе с тем, сохраняется норма, согласно которой при установлении существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства, препятствующих назначению главного судебного разбирательства, суд возвращает дело прокурору для их устранения. Сейчас этот момент дополнительно изучается.

Предлагается отказаться от деления оснований для прекращения производства по уголовному делу на реабилитирующие и нереабилитирующие. Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 77 Конституции РК лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда. Поэтому речь необходимо вести об обстоятельствах, влекущих (отсутствие события или состава преступления и др.) или не влекущих (примирение сторон, вследствие акта амнистии и др.) возмещение причинённого лицу ущерба.

Предусматривается институт процессуального соглашения. В нём будут указываться вид и размер наказания, о котором будет ходатайствовать прокурор перед судом. При этом в проекте УК РК предусматривается норма, что по делам ускоренного досудебного расследования, а также делам, по которым выполнены все условия процессуального соглашения, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности либо срок или размер наказания за совершённое уголовное правонарушение не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьёй Особенной части.

В конечном итоге эти вопросы будут решаться судом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.