Научная статья на тему 'О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе'

О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1749
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / MODELS OF DISTANCE LEARNING / VIRTUAL UNIVERSITY / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайндорф-сысоева Марина Ефимовна, Шитова Виктория Александровна

В статье представлены различные модели организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайндорф-сысоева Марина Ефимовна, Шитова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE MODELS OF USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN MODERN UNIVERSITY

This article presents different models of organizing the educational process with the use of e-learning and distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе»

М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.А. Шитова

о моделях применения

дистанционных образовательных технологий

в современном вузе

в статье представлены различные модели организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: модели организации дистанционного обучения, виртуальный университет, электронные образовательные ресурсы.

В свете вступившего в силу нового федерального закона об образовании, где введено определение электронного обучения и дистанционных

педагогика и психология

педагогика высшей школы

образовательных технологий (ДОТ), уже можно говорить, что прежде чем широко внедрять дистанционные технологии в образовательный процесс, необходимо продумать, какую модель дистанционного обучения целесообразно использовать в каждом конкретном учреждении. Указать здесь общее правило невозможно, решение будет зависеть от многих факторов: от технического обеспечения учреждения и возможностей приобретения необходимого оборудования и ресурсов, от наличия соответствующего числа специалистов в области электронного обучения, причем не только технических работников, но и методистов и сертифицированных преподавателей-тьюторов, от контингента будущих обучаемых и т.д.

В Российской Федерации обучение с использованием ДОТ является формой организации образовательного процесса, но не является формой получения образования. Образовательные учреждения вправе использовать дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ любого уровня, а также при всех формах получения образования (их сочетании), при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. В законе указано, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [2].

Рассмотрим различные модели организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий. Существует три основных вида дистанционных технологий: кейсовая, трансляционная (спутниковая или телевизионная) и сетевая. Но в зависимости от степени использования возможностей Интернета, способов взаимодействия преподавателя и обучаемого модели могут изменяться. Также варианты разнятся в зависимости от затраченных средств и усилий учреждения и степени эффективности применения ДОТ.

Если говорить о модели с использованием кейсов, то возможно два варианта: с применением веб-сайта (системы дистанционного обучения - СДО) для размещения набора учебно-методических материалов и

без него. Если не планируется использование СДО, безусловно, эффективность внедрения дистанционного обучения не будет высокой, т.к. не предусматривается обратная связь участников процесса обучения, а студент, получив набор материала, изучает все самостоятельно. При такой модели возможно создание кейсов и рассылка их через электронную почту, общение по телефону и по электронной почте.

К преимуществам данной модели можно отнести быстроту внедрения и небольшие финансовые затраты вуза в сравнении с другими видами дистанционного обучения. Здесь основные силы ложатся на разработчиков кейсов (скорее, ими будут молодые преподаватели с высоким уровнем ИкТ-компетенции). Также в данной модели можно предложить создавать коллекции электронных образовательных ресурсов, используя готовые продукты, сайты, тренажеры, локальные ЭОРы и т.п.

Схема внедрения будет выглядеть следующим образом.

1. Набирается группа будущих разработчиков кейсов.

2. Они проходят обучение.

3. Создают свои ресурсы или подбирают готовые (готовят кейсы).

4. Материалы доставляют (рассылают) студентам.

5. Студенты изучают материал самостоятельно. Важным условием будет привлечение тьютора, который сможет сопровождать и помогать студенту.

6. Для более продуктивного обучения назначаются тьюториалы (очные встречи) с преподавателями.

Для данной модели необходимо: обучить разработчиков, координировать тьюторов и постоянно стимулировать взаимодействие организаторов и студентов, чтобы удержать мотивированность и успешность обучения.

Если в вузе есть веб-сайт - система дистанционного обучения, также можно использовать кейсы. Плюсы: небольшое финансирование, т.к. привлечение преподавателя минимально, а основная часть работы ложится на сопроводителей (специалистов технической стороны). Общение с педагогом проходит редко, в строго отведенное время путем организации консультаций и тьюториалов.

Схема выглядит следующим образом.

1.1. Устанавливается СДО (платформа).

Обучается группа технической поддержки, которая в дальнейшем должна выкладывать на сайт учебный материал, адаптировать его и сопровождать процесс изучения, общаясь с обучаемыми, если возникают технические сложности.

2. Набирается и обучается небольшая группа тьюторов - специалистов-помощников, необязательно авторы курса. Тьюторы организовывают

педагогика и психология

педагогика высшей школы

общение со студентами (в сети отводится определенное время для ответов на вопросы). Тьюторы помогают, сопровождают обучение, общаясь и с преподавателем, и с обучаемыми, и с техниками.

3. Для студентов и преподавателей перед началом обучения проводится вводный курс по работе на сайте.

Модель с применением трансляционной технологии (видеотрансляция записанных кейсов через систему спутниковой или Интерет-свя-зи). Модель похожа на работу по кейсовой технологии, только учебные материалы вначале записываются в видеорежиме и транслируются или рассылаются студентам. Данная модель также не предполагает интерактивного общения с преподавателем, поэтому ее эффективность тоже будет невысока.

Модель с применением сетевой технологии - более трудозатратная и энергоемкая процедура. В данном случае необходимым условием будет функционирование системы дистанционного обучения. А чтобы вести обучение в сети, преподаватель вначале сам должен обучиться особенностям применения электронного обучения, освоить инструментарий сайта, научиться создавать свой курс самостоятельно (или, при наличии группы техпомощи, курс выкладывают специалисты, а преподаватель только проводит обучение). При сетевой технологии преподаватель выступает и в роли автора, и в роли сопровождающего (тьютора-кон-сультанта), и в роли учителя. Общение со студентами на сайте проходит постоянно на протяжении всего срока обучения. В любое время при возникновении вопросов и проблем студент обращается к педагогу и получает своевременную консультацию. Основой обучения остается самостоятельная работа, но возможна организация коллективной и парной работы обучаемых.

Алгоритм организации модели обучения с применением сетевой технологии.

1. Устанавливается СДО (платформа).

2. Обучаются группы:

a) технической поддержки, которая в дальнейшем проводит техническое сопровождение процесса, обновляет сайт, следит за техническим состоянием, при необходимости устанавливает нужные элементы и прочие усовершенствования;

b) тьюторов по работе на сайте; будущие тьюторы осваивают теоретические сведения и обучаются на практике создавать свой курс на сайте; впоследствии тьюторы становятся учебными администраторами, консультантами (методистами), т.е. сопровождающими педагогический процесс обучения с применением ДОТ.

3. Тьюторы обучают преподавателей всем особенностям работы с ДОТ.

4. Преподаватели самостоятельно разрабатывают курсы, ведут обучение. Тьюторы сопровождают процесс дистанционного обучения методически, а специалисты 1Т - технически.

5. После подготовки курса перед обучением для студентов также проводится инструктаж.

В зависимости от степени оснащенности, технических и материальных средств, обученнности персонала и профессорско-преподавательского состава и тому подобных условий, возможна интеграция кейсовой и сетевой технологии: разные способы взаимодействия в СДО, с большей или меньшей степенью привлечения самих преподавателей. Например, одни дисциплины (или часть курса) готовят как кейс, другие - для изучения онлайн.

Самой продуктивной для вуза можно считать модель с установкой виртуального университета. Это портал с разветвленной структурой, включающий информационную часть, площадку для обучения и для общения, возможность взаимодействия с подразделениями и представителями различных учреждений (библиотекой, деканатом, отделом кадров; обратная связь с проректором, деканом и т.д.). Такая модель предусматривает разные варианты онлайн-общения (через конференцию, вебинар, чат) и дистанционного обучения (использование электронных курсов, кейсов, участие в тестировании и др.). В виртуальный университет имеют доступ все участники образовательного процесса, что позволяет создать расписание для открытого посещения занятий, просмотра видеолекций, демоверсии различных курсов.

Схема внедрения виртуального университета подобна организации обучения по сетевой технологии, но будет занимать больше времени и охватывать значительно большее количество участников.

В зависимости от потребностей и возможностей вуза дистанционные образовательные технологии можно использовать для эффективной организации самостоятельной работы студентов. Если курсы разрабатываются преподавателем как дополнительный, вспомогательный ресурс, нет необходимости устанавливать строгие рамки при взаимодействии, преподаватель решает на добровольной основе, как использовать его ресурс. В зависимости от поставленных задач, курсы могут быть следующих видов: дистанционный курс как базовый курс по изучению дисциплины; дистанционный курс как дополнительное средство обучения (дополнительный источник знаний); курс для совершенствования знаний, формирования практических умений; курс для организации коллективной работы; курс для организации контроля уровня обученности; курсы, направленные на

педагогика и психология

педагогика высшей школы

формирование творческого характера, умения студентов применять знания в усложненной ситуации, развитие творческого потенциала; курс -площадка для организации общения.

Таким образом, можно заключить, что моделей организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в вузе достаточно, а насколько продуктивно будет внедрена выбранная модель в конкретном учреждении, будет зависеть от многих факторов, в их числе: эффективность взаимодействия преподавателя и обучающегося, целесообразное использование при этом педагогических технологий, эффективность разработанных учебно-методических материалов и способов их доставки и эффективность обратной связи. Иначе говоря, успешность электронного/дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов и технического персонала, участвующих в этом процессе.

Библиографический список

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Шитова В.А. Алгоритм деятельности при сетевом взаимодействии для решения образовательных задач в виртуальной образовательной среде МГОУ: Учебно-методич. пособие. М., 2008.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный портал «Российское образование». иКЬ: http://www.edu.ru/abitur/ act.30/index.php#stat16 (дата обращения: 06.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.