Научная статья на тему 'О моделях деятельности и подготовки специалиста'

О моделях деятельности и подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О моделях деятельности и подготовки специалиста»

Редакционная почта

159

- все это стало возможным благодаря использованию технологий «Всемирной паутины», или гипертекстовой системы World Wide Web. При создании web-страниц используются следующие языки и инструменты:

• язык разметки гипертекста (HTML)

- стандартный язык Интернета для создания, форматирования и демонстрации web-страниц;

• язык Java - объектно-ориентированный язык программирования (похожий на C++). Был разработан специально для того, чтобы использовать на web-страницах интерактивную графику и анимацию. Многие готовые приложения (Java applets) доступны в Интернете, и их можно загрузить на компьютер пользователя для дальнейшего использования при создании своих страничек;

• язык VRML (Virtual Reality Modeling

Language) позволяет создавать и размещать в сети трехмерные объекты, создающие иллюзию реального объекта намного сильнее, чем простые анимации. Подобные трехмерные объекты в зависимости от их «объема» принято называть «виртуальными комнатами», «виртуальными галереями» и «мирами»;

• CGI (Common Gateway Interface), по сути, является не языком программирования, а спецификацией, описывающей правила сбора информации и создания баз данных. Разработчики используют язык PERL или какой-либо другой, чтобы писать CGI-программы, позволяющие создавать «динамические документы». Например, пользователи сталкиваются с подобными программами, заполняя на web-страницах в режиме реального времени бланки анкет и отзывов, выполняя тесты и т.д.

В. СЕРГЕЕВ, аспирант Д. ИСХАКОВА, ассистент Х. ЯРОШЕВСКАЯ, профессор А.КОЧНЕВ, профессор Казанский государственный технологический университет

Высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Именно будущая профессиональная деятельность задает содержание и формы соответствующей учебной деятельности. Поэтому одним из важнейших понятий педагогики высшей школы является «модель специалиста» как определенный свод требований, которые предъявляет практика к выпускнику и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе. Существующие модели задают представление о том, кого готовить и для чего готовить.

Из всего их многообразия выделяют два типа - модель деятельности и модель под-

О моделях деятельности и подготовки специалиста

готовки. Первая ориентирована на изучение сферы деятельности специалиста данного профиля, на описание условий их труда, необходимых знаний, умений, навыков и качеств [1, 2]. Модель деятельности дает ответ на вопрос, что требуется специалисту для успешного функционирования, т.е. конкретный заказ высшей школе [3].

Инженерная деятельность за последние десятилетия претерпела существенные изменения. Они касаются не только увеличения количества инженерных объектов, их усложнения и т.п., но и изменения ее структуры и содержания.

Сегодня инженер не может действовать как узкий специалист. Он должен принять на себя всю полноту ответственности за последствия своей деятельности. Крайне опасные инциденты XX века, связанные с

160

Высшее образование в России • № 8, 2005

техникой и технологиями, обязывают решать важнейшую общественную задачу: сохранить все блага индустриального общества и при этом снизить уровень вредного воздействия на окружающую среду.

Главными чертами инженера как личности и работника должны стать:

• рефлексия инженерной деятельности как интегративного процесса;

• аналитическое мышление и способность критической оценки объектов и проблем путем моделирования на основе глубоких знаний в области фундаментальных и гуманитарных наук;

• способность проектировать и внедрять нововведения, давать прогностическую и последующую оценку последовательности и полноте их реализации;

• контекстуальное понимание (учет экономических, социальных, внешнеполитических и других условий социума и коллектива, в которых осуществляется инженерная деятельность);

• потребность обновлять свои знания в процессе всей трудовой деятельности, умение адаптироваться к меняющимся условиям технической и технологической среды, требованиям мирового рынка.

Ранее авторами была сделана попытка создания модели профессиональной деятельности инженерно-технических работников химико-технологических предприятий различного профиля, определены основные виды и функции профессиональной деятельности, выделены доли трудозатрат для выполнения различных функций в зависимости от характера деятельности инженера [4]. Эта модель является определяющей в проектировании содержания и процесса подготовки специалиста в соответствии с теми задачами, которые ставятся ему в функциональной структуре производства.

Для проведения корреляции между основными видами и функциями деятельности, необходимыми специалисту на предприятии, и знаниями и умениями, формируемыми в вузе, были проанализированы квалификационные требования Государствен-

ных образовательных стандартов по различным направлениям инженерной подготовки, показавшие, что:

• инженер-технолог должен уметь разрабатывать, проектировать, налаживать, проводить эксплуатацию и совершенствование средств, приемов и методов получения полимерных материалов и композитов; создавать технологии их промышленного производства и перерабатывать в изделия, исследовать их физико-механические свойства;

• инженер-механик - разрабатывать проектную и нормативно-техническую документацию; изготавливать, проводить сборку, обкатку, наладку, монтаж, эксплуатацию и ремонт бурового и нефтепромыслового оборудования, оборудования неф-тегазопереработки и морских нефтегазовых сооружений; знать методы исследования и средства повышения надежности и долговечности оборудования, агрегатов и конструкций нефтегазового производства;

• инженер-менеджер - проектировать и поддерживать эффективное функционирование систем управления, обеспечивающих требуемый уровень качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций, а также поддерживать режим постоянного совершенствования.

В ходе проведенного анализа были выделены области и сформулированы задачи, а также определены знания, умения и навыки, структурированные в соответствии с функциями профессиональной деятельности в зависимости от квалификации специалиста. Таким образом, у студентов в процессе обучения формируются следующие функции.

У Гностическая:

* инженер-технолог - принимает участие в научно-исследовательских разработках, а также изучает специальную литературу;

* инженер-механик - осуществляет исследование проектов;

* инженер-менеджер - поддерживает высокий уровень знаний.

У Проектировочная:

Редакционная почта

161

* инженер-технолог - составляет планы, разрабатывает нормативные документы и методы технического контроля и испытания;

* инженер-механик - так же, как инженер-технолог, составляет планы, разрабатывает методические и нормативные документы и осуществляет проектирование производства;

* инженер-менеджер - разрабатывает мероприятия для эффективности производства, методы технического контроля и испытания, ставит цели, задачи производства.

У Организационная:

* инженер-технолог - производит внедрение новых технологических проектов;

* инженер-механик - рационализирует технологический процесс, внедряет проекты, способствует развитию научно-технических знаний работников, осуществляет организацию производства;

* инженер-менеджер - владеет принципами управления и основ производства.

У Диагностическая:

* инженер-технолог - рассматривает рационализаторские предложения;

* инженер-механик - осуществляет экспертизу технической документации, устанавливает причины недостатков и неисправностей в работе оборудования.

У Информационно-аналитическая:

* инженер-технолог - рассчитывает производственные мощности и нормативы, а также экономическую эффективность производства и анализирует причины брака;

* инженер-механик - проводит технико-экономический анализ;

* инженер-менеджер - владеет культурой мышления, осуществляет качественный и количественный анализ, анализирует причины брака.

Формируемые в процессе обучения компетенции включают в себя как общие, так и специфические для различных профилей подготовки задачи профессиональной деятельности. Так, например, решение задач в области проектирования является обязательным для квалификации инженера любого профиля, однако это проектирование

связано с технологией процессов для инженера-технолога, с оборудованием - для инженера-механика и с системами управления производством - для инженера-менеджера. Для научно-исследовательского вида деятельности характерным является обязательное выполнение аналитических функций, при этом технолог анализирует показатели качества объектов деятельности, механик - состояние и динамику объектов деятельности, менеджер - сертификацию продукции, эффективные методы и средства контроля.

Сопоставление данных моделей позволило сделать вывод о существовании противоречия между требованиями профессиональных стандартов и должностными инструкциями, которыми специалист руководствуется в своей деятельности.

Выявленные противоречия позволяют определить основные направления при проектировании содержания инженерного образования, адекватного профессиональным требованиям, которые сориентированы на такие характерные черты деятельности специалиста, как многоаспектность, многоплановость, сочетание различных функций и видов деятельности, то есть на подготовку социально и личностно востребованных высококвалифицированных специалистов, которые в быстро изменяющихся социально-экономических условиях могут принимать своевременные эффективные решения.

Литература

1. Моделирование деятельности специалис-

та на основе комплексного исследования / Под ред. Е.Э. Смирновой. - Л., 1984.

2. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза

профессиональной деятельности. - М., 1982.

3. Архангельский С.И. Учебный процесс в

высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебное пособие. - М., 1980.

4. Сергеев В., Ярошевская Х, Рязапова Л., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера // Высшее образование в России. - 2003. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.