Научная статья на тему 'Моделирование профессиональной деятельности современного инженера'

Моделирование профессиональной деятельности современного инженера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональной деятельности современного инженера»

В. СЕРГЕЕВ, аспирант

Л. РЯЗАПОВА, кандидат технических

наук

Х. ЯРОШЕВСКАЯ, кандидат химических наук

А. КОЧНЕВ, доктор педагогических наук

Казанский государственный технологический университет

Тенденция к усложнению профессиональной деятельности современного специалиста требует уточнения понятия «профессия», под которой, как правило, понимается ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможности развития и самовыражения. Данное понятие не раскрывает социальные, экономические, правовые, психологические и физиологические параметры инженерного труда как сложного, многопризнакового явления, обусловливающего суть развитой профессиональной деятельности, предполагающей сочетание, взаимодействие и проникновение не только смежных, но даже отдаленных знаний разного профиля. В этом контексте целесообразно говорить не о профессии, а о поле профессиональной деятельности, имея в виду совокупность выполняемых специалистом разнородных функций из смежных областей и видов, определяющую не только его функциональную подготовленность, но также социальную зрелость и легкость адаптации, и детерминированную профессионально-квалификационной структурой и характером инженерного труда [1].

Профессиональная деятельность в условиях современного производства является сложной, иерархически построенной, многофункциональной, многоуровневой и динамически разви-

Моделирование

профессиональной

деятельности

современного

инженера

вающейся структурой с большими возможностями широкого переключения с одной на другие функции и уровни профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность, выступая как определенная целостность, может служить основанием для проектирования содержания профессионального образования. С целью определения характера инженерной деятельности в современном производстве химико-технологического профиля авторами был проведен структурно-функциональный анализ профессиональных функций специалиста, определены и обоснованы типовые комплексные задачи профессиональной деятельности на основе должностных инструкций предприятий химической промышленности Российской Федерации [2].

В ходе исследования были определены, проанализированы виды профессиональной деятельности инженера: производственно-технологическая, проектно-конструкторская и научно-исследовательская. Кроме того, были выделены ее функции - обобщенные классические (гностическая, проектировочная, организационная, прогностическая и коммуникативная) [3, 4], так и функции, необходимость которых диктуется условиями современного производства (информационно-аналитическая, диагностическая и контролирующая). Диагностическая функция обеспечивает высокоскоростное установление, изучение

и управление признаками, характеризующими состояние людей. Информационно-аналитическая обеспечивает поиск, дифференциацию, запоминание и выдачу социально-значимой информации. Контролирующая функция обеспе-

Модель деятел

чивает проверку качества реализации мер и программ [5].

На основании проведенного анализа построена модель деятельности инженеров различного профиля, представленная в таблице.

Таблица

їсти инженера

Функ ции Инженер-технолог Инженер-механик Инженер-менеджер

гности- ческая 1. Проводит исследовательские и экспериментальные работы — —

проектировочная 1. Разрабатывает планы 2. Составляет технологическую документацию 3. Проектирует новые или реконструирует имеющиеся производства 1. Разрабатывает планы, мероприятия, документацию 2. Готовит предложения по усовершенствованию технологического процесса 1. Составляет бизнес-планы 2. Разрабатывает инновационную и инвестиционную деятельность предприятия 3. Разрабатывает рекламную стратегию

коммуникативная 1. Координирует деятельность подразделений 2. Согласовывает вопросы технологической подготовки производства 1. Согласовывает планы (графики) с подрядными организациями 2. Руководит отделом и подразделениями 1. Налаживает связи с деловыми партнерами 2. Собирает информацию для расширения связей и обмена опытом 3. Координирует деятельность отдельных направлений (участков)

организационная 1. Осваивает новое оборудование, материалы, технологические процессы 2. Обеспечивает технологической документацией 3. Организует эффективную работу подразделений 1. Обеспечивает технически правильную работу оборудования 2.Способствует повышению квалификации работников 3. Руководит отделом и подразделениями 4.Внедряет высокопроизводительное оборудование 5. Организует учет и инвентаризацию оборудования 1. Организует предпринимательскую или коммерческую деятельность 2. Обеспечивает рентабельность и конкурентоспособность производства

Продолжение таблицы

в * “ 5 е я Инженер-технолог Инженер-механик Инженер-менеджер

диагностическая 1. Выявляет нарушение технологической дисциплины 2. Рассматривает изменения в технологической документации 3. Рассматривает рационализаторские предложения 4. Проводит аттестацию рабочих мест 5. Определяет номенклатуру измерительных параметров и норм точности измерений 1. Проводит аттестацию рабочих мест 2. Устанавливает причины аварии, износа и простоя оборудования 3. Выявляет неиспользуемое оборудование 4. Определяет устаревшие оборудование и технологические процессы 1. Оценивает степень возможного риска 2. Оценивает качество и спрос на продукцию или услуги.

информационно-аналитическая 1. Анализирует причины брака 2. Анализирует и подготавливает научнотехническую информацию 1. Анализирует показатели по расходу материалов на ремонтноэксплуатационные нужды 1. Анализирует организационнотехнические, экономические, социальнопсихологические проблемы, спрос и предложение 2. Осуществляет подбор кадров и их профессиональное развитие 3. Анализирует и стимулирует качество труда

контролирующая 1. Контролирует выполнение текущих и перспективных планов 2. Контролирует соблюдение установленных технологических процессов 1. Следит за реализацией мероприятий, планов 2. Обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию оборудования 3. Контролирует качество и своевременность работ по монтажу и ремонту оборудования 4. Контролирует соблюдение правил охраны труда и техники безопасности 1. Контролирует разработку и реализацию бизнес-планов, договоров, контрактов

Инженер-технолог

17%

0%

Инженер-менеджер

20%

0%

16%

□ гностическая

□ проектировочная

□ коммуникативная

□ организационная

□ диагностическая

□ информационноаналитическая

□ конструктивная

□ контролирующая

□ гностическая

□ проектировочная

□ коммуникативная

□ организационная

□ диагностическая

□ информационноаналитическая

□ конструктивная

□ контролирующая

□ гностическая

□ проектировочная

□ коммуникативная

□ организационная

□ диагностическая

□ информационноаналитическая

□ конструктивная

□ контролирующая

Рисунок. Доля трудозатрат для выполнения различных функций в зависимости от профиля деятельности инженера

Кроме того, проведено анкетирование инженерно-технических работников высшего звена различного профиля крупных химических предприятий Поволжского региона (№=100). На основании анализа анкет были построены диаграммы, иллюстрирующие долю трудозатрат, приходящуюся на выполнение различных функций в зависимости от профиля специальности (рис.). Как видно из этих диаграмм, профиль инженера (технологический, механический или экономический) существенным образом влияет на значимость представленных функций в деятельности специалиста. Так, например, диагностическая функция в деятельности инженера-технолога занимает только 18%, тогда как в деятельности инженера-механика является определяющей (42%). В то же время на выполнение организационной функции инженер-механик затрачивает 8% времени, а инженер-технолог уже 25%. Коммуникативная функция наиболее выражена в деятельности инженера-менед-жера (27%) и, наряду с информационно-аналитической (20%), фактически охватывает всю совокупность обязанностей инженера такого профиля.

Комплексная картина функций инженера может служить основой проектирования содержания подготовки современного специалиста, определить роль и место каждой из функций в деятельности инженеров различного профиля, т.е. создать нормативную модель деятельности профессионала.

Литература

1. Кирсанов А.А., Кочнев А.М. Интегратив-

ные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе.

- Казань, 1999.

2. Квалификационный справочник должно-

стей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 №37. - Изменения и дополнения от 21.01, 04.08.2000, 20.04.2001).

3. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая

система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования.- Л., 1980.

4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.

5. Уварова Н.Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки: Дис... докт. пед. наук.

- Казань, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.