Научная статья на тему 'Модель деятельности и подготовки специалиста технологического профиля'

Модель деятельности и подготовки специалиста технологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Д. Д., Ярошевская Х. М., Кочнев А. Ж.

The article is considered prognostic models of the expert of a technological structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of activity and preparation of the expert of technological structure

The article is considered prognostic models of the expert of a technological structure.

Текст научной работы на тему «Модель деятельности и подготовки специалиста технологического профиля»



Казанский педагогический журнал

10'2006

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Д.Д. Исхакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии синтетического каучука, Х.М. Ярошевская, кандидат химических наук, профессор кафедры1 физической и коллоидной химии, А.М. Кочнев, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии синтетического каучука, директор Института полимеров, проректор по УМВР, Казанский государственным технологический университет

Реформирование системы профессионального образования в настоящее время происходит по многим направлениям. Однако оно нередко сводится к отдельным модификациям и не носит системного характера. В то же время любая преобразующая и созидательная деятельность человека должна опираться на методологию системного проектирования.

Так, нами проводились исследования по разработке концептуальных основ создания прогностической модели специалиста, методологического базиса и технологии ее проектирования, сущностных интеграционных характеристик модели специалиста. Согласно развиваемой концепции модель специалиста должна отражать сферу его профессиональной деятельности, в которой он функционирует, и сферу вуза, в которой он формируется как личность и профессионал. При этом качество профессиональной подготовки инженера определяется не только знанием и умением, а и уровнем овладения профессиональной деятельностью, решения профессиональных задач, что необходимо учитывать при проектировании содержания подготовки специалиста.

Анализ инженерной деятельности на современном этапе развития производства показал, что за последние

десятилетия она претерпела существенные изменения. Они касаются не только и не столько увеличения количества инженерных объектов, их усложнения, интеллектуализации труда и др., сколько изменения ее структуры и содержания.

Тенденция к усложнению профессиональной деятельности современного специалиста и взаимосвязи ее структурных (цель, содержание, средства, объекты, субъекты) и функциональных компонентов (рефлексия, проектирование, конструирование, организация, коммуникация) выявляет проблему синтеза знаний, необходимости управления ею и объединения составляющих ее деятельностей в целое. В этих условиях понятие «профессия» уже не раскрывает в полной мере сущность инженерного труда как сложного, многопризнакового явления, предполагающего сочетание, взаимодействие и проникновение не только смежных, но даже отдаленных знаний и знаний разного профиля. Поэтому целесообразно говорить не о профессии, а о поле профессиональной деятельности, имея в виду совокупность выполняемых специалистом разнородных функций из смежных ее областей и видов, определяющую не только его функциональную подготовленность, но также

64

Высшее образование

социальную зрелость и легкость адаптации.

С целью определения характера инженерной деятельности в современном производстве химико-технологического профиля был проведен структурно-функциональный анализ профессиональных функций специалиста, определены и обоснованы типовые комплексные задачи профессиональной деятельности на основе должностных инструкций предприятий химической промышленности Российской Федерации.

В результате проведенного исследования были определены основные виды профессиональной деятельности инженера: производственно-технологическая, проектно-конструк-торская и научно-исследовательская. Кроме того, в качестве обобщенных в инженерной деятельности были выделены и проанализированы как классические функции (гностиче-ская, проектировочная, организационная, прогностическая и коммуникационная), так и функции, выделенные в ходе эксперимента, необходимость которых диктуется современными условиями (информационно-аналитическая, диагностическая и контролирующая). Диагностическая функция обеспечивает высокоскоростное установление, изучение и управление признаками, характеризующими состояние людей. Информационно-аналитическая функция обеспечивает поиск, дифференциацию, запоминание и выдачу социально значимой информации. Контролирующая функция обеспечивает контроль за реализацией мер и программ.

На основании анкетирования инженерно-технических работников высшего звена различного профиля крупных химических предприятий Поволжского региона были построены диаграммы, иллюстрирующие долю трудозатрат, приходящуюся на выполнение различных деятельностных функций, в зависимости от профиля профессиональной деятельности специалиста (рис. 1).

Как видно из диаграммы на рисунке 1, профиль инженера (технологический, механический или экономический) существенным образом влияет на значимость представленных функций в деятельности специалиста. Так, например, диагностическая функция в деятельности инженера-технолога незначительна, тогда как в деятельности инженера-механика является определяющей. В то же время на выполнение организационной функции инженер-механик затрачивает малую долю времени, а инженер-технолог уже значительно больше. Коммуникативная функция наиболее выражена в деятельности инженера-менеджера и наряду с информационно-аналитической фактически описывает всю совокупность обязанностей инженера такого профиля.

Поскольку деятельность является определяющим вектором при проектировании содержания подготовки, очевидно, требуется корреляция между основными видами и функциями деятельности, необходимыми специалисту на предприятии, и знаниями и умениями, формируемыми в вузе.

На основании анализа квалификационных требований ГОСа по различным направлениям инженерной

1

Казанский педагогический журнал

10'2006

контролирующая

ко не тр у кти вн ая

информационно-аналитичеекая

гноетичеекая

проектировочная

коммуникативная

организационная

диагноетичеекая

• — — • - технолог; * — • — * - менеджер; о — о - механик Рис. 1. Эпюра видов деятельности инженеров

подготовки было выявлено, что формируемые в процессе обучения компетенции включают в себя как общие, так и специфические для различных профилей подготовки области и задачи профессиональной деятельности.

Сопоставление моделей деятельности и подготовки позволило сделать вывод о существовании противоречия между требованиями профессиональных образовательных стандартов с должностными инструкциями, которыми специалист руководствуется в своей деятельности.

Очевидно, что высшее профессиональное образование формирует знания, умения, навыки, необходимые для выполнения проектировочной, информационно-аналитической, контролирующей функций практически в пол-

ном объеме. Однако, учитывая опыт длительных стажировок на ведущих предприятиях химической промышленности и руководствуясь принципами опережающего обучения, необходимо внедрение инновационных элементов при формировании этих функций, как то использование передовых информационных технологий и программных продуктов, современных автоматизированных систем управления и методов анализа, глобальных коммуникационных сетей.

Навыки, необходимые для выполнения функций, предусматривающих координацию деятельности и организацию эффективной работы подразделений, согласование вопросов технологической подготовки производства, выявление нарушений техно-

66

Высшее образование

логической дисциплины, рассмотрение изменений в технологической документации, аттестацию рабочих мест и т. д. (коммуникативная, диагностическая и организационная), суммарная доля которых составляет более 50% в деятельности инженеров всех профилей, формируются в ходе учебного процесса недостаточно.

Рассмотренная выше модель является определяющей в проектировании содержания и процесса подготовки специалиста в соответствии с теми задачами, которые ставятся перед ним в функциональной структуре производства. Другими словами, необходима корреляция между основными

видами и функциями деятельности, необходимыми специалисту на предприятии, и знаниями и умениями, формируемыми в вузе, поскольку деятельность является определяющим вектором при проектировании содержания подготовки.

С этой целью были проанализированы квалификационные требования ГОС по различным направлениям инженерной подготовки. В ходе проведенного анализа были выделены области и определены задачи, структурированные в соответствии с видами и функциями профессиональной деятельности, в зависимости от квалификации специалиста (табл. 1, 2).

Таблица 1

Область профессиональной деятельности для различных квалификаций

№ п/п Квалификация Область профессиональной деятельности

1 Инженер-технолог по направлению 655100 Химическая технология высокомолекулярных соединений и полимерных материалов 1. Разработка, проектирование, наладка, эксплуатация и совершенствование средств, приемов и методов получения полимерных материалов и композитов; 2. Создание технологии их промышленного производства и переработки в изделия, исследование их физико-механических свойств.

2 Инженер-механик по направлению 657300 Оборудование и агрегаты нефтегазового производства 1. Разработка проектной и нормативно-технической документации, изготовление, сборка, обкатка, наладка, монтаж, эксплуатация и ремонт бурового и нефтепромыслового оборудования, оборудования нефтегазопереработки и морских нефтегазовых сооружений; 2. Методы исследования и средства повышения надежности и долговечности оборудования, агрегатов и конструкций нефтегазового производства.

3 Инженер-менеджер по направлению 657000 Управление качеством 1. Проектирование и поддержание эффективного функционирования систем управления, обеспечивающих требуемый уровень качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций; 2. Поддержание режима постоянного совершенствования.

■ 1111

п

ш

Казанский педагогический журнал

10'2006

Задачи профессиональной деятельности

Таблица 2

Виды профессиональной деятельности

1

ж л И

о

<и -

о Ч О

к

X <и Н

о к

К

X

о Ч О

я т К о а С

ж л И

о

а о н

у

^

а н

о

к

о

¥

0

1

н и

<и о а

с

Квалификация

Инженер-технолог

- осуществление технологического процесса в соответствии с требованиями технологического регламента в производстве кинофотоматериалов, полимерных материалов, композиционных материалов на их основе и изделий из них;

- организация и эффективное осуществление входного контроля качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества готовой продукции и т. д.

- формирование целей проекта, решение задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериально-сти, неопределенности, планирование реализации проекта и т. д.

Инженер-механик

- осуществление рациональной эксплуатации машин, оборудования и сооружений нефтегазового производства;

- эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;

- организация и эффективное осуществление входного контроля качества материалов, производственного контроля параметров технологических процессов изготовления оборудования и агрегатов, качества готовой продукции и т. д.

- формирование целей проекта (программы), решение задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры и взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий;

- проектирование деталей, механизмов машин, оборудования и агрегатов, методы их синтеза, расчета кинематических и динамических характеристик машин и т. д.

Инженер-менеджер

- непрерывное исследование производственных процессов с целью выявления производительных действий и потерь;

- выявление необходимых усовершенствований и разработка новых, более эффективных средств контроля качества;

- технологические основы формирования качества и производительности труда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка методов и средств повышения безопасности и экологично-сти технологических процессов и т. д.

- разработка современных методов проектирования систем управления качеством, формирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

- использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода и т. д.

Высшее образование

Продолжение

л л И

о

д -

<и н Л

я о

ч <и

ч

о о

к о к

Л

к

- анализ состояния и динамики показателей качества объектов деятельности с использованием необходимых методов исследований;

- создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства изделий;

- разработка планов, программ и методик проведения исследований материалов и изделий и т. д.

- фундаментальные и прикладные исследования в области оборудования и агрегатов нефтегазового производства;

- создание новых технологий;

- выполнение опытно-конструкторских разработок;

- анализ состояния и динамики объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств.

- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции;

- разработка и исследование моделей систем управления качеством; анализ состояния и динамика показателей развития систем управления качеством продукции и услуг;

- исследование и разработка моделей систем качества и обеспечение их эффективного функционирования.

По представленным данным можно установить, что формируемые в процессе обучения компетенции включают в себя как общие, так и специфические для различных профилей подготовки области и задачи профессиональной деятельности. Так, например, решение задач в области проектирования является обязательным для квалификации инженера любого профиля, однако, это проектирование связано с технологией процессов - для инженера-технолога, с оборудованием - для инженера-механика и с системами управления производством - для инженера-менеджера. Для научно-исследовательского вида деятельности характерным является обязательное выполнение аналитических функций, при этом технолог анализирует показатели качества объектов деятельности, механик -состояние и динамику объектов деятельности, менеджер - сертификацию

продукции, эффективные методы и средства контроля.

Таким образом, проведенные исследования позволяют структурировать знания и умения, формируемые в вузе, в соответствии с видами и функциями деятельности, используя матричный подход. Выявленные противоречия позволяют определить основные направления при проектировании содержания инженерного образования, адекватно отвечающего профессиональным требованиям, которые сориентированы на такие характерные черты деятельности специалиста, как многоаспектность, многоплановость, сочетание различных функций и видов деятельности, т. е. подготовку социально и личностно востребованных высококвалифицированных специалистов, которые в быстро изменяющихся социально-экономических условиях могут принимать своевременные эффективные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.