Научная статья на тему 'О моделировании процесса формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала вуза'

О моделировании процесса формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / СЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ВУЗА / MODELING / VALUE ORIENTATIONS FORMATION / THE UNIVERSITY RURAL BRANCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мушкирова Анна Николаевна

В статье рассматривается моделирование процесса формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала вуза. Компонентами модели выступают профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив; содержание гуманистического образования; личностно-ориентированные принципы и подходы; современные образовательные технологии; внешняя образовательная среда, включающая головной вуз и образовательные, социокультурные учреждения сельского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On modeling the process of value orientations formation among students of the university rural branch

The article deals with a modeling the process of value orientations formation among students of the university rural branch. Components of the model are a teaching faculty and a student body; a content of the humanistic education; personality-centered principles and approaches; modern educational technologies; outward educational environment, including a parent institution and educational, social and cultural institutions of agricultural region.

Текст научной работы на тему «О моделировании процесса формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала вуза»

УДК 37.013:77

© А.Н. Мушкирова

О моделировании процесса формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала вуза

В статье рассматривается моделирование процесса формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала вуза. Компонентами модели выступают профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив; содержание гуманистического образования; личностно-ориентированные принципы и подходы; современные образовательные технологии; внешняя образовательная среда, включающая головной вуз и образовательные, социокультурные учреждения сельского региона.

Ключевые слова: моделирование, формирование ценностных ориентаций, сельский филиал вуза.

A.N. Mushkirova

On modeling the process of value orientations formation among students of the university rural branch

The article deals with a modeling the process of value orientations formation among students of the university rural branch. Components of the model are a teaching faculty and a student body; a content of the humanistic education; personality-centered principles and approaches; modern educational technologies; outward educational environment, including a parent institution and educational, social and cultural institutions of agricultural region.

Keywords: modeling, value orientations formation, the university rural branch.

Ценностные ориентации являются важной личностной составляющей и выражают направленность личности на общественные ценности, обусловленные социальным контекстом и индивидуальным опытом. Сформированная структура ценностных ориентаций свойственна социально зрелой личности с устойчивой жизненной позицией.

Важность проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения обусловливается продолжающимся в российском обществе ценностным кризисом, ставшим следствием социально-экономических и политических трансформаций и реформ, кризисного состояния базовых институтов социализации -семьи и образования, повышенного влияния средств массовой информации на развитие личности, насаждающих принципы «здесь и сейчас» и «все на продажу» и т.п. [1].

Потенциальная элита российского общества -студенческая молодежь, несмотря на свой интеллектуальный потенциал и активную позицию, испытывает сложности в процессе становления гуманистических ценностных ориентаций и, следовательно, имеет подвижную систему ценностей, определенную воздействием социальных трансформаций.

Значимую роль в формировании гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи, имеющей важное стратегическое значение для развития российского общества,

его будущего, играют институты образования.

Для моделирования процесса формирования ценностных ориентаций в образовательных учреждениях следует определить понятия «модель» и «моделирование».

Модель в научной литературе определяется как “искусственно созданный образец в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта” [2, 22]. “Материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале” [3, 63]. «Под моделью понимают материальную или концептуальную систему, которая, во-первых, в той или иной форме отображает, воспроизводит некоторые существенные свойства и отношения оригинала, во-вторых, в точно указанном смысле замещает его и, в-третьих, дает новую информацию об оригинале» [4].

Описывая свойства модели, К. Леви-Строс писал: «Во-первых, модель представляет характер системы. Она состоит из таких элементов, что любая модификация одного из них влечет за собой модификацию всех остальных. Во-вторых, все модели принадлежат к одной группе

преобразований, причем каждая соответствует другой модели из той же группы, так что ансамбль этих преобразований составляет группу моделей. В-третьих, свойства, отмеченные выше, позволяют предвидеть, как будет реагировать модель в случае изменения одного из ее элементов. Наконец, модель должна быть сконструирована таким образом, чтобы ее функционирование соответствовало всем наблюдаемым фактам» [Цитата по 5].

Модели подразделяются на «физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от оригинала, но возможно математическое описание его поведения); логико-семиотические, которые конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем» [6]. «Модель в педагогике - созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики (компоненты, элементы, свойства, отношения, параметры и т.п.) изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку» [7].

Моделирование представляет собой процесс создания модели для исследования и изучения процессов, объектов и явлений. Данный способ исследования способствует определению целей, способов и средств их достижения.

Педагогическому моделированию подвергаются образовательные системы, образовательные процессы, компоненты образовательного процесса и др. Принимая во внимание тот факт, что развитие аксиологической сферы личности во многом обусловливается образованием, образовательным процессом, возникает возможность моделирования процесса формирования ценностных ориентаций идентично представленным В.М. Ананишневым моделям образовательного процесса [8].

Модели формирования ценностных ориентаций могут быть структурные, динамические, факторные.

Структурная модель включает в себя содержание, форму, участников процесса. Содержание процесса формирования ценностных ориентаций определяется образовательными действиями и взаимодействиями, развивающими аксиологическую сферу обучающихся; ценност-

ными ориентациями в качестве цели образовательных действий и взаимодействий; изменениями в аксиологической сфере участников в результате образовательных действий и взаимодействий.

Конфигурации процесса формирования ценностных ориентаций различаются в зависимости от возраста обучающихся, форм организации учебной и внеучебной деятельности, среди которых распространенными являются урок, лекция, семинарское занятие, лабораторная работа, экскурсия, беседа, диспут, дискуссия и др. В зависимости от вида деятельности обучающихся могут быть выделены индивидуальные, групповые, коллективные формы. Участниками процесса формирования ценностных ориентаций являются субъекты образовательного взаимодействия с присущими им индивидуальноличностными характеристиками, немаловажными для которых выступают коммуникативный компонент, сотрудничество в условиях благоприятного психологического климата.

Динамическая модель формирования ценностных ориентаций представляет данный процесс во временном пространстве с выделенными фазами процесса и их длительностью.

Фаза процесса формирования ценностных ориентаций представляет собой изменения в аксиологической сфере обучающегося. Согласно механизму формирования ценностных ориентаций, можно выделить следующие фазы процесса: предъявление ценностей; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностной ориентации; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, т.е. в своего рода потенциальное состояние.

Длительность процесса формирования ценностных ориентаций определяет временной интервал, в котором разворачивается данный процесс с самого начала и до конца. Данной категории свойствен широкий диапазон, зависящий от внешних и внутренних факторов, влияющих на ход развития аксиологической сферы обучающегося.

Факторная модель рассматриваемого процесса содержит необходимые переменные, организующие процесс формирования ценностных ориентаций. Согласно В.М. Ананишневу, факторы могут быть:

• внутренние и внешние: внутренние оказывают влияние изнутри, внешние извне;

• положительные и отрицательные: положи-

тельные благотворно влияют на процесс, отрицательные проявляют негативное воздействие;

• непосредственные и косвенные: непосредственные факторы оказывают прямое влияние на процесс формирования ценностных ориентаций, косвенные - функционируют опосредованно.

Модель формирования ценностных ориентаций включает целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-

результативный компоненты. Целевой компонент служит системообразующим элементом, детерминирующим другие компоненты, и представляет собой образный результат процесса. Содержательный компонент раскрывает содержание процесса формирования ценностных ориентаций. Операционно-деятельностный включает процедуры по формированию ценностных ориентаций и взаимодействию участников процесса. Оценочно-результативный нацелен на оценивание и анализ процесса. Представленные компоненты модели процесса формирования ценностных ориентаций взаимосвязаны. Линейная связь устанавливается между целевым и содержательным компонентами (цель определяет содержание процесса), между содержательным и операционно-деятельностным (содержание процесса обусловливает процедуру и виды деятельности). В то же время существуют обратные связи. Недостаточно полное достижение результата процесса вызывает анализ и корректирующие действия относительно компонентов модели.

На основании вышеизложенного становится возможным смоделировать процесс формирования ценностных ориентаций студентов сельского филила вуза. Факторная модель данного процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, включающих содержание гуманистического образования; принципы гуманизма, креативности, диалогичности, открытости, обеспечивающие результативность процесса формирования ценностных ориентаций студентов; методологические подходы: личностно-ориентированный, системный, деятельностный; современные образовательные технологии; внешнюю образовательнцю среду, включающую головной вуз и образовательные, социокультурные учреждения сельского региона.

Формирование ценностных ориентаций студентов сельского филиала определяется содержанием образования, развитием аксиологической сферы обучающихся.

В Боханском филиале образовательный процесс осуществляется по учебным планам Бурятского государственного университета, рассчитанным на первые два года обучения. Сущест-

венную долю всех дисциплин занимают гуманитарные и социально-экономические дисциплины: история Отечества, философия, иностранный язык, социология, политология, физическая культура, русский язык и культура речи, концепция здорового образа жизни и планирование семьи, культурология и др., содержащие достаточный потенциал для развития аксиологической сферы студентов.

Немаловажное значение в процессе формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов имеют дисциплины национальнорегионального (вузовского) компонента, экспонирующие этнические ценности бурятского народа, служащие важной составляющей гуманистических ценностей.

Значимым для формирования ценностных ориентаций студентов является соблюдение принципов гуманизма, открытости, диалогичности и креативности в образовательном процессе, служащих основой создания предпосылок для самореализации студентов в учебной и внеучеб-ной деятельности. Личностно-ориентированный, системный и деятельностный подходы в образовательном процессе филиала вуза позволяют студентам самоактуализироваться и самореализоваться.

Субъектами образовательного процесса сельского филиала вуза выступают преподаватели филиала, головного вуза и студенты.

Продуктивность педагогического взаимодействия, развивающего аксиологическую сферу студентов, определяется содержанием и способами взаимодействия и зависит от индивидуально-психологических особенностей его участников. Необходимыми принципами взаимодействия субъектов образовательного процесса филиала являются доверительное отношение друг к другу; свободное выражение собственного мнения; доброжелательная критика по существу дела; отсутствие давления.

Следование данным положениям в образовательном взаимодействии позволит создать благоприятный психологический климат, инициирующий творческое начало субъектов и способствующий развитию ценностной сферы студентов.

Современные образовательные технологии: проблемное обучение, дистанционное обучение, метод проектов, брейнсторминг, диалоговая основа обучения, ориентированные на интеллектуальное развитие студентов, их творческого начала, эмоционально-волевой сферы, способствуют расширению сектора самостоятельной учебной работы студентов, актуализирующей субъектное начало обучающихся.

Достижению целей оптимизации учебного процесса в сельском филиале вуза способствует применение дистанционной системы обучения “ГЕКАДЕМ”, являющейся моделью представления учебных материалов с помощью интернет-технологий. Использование данной системы позволяет интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс, активизировать познавательную деятельность обучающихся, проводить оперативный контроль знаний. В условиях дистанционного обучения, где отсутствует очный контакт участников образовательного процесса, контроль знаний осуществляется в форме тестов в режимах on-line и off-line, что существенным образом влияет на развитие самоконтроля студентов. Грамотно разработанные тесты позволяют объективно оценить степень подготовленности студентов, определить степень усвоения изученного материала, выявить “пробелы” в системе знаний, в целом они способствуют индивидуализации процесса, проявляющейся в развитии самоконтроля, в умении творчески применять полученные знания.

Особую роль в формировании личности студента играет образовательная среда. М.И. Кати-лина отмечает: «... образовательной среде принадлежит решающая роль в формировании личности, так как наряду с передачей социального опыта через образовательную среду передаются и ценностные ориентации» [9]. Для формирования ценностных ориентаций студентов важным является способность образовательной среды предоставить обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и саморазвития.

Образовательная среда в зависимости от локализации по отношению к образовательному учреждению подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

А.В. Затонский к внешним объектам филиала вуза относит:

• «головной вуз - высшее учебное заведение, подразделением которого является филиал;

• общество - предприятия и организации, в т.ч. спонсорские, с которыми заключаются всевозможные договоры на прохождение практик, на поставку оборудования и программного обеспечения и на многое другое, а также кадры, абитуриенты, выпускники филиала вуза и отчисленные из вуза;

• другие филиалы вузов в пределах ограниченного территориально-экономического комплекса, учреждения базового профессионального образования (БПО), начального профессионального образования (НПО), школы» [10].

Внешняя образовательная среда сельского филиала вуза включает учреждения СПО, НПО, общеобразовательные школы, дополнительные образовательные центры, культурные и спортивные учреждения.

Региональные образовательные и социокультурные учреждения способствуют развитию у студентов адаптационных возможностей и социально значимых качеств, проектируют мировоззрение студентов, поддерживают процесс консолидации личностных и общественных ценностных ориентаций. Социальная действительность, общественность региона определяют и обусловливают ценностное сознание и отношение студенческой молодежи ко всем реалиям современной жизни в русле принятых в обществе ценностей.

В моделируемом процессе формирования ценностных ориентаций студент рассматривается как субъект учебно-познавательной деятельности, реализующий свое право детерминировать учебно-исследовательскую деятельность, самообразование, саморазвитие, что способствует личностной самореализации.

Известно, что учебная деятельность, ее успешность детерминируются индивидуальнопсихологическими особенностями студентов, степенью сформированности мотивационной культуры. Основанием, определяющим содержание, интенсивность, целенаправленность и уровень учебной деятельности, служат цели обучающихся, идеалы, ценности и смыслы; развитость когнитивной сферы и совокупность познавательных умений и навыков; результативность или успешность. Разноуровневое обучение, включение в образовательный процесс вариативных рабочих программ, курсов по выбору, предоставление студентам возможности самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, отход от шаблонного способа мыслительной деятельности позволяют сделать успешным учебно-познавательный процесс.

Степень развития субъектности студента в учебно-познавательной деятельности определяет развитие его ценностных смысложизненных ориентаций.

На основании вышеизложенного вытекает следующий механизм формирования ценностных ориентаций студентов:

| ПРПЛ-ОО СО Л-ОПТ ВОС ^ 8УД ^ ЦО, где | означает интеграцию, ПРЛ-ОО - принципы и подходы личностно-ориентированного образования, СО - содержание образования, Л-ОПТ

- личностно-ориентированные педагогические

Олзоева Я.В. Материалы к преподаванию семантического синтаксиса: действие и способы его представления в русском языке

технологии, ВОС - внешняя образовательная среда, 8УД - субъект учебной деятельности, ЦО

- ценностные ориентации. Интеграция таких составляющих, как принципы и подходы личностно-ориентированного образования, содержание образования, личностно-ориентированные педагогические технологии, внешняя образовательная среда, обусловливает проявление студентами субъектности в учебно-познавательной деятельности, что стимулирующим образом воздействует на формирование ценностных ориентаций студентов.

Выводы

Факторная модель формирования ценностных ориентаций студентов сельского филиала

вуза представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, включающих профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив, связанных субъект-

субъектными взаимоотношениями; содержание гуманистического образования; принципы гуманизма, креативности, диалогичности, открытости, обеспечивающие результативность процесса формирования ценностных ориентаций студентов; методологические подходы: личностноориентированный, системный, деятельностный; современные образовательные технологии;

внешнюю образовательную среду, включающую головной вуз и образовательные, социокультурные учреждения сельского региона.

Литература

1. Степанов О.В. Молодежь России: стигмация бедности культурой богатства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-166121.html

2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность // Педагогика. - 2003. №4.

3. Джонсон Дж. К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе / ред. Н.Б.Крылова. - М.: Инноватор, 1996. - С. 99.

4. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. - М.: Мысль, 1984. - 207 с.

5. Тарский Ю.И. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем // Моделирование социально-педагогических систем: материалы регион. науч.-практ. конф. (16-17 сентября 2004 г.) / гл. ред. А.К. Колесников; отв. ред. И.П. Лебедева; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2004. - 298 с.

6. Козырева О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога // Образовательные технологии и общество, 2008. - Т. 11 (№1). - С. 375-377.

7. Кузьминов В.И. О методологии педагогического моделирования развития информационно-компьютерной готовности иностранных студентов // Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2010/2010_1/15.pdf

8. Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология, 2010. - Т. 1. - №2.

9. Катилина М.И. Образовательная среда как фактор социализации личности: социально-философский аспект : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. - M., 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scholar.ru/speciality.php? page=34&spec_id=102

10. Затонский А.В., Варламова С.А. Формализация влияния внешних связей на качество образования в филиале вуза // Успехи современного естествознания. -2008.-№4-С.22-31. [Электронный ресурс] - URL: www.rae.ru/use/?section =content&op=show_article&article_id=7782832

Мушкирова Анна Николаевна, старший преподаватель, Боханский филиал БГУ, e-mail: anmush2006@ yandex.ru

Mushkirova Anna Nikolaevna, senior lecturer, Bokhan Branch, Buryat State University, e-mail: anmush2006@ yandex.ru

УДК 81.3б1

Материалы к преподаванию семантического синтаксиса: действие и способы его представления в русском языке

© Я.В. Олзоева

Статья посвящена рассмотрению семантики действия и его характеристик. Ключевые слова: действие, слова акциональной сферы, оценка.

Ya.V. Olzoeva

Materials to teaching semantic syntax: action and methods of its presentation in Russian language

The article is devoted to consideration of action semantics and its characteristics.

Keywords: action, words of actional area, assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.