Научная статья на тему 'О мировоззренческом аспекте духовного воспитания школьников (на примере программы «Мир, в котором я живу»)'

О мировоззренческом аспекте духовного воспитания школьников (на примере программы «Мир, в котором я живу») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина Екатерина Константиновна

Статья посвящена проблемам духовного воспитания, связанным с формированием мировоззренческих установок личности в условиях школьного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мировоззренческом аспекте духовного воспитания школьников (на примере программы «Мир, в котором я живу»)»

УДК 373.01

Карелина Екатерина Константиновна

Диктор искусствоведения, доцент (ученое звание), доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, заместитель директора по научно-методической работе Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Республики Тыва, ye_karelina@mail.ru, Кызыл

О МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»)

Karelina Ekaterina Konstantinovna

Doctor of sciences, dozent TuvSU, ye_karelina@mail.ru, Kyzyl

ABOUT THE ASPECT OF THE WORLDVIEW OF SPIRITUAL EDUCATION OF PUPILS (ON EXAMPLE OF THE PROGRAM «А WORLD WHERE I’M LIVING»)

Примат знаниевой парадигмы является одной из серьезных проблем современной российской школы. Основа гуманистического психологопедагогического подхода к воспитанию личности - субъективная реальность - пока остается за рамками школьного процесса. Деятельность современного учителя, главным образом, ориентирована на урочную систему работы, что мешает ему стать по-настоящему ресурсной личностью для своих воспитанников, транслятором и воспитателем позитивных жизненных установок. Реалии современного российского образования таковы, что педагог нацелен, главным образом, на передачу определенных знаний и воспитание операционных навыков.

Между тем, знания, умения и навыки (ЗУН) - лишь начальная ступень в иерархии понятий, связанных с формированием мировоззренческих установок личности. В своем исследовании М. П. Арутюнян подчеркивает, что «наряду со знаниями в учебно-воспитательный процесс включаются те мировоззренческие структуры, которые не только способствуют успешному наращиванию знаний, но и закреплению этих знаний в качестве личностно значимых (не абстрактных!) умений и навыков. Таковы феномены сознания, заявившие себя в истории философской мысли в качестве ее базовых категорий: ум, рассудок, разум, вера, надежда, любовь, убеждение. В разной мере и степени эти состояния сознания свойственны каждому человеку [...]. Они по-разному проявляются и могут взаимодействовать в учебно-воспитательном процессе, обнаруживая свою зависимость от возрастной психологии и индивидуальных личностных особенностей участников педагогического процесса. Однако каждая из этих личностных мировоззрен-

ческих структур существенна для образования и составляет его потенциал. В целостности они организуют знания в личностные мировоззренческие смыслы и ценностно окрашивают их» [1, с. 284-285].

Идеологическая система СССР, будучи в области образования сквозной (от детского сада и до вуза), канув в лету, не сменилась иной: в период 1990-х годов вопросы мировоззрения ушли из области образования. Размытая идеология постсоветского общества, разительный контраст между декларируемыми политическими лозунгами и сомнительного рода программами, передачами и шоу, заполонившими СМИ, снижение социального престижа ранее уважаемых профессий учителя, врача, инженера, учёного - всё это крайне негативно отражается на формировании нравственных ориентиров молодого поколения россиян. Реализуемая в 2000-х гг. Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и разработанная в 2009 году «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» демонстрируют осознание проблемы на государственном уровне, но для реального улучшения ситуации этих мер явно недостаточно. Требуется пересмотр методологических подходов в области отечественного образования, что напрямую связано с проблемами воспитания нового поколения граждан.

Идеи духовного воспитания личности на национальной основе высказывались в воспитательных концепциях И. А. Ильина и К. Д. Ушинско-го. Мысль о включении в структуру учебного плана школы инновационной образовательной области «Духовно-нравственная культура» впервые высказал академик В. С. Леднев при обсуждении первого поколения государственных образовательных стандартов. Результатом стала действующая с 1996 г. в российском образовании программа «Истоки» (коллектив авторов под руководством И. А. Кузьмина), ныне обеспеченная полным учебнометодическим комплектом, а с 2002 года получившим гриф Министерства образования РФ [7]. «Истоки» - это сквозной (с 1 по 8 классы) учебный курс гражданско-патриотического содержания с выраженным этнокультурным (русским) и этноконфессиональным (православным) контекстом.

При всех достоинствах этой программы, она не может быть в полной мере задействована в ряде регионов страны, например, в таких как Республика Тыва, где весьма крепки свои этнокультурные и этноконфессиональ-ные традиции, идущие, в данном случае, от менталитета кочевой цивилизации, шаманских и буддийских культов.

Актуальность разработки новых подходов в области духовного воспитания диктуется также современными реалиями образовательного процесса. Например, в Республике Тыва подавляющее число школьников составляют представители коренного этноса (согласно общей ситуации в республике - более 70% населения являются представителями титульной нации, что выделяет Туву на фоне других,регионов Российской Федерации). При этом широко представлены смешанные в этническом плане классы русскоязычной направленности. Процесс миграции сельских жителей в город Кызыл в

последние годы идет весьма активно, что увеличивает приток в городские школы детей, слабо владеющих русским языком. В связи с этим усложняются процессы общения и этнокультурного взаимодействия внутри школьного коллектива, в т. ч. между учениками, между учителями, учениками и их родителями. Подчеркнем, что именно в период обучения в основной школе у детей происходит наиболее сложный и болезненный процесс осознания себя как личности, выработки стратегии жизненного поведения, что напрямую зависит от наличия системы духовных ценностей и мировоззренческих ориентиров. Добавим, что дети не могут не замечать резкие контрасты между реальными условиями жизни большинства жителей Кызыла и Тувы в целом (дотационность республики, низкая покупательская способность населения) и теми образами «гламура» и достатка, что транслируются СМИ.

Проблема, которая вытекает из отмеченных противоречий, коренится в отсутствии чётких духовных ориентиров, которые позволили бы существенно снизить дисгармонию в восприятии окружающего мира современными школьниками. То, что проблема реально существует, показало проведенное в январе 2011 г. тестирование учащихся 7-х классов МОУ СОШ № 3 г. Кызыла по диагностике П. В. Степанова, Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова [10]. Самый высокий процент ситуативно-негативного отношения (от 31,9 до 48,8%) дети продемонстрировали по отношению к таким, казалось бы, непреходящим ценностям, как Культура, Знания, Природа, Мир. Весьма неустойчивым (ситуативно-негативным) оказалось и отношение детей к Человеку вообще (29,1%) и Человеку как иному (27,7%). Настораживает доминирование ситуативно-позитивного отношения к таким духовным ценностям как: Отечество, своё духовное Я, к Человеку как Другому, к Труду (от 51,6 до 62,4%). Полученные в ходе данного тестирования результаты неумолимо свидетельствуют о том, что чётких нравственно-духовных ориентиров (устойчиво-позитивного, либо устойчиво-негативного отношения) у современных учащихся средней школы нет.

Полагаем, что решению проблемы формирования духовных ценностей и мировоззренческих ориентиров может способствовать продуманная система учебно-воспитательной работы (причем, рассчитанная на достаточно продолжительное время) - в данном случае, инновационный проект, направленный на духовное воспитание учащихся и реализуемый через разрабатываемую нами программу «Мир, в котором я живу» на базе МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Кызыла Республики Тыва.

Понятие «мир» - многоаспектно: оно включает в себя как внешние проявления окружающего мира (природа, историко-культурные объекты, городская или сельская жизненная среда, школьный коллектив и друзья, дом и семья), так и внутренний мир человека (знания, идеи, общественные и нравственные идеалы, оценочное восприятие действительности, эстетические эмоции, психологические переживания). Отсюда - множественность направлений работы в рамках данной программы (эколого-географическое,

историко-этнографическое, этико-религиоведческое, гражданско-патриотическое, коммуникативно-языковое, эстетическое), что дает возможность широко привлекать содержательный ресурс школьного образования (весь спектр гуманитарных, естественнонаучных и эстетических дисциплин, ОБЖ и физвоспитание), а также раскрывать творческий потенциал педагогов и учащихся.

Главной целью проекта является разработка программы духовного воспитания, направленной на формирование системы духовных ориентиров молодого поколения, в процессе от внешнего познания к внутреннему усвоению культурных и нравственных ценностей. Иначе говоря, основополагающим избран принцип, сформулированный и понимаемый нами как процесс: от познания мира, в котором я живу - к созданию мира, которым я живу.

Важное значение для методологических оснований начатого исследования имеют положения современной философии и психологии. Особо выделим докторскую диссертацию по феномену мировоззрения М. П. Ару-тюнян [1], пятая глава которой посвящена мировоззренческому потенциалу образования, и исследование по психологическим аспектам в области образования Л. Ф. Вязниковой [5]. Чрезвычайно актуальными являются идеи этнопедагогической теории Г. Н. Волкова [3], развиваемые в исследованиях тувинских ученых [4; 9; 11; 12]. Методологическим подспорьем могут также стать различные системы эстетического воспитания, используемые в педагогике художественного творчества. Нам также представляются весьма ценными принципы духовно-нравственного воспитания, предложенные С. И. Масловым [8]: одухотворенность; соборность; иерархичность; приоритет эмоционального в познании мира; ориентация на нравственный идеал; воспитание примером; духовная укоренённость (выражаемая в обычаях, обрядах, традициях).

При разработке проекта мы ориентировались на определение «национального воспитательного идеала», выдвинутое в «Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников», согласно которому современный национальный воспитательный идеал - это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа» [6, с. 18].

Проект разрабатывается в области воспитательной работы, с акцентом на внеклассных формах взаимодействия учителей и учащихся. Среди поставленных задач наиболее сложными для реализации представляются следующие: формировать позитивное мировосприятие; добиваться устойчивых представлений о нравственных понятиях и категориях; воспитывать мотивацию к повышению своего культурного уровня.

В условиях современных реалий жизни формирование позитивных мировоззренческих установок особенно важно. Говоря о жизнеутверждающем пафосе образования, М. П. Арутюнян подчеркивает мысль о том, что «образова-

ло

ние призвано овладевать методологией критической рефлексии и ориентироваться на поиски оснований жизнеутверждения и оптимизма, на поиски путей самосовершенствования человека, решающего свои личностные проблемы и преодолевающего сложности жизненных состояний бытия» [2, с. 374].

Духовное воспитание - процесс сложный и длительный, требующий комплексного подхода, согласованности во взаимодействии всех участников образовательного процесса. При этом, данный процесс трудно алгоритмизировать, поскольку область образования (вопреки позициям чиновников от образования), по сути своей, есть terra incognita: в том смысле, что образование - это территория не всегда предсказуемых результатов и сложно прогнозируемых последствий, ввиду самой природы объекта воздействия, каковыми являются сознание и внутренний мир человека.

«Образование духовности, экологизация духа (духовного мира человека) предполагает возрождение в обществе приоритетов духовного мира» [1, с. 295]. Эта мысль убеждает нас в единственно верном направлении развития современной российской школы, по которому должна произойти смена образовательной парадигмы в сторону экологизации образования и возвращения мировоззренческих понятий и категорий как неотъемлемых элементов процесса образования и воспитания личности.

Библиографический список

1. Арутюнян, М. П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: дис. ... док. филос. наук / ДВГГУ. - Хабаровск, 2006.

2. Арутюнян, М. П. Феномен мировоззрения: монография. - Хабаровск, 2006.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974.

4. Волков, Г. Н., Салчак, К. Б., Шаалы, А. С. Этнопедагогика тувинского народа. — Кызыл, 2009.

5. Вязникова, J1. Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен: монография. - Хабаровск, 2002.

6. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. - № 17. — 2009, сентябрь. - С. 9—31.

7. Камкин, А. В., Кузьмин, И. А. Истоки: программа для начальной школы (1-4 классы) и основной школы // Исто ко ведение. - Т. 1,2.- М., 2001.

8. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46-51.

9. Мунзук, Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: автореферат дис. ... канд. пед. наук. -Казань, 1990.

10. Степанов, П. В., Григорьев, Д. В., Кулешова, И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / под ред. Н. JI. Селивановой, В. М. Лизинского. — М., 2003.

11. Сундуй, Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании молодых подростков (на примере сельской школы Тувы): автореферат дис. ... канд. пед. наук. — М., 1993.

12. Шаалы, А. С. Этнопедагогическая подготовка учителя по нравственному воспитанию учащихся тувинских школ на традициях народного этикета: автореферат дис. ... канд. пед. наук. — М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.