Научная статья на тему 'Особенности процесса формирования духовных ценностей у подростков (на примере результатов диагностики личностного роста учащихся МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла)'

Особенности процесса формирования духовных ценностей у подростков (на примере результатов диагностики личностного роста учащихся МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / ПОДРОСТКИ / ПРОЕКТ / PROJECT RESULTS / РЕЗУЛЬТАТЫ / ОСОБЕННОСТИ / FEATURES / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина Екатерина Константиновна

В данной статье автор, анализируя результаты проекта «Формирование духовных ценностей у учащихся средней школы» на примере программы «Мир, в котором я живу», который проводился на базе МБОУ СОШ № 3 г Кызыла РТ, выявила особенности процесса формирования духовных ценностей у современных подростков на примере учащихся 9 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE RELIGIOUS VALUES FORMATION PROCESS OF TEENAGERS (based on the diagnostic results of personal growth of students of school № 3 of Kyzyl)

In this article the author analyzes the results of the project "Formation of spiritual values among high school students" in the frameworks of the program "the world in which I live" which was conducted on the basis of school № 3 of the city of Kyzyl in the Republic of Tuva revealed features of the process of formation of the spiritual values of modern teenagers, as the example of 9 grade pupils.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса формирования духовных ценностей у подростков (на примере результатов диагностики личностного роста учащихся МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла)»

Тувинский государственный университет

2. Irgit, E.L. Vospitatelnyj potentsial detskikh pesen // Pedagogika lyubvi: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii "Etnopedagogicheskoe nasledie narodov Sibiri i Tsentralnoj Azii". 8-12 iyulya 2009 g. - Kyzyl, Izd.-polig.otdel "Bilig" Instituta razvitiya natsionalnoj shkoly. - 2009.

3. Irgit, E.L. O roli polikulturnogo obrazovaniya v tuvinskoj shkole // Realnost etnosa. Obrazovanie kak faktor ustojchivogo razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dalnego Vostoka. // Sbornik statej po materialam XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Sankt-Peterburg, 20-21 maya 2010 g.) / Ped nauch. red. I.L.Naboka: V 2-kh ch. - ch. II. - SPB.: Izd-vo RGPU im. A.I.Gertsena. - 2010.

4. Natsionalnyj tsifrovoj resurs Rukont-mezhotraslevaya elektronnaya biblioteka (EBS) na baze tekhnologii Kontekstum.

5. Muzejnoe delo Rossii: monografiya / Pod obsch. red. M.E. Kaulen, I.M. Kossovoj, A.A. Sundievoj. - 2-e izd. -Izdatelstvo: VK - KODEKS. - 2010.

6. cyberleninka.ru>nauchnye statin/muzeynaya-pedagogika...

7. catalog .karlib.kz>irbis64r. internet. book87097.pdf

8. issuu.com>euroasia sciencedocs/evro_7_p6_ped_psikh...

9. rucont.ru>catalog/128?q=vospitanie mladshikh...

10. studopedia.ru9_76920_pedagogicheskie.muzeya.html

Иргит Елена Ломбуевна - к.п.н., доцент кафедры педагогики КПИ, ТувГУ Кунужап Монгун-кыс Боранаковна - воспитатель, МБДОУ с. Булун-Бажы,

Эрзинского района

Irgit Elena - PhD, associate professor of Pedagogy Department of Kyzyl Pedagogical

Institute, Tuvan state university

Kunuzhap Mongun-kys - kindergarten tutor, Bulun-Bazhy, Erzin district, Republic of

Tuva

УДК 371.04+371.044.3

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ (на примере результатов диагностики личностного роста учащихся

МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла)

Карелина Е.К.

Тувинский государственный университет, Кызыл

THE FEATURES OF THE RELIGIOUS VALUES FORMATION PROCESS OF TEENAGERS (based on the diagnostic results of personal growth of students of school № 3 of Kyzyl)

Karelina E.K.

Tuvan state university, Kyzyl

В данной статье автор, анализируя результаты проекта «Формирование духовных ценностей у учащихся средней школы» на примере программы «Мир, в котором я живу», который проводился на базе МБОУ СОШ № 3 г Кызыла РТ, выявила особенности процесса формирования духовных ценностей у современных подростков на примере учащихся 9 классов.

Ключевые слова: духовный ценности, подростки, проект, результаты, особенности.

In this article the author analyzes the results of the project "Formation of spiritual values among high school students" in the frameworks of the program "the world in which I live" which was conducted on the basis of school № 3 of the city of Kyzyl in the Republic of Tuva revealed features of the process of formation of the spiritual values of modern teenagers, as the example of 9 grade pupils.

Key words: spiritual values, young people, the project results, features.

Духовное воспитание молодого поколения современных граждан России - тема весьма злободневная. Бурные события политической жизни последних месяцев, особенно присоединение

Крыма к России и националистические волнения на Украине, перевели вопросы патриотизма и гражданского самосознания из плоскости несколько отвлеченной в сферу актуальной, ежедневно обсуждаемой реальности. Транслируемые с экранов ТВ и разного рода компьютерных устройств новости не могли не затронуть юных, неопытных и пока плохо понимающих, что же вокруг происходит, членов общества. В подростковой и молодежной среде действия ультраправых молодежных группировок так или иначе обсуждаются. Нередко молодые обращаются за разъяснениями к старшим. Мировые политические события только подливают масла в огонь. Без преувеличения можно сказать, что наиболее острой в нашем обществе стала духовно-гражданская тема.

Сфера образования, как чувствительный общественный барометр, отражает актуальные проблемы общественного сознания. Весьма симптоматичным, на наш взгляд, стал перечень проектов, представленных образовательными учреждениями Тувы в рамках семинара, проводимого в мае с.г. Институтом развития национальной школы [1]. Свои отчеты по апробации «Примерной программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва» представили педагогические коллективы общеобразовательных школ г. Кызыла (МБОУ СОШ № 8, МБОУ гимназия № 9), г. Турана (МОУ СОШ № 2), Кызылского кожууна (МБОУ Шамбалыгская СОШ), Дзун-Хемчикского кожууна (МБОУ Хондергейская СОШ), а также дошкольных учреждений г. Кызыла (МБДОУ комбинированного вида Детский сад № 19) и Барун-Хемчикского кожууна (МБДОУ детский сад «Салгал» общеразвиваю-щего вида с. Барлык). Соискателями, представившими доклады о подготовительном этапе апробации данной программы, выступили учреждения профессионального образования - ГБПОУ РТ Тувинский строительный техникум и ГБПОУ РТ Ак-Довуракский горный техникум. Также стоит отметить такие новые проекты, вынесенные на защиту, как: «Воспитание жизнеспособной личности через социальное проектирование в условиях Аграрного лицея» (ГБОУ Аграрный лицей Республики Тыва), «Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников» (МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык Барун-Хемчикского кожууна), «Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся через историко-краеведческую деятельность» (МБОУ СОШ № 1 им. М.А. Бухтуева г. Кызыла).

Проект, который проводится нами с 2011 года на базе МОУ СОШ № 3 г. Кызыла, называется «Формирование духовных ценностей у учащихся средней школы (на примере программы "Мир, в котором я живу')». В 2013-2014 учебном году обозначился постепенный переход эксперимента от его основного этапа к завершающей стадии (завершение проекта запланировано на 2014-2015 учебный год). Организация научно-исследовательской работы, продолжение методической работы в рамках творческих экспериментальных групп (ТЭГ) сочетались с апробацией различных форм и методов, наработанных в ходе инновационной деятельности, в учебно-воспитательном процессе других классов средней школы.

В течение учебного года в рамках внеурочной деятельности школы продолжала функционировать сеть ТЭГ, охватывающая учащихся параллели 9-х классов. Деятельность ТЭГов осуществлялась по различным направлениям, включающим духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эколого-этнографическое, эстетическое. Планы работы ТЭГов включали как аудиторные теоретические и практические занятия, так и различные формы совместной творческой деятельности вне школы (мероприятия познавательного и волонтерского характера). Выбор ТЭГ осуществлялся на принципах добровольности и личной заинтересованности учащихся. Активность осталась на прежнем уровне: около 70% от количества учащихся. Остальные 30% - это учащиеся, которые имеют устойчивые внешкольные интересы для саморазвития, посещают учреждения дополнительного образования и досуга. Результатом научно-методической работы педагогического коллектива стало то, что большая часть рабочих программ ТЭГ была подготовлена к внешнему рецензированию.

Главной целью нашего проекта является разработка программы духовного воспитания, направленной на формирование системы духовных ориентиров молодого поколения, в процессе от внешнего познания - к внутреннему усвоению культурных и нравственных ценностей. Основополагающим мы определили принцип «от познания мира, в котором я живу - к созданию

Тувинский государственный университет

мира, которым я живу». Считаем важным также ориентироваться на принципы духовно-нравственного воспитания, выдвинутые С.И. Масловым [2], среди которых выделим следующие: ориентация на нравственный идеал; воспитание примером; соборность (понимаемая нами как деятельность вместе, сообща); духовная укоренённость (выражаемая в обычаях, обрядах, традициях). Цели и задачи нашей программы «Мир, в котором я живу» согласуются с определением духовно-нравственного развития личности, предложенным в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва», в котором выделен следующий аспект - «последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности» [3, с. 32].

Гипотеза, выдвигаемая в проекте: разработка и реализация программы позволит оптимизировать систему воспитательной работы в школе, способствуя формированию духовных ценностей и мировоззренческих ориентиров школьников. Механизмом подтверждения выдвинутой гипотезы послужат индивидуальное тестирование и мониторинг результатов воспитательной работы в экспериментальных группах, анкетирование родителей и преподавателей.

Весной 2014 года были проведены психолого-диагностические исследования по уже апробированным методикам, среди которых основным был избран тест «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой [4]. Следует отметить успешную работу школьного педагога-психолога Е.А. Крыциной, которая в отчетном учебном году стала победителем в номинации «За профессионализм и преданность профессии" во Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог - 2014».

Анализ диагностики в экспериментальных группах, заканчивающих среднюю школу, показал следующие результаты: уровень духовно-нравственного развития и личностного роста ребят за период их участия в эксперименте заметно повысился (см. табл. № 1).

Таблица 1

Динамика показателей в экспериментальных группах

Духовные ценности % в начале эксперимента % в конце эксперимента Динамика (+/-)

Отношение к Отечеству У-П 23,5 С-П 62,4 С-Н 9,4 У-Н 0 У-П 58,2 С-П 41,8 С-Н 0 У-Н 0 У-П +34,7 С-П -20,6 С-Н -9,4 У-Н 0

Отношение к земле (природе) У-П 11,7 С-П 39,4 С-Н 37,1 У-Н 3,3 У-П 51,4 С-П 51,4 С-Н 0 У-Н 0 У-П +39,7 С-П+12 С-Н -37,1 У-Н -3,3

Отношение к миру У-П 17,4 С-П 42,3 С-Н 31,9 У-Н 3,3 У-П 42,9 С-П 51,3 С-Н 3,4 У-Н 0 У-П +25,5 С-П -9 С-Н-28,5 У-Н-3,3

Отношение к труду У-П 20,2 С-П 51,6 С-Н 19,7 У-Н 1,9 У-П 29,9 С-П 65,5 С-Н 4,5 У-Н 0 У-П+9,7 С-П+13,9 С-Н-15,2 У-Н-1,9

Отношение к культуре У-П 9,4 С-П 36,2 С-Н 48,8 У-Н 0,9 У-П 41,8 С-П 55,4 С-Н 2,8 У-Н 0 У-П +32,4 С-П+19,2 С-Н -46 У-Н -0,9

Отношение к знаниям У-П 16 С-П 41,8 С-Н 36,2 У-Н 1,4 У-П 45,8 С-П 52,5 С-Н 7,3 У-Н 0 У-П +29,8 С-П+10,4 С-Н-28,9 У-Н -1,4

Отношение к человеку как таковому У-П 13,6 С-П 43,7 С-Н 29,1 У-Н 2,8 У-П 27,7 С-П 71,8 С-Н 0,6 У-Н 0 У-П +14,1 С-П+28,1 С-Н-28,5 У-Н-2,8

Отношение к человеку как Другому У-П 16 С-П 59,2 С-Н 18,3 У-Н 0,5 У-П 41,2 С-П 57,6 С-Н 1,1 У-Н 0 У-П+25,2 С-П-1,6 С-Н-17,2 У-Н-0,5

Отношение к человеку как Иному У-П 14,1 С-П 48,8 С-Н 27,7 У-Н 1,9 У-П 34,5 С-П 33,3 С-Н 2,3 У-Н 0 У-П+20,4 С-П-15,5 С-Н-25,4 У-Н-1,9

Отношение к своему духовному Я У-П 16 С-П 62 С-Н 17,4 У-Н 0 У-П 35,6 С-П 64,4 С-Н 0,6 У-Н 0 У-П +19,6 С-П+2,4 С-Н-16,8 У-Н 0

Условные обозначения:

У-П - устойчиво-позитивное отношение; С-П - ситуативно-позитивное отношение С-Н - ситуативно-негативное отношение; У-Н - устойчиво-негативное отношение

Просматривается повышение уровня устойчиво-позитивного (У-П) по всем факторам диагностики, особенно в отношении к таким базовым духовным ценностям, как: Природа (+39,7%), Отечество (+34,7%), Культура (+32,4%), Знания (+29,8%), Мир (+25,5%), человек как Другой (+25,2%), человек как Иной (+20,4%), свое духовное Я (+19,6%).

Несколько ниже рост устойчиво-позитивного отношения к человеку как таковому (+14,1%), но при этом здесь самый высокий рост показателя по ситуативно-позитивному отношению (+28,1%), что говорит о готовности ребят к положительному принятию человека вообще, но не бездумно, арефлексивно, а разумно, в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

Самый низкий показатель роста устойчиво-позитивного отношения - к Труду (+9,7 %), чуть выше рост ситуативно-позитивного отношения к Труду (+13,9%), что свидетельствует о неготовности детей в этом возрасте к осмысленной активной трудовой деятельности. Внутренняя мотивация к труду пока отсутствует, и это должно стать объектом внимания не только педагогов, но и родителей.

Снижение ситуативного-позитивного отношения ребят по отношению к Отечеству (-20,6%), человеку как Иному (-15,5%), Миру (-9%), человеку как Другому (-1,6%), на фоне роста устойчиво-позитивного и снижения ситуативно-негативного отношения, говорит о том, что мировоззренческие установки ребят стали более устойчивыми.

Анализ динамики ситуативно-негативного отношения показывает, что ярче всего этот показатель снизился по отношению к Культуре (-46%), Природе (-37,1%), Знаниям (-28,9%), Миру (-28,5%), человеку как таковому (-28,5%) и человеку как Иному (-25,4%).

Важным показателем также является полное исчезновение устойчиво-негативного отношения подростков к означенным выше духовным ценностям.

Для подтверждения положительной динамики личностного роста учащихся экспериментальных групп также было проведено сравнительное исследование в контрольных группах. Данное исследование, с использованием той же методики, было проведено в текущем учебном году в группах другой параллели средних классов, наиболее близких по возрасту, но не принимавших постоянного участия в эксперименте. Эти дети изредка участвовали в мероприятиях, проводимых педагогами в рамках эксперимента, но не были постоянными участниками ТЭГов в течение нескольких лет, как ученики экспериментальных групп. Сравнительные результаты диагностики см. в табл. № 2.

Данное диагностическое исследование показало, что уровень духовно-нравственного развития и личностного роста ребят, участвующих в эксперименте на протяжении с 2011 по 2014 гг., значительно отличается от не участвовавших в эксперименте.

У ребят контрольных групп просматривается повышенный уровень ситуативно-негативного (32,8%) и устойчиво-негативного (7,6%) отношения к Культуре. К сожалению, на сегодняшний день культурные формы поведения рассматриваются подростками как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее их повседневную жизнь. Слово «культура» наверняка чаще всего ассоциируется у них с телеканалом «Культура» и навевает скуку. Налицо негативное влияние телевизионных СМИ, большую часть эфира которых занимают программы типа развлекательных сериалов и шоу.

Также обращают на себя показатели отношения к Труду - ситуативно-негативное (42,7%) и устойчиво-негативное (11,5%). Сейчас подростки, в основном, стараются переложить часть своей работы на другого. В их представлении «грязная» работа - удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни.

Удивляет высокий показатель ситуативно-негативного (58%), а также наличие устойчиво-негативного (6,9%) отношения к Отечеству. Можно предположить, что у большинства подростков как бы обывательское отношение к своей стране, родина для них - просто место, где они живут и которое легко можно поменять на любое другое.

Тувинский государственный университет

Таблица 2

Сравнение показателей в экспериментальных и контрольных группах

Духовные ценности % в экспериментальных группах % в контрольных группах Разница (+/-)

Отношение к Отечеству У-П 58,2 С-П 41,8 С-Н 0 У-Н 0 У-П 3,8 С-П 29 С-Н 58 У-Н 6,9 У-П -54,4 С-П -12,8 С-Н +58 У-Н +6,9

Отношение к земле (природе) У-П 51,4 С-П 51,4 С-Н 0 У-Н 0 У-П 16,8 С-П 57,3 С-Н 22,1 У-Н 2,3 У-П -34,6 С-П+5,9 С-Н +22,1 У-Н+2,3

Отношение к миру У-П 42,9 С-П 51,3 С-Н 3,4 У-Н 0 У-П 26 С-П 46,6 С-Н 22,1 У-Н 3,1 У-П -16,9 С-П -4,7 С-Н+18,7 У-Н+3,1

Отношение к труду У-П 29,9 С-П 65,5 С-Н 4,5 У-Н 0 У-П 9,2 С-П 34,4 С-Н 42,7 У-Н 11,5 У-П-20,7 С-П-31,1 С-Н+38,2 У-Н+11,5

Отношение к культуре У-П 41,8 С-П 55,4 С-Н 2,8 У-Н 0 У-П 10,7 С-П 47,3 С-Н 32,8 У-Н 7,6 У-П -31,1 С-П-8,1 С-Н +30 У-Н +7,6

Отношение к знаниям У-П 45,8 С-П 52,5 С-Н 7,3 У-Н 0 У-П 27,3 С-П 49,6 С-Н 19,8 У-Н 4,6 У-П -18,5 С-П-2,9 С-Н+12,5 У-Н +4,6

Отношение к человеку как таковому У-П 27,7 С-П 71,8 С-Н 0,6 У-Н 0 У-П 21,4 С-П 48,9 С-Н 19,1 У-Н 8,4 У-П -6,3 С-П-22,9 С-Н+18,5 У-Н+8,4

Отношение к человеку как Другому У-П 41,2 С-П 57,6 С-Н 1,1 У-Н 0 У-П 24,4 С-П 49,6 С-Н 15,3 У-Н 7,6 У-П-16,8 С-П-8 С-Н+14,2 У-Н+7,6

Отношение к человеку как Иному У-П 34,5 С-П 33,3 С-Н 2,3 У-Н 0 У-П 19,8 С-П 59,5 С-Н 13 У-Н 5,3 У-П-14,7 С-П+26,2 С-Н+10,7 У-Н+5,3

Отношение к своему духовному Я У-П 35,6 С-П 64,4 С-Н 0,6 У-Н 0 У-П 22,1 С-П 45 С-Н 19,8 У-Н 3,1 У-П -13,5 С-П-19,4 С-Н+19,2 У-Н +3,1

Но присутствует и положительное отношение к Земле (Природе), эти подростки способны заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно им. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично.

Показатели по отношению к человеку вообще и к другим людям говорят о том, что подростки склонны к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяют (порой не осознавая) некоторые культурные предрассудки, используют стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Они не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что нравственно-духовные ориентиры (устойчиво-позитивное, либо устойчиво-негативное отношение) у ребят контрольных групп пока не сформированы. Доминирующие показатели ситуативно-позитивного и ситуативно-негативного отношения красноречиво показывают, что процесс формирования мировоззренческих установок у подростков напоминает своего рода неустойчивые «качели», готовые склониться в любую сторону, в зависимости от текущей жизненной ситуации.

Комплексный анализ изменения всех показателей в экспериментальных группах однозначно говорит в пользу эффективности проводимой экспериментальной работы, в ходе которой налицо постепенное формирование более устойчивых, позитивных мировоззренческих установок. Сравнение результатов мониторинга в экспериментальных и контрольных группах подтверждает необходимость проведения целенаправленной учебно-воспитательной работы во внеучебное время, которая не должна ограничиваться лишь организацией досуга, а призвана

способствовать формированию духовных ценностей. Учитель должен быть не только тем человеком, который дает знания, но и тем, кто воспитывает, раскрывая в своих подопечных их личностный потенциал, подавая пример собственными словами и делами, т.е. учитель должен быть для учеников по-настоящему ресурсной личностью. Школьный период важен тем, что именно в это время дети постепенно готовятся к вхождению во взрослую жизнь. Поэтому так важен вопрос формирования в школьные годы позитивного отношения к жизни и устойчивых представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

B средней школе у подростков меняются взгляды, идет сложный, весьма непростой, процесс усвоения духовных ценностей. Дети начинают рассматривать себя как авторов и распорядителей собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для них, и ради этого чувства подростки готовы противостоять внешнему давлению и делать самостоятельный и ответственный выбор. Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростков. Показательно, что большая часть анкетируемых родителей (около 70%), чьи дети участвуют в эксперименте, отметили, что поведение их детей изменилось в лучшую сторону. Наши личные наблюдения за поведением детей-участников эксперимента в ходе культурно-массовых мероприятий также дают весьма благоприятное впечатление.

Следовательно, создание условий, направленных на формирование у детей и подростков стремления к здоровому образу жизни, осознанному отношению к учебной и трудовой деятельности, условиям, необходимым для воспитания чувства собственного достоинства и уважения других людей, для приобщения к культурным и эстетическим ценностям, для развития чувства патриотизма, осознания гражданских прав и обязанностей - всегда актуальны и необходимы. Исторический опыт и народная культура, мировое искусство, подвиги и судьбы людей, традиции семейного воспитания - безусловные источники духовного развития. Педагоги и родители подростков имеют широкие возможности для формирования в сознании подрастающего поколения духовных ценностей, развития желания быть полезным людям и своей стране.

Библиографический список:

1. Программа проблемного семинара «Сетевая инфраструктура как механизм реализации научных и инновационных проектов», 14-16 мая 2014 г., г. Кызыл / Институт развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва. Кызыл, 2014.

2. Маслов, С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. № 9. С. 46-51.

3. Кенин-Лопсан, М.Б. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва / Институт развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва / Кенин-Лопсан и др. Кызыл, 2011.

4. Степанов, П.Б. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.Б. Степанов, Д.Б. Григорьев, И.Б. Кулешова / Под ред. Н.Л. Селивановой, Б.М. Лизинского. М., 2003.

Bibliograficheskij spisok:

1. Programma problemnogo seminara "Setevaya infrastruktura kak mekhanizm realizatsii nauchnykh i innovatsionnykh proektov", 14-16 maya 2014 g., g. Kyzyl / Institut razvitiya natsionalnoj shkoly Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Tyva. Kyzyl, 2014.

2. Maslov, S.I. Didakticheskie osnovaniya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya // Pedagogika. 2008. 9. s.46-51.

3. Kenin-Lopsan, M.B. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya lichnosti v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh Respubliki Tyva / Institut razvitiya natsionalnoj shkoly Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Tyva / M.B. Kenin-Lopsan i dr. Kyzyl, 2011.

4. Stepanov, P.V. Diagnostika i monitoring protsessa vospitaniya v shkole / P.V. Stepanov, D.V. Grigorev, I.V. Kuleshova / Pod red. N.l. Selivanovoj, V.M. Lizinskogo. M., 2003.

Карелина Екатерина Константиновна - доктор искусствоведения, профессор

кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского

государственного университета, г. Кызыл, E-mail: ye_karelina@mail.ru

Karelina Catherine - Doctor of Arts, Professor of Tuvan state university, Kyzyl, E-mail:

ye_karelina@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.