Научная статья на тему 'О микробиологической безопасности некоторых видов нестерилизованной рыбной продукции'

О микробиологической безопасности некоторых видов нестерилизованной рыбной продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
140
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О микробиологической безопасности некоторых видов нестерилизованной рыбной продукции»

высокий риск - у 5 %. Низкий и средний риск дефицита потребления ПНЖК выявлен у 82,5 % респондентов, в том числе омега 6 кислот - у 100 %, омега 3 кислот - у 98,7 %.

Анализ массово-ростовых показателей по индексу Кетле позволил установить, что 53,7 % проанкетированных имеют нормальную массу тела и индекс массы тела, соответствующий значениям от 18,5 до 24,9. 3,7 % респондентов имеют недостаток массы тела, ИМТ 16-18. У 32,5 % работников умственного труда ИМТ составляет 25-29,9, что соответствует избытку массы тела, у 7,5 и 2,5 % ИМТ 30-34,9 и 35-40 соответственно, что комплементарно ожирению 1-2-й степени. Но ИМТ, рассчитанный на основе отношения вес/рост, не всегда адекватно отражает степень жироотложения, индивидуумы с разной степенью жироотложения могут иметь одинаковый индекс массы тела, так как массу тела формирует не только жировая масса, но и мышечная и тощая (безжировая) масса.

По результатам биоимпедансометрии ИМТ распределился следующим образом: у 2,5 % респондентов - недостаток массы тела, у 38,7 % - нормальная масса тела, у 58,8 % -избыточная масса тела, в том числе ожирение 1-3-й степени.

Масса скелетных мышц в кг составила: у мужчин в среднем 28,73, у женщин - 28,04, что выше нормального диапазона (20,0-24,5). Количество жировой массы в кг у женщин в среднем 25,9, у мужчин - 25,3, при нормальном диапазоне 10,6-16,9 кг.

Индекс талия/бедра у 8,9 % женщин соответствует нормальному диапазону 0,750,85, у 91,1 % женщин индекс талия/бедра соответствует 0,9 и выше. У 52,0 % мужчин индекс талия/бедра в диапазоне 0,75-0,85,

а 48,0 % мужчин имеют индекс талия/бедра 0,9 и выше. Индекс талия/бедра, равный или превышающий 0,9, свидетельствует об андро-идном (абдоминальном) типе распределения жировой ткани.

Тощая масса тела, включающая в себя общую воду организма, протеины и минеральные вещества туловища и конечностей у женщин, составила 44,6 кг, у мужчин - 45 кг, нормальный диапазон равен 36,7-44,8 кг.

Заключение. У проанкетированных работников умственного труда выявлена завышенная энергоценность суточного рациона, несбалансированное фактическое соотношение белков, жиров и углеводов, их повышенное потребление, недостаточное потребление пищевых волокон. Среди обследованных выявлены риски недостатка витаминов А, В1, В2, ниацина, ПНЖК, омега 6 и омега 3 кислот, избытка потребления общего жира и натрия. У 100 % респондентов обнаружены риски недостаточного потребления кальция и магния.

Таким образом, у обследованных работников умственного труда фактическое питание не соответствует концепции рационального сбалансированного питания по энергетической адекватности и сбалансированности нутриен-тов, что может послужить развитию различных патологических состояний и ухудшить здоровье работающего населения.

Почти у половины опрошенных работников выявлена избыточная масса тела различной степени. Почти у всех женщин и половины мужчин тип распределения жировой ткани соответствует абдоминальному, причем прослежена тенденция увеличения отложения жировой ткани по андроидному типу с увеличением возраста обследуемых работников умственного труда.

О МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НЕСТЕРИЛИЗОВАННОЙ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

В.В. Карцев, Л.В.Белова, Т.Ю. Пилькова, И.М. Федотова, НА. Щедрина, Г.С. Баймаганбетова, Н.В. Оедова

Северо-Западный государственный медицинский университет им.

И.И.Мечникова, г. Санкт-Петербург

ОАО «Гипрорыбфлот», г. Санкт-Петербург

Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности

Российской Федерации, где основной задачей является обеспечение безопасности пищевых продуктов по санитарно-гигиеническим

показателям. Эта многогранная задача может быть решена при осуществлении контроля за соответствием требованиям законодательства РФ сельскохозяйственных,рыбных продуктов, импортируемых продуктов и продовольственного сырья на всех стадиях их производства, хранения, транспортирования, переработки и реализации. В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) от 28.10.2010 г. № 01/15453-0-23 особый акцент сделан на усиление государственного надзора за оборотом рыбы и рыбных продуктов.

В сообщении Роспотребнадзора от 05.04.13 г. «О контроле рыбной продукции» сказано о проблеме несоблюдения прав потребителей при обороте рыбной продукции в Российской Федерации. Так, в 2012 г. территориальные органы Роспотребнадзора в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора провели более 13 тысяч проверок в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих рыбную продукцию. В каждом третьем случае продукция не обеспечивала соблюдения прав потребителей на безопасность.

Цель работы - изучение вопросов анализа микробиологического загрязнения пищевой продукции в подходах к оценке микробиологического риска (ОМР). Особое внимание обращается на скоропортящуюся продукцию, к которой относится и ряд нестерилизуемых пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов промысла.

Одним из факторов риска может служить бактериальное загрязнение пищевой продукции, превышающее существующие нормативы. Проанализировано 158 образцов пищевой продукции из рыбы и нерыбных объектов промысла, не подвергающихся стерилизации в ходе технологического процесса, это пробы: пресервы пряного и специального посола из неразделанной и разделанной рыбы - 18; посолочного тузлука для пресервов - 3; пресервы из разделочной рыбы с добавлением растительных масел, заливок, соусов - 33; рыбная продукция горячего копчения - 42; рыбная продукция холодного копчения - 27; ассорти рыбное (рулеты) - 8; рыба, разделанная соленая и малосоленая, в том числе лососевые без консервантов, филе, в нарезке - 18; кулинарные изделия без тепловой обработки: салаты из рыбы и морепродуктов - 9.

Методы исследования. При отборе проб продукции и проведении микробиологических

исследований были использованы положения действующих нормативно-технических документов Российской Федерации и Таможенного Союза. Микробиологические исследования проб, отобранных с 6 предприятий рыбоперерабатывающей промышленности и 1 торгового комплекса Санкт-Петербурга, проводились на соответствие гигиеническим требованиям безопасности пищевой ценности пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1078-01, раздел 1.3. «Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты, вырабатываемые из них» (подразделы 1.3.2.1, 1.3.2.2, 1.3.2.3, 1.3.3.1, 1.3.3.2, 1.3.3.4, 1.3.3.10), ТР ТС 021/2011 «О качестве и безопасности пищевой продукции».

Определялись: показатель КМАФАнМ, КОЕ/г, показатель БГКП (коли-формы) в установленной массе продукта; показатель Staphylococcus aureus; сульфитредуциру-ющие клостридии; патогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы и Listeria monocytogenes; содержание плесеней и дрожжей; для рыбной продукции холодного копчения - Vibrio parahaemolyticus; для кулинарных изделий - содержание бактерий рода Proteus. Во всех исследованных пробах патогенная кишечная микрофлора, в том числе сальмонеллы и Listeria monocytogenes, Staphylococcus aureus, сульфитредуцирующие клостридии, Vibrio parahaemolyticus, Proteus не обнаружены.

Одним из факторов риска может быть контаминация пищевой продукции сапрофитами и условно патогенными микроорганизмами. По результатам проведенных исследований отмечается разная степень обсеменения ме-зофильными аэробными и факультативными анаэробными бактериями (показатель КМА-ФАнМ, КОЕ/г). Из 18 проб пресервов пряного и специального посола ни в одном случае не было фактов несоответствия продукции по показателю КМАФАнМ, в пресервах в масле (33 пробы) - 1 проба; в рыбной продукции горячего копчения (42 пробы) - 4 пробы не соответствовали по этому показателю гигиеническим нормативам, из 27 проб рыбной продукции холодного копчения не соответствовала по этому показателю 1 проба, из рыбы соленой и малосольной (8 проб) 2 пробы не укладывались в нормативные показатели, из 9 проб кулинарных изделий (салаты) 2 пробы были с показателями КМАФАнМ, КОЕ/г выше нормативов. Превышение этого показателя в представленной продукции может косвенно свидетельствовать как о нарушениях температурного режима при приготовлении, хранении, реализации, так и об имеющихся изъянах в санитарно-

гигиенических условиях производства, при этом возможно размножение патогенных и потенциально патогенных микроорганизмов, и в целом риск потребления в пищу таких продуктов возрастает.

Наличие БГКП (колиформы), свидетельствующей о биологическом загрязнении продукции, были выявлены в 1 пробе пресервов в масле, в 2 пробах рыбной продукции холодного копчения, в 2 пробах рыбной кулинарии (салатах). В каждом отдельном случае требуется тщательный анализ того, что послужило причиной выявления этих бактерий в данной продукции.

Для ряда пищевых продуктов бактерии вида Escherichia coli являются показателями свежего фекального загрязнения и имеют непосредственную эпидемиологическую значимость. Из 158 проб непосредственно на Escherichia coli исследовано 38, эти бактерии были выделены в 2 пробах рыбы соленой, что косвенно может свидетельствовать о контаминации продукции работающими при использовании загрязненной воды или из-за недостаточной обработки инвентаря и оборудования производственной линии цеха.

Из 158 проб нестерилизованной рыбной продукции 23 пробы не соответствовали нормативным показателям по содержанию дрожжей (пресервы пряного посола и в масле). Нормативные показатели были превышены в отдельных пробах от 4 до 32 раз. Из 33 проб пресервов в масле в 17 пробах отмечено наличие дрожжей, а из 18 образцов пресервов пряного посола - в 4 случаях. Разные показатели выявления дрожжей в двух видах пресервов объясняются тем, что в пресервах пряного посола всегда применяются заливки, содержание уксус и соль, позволяющие приготовлять маринованную продукцию. Уксусная кислота угнетает развитие дрожжей и плесеней, чем способствует предупреждению порчи этой продукции. Во втором виде продукции такое влияние менее выражено, о чем свидетельствуют показатели обсемененности. Высокая обсеме-ненность продукции дрожжами может приводить к ее порче, что бывает связано с их способностью расти на средах с низким рН (5,5 и даже ниже) в присутствии углеводов, органических кислот и других легко утилизируемых источников органического углерода при температурах от 5-400 С. В процессе жизнедеятельности дрожжи образуют собственные конечные продукты метаболизма. В результате физические, химические и органолептические свойства изделий изменяются из-за возможной порчи.

К настоящему времени описано 7 основных представителей клинически значимых дрожжевых грибов: Candida, Malassezia, Saccharomyces, Cryptococcus, Trichosporon, Qeotrichium и Rhodotorula (Catton Dusp, 2001). Многие из них ассоциированы с глубокими и поверхностными микозами, а некоторые выявляют у больных аллергическими заболеваниями (Арзуманян В.И. и др., 2013) (по данным Шмелевой (Баевой) О.А, Арзуманян В.Г, Сердюк О.А. Проблемы медицинской микологии, Т. 15, № 2, 2013, С.141). Отмечено, что и дрожжи из других родов обладают способностью вызывать как порчу продукции, так и нарушения в состоянии здоровья ее потребителей. Так, дрожжи рода Zygosaccharomyces являются одним из важнейших агентов порчи продукции пищевой промышленности. Отмечается, что борьба с ними затруднена из-за того, что они могут расти и развиваться в присутствии высоких концентраций сахарозы, этанола, уксусной кислоты, бензойной кислоты, диоксидов серы, являющихся важнейшими консервантами. Некоторые виды дрожжей являются факультативными и условными патогенами, могут провоцировать заболевания у людей с ослабленной иммунной системой и способны вызывать аллергические состояния. При употреблении рыбной продукции, равно как и других пищевых продуктов, содержащих повышенное количество дрожжей, человеческий организм реагирует на протеин, содержащейся в дрожжах, в результате чего вырабатываются гистамины и антитела, нейтрализующие содержащийся в дрожжах протеин.

Приведенные данные микробиологических исследований рыбной нестерилизуемой продукции свидетельствуют только о количественных параметрах обсемененности дрожжами и не позволяют провести доскональную характеристику родовой и видовой принад-лежности выделенных микроорганизмов. Эта задача может быть решена только в условиях специализированных микологических лабораторий и научно-исследовательских центров.

Заключение. Представлены данные исследований 158 проб нестерилизованных пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов промысла семи наименований по микробиологическим показателям безопасности, отобранных на 6 предприятиях рыбной отрасли и 1 торговом комплексе, и во всех исследованных пробах патогенная кишечная микрофлора, в том числе сальмонеллы и Listeria monocytogenes обнаружены не были. Отсутствовали

Staphylococcus aureus, сульфитредуцирующие клостридии; Vibrio parahaemolyticus и Proteus (в пробах с нормируемыми показателями). Превышение показателя КМАФАнМ КОЕ/г отмечено в 8 пробах продукции. БГКП (коли-формы) были выявлены в 5 пробах, Escherichia coli были обнаружены в 2 пробах рыбной продукции.

Из 158 исследованных проб нестерилизо-ванной продукции 23 пробы не соответствовали по содержанию дрожжей (пресервы в масле

и пряного посола), причем отмечена высокая степень присутствия показателя содержания дрожжей, особенно в пресервах в масле.

Представленные результаты исследований выполнены при проведении работы по оценке микробиологического риска (ОМР) на первом этапе идентификации опасного фактора при употреблении в пищу нестерилизуемых рыбных продуктов, в том числе пресервов. Требуется дальнейшее совершенствование этих исследований в современных лабораторных условиях.

ПОПУЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО СО ЗДОРОВЬЕМ ПОДРОСТКОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

О.В. Козубенко, Д.В. Турчанинов, ЕА. Вильмс

Омская государственная медицинская академия, г. Омск

Качество жизни - интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии. Методология исследования качества жизни открывает уникальные возможности измерения ключевых состояний здоровья человека: физического, психологического и социального функционирования. Оценка качества жизни, основывающаяся на показателях здоровья, применяется при проведении популяционных исследований с выделением групп риска, а также в динамическом наблюдении за группами риска и оценке эффективности профилактических программ.

Вопросы улучшения здоровья и повышения качества жизни (КЖ) населения, входят в число приоритетных задач государства в начале XXI века. Здоровье подрастающего поколения во многом определяет состояние общества, его потенциал и перспективы. В настоящее время ситуацию с состоянием здоровья детей в России можно рассматривать как кризисную, сохраняются и нарастают негативные тенденции показателей здоровья детского населения. Очевидно, поэтому вопросам оценки качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ) подростков, в Российской Федерации в настоящее время посвящено множество исследований.

Однако, если группами зарубежных авторов в различных странах разрабатываются нормативные показатели КЖСЗ у здоровых детей в популяционных исследованиях, то в Российской Федерации этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Оценка КЖСЗ в подростковом периоде имеет свои особенности. В этот критический период жизни на фоне эндогенной физиологической перестройки организма подростку приходится решать массу проблем, что влияет на К^К.

Цель исследования - оценка КЖСЗ подростков в современных социально-экономических условиях и обоснование региональных популяционных нормативов КЖСЗ для подросткового населения г. Омска и Омской области.

Популяционное исследование проводилось в соответствии со специально разработанным для этой цели протоколом на основании принятых в международной практике стандартов. Объект исследования - детское население г. Омска и Омской области в возрасте 13-17 лет. Выборка в количестве 404 человек сформирована из числа учащихся 6-11 классов двух общеобразовательных школ г. Омска (294 человека) и учащихся общеобразовательных школ Любинского, Исилькульского, Горьковского, Таврического, Тюкалинского и Калачинского районов (110 человек).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.