Научная статья на тему 'О межвузовской кооперации в сфере дипломного проектирования'

О межвузовской кооперации в сфере дипломного проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринберг Г.М.

Рассматриваются факторы, влияющие на уровень качества профессионального образования. Предлагается для повышения эффективности системы подготовки специалистов развивать межвузовскую кооперацию в сфере комплексного дипломного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринберг Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPON COOPERATION BETWEEN UNIVERCITIES IN THE FIELD OF DEGREE RESEARCH COMPOSITION

Factors that influence on quality of higher professional education are considered in this paper. It is proposed to develop the cooperation between universities in the field of complex degree research composition in order to increase effectiveness of the higher educational system.

Текст научной работы на тему «О межвузовской кооперации в сфере дипломного проектирования»

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

УДК 387

Г. М. Гринберг

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

О МЕЖВУЗОВСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СФЕРЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Рассматриваются факторы, влияющие на уровень качества профессионального образования. Предлагается для повышения эффективности системы подготовки специалистов развивать межвузовскую кооперацию в сфере комплексного дипломного проектирования.

В настоящее время качеству подготовки выпускаемых для производства и социальной сферы специалистов уделяется особое внимание. При этом традиционный подход к обучению студентов в рамках одного направления (специальности) становится малоэффективным. Необходимый уровень подготовленности выпускников вузов может быть достигнут за счет активизации межвузовской кооперации и расширения интегративных процессов в сфере образования.

Одним из основных критериев оценки профессиональной подготовки специалистов является уровень качества их выпускных квалификационных работ (ВКР), выполняемых виде дипломного проекта (ДП) или дипломной работы (ДР). Уровень качества ДП и ДР позволяет судить как о готовности каждого выпускника к самостоятельной деятельности, не уступая уже работающим на производстве, так и о степени его профессиональной зрелости в конкретной области науки и техники. Таким образом, дипломное проектирование необходимо рассматривать как важную часть всей системы практической подготовки студентов, представляющую собой одну из предметных областей и один из видов образовательной, научной и инновационной деятельности.

Традиционное дипломное проектирование, предусматривающее выполнение дипломного проекта в одиночку, не соответствует реальной жизненной ситуации, когда специалисты решают инженерно-технические и научно-исследовательские задачи, имеющие, как правило, многоплановый, комплексный характер. Решение таких задач возможно только творческими коллективами, в состав которых входят специалисты различных специальностей, действующих в широких и разнообразных инженерно-техническом, экономическом и социальном полях. Из этого следует, что инновационные ДП, чтобы соответствовать задачам, решаемым производственными коллективами, тоже должны быть многоплановыми и комплексными.

Повышение результативности дипломного проектирования, особенно при решении реальных задач в смежных областях знаний и на стыках наук, где наиболее вероятно появление научных открытий и прорывных технологий, может быть достигнуто путем взаимодействия вузов на основе межвузовской кооперации. Межвузовская кооперация должна стать формой образовательного и исследовательского взаимодействия вузов на основе объединения интеллектуальных, материально-технических и информационных ресурсов, способствующей развитию образователь-

ной, научной и инновационной совместной деятельности.

С учетом сказанного представляет интерес формирование комплексных (в особенности, межвузовские) дипломных проектов (КДП), к руководству и выполнению которых можно привлекать специалистов и студентов из разных вузов. Под комплексным будем понимать проектирование сложных объектов и процессов, когда общее проектное задание разбивается на индивидуальные технические задания.

В рамках КДП выделяются вопросы, которые составляют основу индивидуальных технических заданий, выдаваемых каждому дипломнику персонально. В соответствии с полученным техническим заданием студент разрабатывает проект, оформляет графическую часть и пояснительную записку. Каждый индивидуальный ДП разрабатывается с учетом проектных решений других ДП. Таким образом, графическая часть, пояснительная записка и доклад по защите темы КДП должны быть связаны едино и раскрывать содержание ДП полностью. Дипломникам разрешается совместно разрабатывать части чертежей и совместно их использовать во время защиты КДП. В то же время каждый из соавторов проекта должен полно -стью понимать представленное к защите решение в целом.

Возможными моделями организации комплексного дипломного проектирования являются следующие:

- студенты одной специальности одного учебного заведения (схема один с одним);

- студенты одной специальности разных учебных заведений (схема один с несколькими);

- студенты разных специальностей одного учебного заведения (схема несколько с одним);

- студенты разных специальностей разных учебных заведений (схема несколько с несколькими).

Формирование тем межвузовских проектов представляет сложную проблему. Тематика таких проектов зависит от приоритетных тенденций развития экономики, актуальных вопросов жизнедеятельности вузов, интересов самих студентов. Тем не менее, можно выделить направления, которые могут представить интерес для нескольких вузов, даже не профильных. К примеру, можно предложить следующие направления, представляющие интерес как для технических, так и для гуманитарных вузов:

- моделирование и практическая реализация требований к интерфейсу приборов и источников информации;

Решетневскце чтения

- разработка виртуальных лабораторных практикумов;

- разработка информационно-аналитической системы сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья.

Имеющий опыт выполнения подобных проектов выявил трудности по многим организационным, коммуникационным, нормативным и прочим отношениям. В этой связи необходимо разработать комплекс формальных и неформальных требований и критериев к выбору тематики и содержанию комплексных ди-

пломных проектов, применяемых форм и методов, нормативно-организационных мероприятий, принципам взаимодействия участников кооперации, к учебно-методическому сопровождению и др.

Успех межвузовской кооперации по организации и выполнению ДП во многом зависит от актуальности и четкости комплексных проектов, значащих для развития вуза, региона. Их формулировка должна быть общим делом специалистов вузов, работодателей и государственных органов, ответственных за инновационное развитие приоритетных направлений общества.

G. M. Grinberg

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

UPON COOPERATION BETWEEN UNIVERCITIES IN THE FIELD OF DEGREE RESEARCH COMPOSITION

Factors that influence on quality of higher professional education are considered in this paper. It is proposed to develop the cooperation between universities in the field of complex degree research composition in order to increase effectiveness of the higher educational system.

© Гринберг Г. М.,2011

УДК 378

Г. М. Гринберг, М. Р. Султанова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

О ВНЕДРЕНИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАФЕДРЫ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАЛЕНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Для обучения студентов компьютерным технологиям при технологической подготовке производства и проектировании технологических процессов на кафедре систем автоматического управления (САУ) внедряется система автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР-ТП ВЕРТИКАЛЬ). В процессе внедрения решаются две важные задачи: обучить администраторов системы и адаптировать нормативно-справочную информацию системы к потребностям приборостроительного производства.

В настоящее время как минимум 70 % затрат предприятия приходится на производственные функции, из них конструкторско-технологическая подготовка производства занимает более 90 % времени выполнения заказа. Из этого следует высокая значимость совершенствования автоматизации технологической подготовки производства, являющейся одним из важнейших блоков комплексной информационной системы современного предприятия.

На кафедре систем автоматического управления (САУ) Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетне-ва (СибГАУ) осуществляется подготовка специалистов по специальности 160403 «Системы управления летательными аппаратами», где учат решать следующие задачи производственно-технологической деятельности:

- разработка технологических процессов изготовления деталей и узлов приборов, сборки приборов и агрегатов систем управления, пилотажно-навига-ционных и электроэнергетических комплексов подвижных объектов;

- использование компьютерных технологий в процессе технологической подготовки приборостроительного производства, проектирования технологических процессов изготовления, испытаний и контроля приборов и комплексов соответствующего направления.

Таким образом, в соответствии с запросами производства и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) выпускники кафедры САУ должны быть подготовлены к работе с используемыми в настоящее время на предприятиях САПР-ТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.