Научная статья на тему 'О внедрении в учебный процесс кафедры систем автоматического упраления системы автоматизированного проектирования технологических процессов'

О внедрении в учебный процесс кафедры систем автоматического упраления системы автоматизированного проектирования технологических процессов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гринберг Г.М., Султанова М.Р.

Для обучения студентов компьютерным технологиям при технологической подготовке производства и проектировании технологических процессов на кафедре систем автоматического управления (САУ) внедряется система автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР-ТП ВЕРТИКАЛЬ). В процессе внедрения решаются две важные задачи: обучить администраторов системы и адаптировать нормативно-справочную информацию системы к потребностям приборостроительного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гринберг Г.М., Султанова М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMPUTER-AIDED PROCESS DESIGN SYSTEM (CAPD SYSTEM) AT CHAIR ACADEMIC ACTIVITY

VERTICAL CAPD System is implemented at the chair of Automated Control System for learning students to use computer technology while planning and designing production processes. Within an implementing process there are two priorities: learning of the system administrators and adapting of the system referenced data to requirements of instrument engineering production.

Текст научной работы на тему «О внедрении в учебный процесс кафедры систем автоматического упраления системы автоматизированного проектирования технологических процессов»

Решетневскце чтения

- разработка виртуальных лабораторных практикумов;

- разработка информационно-аналитической системы сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья.

Имеющий опыт выполнения подобных проектов выявил трудности по многим организационным, коммуникационным, нормативным и прочим отношениям. В этой связи необходимо разработать комплекс формальных и неформальных требований и критериев к выбору тематики и содержанию комплексных ди-

пломных проектов, применяемых форм и методов, нормативно-организационных мероприятий, принципам взаимодействия участников кооперации, к учебно-методическому сопровождению и др.

Успех межвузовской кооперации по организации и выполнению ДП во многом зависит от актуальности и четкости комплексных проектов, значащих для развития вуза, региона. Их формулировка должна быть общим делом специалистов вузов, работодателей и государственных органов, ответственных за инновационное развитие приоритетных направлений общества.

G. M. Grinberg

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

UPON COOPERATION BETWEEN UNIVERCITIES IN THE FIELD OF DEGREE RESEARCH COMPOSITION

Factors that influence on quality of higher professional education are considered in this paper. It is proposed to develop the cooperation between universities in the field of complex degree research composition in order to increase effectiveness of the higher educational system.

© Гринберг Г. М.,2011

УДК 378

Г. М. Гринберг, М. Р. Султанова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

О ВНЕДРЕНИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАФЕДРЫ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАЛЕНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Для обучения студентов компьютерным технологиям при технологической подготовке производства и проектировании технологических процессов на кафедре систем автоматического управления (САУ) внедряется система автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР-ТП ВЕРТИКАЛЬ). В процессе внедрения решаются две важные задачи: обучить администраторов системы и адаптировать нормативно-справочную информацию системы к потребностям приборостроительного производства.

В настоящее время как минимум 70 % затрат предприятия приходится на производственные функции, из них конструкторско-технологическая подготовка производства занимает более 90 % времени выполнения заказа. Из этого следует высокая значимость совершенствования автоматизации технологической подготовки производства, являющейся одним из важнейших блоков комплексной информационной системы современного предприятия.

На кафедре систем автоматического управления (САУ) Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетне-ва (СибГАУ) осуществляется подготовка специалистов по специальности 160403 «Системы управления летательными аппаратами», где учат решать следующие задачи производственно-технологической деятельности:

- разработка технологических процессов изготовления деталей и узлов приборов, сборки приборов и агрегатов систем управления, пилотажно-навига-ционных и электроэнергетических комплексов подвижных объектов;

- использование компьютерных технологий в процессе технологической подготовки приборостроительного производства, проектирования технологических процессов изготовления, испытаний и контроля приборов и комплексов соответствующего направления.

Таким образом, в соответствии с запросами производства и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) выпускники кафедры САУ должны быть подготовлены к работе с используемыми в настоящее время на предприятиях САПР-ТП.

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

Для организации такой подготовки необходимо, чтобы студенты имели возможность изучить какую-либо из используемых в настоящее время на производстве САПР-ТП и выполнять свои учебные задачи в среде этой программы.

На сегодняшний день одними из наиболее популярных и широко используемых на предприятиях нашей страны САПР-ТП являются системы ВЕРТИКАЛЬ, СПРУТ и ADEM. Все три системы разработаны в России и адаптированы под отечественного пользователя.

На кафедре САУ были выполнены работы по экспертной оценке этих трех САПР-ТП, на основании результатов которой обоснован выбор. В качестве базовой системы САПР-ТП остановились на системе ВЕРТИКАЛЬ - программном продукте компании АСКОН [1].

САПР-ТП ВЕРТИКАЛЬ - система, в которой реализованы следующие методы автоматизированного проектирования технологических процессов:

- диалоговый режим проектирования с использованием баз данных системы;

- проектирование на основе техпроцесса-аналога;

- проектирование типовых и групповых технологических процессов;

- проектирование с использованием библиотеки часто повторяемых технологических решений;

- проектирование с использованием библиотеки конструкторско-технологических элементов.

Универсальный технологический справочник (УТС), входящий в САПР-ТП ВЕРТИКАЛЬ, представляет собой комплексную систему управления нормативно-справочной технологической информацией и обеспечивает пользователям оперативный доступ к более чем 70 специализированным справочникам. Организация УТС позволяет также каждому пользователю развивать существующие в справочнике базы данных и в дополнение к ним создавать свои базы данных.

Для оптимального использования в учебном процессе САПР-ТП ВЕРТИКАЛЬ нужно решить две важные задачи, первая из которых - это обучение администраторов системы (преподавателей и обслуживающих систему сотрудников) и разработка необходимого для обучения студентов методического обеспечения.

Вторая задача - это адаптация универсального технологического справочника САПР-ТП ВЕРТИКАЛЬ к целям и задачам преподаваемой на кафедре САУ дисциплины «Технология изготовления приборов и систем летательных аппаратов». Эта задача возникает в связи с тем, что все разрабатываемые САПР-ТП (в том числе и ВЕРТИКАЛЬ) ориентированы в первую очередь на машиностроение. Поэтому в УТС предоставлена обширная справочная информация по оборудованию, станкам и инструментам, профессиям, технологическим операциям и переходам, основным и вспомогательным материалам, средствам индивидуальной защиты и прочим, главным образом для машиностроительного производства.

А приборостроение, хотя и является отраслью машиностроения, имеет свою, отличную от машиностроительной, производимую продукцию. Специфика производства продукции приборостроения обуславливает использование в производстве соответствующего оборудования, материалов, инструментов, а также привлечение работников и выполняющих такие технологические операции, как изготовление, сборка, контроль и испытания.

Библиографическая ссылка

1. Девяткина Е. В., Стайкова Т. Б. О выборе системы автоматизированного проектирования технологических процессов для организации обучения студентов // Молодежь и наука XXI века : материалы XII Всерос. (с междунар. участием) научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (17 мая 2011, г. Красноярск) ; Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2011.

G. M. Grinberg, M. R. Sultanova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

IMPLEMENTATION OF COMPUTER-AIDED PROCESS DESIGN SYSTEM (CAPD SYSTEM) AT CHAIR ACADEMIC ACTIVITY

VERTICAL CAPD System is implemented at the chair of Automated Control System for learning students to use computer technology while planning and designing production processes. Within an implementing process there are two priorities: learning of the system administrators and adapting of the system referenced data to requirements of instrument engineering production.

© Гринберг Г. М., Султанова М. Р., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.