Научная статья на тему 'О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ'

О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция населения / незаконная миграция / международное право / организация незаконной миграции / ответственность за незаконную миграцию. / population migration / illegal migration / international law / organization of illegal migration / responsibility for illegal migration.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Зеленская Д.Д.

Актуальность данной публикации заключается в том, что в ней в краткой форме изложены основные положения международного уголовно-правового регулирования неправомерной миграции. Автор анализирует как объективные, так и субъективные причины миграции, обозначая ряд факторов, оказывающих влияние и обуславливающих определённые тенденции изменения причин как законной, так и незаконной миграции, отмечает необходимость регулирования противодействия незаконной миграции в международных правовых актах. Результат: проведен анализ содержания отдельных основных международных актов, направленных на борьбу с незаконной миграцией и с организацией незаконной миграции. Аргументирована точка зрения о необходимости сочетания в практической деятельности одновременно двух направлений в противодействии организации незаконной миграции: преследование лиц, совершающих преступление, и создание соответствующих условий с целью устранения причин незаконной миграции и исключения её востребованности. Подчёркнута и всесторонне проанализирована значимость совместных усилий по разработке и определению основных положений миграционной политики отдельных государств и органов международного сообщества в борьбе с организацией незаконной миграции. Выводы. Изучение как международного, так и опыта различных стран, дает основание для использования его в российском законодательстве о незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INTERNATIONAL EXPERIENCE IN CRIMINALIZATION OF THE ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION

The article briefly outlines the main provisions of the international criminal law regulation of illegal migration. The author points out and analyzes both objective and subjective reasons for migration, identifying a number of factors that influence and determine certain trends in changes in the causes of both legal and illegal migration, and notes the need to regulate the fight against illegal migration in international legal acts. An analysis of the content of certain main international acts aimed at combating illegal migration and the organization of illegal migration is made. The opinion on the need to combine in practical activities simultaneously two directions in countering the organization of illegal migration is argued: the prosecution of persons committing crimes and the creation of appropriate conditions in order to eliminate the causes of illegal migration and eliminate its demand. The importance of joint efforts to develop and determine the main provisions of the migration policy of individual states and bodies of the international community in the fight against the organization of illegal migration is emphasized and comprehensively analyzed. The study of both international and the experience of various countries provides grounds for its use in Russian legislation on illegal migration.

Текст научной работы на тему «О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ»

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.14.60.010 УДК 343.2/7

О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Зеленская Д.Д.

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация. Актуальность данной публикации заключается в том, что в ней в краткой форме изложены основные положения международного уголовно-правового регулирования неправомерной миграции. Автор анализирует как объективные, так и субъективные причины миграции, обозначая ряд факторов, оказывающих влияние и обуславливающих определённые тенденции изменения причин как законной, так и незаконной миграции, отмечает необходимость регулирования противодействия незаконной миграции в международных правовых актах. Результат: проведен анализ содержания отдельных основных международных актов, направленных на борьбу с незаконной миграцией и с организацией незаконной миграции. Аргументирована точка зрения о необходимости сочетания в практической деятельности одновременно двух направлений в противодействии организации незаконной миграции: преследование лиц, совершающих преступление, и создание соответствующих условий с целью устранения причин незаконной миграции и исключения её востребованности. Подчёркнута и всесторонне проанализирована значимость совместных усилий по разработке и определению основных положений миграционной политики отдельных государств и органов международного сообщества в борьбе с организацией незаконной миграции. Выводы. Изучение как международного, так и опыта различных стран, дает основание для использования его в российском законодательстве о незаконной миграции.

ON INTERNATIONAL EXPERIENCE IN CRIMINALIZATION OF THE ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION

Darya D. Zelenskaya

Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

Abstract. The article briefly outlines the main provisions of the international criminal law regulation of illegal migration. The author points out and analyzes both objective and subjective reasons for migration, identifying a number of factors that influence and determine certain trends in changes in the causes of both legal and illegal migration, and notes the need to regulate the fight against illegal migration in international legal acts. An analysis of the content of certain main international acts aimed at combating illegal migration and the organization of illegal migration is made. The opinion on the need to combine in practical activities simultaneously two directions in countering the organization of illegal migration is argued: the prosecution of persons committing crimes and the creation of appropriate conditions in order to eliminate the causes of illegal migration and eliminate its demand. The importance of joint efforts to develop and determine the main provisions of the migration policy of individual states and bodies of the international community in the fight against the organization of illegal migration is emphasized and comprehensively analyzed. The study of both international and the experience of various countries provides grounds for its use in Russian legislation on illegal migration.

Ключевые слова: миграция населения, незаконная миграция, международное право, организация незаконной миграции, ответственность за незаконную миграцию.

Keywords: population migration, illegal migration, international law, organization of illegal migration, responsibility for illegal migration.

Введение.

Миграция является правом человека [1]. Как одно из социальных явлений миграция осуществляется в силу имеющихся различного рода причин как объективного, так и субъективного характера, в числе которых наиболее распространёнными следует указать войны, природные катаклизмы, неблагоприятные социальные и экономические условия жизни в отдельных странах,

рост населения, избыток или недостаток рабочей силы.

Миграция может осуществляться по желанию людей (то есть, быть добровольной) и в соответствии с законом, или при отсутствии воли лица иметь характер насильственной миграции. Добровольная осуществляется строго в соответствии с действующими международными правовыми актами, а также правилами, установлен© Зеленская Д.Д.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

ными законами отдельных стран [2]. Незаконная миграция осуществляется, соответственно, с нарушением законодательства, с использованием различных обстоятельств и, как правило, с корыстной или иной противоправной целью.

Насильственная и иная незаконная миграция всегда была связана в прежние времена с торговлей людьми, вербовкой наемников, проституцией. Именно названным преступлениям уделяли основное внимание в международных правовых актах после окончания Второй мировой войны. В тот период времени массы людей из экономически отсталых стран устремились в более развитые государства в поисках лучших условий жизни. Начал развиваться такой способ переселения людей, как незаконный наем рабочей силы.

Торговля людьми приобрела различные формы, в том числе, посредством незаконного ввоза мигрантов, наряду с законным наймом рабочей силы. Незаконный ввоз мигрантов с последующей, по сути, их эксплуатацией как рабочей силы, стал достаточно распространенным явлением. Вполне естественно, что обозначенная деятельность не могла не привлечь внимание международного сообщества в целом, став при этом одним из значимых объектов регулирования международных правовых актов. [3, с. 280-289].

Особую актуальность вопросы противодействия организации незаконной миграции приобретают в современном мире в силу существования различных объективных факторов, которые обуславливают совершение указанного преступления. При этом совершенствование законодательства каждого отдельного государства должно происходить обязательно с учётом международного опыта криминализации анализируемого вида преступления.

Насильственная незаконная миграция в современном мире приобрела характер массового явления, что обуславливает, в свою очередь, объективную необходимость всестороннего теоретического научного исследования рассматриваемого явления с целью выработки обоснованных научно-практических рекомендаций по его нейтрализации и устранению.

Обсуждение. Результаты.

Европейские страны достигли некоторых успехов и приобрели опыт борьбы с незаконной миграцией, определяя её основные формы во взаимосвязи с другими противоправными действиями, в числе которых следует выделить: торговлю людьми, организацию наёмных преступников, проституцию. В актах международного права приводятся определения «незаконного мигранта», а также «противоправного ввоза граждан» как обеспечения, с целью получения какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство ... иностранца или не проживающего на его территории гражданина [4].

Глобальная комиссия по незаконной миграции предложила пытаться преодолеть незаконную миграцию с использованием следующих трех взаимосвязанных действий :

- во-первых, преследование в судебном порядке лиц, непосредственно вербующих и укрывающих мигрантов в процессе торговли людьми; при этом предложено в отношении указанных лиц применять конфискацию их имущества;

- во-вторых, предпринять соответствующие меры, которые способствовали бы уменьшению спроса на услуги незаконных мигрантов; предложено также разработать и осуществить ряд мер по усилению контроля за деятельностью тех организаций, которые могут каким-либо образом иметь отношение к миграции, включая и незаконную миграцию - это туристические, брачные агентства, различные организации, занимающиеся вопросами по усыновлению;

- в-третьих, одновременное осуществление действий по судебному преследованию лиц -участников незаконного ввоза мигрантов и торговли людьми в сочетании с обеспечением мер по защите жертв указанных действий [5, с. 100].

Можно отметить, что сама объективно складывающаяся ситуация побуждает страны Европы к координации своих действий по противодействию нелегальной миграции (Шенгенское соглашение 1985 г.; соглашение стран-членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС) 1993 г. «О ликвидации таможенных и иных барьеров»; решение Берлинской Конференции министров внутренних дел и юстиции 27 стран) [6, с. 87].

К началу XXI века насильственная миграция превратилась в одну из серьезных проблем практически для всего европейского сообщества, которая, соответственно, не просто объективно существует, но, в свою очередь, требует поиска новых подходов законодательного регулирования. При этом европейские страны пытаются действовать сообща, осуществлять координацию своих усилий на двух уровнях. В совместных заявлениях Еврокомиссии были выработаны основные положения миграционной политики. Наряду с этим, каждая страна разрабатывает собственные правила миграционной политики, что находит закрепление именно в национальном законодательстве.

Организация незаконной миграции, как преступление, может совершаться как на территории России, так и за границей, в других странах, ибо основная масса незаконных мигрантов большей частью подбирается именно там. Поэтому важно и необходимо сотрудничество компетентных органов России и стран Европы. В этом, в определенной мере, заинтересованы и указанные государства. Вот почему необходимо знать современные международно-правовые акты относительно миграции вообще и незаконной миграции особенно и использовать их содержание для

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

оптимального правового регулирования наших, российских проблем.

Основным современным международным правовым актом, запрещающим незаконную миграцию, является «Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху», дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. [7]. В Протоколе содержатся нормы, анализ характера содержания которых, в большинстве своём, указывает на то, что основная цель их законодательного закрепления - воспрепятствовать совершению организованных преступлений по незаконному ввозу мигрантов, а также наряду с этим предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, способствующих в различных формах и действиях противоправному ввозу мигрантов, включая и самих ввозимых лиц.

В анализируемом акте содержится указание на преступные деяния, которые непосредственно относятся к ввозу мигрантов (п. 1 и п. 2 ст. 6 Протокола):

1) незаконный ввоз мигрантов;

2) подделка документа на въезд/выезд или удостоверения личности для создания условий осуществления незаконного ввоза мигрантов;

3) приобретение или предоставление такого документа или владение им, в результате которых осуществляется незаконный ввоз мигрантов;

4) предоставление какому-либо лицу, иностранцу, иному, не проживающему постоянно на его территории, возможности находиться в этом государстве без соблюдения необходимых требований для законного пребывания в нем.

Незаконный ввоз мигрантов - это организация противоправного перемещения в страну иностранцев. Такое перемещение через границу составляет объективную сторону анализируемого преступления. Незаконный въезд - это пересечение границы с нарушением существующих требований. Перемещение указанного лица осуществляется, соответственно, только с прямым умыслом. При этом совершается оно всегда обязательно с целью получения какой-либо материальной выгоды.

В Протоколе закрепляется характеристика понятий изготовления поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения личности; сущность и содержание приобретения или предоставления поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения или владения им; предоставления лицу возможности находиться незаконно.

Таким образом, в Протоколе непосредственно обозначается содержание четырех конкретных миграционных преступлений. Заметим, что в

нашем законодательстве есть одна норма - организация незаконной миграции - ст. 3221 Уголовного кодекса РФ. Но при этом следует особо акцентировать внимание, что содержание упомянутой статьи УК РФ охватывает все разновидности обозначенных в Протоколе четырех преступлений, так как организация - это совершение этих указанных противоправных действий.

Полагаем, что миграционное законодательство об организации незаконной миграции позволяет разрабатывать нормативно-правовые акты, конкретизирующие ответственность за нарушение различных элементов миграционного процесса.

Отметим, что в последние годы ситуация кардинально изменилась. В силу различных причин, прежде всего, инициированных определенными силами Запада вооруженных конфликтов, в Европу хлынул многотысячный массив мигрантов из стран Азии и Африки. Это уже малоизвестная ранее массовая насильственная миграция. Реальная ситуация предполагает разработку мер по борьбе с незаконной миграцией и взаимосвязанной с нею организованной преступностью. Противодействие идет по линии усиления каждым государством пограничного контроля; регулирование в целом рынка труда (определение статуса трудовых мигрантов); сохранение возможности осуществления въезда в страну; прямое военное противодействие (выдворение) массовой насильственной миграции.

Многотысячная насильственная миграция появилась сравнительно недавно. Это новое явление в миграционных процессах. Она состоит в том, что значительные по численности массы людей - десятки тысяч - ринулись в ряд европейских стран как нелегально, так и открыто. По различным оценкам, число незаконных мигрантов в Западной Европе достигает нескольких миллионов человек. Поведение мигрантов становится вызывающим, что порождает негативную реакцию населения стран пребывания. Поэтому законодательство стран Европы при сохранении доброжелательности к мигрантам и мягкости наказания за незаконную миграцию остается относительно мягким [8, с. 522].

Вместе с этим, следует отметить, что в последние годы наблюдается тенденция определённых изменений по ужесточению мер. Принимаются правовые нормы, посредством применения которых процедура депортации незаконных мигрантов из страны, в целом, упрощается; усиливается ответственность, в том числе лишение свободы, как для лиц, способствующих путём создания условий для незаконного пребывания иностранцев, так и для самих нелегальных мигрантов.

Изучение уголовного законодательства западноевропейских стран о незаконной миграции (ФРГ, Голландии, Турции, Англии и других) показывает, что в указанных странах учитываются положения основных международных актов. Организация незаконной миграции криминализирована практически во всех европейских странах.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Заключение.

Отдельные элементы зарубежного опыта криминализации незаконной миграции имеют значение для совершенствования законодательства России.

Организация незаконной миграции считается в отдельных странах тяжким преступлением (Турция, Голландия, Израиль). Следует особо отметить, что распространены такие квалифицирующие признаки исследуемого преступления как использование служебного положения, совершения преступления группой лиц и организованной группой, с применением насилия, обмана и мошенничества.

В вопросе совершенствования законодательства о незаконной миграции, достаточно аргументированным представляется предложение о возможном использовании механизма взаимосвязи между уголовной и административной ответ-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

ственностью. Наряду с административной ответственностью, необходима уголовная ответственность в случае повторного данного правонарушения.

Полагаем, что есть необходимость рассмотреть возможность привлечения непосредственно незаконных мигрантов к уголовной ответственности за незаконное проживание. Заслуживает также внимания и вопрос о порядке депортации незаконных мигрантов в страну их постоянного проживания.

Оценка международного опыта борьбы с незаконной миграцией показывает, что она опасна своими последствиями, которые могут проявляться как непосредственно сразу после совершения анализируемого преступления, так и достаточно отдалёнными по времени наступления неблагоприятными последствиями. Поэтому необходимо внимательно изучать этот опыт для использования в нашем законодательстве.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. Вступила в силу в СССР 09.11.1954 г. // Российская газета. 1995. № 67.

2. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми. Сборник документов / Сост. В.С. Овчинский. М., 2004.

3. Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами» от 21.03.1950 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 16. М., 1957.

4. Протокол незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3883.

5. Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности. Доклад Глобальной комиссии по международной миграции. М., 2006.

6. Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы : дис. ... док. экон. наук. М., 1999.

7. «Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху», дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3883.

8. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. СПб., 2003.

References:

1. The Universal Declaration of Human Rights. Adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948. Entered into force in the USSR on 09.11.1954 // Rossiyskaya Gazeta. № 67. 1995.

2. International legal framework for combating illegal migration and human trafficking. Collection of documents / Comp. V.S. Ovchinsky. M., 2004.

3. Convention «On Combating Human Trafficking and exploitation of prostitution by third parties" dated 03/21/1950 // Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. M., 1957. Iss. 16.

4. Protocol on the Smuggling of Migrants by Land, Sea and Air, supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime of November 15, 2000 // SZ RF. 2004. № 40. Art. 3883.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

5. Migration in an interconnected world: new areas of activity. Report of the Global Commission on International Migration. M. 2006.

6. lontsev V.A. International migration of the population: patterns, problems, prospects : dis. ... doctor of economics. M., 1999.

7. «Protocol against the Smuggling of Migrants by Land, Sea and Air», supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime of November 15, 2000 // SZ RF. 2004. № 40. Art. 3883.

8. Criminal Code of the Federal Republic of Germany. SPb., 2003.

Информация об авторе

Зеленская Дарья Дмитриевна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права,

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

zelenskayadd@mail.ru

Darya D. Zelenskaya

Candidate of legal Sciences, Senior Lecturer

of the Department of Criminal law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin zelenskayadd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.