Р.Р. Алабердеев,
кандидат экономических наук, доцент (Академия управления МВД России)
О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
На основе анализа функционирования органов Федеральной службы налоговой полиции в России и имеющегося зарубежного опыта коллег автор предлагает модель государственного органа, осуществляющего функции по выявлению и раскрытию преступлений, посягающих на финансовую систему государства.
Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа и является обязанностью всех
экономических субъектов. В современной России эта обязанность регламентирована в ст. 57 Конституции страны [1], что подчеркивает значимость данной
процедуры. Невыполнение этих обязанностей влечет установленную законом ответственность. В ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в
нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика (налогового агента), за которое установлена ответственность [2].
Однако, несмотря на указанные законодательные предписания, за годы экономических реформ правонарушения в налоговой сфере выросли до угрожающих масштабов, преступления в этой сфере приобрели высокоинтеллектуальный
характер, а схемы укрытия доходов в бизнесе стали распространенным явлением. Причины распространенности налоговых правонарушений, по мнению некоторых специалистов, кроются в методах экономических реформ. В этой связи Грицай Г.И. отметил, что:
«Одновременно «шоковый период» создания рыночной экономики в Российской Федерации породил немало проблем в системе сбора налогов. Налоговые обязанности, установленные Конституцией РФ, плохо согласовывались с методами экономических реформ,
которые в течение многих лет
игнорировали интересы большинства
россиян» [3]. По мнению Надежина Н.Н., государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет» [4].
В связи с указанными обстоятельствами государству для успешного проведения налоговой политики необходима стройная система организационных мероприятий, в том числе в области обеспечения своевременного предупреждения,
выявления и раскрытия налоговых преступлений в целях исполнения принципа неотвратимости наказания.
Сотрудники подразделений
экономической безопасности и
противодействия коррупции должны располагать достаточно надежным и эффективным комплексом оперативнорозыскных мер и методиками их применения для борьбы с налоговыми преступлениями.
Выполняя задачи по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, сотрудники территориальных органов МВД России часто сталкиваются с тем, что процесс доказывания и восстановления всей картины налоговых преступлений представляет значительную сложность. Основной проблемой является
доказывание умысла в совершении налогового преступления, так как подавляющее большинство обвиняемых ссылаются на технические ошибки, незнание законов, инструкций и иных нормативных правовых актов.
Большинство уголовных дел, находящихся в производстве следователей СК России, представляет повышенную сложность для следствия в силу многоэтапности, объемности, неочевидности,
завуалированности преступлений,
больших сумм нанесенного государству ущерба, стремления обвиняемых различными способами повлиять на исход дела, уклонения от явки в следственные органы и т.д.
Особенностью осуществления
оперативно-розыскной деятельности в сфере налогообложения и экономики является тот факт, что с ее помощью правоохранительные органы не только выявляют и пресекают налоговые и иные экономические преступления, но и имеют возможность более глубокой проработки выявленных схем совершения преступления, а также лиц, их совершивших. В то же время создание в структуре УЭБиПК самостоятельного оперативного
подразделения по налоговым преступлениям позволяет комплексно решать задачи противодействия указанной категории правонарушений, концентрируя силы и средства на наиболее криминогенных отраслях экономики и не допуская снижения
эффективности служебной деятельности в данном направлении.
Впервые подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями в структуре МВД России были созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в
Российской Федерации» [5] и Федеральным законом РФ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных
законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по
совершенствованию государственного управления» [6] в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ [7]. В структуре МВД России была образована Федеральная служба по экономическим и налоговым
преступлениям (ФСЭНП МВД России) [8]. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2003 г. № 362 «О внесении
изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях Криминальной милиции»» подразделения по налоговым преступлениям включены в состав криминальной милиции [9]. Приказом МВД России от 5 июня 2003 г. № 385 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306» утверждено Положение о Федеральной службе по экономическим и налоговым
преступлениям МВД России [10].
В структуре ФСЭНП МВД России созданы два Главных управления:
1) по налоговым преступлениям (ГУНП ФСЭНП МВД России) - приказ МВД России от 8 июля 2003 г. № 533 «Об утверждении Положения о Главном управлении по налоговым преступлениям ФСЭНП МВД России»;
2) по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП ФСЭНП МВД России) - приказ МВД России от 13 августа 2003 г. № 634 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП МВД РФ».
При этом задачи по выявлению налоговых преступлений определены непосредственно для ГУНП ФСЭНП МВД России.
С 2005 года служба преобразована в Департамент экономической безопасности, а в ходе реорганизации МВД России в 2011 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» образовано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции [11].
В соответствии с приказом МВД России от 24 июня 2003 г. № 477 «Об
организационно-штатных вопросах»
сформировано Управление по налоговым преступлениям и находящихся в его оперативном подчинении ОРЧ
криминальной милиции по линии налоговых преступлений.
Наиболее существенные
преобразования произошли в 2011 году в связи с реформированием МВД России. УНП и ОРЧ КМ по НП преобразованы в Оперативно-разыскную часть
экономической безопасности и
противодействия коррупции.
При этом основные задачи, поставленные перед подразделениями по налоговым преступлениям, существенного изменения не претерпели:
1) участие в защите сферы экономики государства от преступных посягательств, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
2) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскной и документальнопроверочной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем перед подразделением поставлена и дополнительная задача, связанная с выявлением также и иных преступлений, отнесенных нормативными правовыми актами МВД России к компетенции подразделений
экономической безопасности и
противодействия коррупци).
С 1 января 2012 г. в соответствии с приказами МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» и от 24 ноября 2011 г. № 1167 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» определена структура подразделений экономической
безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России. В соответствии с этими приказами вновь воссозданы управления (отделы) по экономической безопасности и
противодействию коррупции, в структуре которых функционируют отделы (отделения) по борьбе с налоговыми преступлениями.
Из указанного анализа видно, что только за неполных 9 лет с момента передачи подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями в МВД России эти подразделения неоднократно реформировались, вплоть до полной ликвидации в некоторых регионах. Эти реформы проводились, несмотря на то что именно налоговыми преступлениями наносится значительный вред бюджетной системе страны и возможностям государства по проведению социальноэкономических преобразований. Создается впечатление, что в стране существуют некие силы, которым не выгодно существование подобных подразделений, которые могут путем применения оперативно-розыскных методов и сил противостоять налоговой преступности.
Однако, несмотря на стремление указанных сил, оперативные
подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями пока функционируют, хотя и не во всех регионах, при этом их возможности сильно ограничены как проведенными в МВД России реформами,
так и изменениями, внесенными в налоговое, уголовное и уголовнопроцессуальное законодательство. В частности, в соответствии с Федеральным законом РФ от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации» ст. 140 УПК РФ дополнена частью 1.1: «Поводом для
возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных
статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». В связи с чем собранные сотрудниками территориальных органов МВД России оперативные материалы по налоговым преступлениям не могут быть основанием для возбуждения уголовного дела. Законодательно не определен механизм представления налоговому
органу материалов оперативно-розыскной деятельности, которые могут стать весомым аргументом как при назначении проверки, так и доказательствами
совершенного налогового правонарушения при предъявлении обвинения лицу по уголовному делу.
Также остро стоит проблема назначения выездных налоговых проверок на
основании материалов, направляемых
ОВД. Руководителем налогового органа единолично принимается решение о включении налогоплательщика в план
проверок. При этом в случае
положительного решения сроки назначения проверки законодательно не определены.
Указанные нововведения значительно усложнили процесс выявления и доказывания налоговых преступлений, поскольку ранее уголовные дела могли возбуждаться по полученным в ходе проведенных оперативно-розыскных
мероприятий сведениям и без актов налоговых проверок, осуществленных
налоговыми органами.
В соответствии с Федеральными законами РФ от 29 декабря 2009 г.№ 383-
ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» с 1 января 2011 года предварительное следствие по уголовным делам по ст.ст. 198-199.2 УК РФ производится следователями
Следственного комитета РФ. Все
материалы налоговых проверок в настоящее время поступают
непосредственно в подразделения СК
России.
Передача в СК России функций
предварительного следствия по налоговым преступлениям в настоящее время
усложнила работу подразделений МВД России по их оперативному сопровождению, поскольку в ОВД поступают только копии материалов
совместных выездных налоговых проверок. Наличие в НК РФ норм, не позволяющих участвовать сотрудникам ОВД в камеральных налоговых проверках и иных контрольных мероприятиях, существенно сужают возможности контролирующих и правоохранительных
органов по своевременному
предотвращению незаконного возмещения НДС из бюджета.
Кроме того, отсутствие
продолжительного опыта расследования налоговых преступлений следователями СК России и незначительная штатная численность специализированного
следственного подразделения не позволяет в сжатые сроки повысить эффективность расследования налоговых преступлений, передавая все больше отдельных поручений для исполнения в территориальные органы МВД России.
Однако, несмотря на стремление некоторой части общества к ликвидации подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, подобные подразделения имеются во многих развитых странах, хотя и не всегда в структуре МВД.
Например, такое разграничение
функций противодействия общеуголовной и финансовой преступности между полицейским и другими ведомствами, существует в США, Великобритании
(Служба внутренних доходов в этих странах входит в Минфин), Франции, Италии (Финансовая гвардия Италии подчиняется Министру экономики и финансов). В странах постсоветского
пространства финансовая полиция, не входящая в МВД, создана в Белоруссии, Грузии, Кыргызстане, Казахстане.
В связи с высказанными обстоятельствами примечателен опыт США: граждане Америки обязаны платить налоги в казну независимо от того, где по миру они проживают и независимо от того, оплачивают ли они там налоги. США являются единственной страной Организации экономического
сотрудничества и развития, которая облагает налогом своих граждан вне зависимости от места их проживания. Властям США удалось даже получить показания сотрудника крупнейшего швейцарского банка UBS Брэдли Биркенфельда, который подробно
рассказал о схемах ухода от налогов через анонимные счета в Швейцарии. Это вызвало крупнейший скандал в американошвейцарских отношениях — тогда Минфин США оштрафовал банк UBS на 780 миллионов долларов за помощь американцам в уклонении от уплаты налогов. Расследования и санкции
последовали в отношении еще 11 швейцарских финансовых институтов [12].
С учетом наметившейся тенденции и сделанного шага по передаче функции выявления налоговых преступлений от органов внутренних дел
узкоспециализированному ведомству, а также описанного выше зарубежного опыта может быть сделан вывод о возможных направлениях совершенствования функции по выявлению и раскрытию финансовых преступлений в России.
Возможно наделение налогового органа Федеральной налоговой службы
полномочиями органа дознания для выявления признаков преступления
посредством проведения ОРД с последующей передачей материалов в органы предварительного следствия, а также осуществления оперативного сопровождения предварительного
расследования.
Этот вариант реформы является менее затратным, однако и менее эффективным, так как предполагает решение лишь одной из стоящих перед правоохранительной системой задач - совершенствование лишь системы противодействия налоговой, но не в целом финансовой преступности.
Поэтому предпочтительней видится модель реформы, предполагающая создание в стране качественно нового государственного органа, который осуществлял бы в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, посягающих на
финансовую систему государства -Финансовой полиции Российской Федерации. К предмету ведения этого государственного органа можно было бы отнести, помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в фискальной сфере, также выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов. Это позволило бы решать задачу противодействия финансовой
преступности комплексно.
Следует отметить, что результативность противодействия правонарушениям в финансовой сфере во многом зависит не только от эффективности каждого из перечисленных выше трех направлений государственной деятельности
(информационно-аналитической разведки, финансового контроля и непосредственно ОРД), но и от того, насколько скоординированно и слаженно будут осуществляться названные функции.
С учетом этого может быть предложено объединить функции финансовой разведки и ОРД в области противодействия финансовым преступлениям путем создания нового ведомства на
информационной и кадровой базе Росфинмониторинга, посредством
реорганизации этого ведомства в Финансовую полицию Российской
Федерации, с сохранением у ведомства функции финансовой разведки и наделения его в качестве основного вида деятельности функцией по выявлению, раскрытию и предупреждению
преступлений, посягающих на
финансовую систему государства
методами и средствами оперативнорозыскной деятельности.
Объединение функций финансовой разведки и выявления преступлений в
финансовой сфере в одном госоргане позволит эффективно и оперативно
проверять и реализовывать информацию о подозрительных финансовых сделках и
операциях методами и средствами
оперативно-розыскной деятельности и при наличии признаков преступления
передавать качественный и полный материал в следственные органы.
В целях обеспечения единообразия государственной политики в области регулирования государственных финансов, а также в сфере противодействия преступлениям в данной области, может быть предложено подчинить новое ведомство непосредственно Президенту Российской Федерации либо
Председателю Правительства, включив его в состав Правительства Российской Федерации на правах самостоятельного государственного органа исполнительной власти.
Подобная модель организации также позволит снизить коррупциогенные риски и риски, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями внутри самого нового ведомства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская газета // от 25 декабря 1993 г., № 237.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. В ред. Федер. закона Рос. Федерации от 3 дек. 2011 г. № 392-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3824.
3. Грицай Г.И. О принципах ответственности в налоговой сфере в современной России // Налоги. - 2007. - № 5.
4. Надежин Н.Н. Понятие налогового преступления в эволюции правовой системы России ХХ в. // Налоги. - 2007. - № 6.
5. Российская газета. - 2003. - № 55, см. также: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 12. - Ст. 1099.
6. Российская газета.- 2003. - № 126, см. также: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 27 (часть I). - Ст. 2700.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 21. - Ст. 1992.
8. Петросян О.Ш., Артемьева Ю.А. Налоговые преступления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - С. 104. Функции по выявлению и расследованию налоговых преступлений с 1 июля 2003 г. переданы МВД России, где в соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2003 г. № 547 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации».
9. Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -. № 26. - Ст. 2659.
10. Кучеров И.И. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений органами внутренних дел. - М.: АО «ЦентрЮрИнфоР», 2003. - С. 35.
11. Собрание законодательства Российской Федерации.- 2011. - № 10. - Ст. 1334.
12. Американцы массово отказываются от гражданства /ИКЬ:
http://news.mail.ru/society/ 8839015/ 3 мая 2012.