3.УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна, к.ю.н., доцент кафедры Финансового и налогового права.
Место работы: Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России.
Контакты автора: e-mail: MargoKFMN@Yandex.ru
Аннотация. В условиях мирового экономического кризиса наиболее важными являются не только вопросы своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов, но и выявление, предупреждения и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также вопросы взаимодействия исполнительных органов власти наделенных такой компетенцией.
Ключевые слова: предупреждение, выявление, пресечение, субъекты, налоги, задачи, деятельность, ФНС, МВД, ВАС.
ACTORS WARNING ACTIVITIES IN THE FIELD OF TAXES AND FEES
Kobzar- Frolov Margaret Nikolaevna, the docent of the department of financial and tax right, the candidate of juridical sciences.
Place of employment: the All-Russian state tax academy of the RF Ministry of Finance.
Contacts of the author: e-mail: MargoKFMN@Yandex.ru
Annotation. Under the conditions of world economic crisis most important are not only questions of timely and complete revenue into the budget of taxes and collections, but also the development, the warnings and the suppression of the disturbances of legislation about the taxes and the collections, or questions of the cooperation of the executing agencies of the authority of those allotted such scope.
keywords: warning, development, suppression, subjects, taxes, task, activity, [FNS], MVD, You.
В условиях мирового экономического кризиса существенным образом снизились поступления от налогов в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды.
Правительством РФ уделяется большое внимание не только вопросам своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов, но и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах. Так, например, принятием такого документа как «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»1 Правительством РФ взят курс не только на поддержание российского предпринимателя, но и предупреждение правонарушений в сфере налогов и сборов.
Предупредительную деятельность в сфере налогов и сборов осуществляют, специально уполномоченные
1 Примечание: Одобрено Правительством РФ 25 мая 2009 (Документ опубликован не был);
на то органы исполнительной власти, в числе которых Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок2 закреплено: «основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:
выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
предупреждение налоговых правонарушений».
Согласно положений ст. 82 НК РФ Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль в России обеспечивают более 163 тысяч работников территориальных органов ФНС и 1091 сотрудник центрального аппарата ФНС России. По этим же данным, в год проводится примерно 600 тысяч проверок юридических лиц и 400 тысяч проверок граждан
'-'3
и индивидуальных предпринимателей3.
Следовательно, основным органом, ежедневно осуществляющим деятельность по выявлению, предупреждению и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах является Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее должностные лица.
Полномочия ФНС России применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации, закреплены в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 № 506.
Приказом4 Минфина России от 09 августа 2005 года № 101 н утверждены Положения об инспекциях Федеральной налоговой службы:
1. Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня;
2. Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;
2 Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 14 октября 2008) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»//Экономика и жизнь, № 23, июнь, 2007;
3 Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2006. - С.179;
4 Приказ Минфина России «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой служ-бы»//Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2005 г. № 7001;
3. Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;
4. Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу;
5. Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.
Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Инспекция осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных осуществляет функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведению в установленном порядке федеральных информационных ресурсов и информационному обеспечению деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
обеспечивает прием и входной контроль данных налоговой, бухгалтерской отчетности и другой информации, поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, других источников информации на бумажных и электронных носителях и подлежащей централизованной обработке;
осуществляет автоматизированную обработку и ввод получаемой информации в информационную базу Межрегиональной инспекции;
доводит обработанную информацию до территориальных органов ФНС России: ведет справочную информацию и классификаторы, ведет: Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), реестры лицензий, разрешений, свидетельств и иные федеральные информационные ресурсы;
осуществляет архивное хранение федеральных информационных ресурсов ФНС России на основе электронных хранилищ данных и централизованное архивное хранение информации, поступающей на бумажных носителях и др.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу является территориальным органом Федеральной налоговой службы в соответствующем федеральном округе. Межрегиональная инспекция осуществляет взаимодействие ФНС России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в федеральном округе по обеспечению правильности исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, а также осуществляющим в пределах своей компетенции финансовый контроль за деятельностью территориальных налоговых органов, организаций, находящихся в ведении ФНС России, на территории субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ.
Межрегиональная инспекция принимает участие по согласованию с ФНС России в проверках, организуемых полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе;
организует и проводит проверки территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе, в том числе по вопросам исполнения сметы доходов и расходов и осуществления финансовохозяйственной деятельности;
участвует в проверках территориальных органов ФНС России, проводимых ФНС России;
проводит анализ схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
изучает, анализирует и обобщает практику работы территориальных налоговых органов, входящих в соответствующий федеральный округ, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России;
Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодер-
жащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.
В соответствии с п.4 ст. 30 НК РФ Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.
Обязанности содействия налоговым органам в выявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства РФ в области налогов и сборов возложены на органы МВД РФ, являющиеся правопреемниками Налоговой полиции РФ по правоохранительной работе в налоговой сфере.
После упразднения, в соответствии с Указом Президента РФ, с 1 июля 2003 года Федеральных органов налоговой полиции, ее полномочия и правоохранительные функции в сфере налогов и сборов осуществляла Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ФСЭНП МВД России) -самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ. В состав службы входили два главных управления: Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП ФСЭНП МВД России) и Главное управление по налоговым преступлениям (ГУНП ФСЭНП МВД России).
ФСЭНП МВД России реализовала в пределах своей компетенции задачи и функции, возложенные на криминальную милицию и обеспечивала полномочия МВД РФ по борьбе с преступлениями в сфере экономики и налоговыми преступлениями и правонарушениями непосредственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации и приказом МВД России от 10 ноября 2004 года № 750 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации» ФСЭНП МВД России была реорганизована. В структуре центрального аппарата МВД России создан Департамент экономической безопасности (ДЭБ МВД России), который реализует в настоящее время полномочия органов внутренних дел в сфере экономики и налогообложения.
Правоохранительную деятельность ДЭБ МВД России основывается на Конституции Российской Федерации; Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Законе Российской Федерации «О милиции»5. ДЭБ МВД России осуществляет взаимодействие с налоговыми органами по вопросам выявления, предупреждения и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах. Правовую основу этой деятельности состав-
5 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16. Ст. 503;
ляет Налоговый кодекс РФ, а также ведомственные нормативные правовые акты.
Работа ДЭБ строится по принципу защиты наиболее важных отраслей экономики от преступных посягательств, а специализация сотрудников осуществляется по отраслям финансово-хозяйственной деятельности (например, строительство, фармация и т.д.), а также по наиболее криминогенным сферам противоправной деятельности (пресечение производства и реализации контрафактной продукции, по борьбе с легализацией доходов и денежных средств, полученных преступным путем и т.д.)6.
Важными задачами предупредительной деятельности МВД России и его подведомственных структур является:
- изучение состояния предупредительной и профилактической работы в сфере налогов и сборов;
- анализ эффективности действующей системы предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации;
- установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.
В целях организация деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах МВД России и его подведомственных структуры 7:
- определяет в соответствии с установленной компетенцией основные направления профилактической деятельности;
- осуществляет комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки, подготовку предложений о мерах реагирования;
- участвует в разработке целевых комплексных программ по предупреждению преступлений;
- организует среди должностных лиц ДЭБ изучение практики применения законодательных и ведомственных нормативных правовых актов по проблемам предупреждения преступлений, изучение практики и применения мирового опыта в предупредительной деятельности;
- осуществляют обеспечение межведомственного взаимодействия международного сотрудничества по вопросам предупреждения преступлений;
- разрабатывают комплексные оперативно-
профилактические мероприятия и обеспечивают их проведение;
- осуществляют взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями в деятельности по предупреждению преступлений и др.
В современных условиях эффективная организация борьбы с налоговыми преступлениями может быть обеспечена лишь при сочетании надлежащих опера-
6 Соловьев И.Н. Указ. р-та. -С.182;
7 Приказ МВД РФ от 17 января 2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»);
тивно-розыскных мероприятий со следственными действиями.8
Особенностью осуществления оперативнорозыскной деятельности (ОРД) при выявлении, пресечении и предупреждении нарушений законодательства о налогах и сборах, является то, что с ее помощью правоохранительные органы имеют возможность более глубокой проработки выявленных схем совершения преступления, а также лиц, их совершивших. При этом самое пристальное внимание должно уделяться вопросу надлежащего оформления результатов ОРД, так как информация или иные данные, полученные с нарушением закона или не надлежащим образом оформленные, не будут учитываться при доказывании, как на стадии предварительного следствия, так и судебного разбирательства.
Важной стороной оперативно-розыскной деятельности является ее правовое сопровождение. Практика деятельности ДЭБ МВД России показала, что на стадии непосредственного взаимодействия с представителями организаций и предпринимателями возникают сложности, касающиеся процедурных и процессуальных вопросов проведения оперативно-розыскных и проверочных мероприятий, получения информации.
В таких условиях, вполне естественно, что востребованным оказался опыт налоговой полиции по правовому сопровождению оперативно-розыскной деятельности. Приказом МВД России от 26 июля 2003 г. № 578 на Главное правовое управление МВД России возложены функции обеспечения сопровождения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых ФСЭНП МВД России, и осуществлению правовой оценки получаемых при их проведении материалов, для чего в структуре ГПУ МВД России создано подразделение, одной из основных задач которого является правовое сопровождение оперативно-розыскных мероприятий в сфере экономики, налогов и сборов.
Положительным в правовом сопровождении ОРД является то, что в ходе проведения ОРД не только оказывается правовая поддержка оперативным подразделениям, но и обеспечивается соответствие проводимых мероприятий действующему законодательству, что в необходимых случаях способствует защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, предупреждает совершение незаконных действий и, соответственно, возможное обжалование таких действий в судах. Таким образом, правовое сопровождение оперативно-розыскных мероприятий, является также и частью работы по профилактической работе в системе МВД России9.
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», Таможенным кодексом РФ, статьей 34 Налогового кодекса РФ, а также соглашениями о разделении полномочий и участия в налоговом контроле, деятельность по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, осуществляет Федеральная Таможенная Служба России (ФТС России).
8 Порядок предоставления результатов ОРД в следственные подразделения определяется Межведомственным приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК, СВР России от 13 марта 1998 года № 175/226/336/201/286/410/56 «Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
9 Соловьев И.Н. Указ. р-та. -С. 188-191;
Между ФНС России и ФТС России заключено Со-глашение10 о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы.
Сотрудничество Сторон основывается на взаимном предоставлении необходимых баз данных и оперативной информации, не относящихся к сведениям, составляющим государственную тайну.
Взаимодействие при проведении мероприятий таможенного и налогового контроля основывается на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов Российской Федерации.
Стороны осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим основным направлениям:
- обмен информацией для целей контроля за соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства;
- разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного, налогового и валютного законодательства, а также направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в таможенной, налоговой и иных сферах, представляющих взаимный интерес;
- разработка совместных инструктивных и методологических документов по проведению проверок организаций - участников внешнеэкономической деятельности,
Оперативный (инициативный и по запросам) обмен информацией осуществляется Сторонами на федеральном, региональном и территориальном уровнях взаимодействия.
Деятельность по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогов и сборов осуществляют не только исполнительные органы власти, наделенные специальными полномочиями, но и законодательные (представительные), а также суды.
Законодательные (представительные) органы власти обсуждают и принимают законы, регулирующие вопросы выявления, пресечения и предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.
Суды (Конституционный суд Российской Федерации, Высший Арбитражный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации) рассматривают дела и выносят постановления (решения) по вопросам осуществления налогового контроля и привлечения налогоплательщиков к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах налоговыми органами, ДЭБ МВД России, ФТС России. Суды дают разъяснения о применении законодательства Российской федерации о налогах и сборах, стоят на защите прав и законных интересов налогоплательщиков.
В соответствии с п. 4 ст. 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В. Ф. Яковлев, комментируя послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отметил, что Президент высоко оценил деятельность арбитражных судов в предупреждении нарушений в
10 См. Письмо Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации от 26 августа 2005 № 01-06/29487;
сфере экономики. «Как показало изучение деятельности арбитражных судов, во многих из них наряду с разрешением споров накоплен положительный опыт использования и других форм предупреждения правонарушений в экономике»11.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подготовил информационно-методическим письмо от 17 апреля 1997 № 6 «О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики», в котором в числе основных задач арбитражных судов указывается на содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. «Наиболее эффективными средствами в деятельности суда по предупреждению правонарушений в сфере экономики, по мнению большинства судей, являются хорошо организованное и четко проведенное судебное заседание, законный и обоснованный судебный акт, принятый в установленный Законом срок, своевременно и в полном объеме исполненное решение (постановление) суда»12.
Арбитражные суды за последнее время активнее стали использовать разнообразные формы и методы предупреждения правонарушений в сфере экономики. Например, для повышения предупредительного воздействия судебного процесса, принимаемых судебных актов арбитражные суды в необходимых случаях организуют выездные судебные заседания (например, арбитражные суды республик Башкортостан и Дагестан, Брянской, Курской и Тверской областей, Красноярского и Ставропольского краев).
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая// СЗ РФ, № 31.1998. Ст. 3824;
3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ (ред. от 17 июля 2009) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// СЗ РФ. 2008, № 52 (ч. 1). Ст. 6249;
4. Федеральный закон от 12 августа 1995г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»// СЗ РФ. 1995. №33, Ст. 3349;
5. Закон РФ от 21 марта 1991 № 943-1 (ред. от 17 июля 2009) «О налоговых органах Российской Феде-рации»//Ведомости СНД и ВС РСФСР.1991, № 15, ст. 492;
6. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 №
1026-1 «О милиции»//Ведомости СНД и ВС
РСФСР.1991, № 16, ст. 503;
7. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 го-дов//Одобрено Правительством РФ 25 мая 2009// Документ опубликован не был;
8. Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 14 октября 2008) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых прове-рок»//Экономика и жизнь, № 23, июнь, 2007;
9. Приказ Минфина России «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной нало-
11 Письмо ВАС РФ от 17 апреля 1997 № С1-7/ОУ-265, «О Послании Президента РФ Федеральному Собранию» (вместе с информационно-методическим письмом ВАС РФ от 17 апреля 1997 № 6 «О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики»;
12 Там же.
говой службы»//Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2005 г. № 7001;
10. Приказ МВД РФ от 17 января 2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»);
11. Письмо Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации от 26 августа 2005 № 01-06/29487;
12. Письмо ВАС РФ от 17 апреля 1997 № С1-7/ОУ-
265, «О Послании Президента РФ Федеральному Собранию» (вместе с информационно-методическим
письмом ВАС РФ от 17 апреля 1997 № 6 «О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики»;
13. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2006;
14. Правовая база КонсультантПлюс.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная для рецензирования работа М.Н. Кобзарь-Фроловой является самостоятельным, актуальным, творческим исследованием автора.
Как справедливо отмечает автор, в условиях мирового экономического кризиса существенным образом снизились поступления от налогов в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды, в связи с чем необходимо принимать меры превентивного характера, направленные на нейтрализацию деструктивных, антисоциальных явлений. Решать такого рода проблемы призваны специализированные органы исполни тельной власти.
Однако автор не ограничился исследованием только деятельности специализированных, специально уполномоченных на то государством органов. Исследуя деятельность органов государственной власти и органов государственного управления по вопросам предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах автор делает совершенно обоснованный вывод о том, что в превенции нарушений в сфере налогов и сборов участвуют все ветви государственной власти, государственного управления и суды и приводит соответствующие исследованию оводы.
Несомненно, среди положительных сторон рецензируемой статьи, следует отметить попытку автора, рассмотреть наибольшее количество участников предупредительной деятельности. Однако, нам представляется, что рамки статьи, не позволили автору классифицировать участников предупредительной деятельности, что не отражается на общей
положительной характеристике рецензируемой статьи.
Вывод: рецензируемая статья кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового и административного права ВГНА Минфина России М.Н. Кобзарь-Фроловой «Субъекты предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов» представляется актуальной, своевременной, соответствует предъявленным требованиям и может быть опубликована в представленном виде.
Управляющий партнер «Чаадаев и партнеры»,
Д.ю.н., профессор Чаадаев С. Г.