ф
илосовские вопросы управления
УДК 330:001
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.И. Алексеева
На основе модели структуры деятельности повышена определенность понятий и категорий экономического анализа хозяйственной деятельности: предметной области; объекта данной науки и практики; субъектов; средств и предметов научной и практической деятельности; целей и результатов деятельности, а также содержания прямых и обратных связей между наукой, практикой и объектом исследования — организацией.
Ключевые слова: методология, анализ хозяйственной деятельности, определение объекта и предмета, классификация структуры научной и практической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая наука справедливо претендует на центральное место среди всех общественных наук, и действительно, в современном обществе именно экономика становится фундаментом — структурой общества [1]. Трансформации в реальной экономике, политической сфере и общественном сознании в России разрушили сложившуюся ранее систему отношений между экономической наукой и практикой. Изменился и характер спроса на экономические знания.
Проведенный нами анализ десятков современных учебников по экономическому и комплексному экономическому анализу показал отсутствие единообразия взглядов авторов не только на определение понятий комплексного экономического анализа, но и экономического анализа, объекта и предмета данной науки. Это говорит о том, что не случайно данные категории не сформировались. В настоящее время в недрах экономической науки действуют несколько тенденций, которые отражают, с одной стороны, противоречия в самой науке, а с другой — тот кризис, в котором экономика оказалась уже много лет назад. Одна из этих тенденций такова: нерешенность фундаментальных, базовых проблем на фоне тончайших исследований всяких несущественных мелочей [2]. Выход из кризиса экономической науки видится в углубле-
нии ее методологии. Сказанное обусловливает своевременность и необходимость развития методологического обоснования экономического анализа хозяйственной деятельности (АХД) как направления экономической науки, наиболее приближенного к практике.
1. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Первый и наиболее важный этап в определении АХД как науки и практики состоит в определении объекта и предмета исследования. Сопоставим эти определения на основе некоторых наиболее известных учебников (табл. 1).
Неоднозначность формулировок, представленных в таблице, говорит о необходимости повышения обоснованности данных основополагающих понятий.
Объект исследования — это совокупность связей, отношений и свойств, существующая объективно и служащая источником необходимой для исследователя информации [3]. А.С. Мамзин определяет объект исследования как явление или группу явлений, существующих вне и независимо от чьего-либо сознания. Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от
сознания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они могут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям [4].
В отличие от объектов, предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их «проекции» в человеческое сознание. Отдельные научные дисциплины заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов. Многообразие возможных «срезов» исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Из сказанного следует, что объектом, существующим в реальном мире и не зависящим от сознания исследователей, в нашем случае является хозяйствующий субъект (организация, предприятие). Предприятие может быть объектом исследования для многих наук, изучающих различные
аспекты его деятельности: управление, экологию, организацию трудовых коллективов, состояние охраны труда и техники безопасности, технологическое, правовое, логистические, энергетическое, информационное и другие виды обеспечения его деятельности. Именно хозяйствующий субъект и служит объектом исследования АХД как науки, наряду с другими науками, изучающими его деятельность.
Хозяйственной назовем деятельность организации, связанную с производством и (или) продажей товаров, выполнением работ или предоставлением услуг. Анализ хозяйственной деятельности исследует не только внутреннюю среду, но и внешнюю среду организации. Хозяйственная среда — это все другие организации, с которыми взаимодействует каждая организация в процессе своей хозяйственной деятельности. Поэтому более точным определением объекта данной науки (и практики) будет: организация, ее внутренняя и внешняя хозяйственная среда [5].
Исследуя предмет познания, А.М. Новиков отмечает: «С точки зрения науки, предмет познания
Таблица 1
Формулировки понятий «объект» и «предмет» в учебниках по экономическому анализу
Источник Объект Предмет
Шеремет АД. Теория экономического анализа: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 17 Хозяйственная деятельность предприятий как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с технической стороной производства, с социальными и природными условиями Одна из основных функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений и сводящаяся к аналитическому обеспечению решений
Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник: — М.: Новое знание, 2003. — С. 7 Результаты хозяйственной деятельности Причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов
Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: уч. пособие. — М: Академический проект, 2004. — С. 36 Хозяйственные процессы предприятий, объединений, организаций Предприятие, его организационная структура, активы и обязательства
Экономический анализ: учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 5, 7 Хозяйственная деятельность организаций Причинно-следственные связи экономических процессов
Герасимов Б.И. Экономический анализ: уч. пособие. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. — Ч. 1. — С. 10 Отсутствует Деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов
Шадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: уч. пособие. — М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2004. — С. 7 То же Хозяйственные процессы и конечные результаты
представляет собой совокупность свойств, связей и законов, изучаемых данной наукой и получивших выражение в определенных логических и знаковых формах. Этим предмет познания отличается от объекта познания, который существует независимо от познающего субъекта» [6, 7].
Аналитик, исследуя хозяйственные системы, имеет дело не непосредственно с системами, а лишь с информацией, отражающей функционирование и развитие организаций, их внутренней и внешней среды. По мнению С.М. Пястолова, экономический анализ изучает только те хозяйственные процессы, которые получили соответствующее отражение в системе экономической информации, т. е. данных бухгалтерского, производственного и статистического учета [8]. С нашей точки зрения, в данный перечень следует добавить любые виды информации, представленные на любых носителях, которые могут быть полезны для экономис-та-аналитика в процессе АХД. И эта информация имеет определенные характеристики своевременности, полноты и достоверности, что оказывает существенное влияние на выбор методов исследования и его результаты.
Таким образом, предметом (исследования) данной науки и практики является информация о хозяйственной деятельности организации, но содержательная часть предмета анализа для теории и практики существенно отличается.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для полноты описания структуры научной и практической составляющих может быть полезна схема общей структуры деятельности (рис. 1). Структура деятельности — целостное единство компонентов и их всесторонних связей, реализующих деятельность — включает в себя цель, средства, результат и сам процесс [9]. А.П. Юдин отмечает сложность взаимосвязи элементов структуры деятельности: «Природа деятельности определяет-
Рис. 1. Схема общей структуры деятельности [10]
ся сложным взаимодействием цели, средств и результата деятельности».
Важным элементом приведенной модели является цель. В современной философии цель понимается как образ желаемого будущего [11]. Деятельность носит целенаправленный характер, т. е. пока нет цели — нет и деятельности, появляется цель — может начинаться деятельность. Более того, сознательно формулируемая цель служит основанием деятельности. Вместе с тем отметим, что хотя схема общей структуры деятельности «...включает в себя цель, средство, результат и сам процесс», их основание находится вне деятельности [9].
Цель представляет собой информационный образ конечного продукта (результата) деятельности. Результат деятельности — это то, что получает человек в итоге деятельности. Продукт деятельности может совпадать с целью деятельности, но может и не совпадать. В первом случае мы говорим, что в итоге деятельности субъект достиг цели, во втором — что цель не достигнута, и деятельность может быть продолжена.
«Деятельности» самой по себе не существует, ее кто-то осуществляет, деятельность имеет своего носителя. Носителем деятельности является ее субъект, который ставит цели преобразования объективной деятельности (объекта), проводит это целенаправленное преобразование, т. е. выполняет деятельность» [12].
Предмет деятельности — это любой материальный или идеальный объект, на который деятельность направлена (например, при восприятии) или который осмысленно и активно (т. е. с затратами собственной энергии) преобразуется субъектом (например, в практическом действии) [13].
Средство деятельности — это любой объект, который направляет деятельность субъекта и который активно и осмысленно (в соответствии с целью или мотивом) используется им.
Рассмотренная категория «деятельность» используются А.М. Новиковым и Д.А. Новиковым при определении методологии как самостоятельной практической науки [14]. Авторы определяют методологию как учение об организации деятельности и исследуют ее структуру. Они отмечают, что организация и научной, и практической деятельности представляет собой целостные системы с четко определенными логической структурой, характеристиками и процессом осуществления.
Существенно, с нашей точки зрения, замечание о том, что практическая деятельность является ведущим видом человеческой деятельности, и особенности и принципы практической деятельности распространяются на все другие виды деятельности без исключения. Однако в силу исторических
Таблица 2
Логическая структура научной и практической деятельности
Структурные компоненты Организация научной деятельности Организация практической деятельности
Субъект Исследователь Специалист- практик
Объект Объект исследования, вычленяемый самим исследователем Целостный трудовой (производственный) процесс
Предмет Предмет исследования как идеализированный аспект объекта, как мысленный конструкт, выстраиваемый самим исследователем Объект и предмет деятельности не различаются, выступают как синонимы
Результат Объективно новое научное знание Достижение новых эффективных результатов трудовой (производственной) деятельности
Классификация элементов
причин методология научной деятельности разработана гораздо полнее, и многие ее положения могут быть перенесены в методологию практической деятельности. Исследуя логическую структуру научной и практической деятельности любой науки, авторы определяют ее субъект, объект, предмет и результат (табл. 2).
Приложение данной классификации к АХД позволяет разделить данную предметную область на научную и практическую составляющие. Такое разделение необходимо, поскольку научная и практическая деятельности в общем случае представляют собой различные виды деятельности, имеющие разные цели, средства и предметы деятельности, и выполняются различными субъектами деятельности.
Применительно к научной деятельности, формальная модель общей структуры деятельности (см. рис. 1) может быль наполнена конкретным содержанием в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» [15] (табл. 3).
Данная классификация элементов структуры научной деятельности полностью применима для структуризации АХД как науки (табл. 4).
Таблица 3
:туры научной деятельности
Элементы деятельности Определения, соответствующие тексту Федерального закона
Определение деятельности Цели деятельности Результаты деятельности Субъекты деятельности Средства деятельности Ресурсы и ограничения Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний Фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач Продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации Научные работники сферы науки; научные группы, юридические лица, задачей которых является научная деятельность Методы и средства проведения научных исследований и экспериментальных разработок Правовое обеспечение — законодательство Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение — финансирование научных исследований за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Материальное обеспечение — имущество, передаваемое учредителями научной организации для осуществления деятельности, определенной учредительными документами. Информационное обеспечение — свобода доступа к научной и научно-технической информации
Таблица 4
Классификация элементов структуры анализа хозяйственной деятельности как науки
Элементы деятельности Определения
Определение предметной области Цели деятельности Субъекты деятельности Предмет деятельности Средства деятельности Результат деятельности Процесс деятельности Анализ хозяйственной деятельности как прикладная наука представляет собой деятельность по выработке и применению новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития организаций, а также о методологии как самой науки, так и практики экономического анализа Выявление законов и закономерностей функционирования и развития организаций. Разработка методологии, а также разработка новых и совершенствование существующих методов и методик анализа хозяйственной деятельности организаций Научные работники, научные группы (исследователи) Информация о состоянии науки и практики экономического анализа, смежных наук, функционировании и развитии организаций и их среды Методы и средства проведения научных исследований и экспериментальных разработок Новые знания о методологии науки и практики анализа, методах и методиках анализа хозяйственной деятельности организаций Процесс научного познания
Особенность науки как общественного института заключается в том, что она решает всеобщие задачи, а не задачи отдельных субъектов [16]. Практика же экономического анализа решает задачи применительно к конкретным хозяйствующим субъектам, действующим в определенных условиях. В связи с этим содержание элементов ее деятельности существенно отличается от науки (табл. 5).
На основании приведенных определений может быть дано обобщенное определение экономического анализа: АХД как наука и практика — это деятельность по разработке и совершенствованию методов и методик анализа, а также их применению для повышения обоснованности и эффективности управления организацией. Содержание основных категорий АХД представлено в табл. 6.
Рассмотренные понятия и определения позволили сформировать обобщенную схему взаимодействия науки АХД, его практики и хозяйствующего субъекта. Такое взаимодействие имеет информационную природу (рис. 2).
Структура научной деятельности представлена ее элементами:
• субъекты научной деятельности — научные работники, научные группы и коллективы, научные школы (исследователи);
• предмет деятельности — информация о состоянии науки и практики АХД, смежных наук, функционировании и развитии организаций и их среды;
• средства деятельности — средства и методы научного познания, методы и средства проведе-
ния научных исследований и экспериментальных разработок.
Элементы структуры научной деятельности взаимосвязаны процессом научного исследования.
Результаты научной деятельности в данном случае представляют собой опубликованные новые знания о законах и закономерностях хозяйственной деятельности организаций и практики
Таблица 5
Классификация элементов структуры анализа хозяйственной деятельности как практики
Элементы деятельности Определения
Определение предметной области Цели деятельности Субъекты деятельности Предмет деятельности Средства деятельности Результат деятельности Процесс деятельности Анализ хозяйственной деятельности как практика представляет собой деятельность по подготовке информации для повышения обоснованности и эффективности управленческих решений Оценка хозяйственной деятельности организаций Аналитики, консультанты Информация о хозяйственной деятельности организаций Средства, методы и методики анализа хозяйственной деятельности организаций Аналитический отчет и предложения по совершенствованию хозяйственной деятельности Процесс анализа хозяйственной деятельности организации
78
CONTROL SCIENCES №5*2OO9
Рис. 2. Схема информационного взаимодействия теории и практики АХД и хозяйствующего субъекта
АХД, методологии науки и практики анализа, методах и методиках науки и практики АХД, а также о совершенствовании и развитии полученных ранее знаний. Новые знания о методологии теории, также являющиеся результатом научной составляющей АХД, предназначаются для самой науки.
Структура практической деятельности включает в себя:
• субъекты деятельности — внутренние и внешние относительно организации аналитики — экономисты предприятия, аудиторы, налоговые инспекторы и др.;
• предмет деятельности — информация о деятельности организаций, необходимая для проведения АХД;
• средства деятельности — средства, методы и методики АХД, разработанные и апробированные наукой. В практической деятельности могут быть разработаны новые, неизвестные науке средства, методы и методики, а также усовершенствованы ранее существующие. Взаимосвязь элементов практики АХД обеспечивается процессом аналитической работы.
Аналитическая деятельность может осуществляться как в составе организации ее специалистами, так и внешними аналитиками, чья деятельность
инициируется администрацией данной организации или другими заинтересованными лицами (конкурентами, контролирующими организациями). Результатом этой деятельности может быть
Таблица 6
Уточненные определения основных категорий анализа хозяйственной деятельности
Категория Определение
Хозяйственная деятельность Экономический анализ хозяйственной деятельности Объект Предмет Хозяйственной называется деятельность организации, связанная с производством и (или) продажей товаров, выполнением работ или предоставлением услуг Научная и практическая деятельность по разработке и совершенствованию методов и методик экономического анализа, а также применению их для повышения обоснованности и эффективности управления организацией Организация, ее внутренняя и внешняя среда Информация о хозяйственной деятельности организации
отчет, аналитическая записка или другие материалы, которые будут использованы при принятии управленческих решений теми, кто инициировал анализ.
Организация (хозяйствующий субъект) представлена в схеме управляющей и управляемой системами. Управляемая система является источником информации для науки и практики АХД, а также «потребителем» управленческих решений. Эта информация отражает как текущее состояние системы, так и ее изменения под воздействием управленческих решений.
Наука и практика связаны прямой и обратной связью. Прямой связью будем считать знания о методологии практики анализа, методах и методиках АХД, которые являются результатом (конечным продуктом) деятельности науки. Обратной связью служит информация об эффективности применяемых методов и методик, а также информация о новых методиках, рожденных практикой, которые должны быть осознаны наукой.
Практика АХД и хозяйствующий субъект также имеют прямую и обратную связи. Прямой связью служит информация о хозяйственной деятельности организации, а также о внешней среде ее функционирования и развития. Внешней средой для исследуемой организации являются все другие организации, с которыми она взаимодействует в процессе своей хозяйственной деятельности. Обратная связь — результат деятельности практики АХД — информация для принятия решений теми, кто инициировал анализ и определял его цели.
Наука АХД также связана с организацией прямой и обратной связью. Прямая связь несет ту же информацию, что и для практики АХД. Обратная связь от науки к хозяйствующему субъекту опосредована практикой АХД.
Прямая связь управляющей системы и практики АХД содержит требования к проведению анализа, если анализ выполняется в интересах организации. В этом случае обратная связь будет представлена аналитическим отчетом. Таких связей может не быть, если анализ выполняется для внешних пользователей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанная схема структуризации информационного взаимодействия науки анализа хозяйственной деятельности, его практики и хозяйствующего субъекта дает полную системную картину, позволяющую повысить целенаправленность и конструктивность всех элементов и связей модели,
а также выделять и оценивать каждую из связей с точки зрения эффективности полученного научного и практического результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселов Ю.В. Методологические основания экономической науки: почему сейчас нет политической экономии. — URL: http://www.m-economy.ru/artrub.php3?rub=399&artid= 18741 (дата обращения: 18.01.2009).
2. Балацкий Е. Диалектика познания и новая парадигма экономической науки // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2006. — № 7. — С. 73—79.
3. Исследование систем управления. — URL: http://www. mаnаgment.аааnet.ru/issys/ (дата обращения 13.01.08).
4. Мамзин А. С. Объект, предмет исследования и взаимодействие наук // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры: Сб. статей памяти проф. В.В. Шаронова (1930 — 2004) / Под ред. М.С. Уварова и В.Я. Фетисова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — С. 39— 44.
5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: уч. пос. / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. — М.: КНОРУС, 2009. — 688 с.
6. Новиков А.М. Методология образования. — М.: Эгвес,
2006. — 488 с.
7. Новиков А.М. О роли науки в современном обществе. — URL: http://www.аnovikov.m/аrtikle/rol_n.htm (дата обращения 13.01.08).
8. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: уч. пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003. — 572 с.
9. Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. — М.: Просвещение, 1978. — 369 с.
10. Перегудов Ф.И. Основы системного проектирования АСУ организационными комплексами. — Барнаул: ПО «Полиграфист», 1982. — 226 с.
11. Чунаева А.А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение: цель и деятельность. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 147 с.
12. Давыдов В.Н. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. — 1996. — № 5. — С. 52—63.
13. Беспалов Б.И. Симметрия понятий «предмет» и «средство» в деятельностной психологии труда // Материалы Межрег. науч.-практ. конф. В сб.: Прикладная психология как ресурс социально-психологического развития современной России. — М., 2005. — С. 52—54.
14. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М.: СИНТЕГ. —
2007. — 668 с.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». — URL: http://www.bestpravo.ru/ fed1996/data03/tex15255.htm (дата обращения 13.06.08)
16. Клейнер Г.Б. Эволюция и модернизация теории предприятия // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление фирмой. — 2004. — № 1. — С. 123—133.
Статья представлена к публикации членом редколлегии
Р.М. Нижегородцевым.
Алексеева Алла Илларионовна — канд. техн. наук, доцент,
Северо-Кавказский государственный технический университет,
филиал в г. Пятигорске, ®(879) 39-61-03, И alal@kmv.ru.