Научная статья на тему 'О методологическом аспекте очерка М. Н. Петрова «Евангелие в истории»'

О методологическом аспекте очерка М. Н. Петрова «Евангелие в истории» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / ИСТОРИОГРАФИЯ / ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ / ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ / РЕЛИГИЯ / ЕВАНГЕЛИЕ / ХРИСТИАНСТВО / ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лунин Валерий Семенович

В статье выявлены и проанализированы особенности исходных теоретико-методологических позиций М.Н. Петрова – известного российского историка второй половины XIX века, мордвина по своему происхождению, по вопросу о социально историческом значении евангельской системы ценностей и ориентиров. При этом приведены факты, свидетельствующие о значительной актуальности, вплоть до наших дней, сформулированных им в очерке «Евангелие в истории» некоторых выводов и положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE METHODOLOGICAL ASPECTS OF ESSAYS M. N. PETROV “THE GOSPEL IN HISTORY”

The paper identified and analyzed particularity if origins of theoretical and methodological positions of M.N. Petrov a famous Russian historian of the second half of the XIX century, Mordovian man in its origin on the guestion of socio-historical significance of the Gospel value and orientation system. At the same time there are given facts evidenced of significant actuality, until the present day, formulated by him in his essay "The Gospel in the history" of some conclusions and statements.

Текст научной работы на тему «О методологическом аспекте очерка М. Н. Петрова «Евангелие в истории»»

УДК 930.2:003.072:27-247 ББК Т3(2)5

В. С. Лунин

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ОЧЕРКА М. Н. ПЕТРОВА «ЕВАНГЕЛИЕ В ИСТОРИИ»

Ключевые слова: история, историческая наука, историография, всеобщая история, методология истории, философия истории, религия, Евангелие, христианство, духовно - нравственные ценности.

V. S. Lunin

ON THE METHODOLOGICAL ASPECTS

OF ESSAYS M. N. PETROV "THE GOSPEL IN HISTORY"

Keywords: history, history, historiography, general history, methodology of history, philosophy, history, religion, gospel, Christianity, spiritual and moral values

Не в том мудрость, чтобы знать как можно больше. Мудрость человеческая в познании того порядка, в котором полезно знать вещи; она состоит в умении распределять свои знания соответственно степени их важности.

Л. Н. Толстой

Письмо Ромену Роллану. 1887. 3-4 октября

В последние два десятилетия значительно возрос интерес к изучению жизни, деятельности и научно-педагогического наследия Михаила Назаровича Петрова (18261888) - достойного представителя блестящей плеяды российских историков второй половины XIX века, талантливого университетского преподавателя всеобщей истории, имевшего мордовские корни [1; 7; 23; 24; 28]. Затрагивая, прямо или косвенно вопрос об особенностях его теоретических воззрений на всемирно-исторический процесс, некоторые исследователи особо отмечают, что Петрову было присуще настойчивое стремление к «объясняющей истории» на основе синтеза различных идей европейских философов и историков Нового времени (Ш. Монтескье, Г. Гегель, Ф. Гизо, И. Гер-дер, Л. Ранке, Ф. Шлоссер и др.) и созданию на этой основе, по сути дела, многомерной методологии исторического познания [23, с. 173; 28, с. 12]. На наш взгляд, о правомерности такого вывода свидетельствует содержание не только его монографии «Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции» (1861) и четырехтомно-

го фундаментального университетского курса «Лекций по всемирной истории» (18881890), но и научно-популярных работ, среди которых особое место занимает очерк «Евангелие в истории».

Сегодня достоверно известно, что впервые данная работа М. Н. Петрова была опубликована в 1863 г. в Харькове в историко-богословском журнале «Духовный Вестник» [30], а затем с незначительными добавлениями она четырежды (в 1868, 1882, 1895 и 1904 гг.) выходила в свет, неизменно первой по порядку, в сборнике его десяти (с 1882 г. -одиннадцати) очерков по всемирной истории [29]. Ее появление совпало по времени с переломным в некотором роде моментом в развитии всей мировой (прежде всего -западноевропейской) традиции в изучении христианства. Преобладавшее в ней на протяжении нескольких столетий внимание к вопросу, что такое «подлинное христианство», с начала XIX в. переключилось на «проблему Иисуса», т. е. в область кропотливого анализа личности Иисуса Христа, а также происхождения и сущности его учения, соответствия евангельских идеа-

лов «практическому христианству» и всей «жизни мира сего».

Размышляя над происхождением этого своеобразного «переворота» во всей историографии христианства, выдающийся российский историк культуры и медиевист П. М. Бицилли (1879-1953) еще в середине 20-х годов прошлого столетия особо подчеркивал, что он явился порождением «не только освобождения науки от конфессиональных оков и... успехов исторической критики, но также и пониманием того, что творца надлежит отделять от его творения, поскольку оно обратилось в коллективное достояние, потому что индивидуальное вообще никогда нацело не совпадает с коллективным, и что поэтому историческое христианство никоим образом не может быть религией самого учителя» [4, с. 145].

В России различные аспекты евангельской проблемы первоначально привлекали к себе внимание преимущественно православных богословов и религиозных философов [12], страстно волновали умы и сердца некоторых представителей Золотого века русской культуры (писателей, публицистов, художников и т. д.) [6; 40; 42, с. 86-94, 195, 196, 202, 333-341].

М. Н. Петров стал, по сути дела, первым российским служителем Клио, который специально обратился к осмыслению Евангелия и представил в доходчивой форме для массового читателя (прежде всего для учащейся молодежи) четкую концепцию социоисто-рического значения евангельской системы духовно-нравственных ценностей и идеалов. При этом, что особенно бросается в глаза, он не стал прибегать к самому «модному» в то время в «науках о духе» (философия, история и т. д.) историко-генетическому методу. Иисуса Христа он аксиоматично воспринимал как Спасителя, Божественного Сердцеведа и Учителя, т. е. как Богочеловека, а само Евангелие - как творение боговдохновенное, которое «.не из чувственных и материальных впечатлений берет свое начало, но из духовного озарения свыше» [29, с. 3, 4, 11, 14, 17, 20].

В этой исходной теоретико-методологической позиции профессор всеобщей истории Императорского Харьковского университета коренным образом

расходился не только с рядом знаменитых европейских исследователей Евангелия и истории раннего христианства (Б. Бауэр, Д. Штраусом, Э. Ренан, А. Ревиль, Ф. Энгельс, А. Древс и др.), но и со многими «властителями дум» российского общества XIX в. (А. И. Герцен, М. А. Бакунин, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Л. Н. Толстой [22, с. 63, 67, 68, 71; 40, с. 8, 9, 11, с. 195, 196, 202, 292, 294, 303, 338]. Можно с уверенностью утверждать, что М. Н. Петров, хотя и являлся светским историком, однако в «великом вопросе» о личности Иисуса Христа и происхождении его учения опирался, по сути дела, на богословско-церковный подход, который, как известно, уходил корнями в творения отцов Церкви и не подвергался сомнению большинством европейских мыслителей вплоть до конца XVIII в. [1, с. 14, 27, 28, 34, 44, 47, 49, 72, 75; 35, с. 202; 37, с. 83].

В то же время следует иметь в виду, что к решению основных познавательных задач своего очерка, сформулированных в виде вопросов о том, «какие новые начала возвещены людям Евангелием» и в чем именно состояла противоположность учения Христа «порядкам и идеям древнего мира» [29, с. 3], Петров подходил вполне рационалистически, опираясь как на общенаучные методы, так и методы исторического познания (ретроспективный, историко-сравнительный, и др.). При этом, кроме Священного писания (прежде всего, естественно, Евангелия) как основного письменного источника, он использовал произведения античных писателей, разнообразную научную литературу, включая и труды зарубежных исследователей Античности. Петров был прекрасно осведомлен в новейших достижениях западноевропейской исторической науки [30], в том числе и в области изучения первохри-стианства. Как историку, ему был чужд так называемый «научный провинциализм», не изжитый в России полностью вплоть до сегодняшнего дня [8, с. 76; 25; 26, с. 17].

Таким образом, осмелимся предположить, что в очерке «Евангелие в истории» М. Н. Петров попытался в какой - то степени преодолеть возникший в конце XVIII в. (и сохраняющийся до сих пор - В. Л.) «печальный разлад» (М. Э. Поснов) между ре-

лигией и наукой. Учитывая весь «методологический пафос» данной работы, ее автора, на наш взгляд, можно отнести к тому типу людей, которые во все времена стремились найти гармонию между разумом (наукой) и верой (религией) как между двумя великими потребностями человеческого духа [3, с. 574, 583, 829; 5, с. 56; 26, с. 114-167; 36, с. 62].

Причем в очерке «Евангелие в истории», как и в других своих работах, Петров старательно избегал позитивистского увлечения чрезмерным изложением эмпирических подробностей, стремясь прежде всего к объяснению их внутреннего (историко-философского) смысла и значения. Эта особенность гносеологии Петрова существенным образом выделяла его среди первых российских историков всеобщей истории, в том числе среди историков-античников, использовавших в основном описательно-повествовательный метод исторического познания [44, с. 401].

Немалый интерес в условиях затянувшегося в современной отечественной исторической науке методологического кризиса представляют высказывания М. Н. Петрова, которые относятся к предметному полю философии истории. Как известно, в XIX в. эта отрасль научных знаний в России еще только зарождалась и не столько отражала нужды научного исторического исследования, сколько была связана с поиском ответа на главный жизненно-практический вопрос того времени: куда идет Россия и какое будущее ее ожидает [3, с. 567]. При этом многие русские интеллектуалы (философы, историки, юристы, публицисты, писатели и др.), не без воздействия идейного наследия французского Просвещения и Великой французской революции, обосновывали решающую роль социальной среды и ее различных компонентов: государства, материального производства, воспитания, общественного мнения, народных масс, т. д. в историческом прогрессе [21, с. 36; 22, с. 50-73; 37, с. 19].

В очерке «Евангелие в истории» Петров, хотя и не отрицал прямо историческую действенность данных «объективных» факторов, первоосновой всей жизнедеятельности человека, важнейшей движущей силой развития общества и всей истории считал религиозные духовно-нравственные ценности и идеалы. Вот как об этом писал сам

«скромный труженик» дореволюционной отечественной исторической науки: «...религия, понимаемая в обширном значении, есть та сумма высочайших нравственных убеждений, которыми руководствуется человек во всей своей жизни. В ней заключены его коренные понятия о добре, правде, справедливости и законе, - о всех тех вечных духовных благах, без которых немыслимы ни развитие, ни самая жизнь. Вся внешняя деятельность - общество, политика, искусство и наука, - везде и во все времена были и будут только отражением свойств и духа этих верховных принципов. .Религия .есть та духовная связь, которая устанавливает отношения человека ко всему окружающему - к природе, к людям и к самому божеству, образуя, таким образом, средоточие и источник его жизни» [29, с. 22].

Особое значение Петров придавал христианской религии. В ней он видел залог «бесконечной будущности» исторического развития, «которое в самом духе христианина, в его неиссякаемой способности совершенствоваться всегда найдет источник своего дальнейшего обновления.» [29, с. 21]. По его мнению, христианские идеалы, с наибольшей полнотой и чистотой зафиксированные в Евангелии, нисколько не противоречат историческому прогрессу, а, наоборот, в них заключается «вся программа духовной жизни нового человечества» [29, с. 21].

Объективности ради следует отметить, что несмотря на преобладание среди российской научной и творческой интеллигенции XIX - начала XX в. религиозного скептицизма и нигилизма, М. Н. Петров все - таки не был одинок в своих рассуждениях об историческом значении христианства. Так, например, его знаменитый современник, русский философ и богослов В. С. Соловьев (18531900) также был убежден, что «явление нового духовного человека во Христе есть средоточие всемирной истории. Конец или цель этой истории есть явление духовного человечества» [39].

В острой полемике с русскими либералами на огромное значение религиозно - нравственного начала в жизни общества, истории народов и государств особое внимание обращал Ф. М. Достоевский (1821-1881). «И заметьте, - писал он в августе 1880 г. в "Днев-

нике писателя , - как только после времен и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности ее идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь гражданский устав, и померкли все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться» [10, с. 166]. В его представлении, «когда изживалась нравственно-религиозная идея в национальности, то всегда наступала панически-трусливая потребность единения, с единственной целью «спасти животишки» -других целей гражданского единения тогда не бывает. ...Но «спасение животишек» есть самая бессильная и последняя идея из всех идей, единящих человечество. Это уже начало конца, предчувствие конца» [10, с. 166-167].

Л. Н. Толстой, хотя и отрицал божественную природу Христа и его учения, тем не менее также полагал, что именно христианство составляет «высшее жизнепонимание» и человечество движется вперед «.только в той мере, в какой оно исполняет ту программу, которая поставлена ему Христом.» [41, с. 44; 42, с. 291].

После Октября 1917 г., в условиях вос-

ствующего материализма», об этих идеях выдающихся отечественных мыслителей предпочитали умалчивать. Фактически был предан забвению и очерк М. Н. Петрова «Евангелие в истории»: о нем не упоминалась ни в одном из историографических обзоров Библии и всей истории раннего христианства [11, с. 3-8; 15, с. 203, 204; 16, с. 220, 221; 18, с. 15-106; 19, с. 267-287; 20, с. 103-343; 16]. В советской исторической науке, в целом во всем обществознании, безраздельно доминировала концепция о «социально-исторической реакционности» любой религии, включая и христианство [13, с. 278, 279, 583, 586; 14, с. 414, 415, 530; 43, с. 387, 388, 509]. Лишь со второй половины 80-х г. прошлого столетия, после отмены жесткой идеологической цензуры и падения монополии чрезмерно догматизированной марксистско-ленинской методологии истории с ее формационным подходом, в отечественном гуманитарном пространстве наметилась тенденция к более глубокому и беспристрастному осмыслению роли религиозного фактора в развитии западного и восточного обществ, в исторических судьбах России и ее современном духовно-нравственном преображении [5; 9; 31, с. 9, 652-659; 33; 34].

торжествовавшего в нашей стране «воин-

Библиографический список

1. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах церкви : репринт. изд. 1859 г. : в 3 т. - Свято-Троиц. Лавра, 1996. - Т. 1. - 240 с.

2. Ахмадиев Ф. Н. Научно-педагогическая деятельность харьковского профессора всеобщей истории М. Н. Петрова (1826-1887) / Ф. Н. Ахмадиев. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1986. -123 с.

3. Бердяев Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев // Бердяев Н. А. Русская идея. - М., 2005. - С. 541 -735.

4. Бицилли П. М. Очерки теории исторической науки / П. М. Бицилли. - СПб. : Axioma, 2012. -427 с.

5. Гагаев А. А. Христология. Ч. 1 : Учение Господа Иисуса Христа, Его личность и космо - психо -логос / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 276 с.

6. Гоголь Н. В. Духовная проза. Выбранные места из переписки с друзьями [Электронный ресурс] / Н. В. Гоголь. - Режим доступа: http://uus - sku.com / webmaster / rus - sku.@ com.

7. Голубкин Ю. А. М. Н. Петров как историк / Ю. А. Голубкин, О. Н. Могилка // Вестн. Харьков. ун-та. - 1988. - № 316, вып. 22. - С. 25-31.

8. Гуревич А. Я. Двойная ответственность историка / А. Я. Гуревич // Обществ. науки и современность. - 2007. - № 3. - С. 74-84.

9. ДмитриевМ. В. Влияние православия и западного христианства на общество / М. В. Дмитриев // Вопр. истории. - 1997. - № 12. - С. 3-19.

10. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Август 1880 г. Две половинки / Ф. М. Достоевский // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1986. -Т. 26. - С. 161-170.

11. Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические / С. А. Жебелев. - Изд. 2-е. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - 130 с.

12. Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже столетий [Электронный ресурс] / Иларион (Алфеев). - Режим доступа: Ы1р://НЬ. eparhia-saratov.ru/books/09/ilarion/ bogoslovie/contents. Ыт1.

13. Исторический материализм. - М. : Госполитиздат, 1950. - 748 с.

14. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя и. П. Юдина. - Изд 4-е, доп. и испр. - М. : Госполитиздат, 1955. - 567 с.

15. Кубланов М. М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания / М. М. Кубланов. - М.: Наука, 1974. - 215 с.

16. КублановМ. М. Новый Завет. Поиски и находки / М. М. Кубланов. - М. : Наука, 1968. - 230 с.

17. КузьВ. В. Раннехристианская традиция в истории общественной мысли России : автореф. дис. ... канд ист. наук / В. В. Кузь. - Мурманск, 2002. - 25 с.

18. Курбатов Г. Л. Христианство : Античность. Византия. Древняя Русь / Г. Л. Курбатов, Э. Д. Фролов, И. Я. Фроянов. - Л. : Лениздат, 1988. - 234 с.

19. Ленцман Я. А. Изучение советскими учеными раннего христианства / Я. А. Ленцман // Вопр. научного атеизма. - М., 1967. - Вып. 4. - С. 267-286.

20. Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства / Г. М. Лившиц. - Минск : Вышэйш школа, 1970. - 408 с.

21. Логунов А. П. Отечественная историографическая культура : современное состояние и тенденции трансформации / А. П. Логунов // Образы историографии : сб. ст. - М., 2000. - С. 7-59.

22. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Сов. писатель, 1991. - 479 с.

23. Лунин В. С. О теоретико-методологических воззрениях М. Н. Петрова - первого профессионального историка из мордовской диаспоры / В. С. Лунин // Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальности: межвуз. сб. науч. тр. - Саранск, 2008. - Вып. 6. - С. 164-176.

24. Лунин В. С. Профессор М. Н. Петров - первый мордовский исследователь всеобщей истории /

B. С. Лунин // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2008. - № 7. - С. 148-161.

25. Лунин В. С. Современное восприятие актуальности подготовки и издания М. И. Петровым очерка «Евангелие в истории» / В. С. Лунин // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 5-15.

26. Могильницкий Б. Г. Некоторые итоги и перспективы методологических исследований в отечественной историографии / Б. Г. Могильницкий // Новая и новейшая история. - 1993. - № 3. -

C. 9-20.

27. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины (основное богословие) / А. И. Осипов. - М. : Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. - 384 с.

28. Остапов Н. В. Становление преподавания всемирной истории в университетах России : автореф. дис. ... кан. ист. наук / Н. В. Остапов. - Сыктывкар, 2006. - 24 с.

29. Петров М. Н. Евангелие в истории / М. Н. Петров // Из всемирной истории : очерки. - 2-е изд. -Харьков : Тип. окружн. штаба, 1882. - С. 3-22.

30. ПетровМ. Н. Евангелие как образовательная сила в истории Нового времени / М. Н. Петров // Духов. вестн. - 1863. - № 6. - С. 395-415.

31. Петров М. Н. Отчет о занятиях адъюнкта Императорского Харьковского университета М. Н. Петрова в Германии, Франции, Италии, Бельгии и Англии в 1858-1860 гг / М. Н. Петров. -Харьков : Университ. тип., 1861. - 76 с.

32. Платонов О. А. Русская цивилизация. История и идеология русского народа / О. А. Платонов. -М. : Алгоритм, 2010. - 944 с.

33. Проект Россия. Вторая книга. Выбор пути. - М. : Эксмо, 2007. - 448 с.

34. Проект Россия. Третья книга. Третье тысячелетие. - М. : Эксмо, 2009. - 448 с.

35. Рассел Б. Мудрость Запада : историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами / Б. Рассел. - М. : Республика, 1998. - 479 с.

36. Святитель Лука (Войно - Ясенецкий). Наука и религия / Святитель Лука (Войно - Ясенецкий) // Святитель Лука (Войно - Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. - Ростов н/Д, 2001. -С. 33-149.

37. Семенов Ю. И. Материалистическое понимание истории : за и против / Ю. И. Семенов // Восток. - 1995. - № 2. - С. 18-42.

38. Смирнов Е. И. История христианской церкви / Е. И. Смирнов. - М. : Приход храма святых бес-сребников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2007. - 726 с.

39. Соловьев В. С. Духовные основы жизни [Электронный ресурс] / В. С. Соловьев. - Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/duhovosnov/23.html).

40. Толстой Л. Н. Краткое изложение Евангелия / Л. Н. Толстой. - М. : Кн. по требованию, 2011. -147 с.

41. Толстой Л. Н. Религия и нравственность / Л. Н. Толстой // Л. Н. Толстой : pro et contra. - СПб., 2000. - С. 3-54.

42. Толстой Л. Н. Собрание сочинений : в 22 т. Т. 19 : Письма. 1882-1899 / Л. Н. Толстой. - М. : Худож. лит., 1984. - 869 с.

43. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1991. - 560 с.

44. Фролов Э. Д. Русская наука об античности / Э. Д. Фролов. - СПб., 1998. - 512 с.

Поступила в редакцию 01.10.2013.

Сведения об авторе

Лунин Валерий Семенович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - дореволюционная отечественная историография всеобщей истории. Автор более 80 научных и учебно-методических работ.

Тел.: (8342) 29-06-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.