Научная статья на тему '«Теория интерполяции» в новейшей отечественной историографии раннего христианства'

«Теория интерполяции» в новейшей отечественной историографии раннего христианства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кащаева Мирра Васильевна

Статья посвящена изучению новейшей российской историографии раннего христианства, исследовавшей проблему подлинности свидетельств об Иисусе Христе и христианах в произведениях античных авторов I в. Автор знакомит с обзором основных течений в отечественной историографии, в рамках которых рассматривается данная проблема. В статье дан анализ факторов, оказывающих влияние на изучение нехристианских источников по истории раннего христианства, показано основное содержание теории интерполяции в рамках исторического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"The Theory of Interpolation" in the Recent Domestic Historiography of the Late Christianity

This article is devoted to the studying of the recent Russian historiography of the late Christianity, which deals with the problems about Christians in the works of the ancient authors of the 1st century AC. The author presents the review of the basic trends in the domestic historiography, within the framework of which the given problem is studied. In this article there is the analysis of the factors, that influence the studying of the non-Christian sources dealing with the history of the late Christianity. There also presented the basic subject of the theory of interpolation within the framework of the historical trend.

Текст научной работы на тему ««Теория интерполяции» в новейшей отечественной историографии раннего христианства»

М.В. Кащаева

«Теория интерполяции» в новейшей отечественной историографии раннего христианства

Изучение нехристианских источников по истории раннего христианства в отечественной историографии всегда зависело от научной парадигмы раннехристианской истории, критерии которой в XX в. изменялись не единожды. Так, с 1920-х по 1980-е гг. в отечественной историографии раннего христианства господствующее положение занимала марксистская методология. В связи с этим можно говорить о существовании постулатов, определявших ход исторических исследований. Традиционно было принято считать, что христианство зародилось вне Палестины. Исследователи рассматривали христианство не как самостоятельное религиозное учение, а как сплав идей стоической философии с легендами об умирающих и воскресающих богах. Большинство ученых в данный период придерживалось наиболее поздней датировки Евангелий, доходившей до середины II в. н. э. Научная парадигма определялась использованием классового подхода при изучении социальных явлений, отрицанием в основе христианского вероучения духовного феномена, а также общей атеистической направленностью исследований, которая была важнейшей отправной точкой при изучении проблем раннехристианской истории.

Вопрос о достоверности сообщений об Иисусе Христе и христианах в произведении Иосифа Флавия «Иудейские древности», Корнелия Тацита «Анналы», «Жизнь двенадцати цезарей» Светония и письме Плиния Младшего к Траяну ставился в прямую зависимость от вопроса о возможности существования исторической личности главного евангельского персонажа. И поскольку данный вопрос решался отечественными исследователями отрицательно, существующие отрывки в произведениях античных авторов признавались интерполяциями. Обращаясь к процессу

формирования данной теории, нужно отметить, что он не был достоянием марксистской историографии. Вопрос о принадлежности свидетельства об Иисусе Христе Иосифу Флавию ставился еще деятелями эпохи Просвещения. Однако свое наибольшее развитие «теория интерполяции» получила в рамках мифологической школы, имевшей популярность в начале XX в. Впоследствии многие выводы «мифологистов» были использованы отечественными учеными.

Свидетельства античных авторов, по мнению исследователей марксистского направления, считались:

а) не соответствующими идейной позиции историка, как, например, отрывок в произведении «Иудейские древности» Иосифа Флавия (Ant. Jud., XVIII, 3,3);

б) не совпадающими с реальной исторической обстановкой, как в случае с отрывком у Тацита (Ann., XV,44) и частью письма у Плиния Младшего (Ер. X, 96, 7-9);

в) недостоверными вследствие употребления собственного имени Chrestos, а не Christos, как у Светония в биографии Клавдия (Claud., 25). Таким образом, «теория интерполяции» в марксистской историографии раннего христианства состояла из аргументов, отрицавших подлинность сообщений об Иисусе Христе и христианах в произведениях четырех античных авторов. В задачу данной статьи входит изучение отношения к «теории интерполяции» в новейшей отечественной историографии раннего христианства, рассмотрение факторов, оказывающих влияние на изучение нехристианских источников.

Основной особенностью современной отечественной историографии раннего христианства является ее неоднородный состав. В сравнении с предшествующим советским периодом сейчас можно говорить о существовании трех направлений: мар-

ксистском, историческом и церковном.

Самым немногочисленным в современной отечественной историографии следует признать марксистское направление. На сегодняшний день автору известна единственная работа И.А. Крывылева, в которой отстаивается теория интерполяции, изложенная нами выше. После обзора всех имеющихся свидетельств античных авторов, в том числе и античных критиков христианства, И.А. Крывылев отмечал, что если гипотетически предположить достоверность свидетельств античных историков, они не добавили бы нам новых фактов ни к биографии Иисуса, ни к истории христианства [1, с. 3]. Таким образом, наряду с отрицанием подлинности нехристианских свидетельств появляются заявления об их бесполезности для реконструкции исторической действительности.

Уменьшение влияния марксистского направления связано с тем, что в начале 1980-х гг. в отечественной историографии раннего христианства наметились кризисные явления. Археологические открытия середины XX в. привели к расширению источниковой базы. Как отмечают современные исследователи отечественной историографии, догматизированный марксистский подход явно исчерпал себя [2, с. 156-158]. Изменения в идеологической политике нашего государства, произошедшие во второй половине 1980-х гг., также сказались на характере исследований. Прежде всего, отпала необходимость пропаганды атеизма. Проблемы, связанные с изучением раннехристианской истории, отныне не ставились в зависимость от разрешения вопроса, связанного с историчностью Иисуса Христа. Расширились тематика и географические рамки исследований. Так, например, Евангелия стали привлекаться в качестве исторических источников. Благодаря влиянию данных факторов, большее значение приобретает историческое направление.

Говоря об отечественной историографии раннего христианства в целом, стоит отметить, что в середине 1960-х гг. предпринимались немногочисленные попытки критики нехристианских источников с

исторических позиций. Так, в работах М.М. Кубланова была обоснована «теория частичной интерполяции» нехристианских источников. Рассматривая отрывок в произведении Иосифа Флавия «Иудейские древности», исследователь отмечал, что упоминание об Иисусе Христе как о Мессии явно интерполировано. В свою очередь, завершающая часть 3-й главы книги XVIII принадлежит Иосифу Флавию, поскольку христианин - переписчик II-III вв. не мог написать, что и «до сегодняшнего дня существует секта, ведущая от него свое название». Подобная аргументация использована историком и при изучении письма Плиния Младшего. Сомнительной считается только та информация, где говорится о христианах в идеалистических тонах. В отношении сообщения о христианах в «Анналах» М.М. Кубланов отмечал, что Тацит не имел объективной информации ни о жертвах «Неронова террора», ни о численности христиан, чем и объясняется неясность повествования. В данном случае подозрение вызывает не принадлежность отрывка Тациту, а историческая достоверность сообщения [3, с. 119-138].

Первые работы представителей исторического направления в новейшей отечественной историографии были связаны с переосмыслением опыта исследователей, придерживавшихся выводов мифологической школы. Так, И.С. Свенцицкая в предисловии к книге А. Б. Рановича «Первоисточники по истории раннего христианства» рассматривала аргументацию сторонников «теории интерполяции» в свете открытия арабской рукописи Агапия, в которой имелись выдержки из произведения «Иудейские древности» Иосифа Флавия. Данный вариант произведения Иосифа не содержал спорного текста, в котором бы Иосиф говорил об Иисусе как о Мессии. Основываясь на исследованиях отечественных ученых, И.С. Свенцицкая убедительно доказывает историческую принадлежность отрывка (Claud., 25) произведению Светония «Жизнь двенадцати цезарей». В отношении свидетельств Тацита и Плиния Младшего И.С. Свенцицкая замечает, что они, несомненно,

принадлежат перу античных историков, однако свидетельства Тацита и Плиния могли не отражать исторической действительности, поскольку оба историка имели дело с доносами [4, с. 9—11]. Другой видный исследователь отечественной историографии раннего христианства А.И. Немировский обращается внимание на тот факт, что у христиан - переписчиков произведений античных авторов - не было оснований для искажения текста с целью доказательства историчности Иисуса Христа, поскольку античные критики христианства Лукиан и Цельс прямо говорили о нем как о бродяге и шарлатане [5, с. 112-132].

Мы упомянули о расширении тематики, а также географических рамок исследований по истории раннего христианства в историографии 1980-1990-х гг. Исследователи, изучавшие проблемы распространения христианства в Северном Причерноморье, Малоазийских провинциях, а также в Александрии, активно использовали письмо Плиния Младшего для подтверждения своих гипотез, не прибегая при этом к критическому анализу [6, с. 121; 7, с. 38; 8, с. 34]. Письмо Плиния Младшего (Ер., X, 96) для исследователей, занимавшихся изучением роли женщины в раннехристианской церкви, также стало самым ценным свидетельством. Историки не ставят вопроса о его достоверности [9, с. 156-167; 10, с. 77-78].

Среди работ источниковедов, занимавшихся изучением сочинений античных историков, можно выделить несколько значительных исследований. В 1990-х гг. происходит процесс переиздания античных источников, сопровождающийся редакторской и комментаторской работой, с опорой на новейшие исследования. Так, в примечаниях М.Л. Гаспарова к книге Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей» отмечается, что отрывок о христианах (Claud.,25), несомненно, принадлежит перу античного историка. Но информацию, содержащуюся в нем, не следует непременно считать первым сообщением об Иисусе Христе и христианах. Некоторая вероятность такого

совпадения сохраняется только при рассмотрении этого отрывка наряду с упоминанием о христианах в биографии Нерона (Nero, 17) (11, с. 309-313]. Во вступительной статье к этому же изданию Е.М. Штаерман отметила, что на основании свидетельств (Claud., 25 и Nero, 17) можно сделать выводы об отношении Светония к религиозным культам, не признанным государством [12, с. 225]. Таким образом, на первый план выступает вопрос не о принадлежности отрывов Светонию, а проблема интерпретации свидетельств внутри текста.

В ряду источниковедческих исследований, затрагивавших проблему интерполяции, нужно отметить работы А.С. Крюкова, занимавшегося изучением произведения Тацита «Анналы». В своей работе «Летопись I века» ученый обращает внимание на источники, используемые Тацитом при написании произведения. Как считает исследователь, Тацит расширил круг источников, и наряду с трудами предшественников, сообщениями сенатских протоколов, использовал устную традицию - слухи, благодаря которым и появилась информация о множестве уличенных в исповедании христианства [13, с. 115]. Рассуждая о достоверности устной традиции, ученый указывает на большую вероятность совпадения ее с исторической действительностью. Основная причина обращения Тацита к устным сообщениям коренилась, по мнению А.С. Крюкова, в недоверии историка к официальной информации, авторитет которой со временем все больше снижался [14, с. 145].

Как мы уже отмечали, изучение подлинности свидетельств античных авторов об Иисусе Христе и христианах в отечественной историографии тесно связывалось с проблемой историчности Иисуса Христа. В новейшей отечественной историографии имеется одна работа, целиком посвященная этой проблеме. Это работа Б. Г. Деревенского, собравшего все исторические свидетельства об Иисусе Христе в произведениях античных и средневековых авторов. Данный труд характеризуется тем, что исследователь приводит

комментарии, основанные не только на анализе источников, но и на использовании важнейших работ зарубежных ученых. Рассматривая свидетельства нехристианских авторов I в., Б.Г. Деревенский отмечает, что произведения Светония и Плиния Младшего не содержат интерполяции. В произведении Иосифа Флавия «Иудейские древности» и в «Анналах» у Тацита возможность интерполяции сохраняется.

Комментируя содержание арабской рукописи Агапия, он, вслед за израильским ученым Ш. Пинесом, отмечает, что данная рукопись содержит интерполяцию. Наличие некоторых неточностей в заглавии рукописи позволяет, по мнению исследователя, полагать, что Агапий при написании своей хроники использовал не латинские и греческие оригиналы рукописей Флавия, Евсевия, Орозия, а их позднейшие копии, содержащие искажения. Отсутствием спорной информации об Иисусе Христе как о Мессии мы обязаны мусульманскому переписчику, который изменил цитату у Агапия в соответствии со своими убеждениями [15, с. 126].

Исследуя римские источники, Б.Г. Деревенский показывает, что «теория интерполяции» не потеряла своей актуальности. При изучении сообщения Тацита о христианах в настоящее время спорной является не информация «о великом множестве уличенных», а сообщение о том, что Понтий Пилат был прокуратором Иудеи. В середине XX в. в Кесарии была найдена надпись, в соответствии с которой Пилат занимал должность префекта. Неточность в передании титулатуры не могла иметь место у Тацита, поэтому наиболее справедливо признать данное место интерполяцией христианского переписчика. Немаловажным, по мнению исследователя, является тот факт, что повествование о Понтии Пилате сходно с христианским символом веры: «Верую... в

Господа Иисуса Христа..., распятого за нас при Понтии Пилате...» [15, с. 151].

Характерной особенностью церковной историографии является тот факт, что ее представители стремятся к реабилитации исторических источников [16, с. 248; 17, с. 22; 18, с. 18]. В работах А. Меня, А. Бобринского мы сталкиваемся с опровержением «теории интерполяции». Их аргументация зачастую напоминает выводы «мифологистов», поскольку основана не на источниковедческих изысканиях, а в большей мере на субъективных впечатлениях.

Таким образом, «теория интерполяции» в современной отечественной историографии претерпела значительные изменения. В настоящее время можно говорить о частичной интерполяции в произведении Иосифа Флавия и ставить вопрос о возможной интерполяции у Тацита. Подобное обращение с историческими источниками стало возможным благодаря изменению общей научной парадигмы изучения раннехристианской истории. В настоящее время еще трудно сформулировать окончательные черты данной парадигмы, однако некоторые новые составляющие можно определить так: произошло расширение источниковой базы как вследствие археологических открытий, так и за счет привлечения евангельской и апокрифической литературы. Современные исследователи признают, что реконструкция источника должна опираться не только на новейшие методики источниковедения, но и на анализ чувств и мыслей представителей той эпохи, в которой возникли источники. На процесс изучения источников оказывает влияние и внешний фактор - расширение научных связей между учеными разных стран. Благодаря данным факторам отечественная историография пополняется новыми, интересными исследованиями.

Литература

1. Крывылев И.А. Иисус Христос: Миф или действительность? М., 1987.

2. Шаляева Ю.В. Советская историография истории раннего христианства: Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1997.

3. Кубланов М.М. Иисус Христос - Бог, человек, миф? М., 1964.

4. Свенцицкая И.С. Источники по истории раннего христианства в работах А.Б. Рановича // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990.

5. Немировский А.И. Евангельский Иисус как человек и проповедник // Вопросы истории. 1990. №4.

6. Диатропов П.Д. Распространение христианства в Сев. Причерноморье. М., 1987.

7. Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным из Наг-Хамади: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1990.

8. Волошина И.Е. Распространение христианства в Малоазийских провинциях Римской империи: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1993.

9. Свенцицкая И.С. Женщина в раннем христианстве // Женщина в античном мире. М., 1995.

10. Пастернак А.В. Служение женщин в раннехристианской церкви // Античность и Средневековье Европы. Пермь, 1996.

11. Гаспаров М.Л. Примечания '// Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1992.

12. Штаерман Е.М. Светоний и его время // Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1992.

13. Крюков А.С. Летопись I века. Воронеж, 1997.

14. Крюков А.С. Устная традиция в «Анналах» Тацита // Вестник древней истории. 1997. №1.

15. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1998.

16. Мень А. История религии. Т. 7. М., 1997.

17. Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства. М., 1995.

18. Марциновский В.Ф. Достоверно ли Евангелие? М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.