Научная статья на тему 'О методологических проблемах современного университетского образования'

О методологических проблемах современного университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Налетова Ирина Владимировна, Слетков Игорь Алексеевич

The article looks at some of the most topical problems of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME METHODOLOGICAL ISSUES OF MODERN UNIVERSITY EDUCATION

The article looks at some of the most topical problems of higher education.

Текст научной работы на тему «О методологических проблемах современного университетского образования»

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Налетова, И.А. Слетков

Naletova I.V. & Sletkov I.A. On some methodological issues of modem university education. The article looks at some of the most topical problems of higher education.

Университет как высшее учебное заведение существует уже более восьми веков. Его значение для общества трудно переоценить. Почти всегда университеты были авангардом общественно-культурного прогресса, отражением меры цивилизованности народа, уровня его государственности.

Причин для возникновения первых университетов было несколько, но все они отвечали социально-экономическим и духовным потребностям общества. Университет выражает дух той эпохи, в которой он существует, поэтому каждый этап развития университетского образования связан с особым этапом развития общества, с определенной концепцией человека. Возникнув в эпоху средневековья, университет воплощал в себе все высшие достижения средневековой культуры. Позднее идеи Возрождения и Гуманизма оказали влияние на развитие университетов в Новое время. Важным этапом для развития университетского образования стал рубеж XVIII и XIX веков, связанный с деятельностью таких реформаторов, как кардинал Джон Ньюмен в Англии и Вильгельм фон Гумбольдт в Германии. Их идеи оказали влияние на формирование идеальной модели университета.

Первым университетом нового образца стал Берлинский университет, открывшийся в 1810 году. Его открытие состоялось благодаря реформам в области среднего и высшего образования, вдохновителем которых был Гумбольдт. Свои реформы немецкий ученый и политический деятель строил на основе четырех принципов: духа протестантизма, идеи самобытности, представления о нравственности и гуманной миссии университета.

В основу новой модели университета были положены три принципа. Первый состоял в отрицании примитивного утилитарного взгляда на образование, когда знания ценятся лишь с практической точки зрения. Второй - предостерегал от засилия опытной (эмпирической) науки, которое противодей-

ствовало фундаментальному теоретическому познанию. Наконец, третий, и главный, принцип утверждал господство гуманитарного образования, без которого не может быть образованной личности [1]. По мнению Альфреда Вебера, девизом любого университета. проникнутого духом Гумбольдта, стала фраза: «Высшее счастье детей земли - личность». Ученый считал, что с этого времени университет, предоставив человеку возможность свободного формирования с определенными ограничениями, «мог посвятить свои усилия полному раскрытию личности» [2].

Развитие общества предъявляет свои требования и к развитию университетов. Если гумбольдтовский университет был небольшим образованием, где между преподавателем и студентом существовала непосредственная связь не только в рамках изучаемого предмета, но и на личностном уровне, то сегодня все изменилось. В эпоху массового общества университет становится массовой организацией1. Кроме университетов возникают альтернативные формы высшей школы, но ведущая роль по-прежнему остается за Aima Mater. В развитых странах университеты являются основным типом высшего учебного заведения, в которых обучается большая часть студентов: в Западной Европе и Японии - более 80 процентов, в США - более 60 процентов. Они считаются вершиной образовательной лестницы и единственным учебным заведением, способным дать обществу высококвалифицированных специалистов [4].

Развитые страны мира, по подсчетам ученых, на один доллар, вложенный в систему высшего образования, получают 6 долларов прибыли, а за счет высшего образования -до 30 процентов национального дохода. Не

1 В современной западной социологии распространен подход, согласно которому университет рассматривается как объект социологии организаций. При таком подходе любой вуз может являться организацией по производству услуг, состоящей из автономных элементов - факультетов, кафедр, лабораторий [3].

случайно в США стала крылатой фраза: «Американские университеты богаты не потому, что богата Америка. Это Америка богата, потому что богаты наши университеты» [5].

Мировой кризис образования не обошел и стены университетов. Развитие рыночных отношений все больше влияет на их финансирование, рост конкуренции как в самих университетах, так и между разными учебными заведениями, облик студенчества и профессорско-преподавательского состава. Старинное учебное заведение с прочными традициями, относительно небольшим числом студентов, значительной автономией и самоуправлением отходят в прошлое. Эта классическая оксбриджская модель университета постепенно заменяется новой, в которой ведущую роль уже играет не профессура, а профессиональные менеджеры. В переходный период к информационному (постиндустриальному) обществу главной задачей университетов становится осуществление коммуникации, для чего он должен стать источником содержательной информации.

Процесс реформирования высшего образования характерен для всех развитых стран мира. В 1997 году в Палермо состоялась конференция на тему: «Европейская программа изменений в высшем образовании в XXI веке». В ней приняли участие ректоры вузов и представители государственных структур 35 европейских стран. На конференции отмечались как достижения, так и недостатки высшего образования в Европе. Было признано необходимым развивать диверсификацию направлений учебы и образовательных программ высшей школы, ориентироваться в педагогической и исследовательской работе на специфические особенности той или иной страны, особое внимание уделять социальным, экологическим и культурологическим проблемам |4, с. 128].

В начальный период перехода к рыночным отношениям престиж высшего образования в России заметно упал. Эта тенденция сохранялась вплоть до 1996-1997 годов, но в последние два-три года ситуация начинает меняться. Высшее образование опять становится одной из главных жизненных ценностей молодежи. Растет конкурс как в государственные, так и негосударственные вузы. Высшее образование, можно сказать, становится модным и престижным, является атрибутом «нового русского». Иногда ситуация выглядит просто комичной: высшее образо-

вание требуют даже у сторожа на платной стоянке или у продавца в торговой палатке. Но не только это привело к повышению престижа высшего образования. Есть и другие причины: стремление повысить уровень

культуры, духовности, что положительно скажется на социально-экономическом и духовном развитии России в будущем веке.

Современные российские университеты находятся в критическом состоянии, как и вся система образования в целом. Реформирование высшего образования идет медленно, часто в программах реформ отрицается все положительное, что было достигнуто в годы Советской власти. В то время, как за рубежом, а в особенности в США, изучают «русские методы в образовании», мы пытаемся перестроить наши школы и вузы по западному образцу.

Высшее образование в России формировалось в условиях сверхцентрализованной государственной власти - империи. Все типы и виды учебных заведений были созданы по инициативе государства и на средства государства, которое было единственным источником инициатив в области образования, как светского, так и духовного. Подход к решению проблем образования определялся политическим и экономическим строем российского общества [6]. Аналогичные тенденции сохранялись и при Советской власти. Централизованная система советского образования полностью контролировалась партией и государством, которые определяли учебные планы, нагрузку преподавателей, количество часов и так далее.

Но и российская, и советская система высшего образования имели ряд несомненных достоинств. Высшее образование носило фундаментальный характер, который привел к революционному развитию техники, экономики, науки. Оно было действительно доступным. При определенной подготовке в любой вуз мог поступить ребенок как партийного руководителя, так и рабочего. На стипендию, хоть и с трудом, можно было прожить. Существовала разработанная система издания базовых учебников, тогда как сейчас редко можно встретить учебник, особенно по гуманитарным дисциплинам, полностью удовлетворяющий требованиям госстандарта.

Университет и вообще высшее образование как институт формирования творческой современной личности, воспроизводства и развития знаний не имеет себе равных. По-

этому развитие университетского образования нельзя рассматривать только с точки зрения потребностей современного кризисного состояния России. Сегодня мы должны говорить о концепциях развития высшего образования по критериям XXI века. Как бы мы не относились к нашей системе образования и к высшему образованию в частности, мы не можем умалять ее достоинств.

По количеству студентов высшая школа России продолжает оставаться второй по мощности системой высшего образования в мире после США (хотя не надо забывать и того факта, что по удельной численности студентов на 10 тысяч населения мы проигрываем почти всем развитым странам). По национальным критериям российская высшая школа удовлетворяет полностью все запросы существующей экономики и 57 процентов спроса населения на высшее образование. Она является одной из немногих систем образования в мире, способной обеспечивать подготовку специалистов по всему спектру современных направлений и специальностей. Она представляет сегодня одну из самых конкурентоспособных систем высшего образования в мире в силу достаточно высокого качества подготовки специалистов при минимальной оплате труда преподавателей и резком сокращении расходов на высшую школу [7].

Главной проблемой современного высшего образования России является проблема финансирования. На сегодняшний день оно составляет 37 процентов от необходимого уровня. Причем запланированные 0,34-0,3 процента от ВНП реализуются только на 75-78 процентов, тогда как по минимуму необходимо хотя бы 1,05 процента. В то время как США, Германия, Франция, Англия, Япония постоянно увеличивают расходы на содержание высшего образования, в России эти показатели постоянно сокращаются. Реально объем финансирования российской высшей школы в 9 раз меньше американской и японской.

Цели и задачи высшей школы в условиях рыночных отношений были определены в законе о «Высшем и послевузовском профессиональном образовании», вышедшем в августе 1996 года. Согласно этому закону, в Российской Федерации сегодня действуют три вида высших учебных заведений: университет, академия, институт. Соответствующий статус вуза определяется в зависи-

мости от его вида, организационно-правовой формы и других обстоятельств [8]. На период 1996/1997 учебного года в России было 573 учебных заведения, из них 236 университетов, 179 академий, 139 институтов. 57,8 процента специалистов, то есть больше половины, выпускается из стен университетов [9].

Отличительной чертой современного высшего образования стал рост числа университетов и академий. Чем можно объяснить такую тенденцию? Причин несколько. С одной стороны, это обусловливается фактически сложившимися университетскими и академическими видами существующих вузов, а также стремлением повысить свой престиж на рынке образовательных услуг. Число университетов увеличивается за счет переименования в них целого ряда ведущих институтов разнообразного профиля: педагогического, гуманитарного, технического, аграрного и так далее. Такая тенденция характерна и для нашего города, где в 1994-1995 годах появились два университета: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина на базе Тамбовских институтов: педагогического и культуры и Тамбовский государственный технический университет на базе института химического машиностроения.

Сегодня растет число и негосударственных высших учебных заведений. Если в 1994 году их было 157, то к 1997 году стало 244, и их количество постоянно возрастает. Они проявили достаточную мобильность в открытии новых специальностей и специализаций. Большинство коммерческих высших учебных заведений обучают студентов по наиболее популярным среди молодежи специальностям: финансист, менеджер, юрист, маркетолог и так далее. Часто обучение в таких вузах довольно дорого и позволить себе его получение может не каждый молодой человек.

Самыми распространенными остаются государственные университеты, академии, институты. Объектом нашего исследования являются университеты, поэтому попытаемся выявить основные тенденции развития университетского образования на современном этапе. Группа преподавателей МГУ, во главе с ректором В.А. Садовничим, считают, что университетское образование должно быть направлено на развитие творческой составляющей формирующейся личности, которая могла бы ставить и решать вопросы развития

будущих технологий. Университетское образование - это удавшаяся попытка освобождения мысли, позволяющая увеличить не только объем знаний, но и углублять ранее познанное, более основательно проникать в суть явлений и процессов. Университетскому образованию должны быть присущи внутренняя гармоничность, соразмерная выве-ренность макроструктуры, содержательная взвешенность разнообразных фундаментальных наук. Таким образом, университетское образование - «это не только знания, но и постоянная тяга к их активному получению, и нарастающее умение их находить, извлекать и творить» [10].

Еще у истоков европейских университетов лежат две противоположные тенденции: одна - нацеленность на получение и тиражирование знаний; другая - стремление получить практическую высококлассную профессиональную подготовку [1, с. 9]. Эти две тенденции сохраняются и в организации высшего образования современной России: существуют классические университеты, делающие упор на духовное развитие личности, ее творческих способностей, и технические университеты, подготавливающие хороших практиков для страны. Количество классических университетов в последнее время увеличилось более чем в два раза с 40 в 1985 году до 81 в 1996 [9]. Система технического университетского образования России объединяет сегодня 103 технических университета, на дневных отделениях которых обучаются более 330 тысяч студентов [11].

Не только классическое, но и техническое университетское образование на заре нового века проникнуто духом гуманизации, стремлением развить творческие возможности студентов, возвысить их духовный уровень. Для российского высшего технического образования это является традицией - во время становления технического образования в России был принят совершенно правильный курс опоры на классические университеты, на развитие собственных научных школ по фундаментальным наукам при поддержке университетов.

Современные выпускники высшей школы должны получить инвариативное образование, которое необходимо в новых социально-экономических условиях, требующих быстрого реагирования на вновь появляющиеся технологии, новые рынки, новые запросы общества. Сегодня на рынке интеллектуаль-

ного труда конкуренцию выдерживают профессионалы, качество образования которых обеспечивает им гибкую профессиональную мобильность. Это привело к необходимости изменения структуры высшего образования, его целей и задач, концепций, политики и стратегии развития.

В таких условиях и в мире, и в России происходит стирание граней между классическим и техническим образованием, сближение классических и технических университетов. Особенно это касается таких направлений подготовки, как информатика, лазерная технология, экология, психология, экономика, социология, политология, культурология и другие. Обобщенно этот процесс сближения можно охарактеризовать так: в технических университетах усиливается фундаментальная подготовка выпускников, а в классических - практическая, чтобы выпускник классического университета мог завершить некоторые свои фундаментальные исследования созданием реального продукта [11, с. 192-193].

Такому сближению классического и технического направлений в высшем образовании способствует, на наш взгляд, гуманизация и гуманитаризация университетского образования, которые ведут к духовному развитию личности, формированию ее творческих способностей.

Проблемам гуманизации высшего образования, повышению уровня нравственного образования много внимания уделяют не только в России, но и за рубежом [12-14]. В изданной ЮНЕСКО книге «Содержание образования. Мировые перспективы развития от наших дней до 2000 года» говорится, что «образование должно быть прежде всего фактором развития сознания... Мы имеем в виду прежде всего осознание моральных, духовных, эстетических ценностей, составляющих цели существования человека, и для которых наука и технология должны быть лишь средствами. В числе этих ценностей -достоинство человека, любовь к ближнему, гармония с природой, то есть ценности, которые, несмотря на их древность, способны возрождаться и обновляться в каждую новую эпоху» [4, с. 159].

Гуманизация образования означает создание благоприятных возможностей для самовыражения и развития личности как студента, так и педагога, реализации их познавательных запросов и духовных потребно-

стей, профессионального роста и приобщения к общечеловеческим ценностям культуры. Гуманизация образования способствует формированию уважительного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, ответственности перед обществом. Гуманитаризация образования обеспечивает освоение достижений общечеловеческой культуры, синтез всех учебных дисциплин, превращение социокультурных ценностей из предметов изучения в содержательную основу образования и жизнедеятельности. Тем самым преодолевается синдром технократизма, изолированность гуманитарной и технической культур, формируются представления, умения и навыки современного мышления, основанного на ценностном видении картины мира. Вместо знания и миросозерцания, зауженного рамками одной парадигмы, в учебный процесс включаются знания, отражающие состояние общегуманитарных наук, которое представлено различными научными школами, направлениями и концепциями. Гуманитаризация, таким образом, - это не просто увеличение числа дисциплин социально-гуманитарного профиля, а изменение внутренних ориентиров образования, органическое включение в него гуманистических ценностей, учитывающих устремления современного человека.

Гуманитарная направленность знаний способствует овладению людьми наборами общечеловеческих технологий: межличностным общением, упреждением и преодолением конфликтных ситуаций, формированием нравственности и так далее. Как считают многие исследователи управленческих отношений, немало трудностей в общественной жизни обусловлено прежде всего низким уровнем гуманитарно-технологической подготовки руководителей и специалистов. Отсюда и неэффективность многих их усилий. Хозяйственные руководители нередко реализуют свои способности на 30-70 процентов, при этом чем хуже их гуманитарная подготовка, тем ниже деловые качества. Улучшение гуманитарной подготовки ведет к повышению производительности труда на промышленных предприятиях на 25-30 процентов, а в отдельных случаях - на 40-60. При этом, говоря о гуманитарной образованности, мы связываем ее не только с освоением какого-либо объема гуманитарных знаний, но прежде всего с систематическим упражнением интеллекта управленца, с технологи-

зацией его гуманитарного знания, позволяющей ему завоевывать доверие людей, вне которого он недееспособен как руководитель.

Понимаемое таким образом гуманитарное образование способствует эмоциональной полифоничности людей, благодаря чему они становятся более открытыми для разнообразной информации. В гуманитарном образовании концентрируется духовность человека, характерными чертами которой становятся возвышенность мыслей, желаний и благородная мотивация поступков. Такое образование облегчает освоение любой профессии, особенно той, что связана с людьми, общением с ними. Оно выполняет не только обучающую функцию, но и служит источником совершенствования и гармонизации социума, приобретая ноосферно-глобальное содержание [15].

Каждый университет представляет собой единство общего, особенного и индивидуального. Нагляднее всего это проявляется в современной социокультурной ситуации, когда каждое учебное заведение может влиять на учебный процесс, опираясь на традиции мировой и российской систем образования. Сейчас появляются возможности самим составлять планы и учебные программы на основе госстандарта, разрабатывать авторские курсы, выбирать дисциплины по выбору. Происходит деидеологизация системы образования, студенту предлагаются выводы всех существующих научных парадигм с тем, чтобы он смог сопоставить разные точки зрения и выбрать для себя наиболее близкую. В последнее время расширился ряд специальностей, растут связи между разными российскими университетами, а также между российскими и зарубежными высшими учебными заведениями.

Гуманитарное образование позволяет создать представления о морали и воспитать чувство долга. Один из лидеров американской высшей школы Дерек Бок не стесняется ставить знак равенства между проблемами «безопасность» и «гуманитаризация». В своей книге «Университеты и будущее Америки», конструируя новую программу гуманитарного образования, он считает, что традиционных учебных курсов по гуманитарным дисциплинам явно недостаточно. «От традиционных курсов гуманитарных наук не стоит ждать слишком многого. Ни изучение классики, ни занятия историей еще не дают студентам той остроты восприятия, которая

могла бы <...> наставить студентов на путь истинный» [12, с. 80]. В то же время, изучая проблемы, которые постоянно возникают в личной и профессиональной жизни, студенты становятся более восприимчивы к тому, что при других обстоятельствах они могли просто проигнорировать. Обучаясь строгому анализу нравственных вопросов, студенты поймут, что многие из этих проблем имеют ясные решения, в основе которых лежат общечеловеческие ценности.

Этот принцип может быть «взят на вооружение» и нашими преподавателями. Как показало исследование, проведенное два года назад среди студентов нашего университета, более 80 процентов из них не видят идеала для подражания ни в ряду исторических личностей, ни среди политиков или актеров. Зато многие случаи из жизни, произошедшие с самими студентами, с их друзьями и близкими, заставили их задуматься о смысле жизни, о соотношении добра и зла, о нравственности и духовном развитии. Гуманитарная направленность обучения должна дать студентам основу для правильного решения этих и аналогичных вопросов, возникающих в жизни каждого студента.

Приведем пример. В программе гуманитарного цикла Массачусетского университета (к слову сказать, технического университета) сформулированы следующие цели гуманитарной подготовки:

1) умение осуществлять коммуникативную связь устно и письменно;

2) знание различных культур как прошлого, так и настоящего и того, как они влияют друг на друга;

3) представления о понятиях, идеях и системах мышления, лежащих в основе человеческой деятельности;

4) понимание экономических, социальных и политических основ общества;

5) умение почувствовать способы коммуникации и самовыражения в искусстве.

6) умение определять связи науки, техники и потребностей общества.

Перед нами лаконично и рационально выстроенная система целей гуманитарного образования в техническом вузе с предельным пониманием результатов, которых оно должно достигнуть [16].

В круг гуманитарных дисциплин зарубежных университетов входит изучение родного и иностранного языка (причем иностранных языков изучается несколько, 3-4

по выбору студента, например, по окончании Свободного университета Амстердама студент свободно владеет четырьмя иностранными языками), родной истории и литературы, литературы на иностранных языках (по выбору в переводе или в подлиннике), изящных искусств (живописи, графики, музыки, театра), истории, религии, философии, антропологии, психологии, социологии, политологии, экономики и так далее.

Расширяется спектр преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в российских университетах в целом, и в нашем университете в частности. В расписании появляются такие названия предметов, как социальная экология, валео-логия, социальная и культурная антропология, психология общения, социология личности и так далее. К сожалению, эти дисциплины преподаются только малому количеству студентов, тогда, когда они связаны с их специализацией. На наш взгляд, в стенах университета необходимо осуществить систему факультативов, кружков, лекториев, которые способствовали бы творческому развитию как студентов, так и преподавателей. Система авторских курсов и свободы выбора студентом преподавателя повысит конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава, побудит педагогов к поискам новых методов преподавания. Трудность введения такой методики заключается в том, что не все преподаватели могут читать свой курс творчески, и не каждый студент готов воспринять такой курс. Преподавателям зачастую мешают давно усвоенные идеологические догмы и стереотипы, а студентам - отсутствие должной гуманитарной подготовки.

Как показывают исследования социологической лаборатории, преподавание не всех гуманитарных дисциплин устраивает студентов, в библиотеках полностью отсутствуют или минимально представлены новые учебники, нет информационно-технической базы. Решение этих проблем зависит как от администрации, так и от самих преподавателей. А без этого вряд ли можно подготовить специалиста, который будет успешно работать в новом веке, в новом постиндустриальном обществе.

1. Захаров II.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культу ре. М., 1994. С. 52.

2. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. С.-Пб., 1999. С. 356.

3. Смоленцева А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт) // Социологические исследования. 1999. № 6.

4. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999. С. 109.

5. Щетинин В.П., Хроменков НА., Рябушкин КС. Экономика образования. М., 1998. С. 280.

6. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. М., 1995. С. 260.

7. Белых О.В., Мацунага Ю. Высшая школа: состояние и прогноз развития по национальным и мировым критериям // Человек и общество: тенденции социальных изменений. Вып. 2. Ч. 2. Акмеология образования. С.-Пб, 1998. С. 22.

8. Российская газета. 1996. 29 авг. С. 4.

9. Высшее образование в России: 1997. Краткий статистический сборник / ЦИСН. М.. 1997. С. 17-18.

10. Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование: вызов времени и выбор университетов // Философия образования. М., 1996. С. 106.

11. Федоров II.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование. М., 1998. С. 188.

12. Бок Д. Университеты и будущее Америки. М., 1993.

13. Lauer О. Integral humanism. Thought, 1982.

14. Silberman Ch. Crisis in the Classroom. N.Y., 1971.

15. Налепюва И.В. Социокультурные основы духовности: история и современность. Тамбов, 1999. С. 84-86.

16. Панкова Л.И. Модели преподавания гуманитарных наук в современных университетах // Философия образования. М., 1996. С. 205.

ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ: К ВОПРОСУ О ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ

М.Г. Белофост

Belofost M.G. Significant values: On the individual’s spiritual revival. The article discusses the role of spiritual values in Russia’s revival.

Конец XX века в истории России предстает временем глобальных изменений, главным из которых, по нашему мнению, является переориентация общественных ценностей, что нашло отражение, прежде всего, в содержании системы образования. Анализ программных документов, указов, концепций, теоретических разработок и опыт инновационной работы педагогов-новаторов дают понимание необходимости гуманизации и гуманитаризации как системы образования, так и общественных отношений в целом. Мы, наконец, осознали роль и степень значимости этих направлений в событиях, которые происходят в современном обществе. Осознали, но еще не превратили в необходимость. Неумолимые факты свидетельствуют, что наше общество находится в тисках глубочайшего, всеобъемлющего кризиса, истоки которого, на наш взгляд, следует искать в кризисе личности, кризисе нашего самосознания. '

Следует признать, что современный кризис - это, прежде всего, кризис духовный. Не случайно, анализируя суть происходящего в нашей стране, Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, отметил, что только этим кризисом и можно объяснить гло-

бальность бед, в которые оказалось повергнутым наше общество [1].

Наличие нравственного кризиса прослеживается практически во всех областях общественной жизни России. Так, если ранее российская политика была политикой принципов, то сегодня - это политика интересов корпораций, политических партий и отдельных личностей. Для подтверждения этого не требуется каких-то особых доказательств, достаточно проанализировать ход любой избирательной компании, когда обещания сыплются как из рога изобилия и напрочь забываются при достижении желаемых политических высот. Зададимся вопросом, что это? Плохая политика или низкий уровень нравственности? Скорее всего, и прежде всего это нравственность. И как не вспомнить здесь замечание поэта П. Шелли, что самая губительная ошибка, которая была сделана в мире, - это отделение политической науки от нравственности.

Эта же проблема характерна и для экономики России. Годы реформ показывают, что можно разработать несметное количество талантливых программ возрождения и развития страны, но, если стержнем трудово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.