НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ СПИСАНИЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ОБ ОТСРОЧКЕ ПЛАТЕЖЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ
В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженныйработник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Федеральный закон № 229-ФЗ) внесло значительные изменения в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в том числе в главы: 21 «Налог надобавленную стоимость», 22 «Акцизы», 25 «Налог на прибыль организаций» и др. Федеральный закон № 229-ФЗ вступил в силу 02.09.2010.
Важной составной частью нового закона является методология списания безнадежной задолженности, в частности, по ст. 59 НК РФ «Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание».
Основаниями для признания безнадежными в новой редакции ст. 59 НК РФ являются: • ликвидация организации и недостаточность имущества или невозможность погашения недоимки или задолженности по пеням и штрафам в пределах и в порядке, установленном законодательством РФ;
• признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
• истечение установленного срока взыскания и отказ суда в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании недоимки;
• смерть физического лица и невозможность взыскания налога на имущество, транспортного и земельного налога в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе при переходе наследства в собственность РФ.
По новому закону принятие решения в признании недоимки или задолженности по пеням и штрафам осуществляется:
• налоговыми органами по месту нахождения организации или месту жительства физического лица в случаях ликвидации организации, признания банкротом индивидуального предпринимателя, смерти физического лица;
• налоговыми органами по месту учета налогоплательщика в случаях судебного решения (акта) об утрате налоговыми органами права на взыскание в связи с истечением срока взыскания по законодательству;
• таможенными органами, уполномоченными к взысканию недоимки или штрафов в связи
с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 59 НК РФ налоговая и таможенная службы России должны разработать и утвердить:
• порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию;
• перечень документов, подтверждающих факты признания безнадежной задолженности. Помимо сумм взыскания основной задолженности по недоимкам и штрафам новым законом предусмотрено списание задолженности по процентам, предусмотренным ст.61 — 68 гл. 9 НК РФ.
Статьей 8 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что недоимки и штрафы по недействующим организациям по состоянию на 01.01.2010 признаются безнадежными только в случаях, если организация:
• отвечает признакам недействующего юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
• не находится в процедуре банкротства;
• судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности по недоимкам и штрафам.
Разъяснения, данные в Федеральном законе № 229, позволяют упорядочить порядок взимания недоимок и штрафов в условиях нестабильности экономической ситуации.
Другим важным аспектом нового закона является четкое определение оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов организациями и физическими лицами.
Федеральным законом № 229-ФЗ внесены поправки в формулировки оснований, сформулированных НК РФ (п. 2 ст. 64). Если раньше основанием для отсрочки или рассрочки по уплате налогов была задержка финансирования из бюджета или задержка оплаты работы (заказа), выполненной физическим лицом, то теперь такими основаниями являются (подп. 2 п. 2ст. 64 НК РФ):
• несвоевременное предоставление бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств;
• несвоевременное доведение или недоведение до получателя предельных объемов финансирования расходов в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязательств по уплате налогов;
• несвоевременное перечисление или неперечисление из бюджета денежных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязательств по уплате налогов, в том числе денежных средств в счет оплаты выполненных работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд. Однако, как сказано в новом законе, не является основанием для отсрочки или рассрочки по налогам угроза возникновения банкротства в случае решения арбитражного суда о мировом соглашении либо в случае утверждения графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (подп. 3 п. 2ст. 64 НК РФ).
В новом законе ст. 64 НК РФ дополнена п. 2.1., в соответствии с которым при наличии оснований для отсрочки (кроме отсутствия бюджетного финансирования) отсрочка может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, а физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества (кроме имущества, на которое не может быть обращено взыскание по законодательству РФ).
В соответствии с новым законом организация может получить инвестиционный налоговый кредит при наличии оснований, определенных п. 1 ст. 67 НК РФ. При этом обращается особое внимание на инвестиционный налоговый кредит на осуществление внедренческой или инновационной деятельности, на выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, выполнение государственного оборонного заказа. В этих случаях размер кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией (подп. 1 п. 2 ст. 67 НКРФ).
Ранее инвестиционный налоговый кредит выдавался в размере 30 % стоимости произведенных работ по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР).
Для получения инвестиционного налогового кредита организация должна подать заявление и принять на себя обязательства об уплате процентов на сумму задолженности. Одновременно организация может подать заявление об отсрочке и рассрочке по уплате налога.
Так, если организация получает инвестиционный налоговый кредит под залог имущества, то заключается договор о залоге имущества в порядке, установленном п. бет. 73 НК РФ.
Новым законом определены условия нарушения обязательств по договору о предоставлении инвестиционного налогового кредита. В этом
случае организация должна уплатить всю сумму налога и проценты на эту сумму не позднее трех месяцев со дня расторжения договора. Проценты по договору начисляются за каждый календарный день действия договора, исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России. Порядок взыскания процентов установлен п. 10 ст. 68 НК РФ, введенным новым законом.
Таким образом, принятие Федерального закона № 229 позволяет упорядочить налоговую систему и четко определить условия ликвидации и банкротства организаций, при которых осуществляется списание недоимок и задолженности по пеням и штрафам, безнадежным ко взысканию.
Важным нововведением является предоставление инвестиционного налогового кредита, необходимого в условиях осуществления инвестиционных проектов.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. О внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
4. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от26.10.2002 № 127-ФЗ.
5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
❖ ❖ ❖