Научная статья на тему 'Взыскание налоговых недоимок в Российской Федерации: понятие, механизм, направления совершенствования'

Взыскание налоговых недоимок в Российской Федерации: понятие, механизм, направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1822
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ НЕДОИМКА / НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жемчужникова Ирина Витальевна

Механизм взыскания налоговой задолженности является одной из важнейших составляющих налоговой системы, которая обеспечивает поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и представляет собой сложную структуру, функционирующую по определенным правилам. Налоговым законодательством предусмотрен целый ряд мер для работы с задолженностью налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax arrears collection in the Russian Federation: concept, mechanism, ways of improvement1“Audit company “LITA” LLC

Mechanism of tax arrears collection is one of the most important components of tax system which ensures tax and charges revenues into all-level budgets, and represents a complex structure functioning by particular rules. Tax legislation provides for a number of measures to deal with taxes payable by tax payers.

Текст научной работы на тему «Взыскание налоговых недоимок в Российской Федерации: понятие, механизм, направления совершенствования»

© 2012 г.

И. В. Жемчужникова

взыскание налоговых недоимок

в РОССИЙСКОЙ федерации: понятие,

механизм, направления совершенствования

Жемчужникова Ирина Витальевна - ООО «Аудиторская фирма ЛИТА»

(E-mail: gemchug1981@mail.ru)

Аннотация. Механизм взыскания налоговой задолженности является одной из важнейших составляющих налоговой системы, которая обеспечивает поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и представляет собой сложную структуру, функционирующую по определенным правилам. Налоговым законодательством предусмотрен целый ряд мер для работы с задолженностью налогоплательщиков.

Ключевые слова: налог, налоговая недоимка, налоговая задолженность.

Основой определения понятия и экономико-правового содержания недоимки являются собственно налоги . Их возникновение, в том или ином проявлении, несомненно, относится к древнейшим временам . Налог является той составляющей, которая сопутствует государству в его становлении, развитии и функционировании.

Анализ налоговых недоимок в историческом аспекте

Анализ исторических этапов формирования российской системы налогообложения показывает, что в зависимости от влияния общих народнохозяйственных условий и государственного строя значение налогов и их характер существенно менялись . Однако как бы не менялась сущность налогов, их экономические и финансовые конструкции, неотъемлемой частью понятия налогов остается понятие недоимки по обязательным платежам . Причины ее образования для каждой ступени развития общества различны, но все они уходят корнями в социальную, правовую и экономическую сферы общества .

Понятие и экономическое содержание налоговых недоимок

В законодательстве Российской Федерации существуют нормативные акты, посвященные вопросам взимания недоимок и возврата налогов, налоговой ответственности. Содержащиеся в них нормы применимы в отношении любого налога, они характеризуют выполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате всех налогов, в целом, и конкретных налогов, в частности .

Вступивший в действие НК РФ в статье 11 определяет понятие недоимки как сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок1.

Аналогичным образом указанное понятие определялось и определяется рядом иных законодательных актов, как действующих в настоящее время, так и уже утративших силу.

В попытке рассмотреть понятие «недоимка» и его экономическое содержание следует обратиться к мнению специалистов в области решения проблем недоимочности. Так, к примеру, один из исследователей проблем недоимочности А . С . Титов определяет недоимку как «сумму задолженности по тому или

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (в последней ред . ФЗ от 30 . 03. 2012 № 19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824 .

иному виду налога либо сбора, не поступившей в бюджет соответствующего уровня либо в государственный внебюджетный фонд. Недоимка является результатом противоправных действий налогопла-тельщика»2 .

К.Н.Лебедев рассматривает недоимку как основной структурный элемент кредиторской задолженности хозяйствующего субъекта, т е как задолженность организации перед бюджетом и социальными фондами

Известные специалисты в области налогов П. С . Яни и И.Н.Пастухов рассматривают недоимку как материальный ущерб от противоправных действий недобросовестных налогоплательщиков

Как видно, недоимка рассматривается в названных выше случаях в различных аспектах:

- имея в виду легальное определение, законодательно недоимка, как уже было сказано выше, определяется как сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

- с точки зрения отражения неуплаченных сумм налога в бухгалтерском балансе недоимщика, сумма недоимки является кредиторской задолженностью перед бюджетом Российской Федерации;

- при этом государством недоимка рассматривается еще и в качестве материального ущерба от действия (бездействия) налогоплательщика;

- в то же время недоимка в соответствии с действующим законодательством является и противоправным деянием, направленным на нарушение существующих правил поведения в налоговой сфере, поэтому, может быть определена еще и как правонарушение, вплоть до уголовного преступления. Вместе с тем, не всякая недоимка признается преступлением. Сопоставление приведенных определений позволяет сделать вывод о многогранности понятия «недоимка», которое в зависимости от оснований может иметь различные значения

Вместе с тем, такой подход к определению недоимки требует введения особой категории для обозначения всей суммы неуплаченных налогов, пеней и налоговых санкций . Как правило, для обозначения такой суммы используется понятие «задолженность» .

Под задолженностью принято понимать сумму невыполненного обязательства, непогашенного долга . Однако и понятие «задолженность» для обозначения невыполненных обязательств, связанных с уплатой налогов, применяется во многих значениях . Только в Налоговом кодексе Российской Федерации можно выделить, по меньшей мере, пять трактовок понятия «задолженность»:

- как понятие, равнозначное недоимке (в понимании налогового законодательства);

- как понятие, обозначающее недоимку и начисленные пени;

- как понятие, обозначающее недоимку и в отдельных случаях - часть пени;

- как понятие, обозначающее недоимку, начисленные пени и налоговые санкции;

- как понятие, обозначающее недоимку, отсрочки, рассрочки и инвестиционный налоговый кредит»3 .

Столь же неоднозначен подход к определению задолженности в научной литературе и статистических исследованиях . Так, например, Г. М . Бродский использует термин «задолженность» как применительно к недоимке, пеням и штрафам, так и применительно к собственно недоимке4 . З .А . Клюкович относит к задолженности, помимо недоимки, пеней и штрафов, отсроченные платежи5 .

Довольно интересным представляется подход Росстата, который определяет задолженность по налогам и сборам как сумму недоимки, отсроченных (рассроченных) налогов и сборов, а также приостановленных к взысканию платежей. Данная формулировка, в отличие от приведенных выше формулировок Налогового кодекса Российской Федерации и отдельных исследований, однозначно используется во всем тексте статистического сборника

Данная Росстатом формулировка базируется на понятии недоимки, полностью совпадающим с понятием недоимки, данным в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Понятие приостановленных к взысканию платежей Росстатом не дано, однако, как следует из сопоставления данных таблиц с данными ФНС России, под приостановленными к взысканию платежами подразумевается сумма недоимки, приостановленной к взысканию по решениям судов (в основном,

2 Титов А . С. Правовое регулирование взыскание недоимки // Диссертация канд . юрид . наук: 12. 00 .14 . М. - 2002. - С. 53-78.

3 Хурсевич С . Н. Подходы к определению понятия задолженности по обязательным платежам // Вопросы статистики. - 2005. - № 10 . - С. 68 - 84 .

4 Бродский Г. М . Право и экономика налогообложения // СПб . : Издательство СПбГУ. 2005. - С . 123 - 145.

5 Клюкович З . А . Налоги и налогообложение // Издательство Феникс . - 2009 . - С . 288 - 304 .

как обеспечительная мера при рассмотрении налоговых споров), а также приостановленной к взысканию в связи с мораторием на погашение требований кредиторов, наложенных при введении процедуры банкротства .

Таким образом, в формулировке задолженности, данной Росстатом, имеет место тавтология, когда в формулировке сначала упомянута недоимка целиком, а затем ее часть - недоимка, приостановленная к взысканию .

Понятие отсроченных (рассроченных) налогов и сборов Росстатом также не дано . Как следует из сопоставления данных, под отсроченными (рассроченными) платежами подразумевается сумма налогов, по которым предоставлены отсрочки, рассрочки, инвестиционный налоговый кредит, а также принято решение о реструктуризации задолженности .

Данный подход крайне неоднозначен. Предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с действующим законодательством влечет за собой изменение срока уплаты налога, следовательно, такие суммы не могут считаться недоимкой, так как отсутствует главный признак недоимки: неуплата в установленный законодательством срок в силу его переноса законодательно уполномоченными на это органами .

Предоставление права на реструктуризацию задолженности не влечет за собой изменения срока уплаты налога, а лишь налагает запрет на его взыскание налоговыми органами и на начисление пеней Поэтому реструктурированная задолженность, при буквальном прочтении понятия недоимки, является одной из составляющих последней.

Исходя из изложенного, формулировка понятия задолженности, данная Росстатом, нуждается в существенном уточнении .

По нашему мнению, понятие «задолженность» включает в себя недоимку, пени за просрочку налоговых платежей и штрафы за нарушение налогового законодательства .

Причины и основания возникновения налоговых недоимок

Анализ причин возникновения задолженностей по налогам дает возможность не только классифицировать причины возникновения и роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению . Эти меры, конечно, сами по себе не приведут к полной ликвидации налоговой задолженности, но в комплексе с другими действиями административного и экономического характера позволят предприятиям максимально снизить уровень неплатежей и впоследствии добиться их полной ликвидации .

Основанием возникновения налоговой задолженности является неуплата или несвоевременная уплата начисленных платежей по налогам и сборам в полном объеме и в установленный срок

Причинами возникновения недоимок выступают как субъективные, так и объективные факторы Субъективным факторам свойственны некоторые личные моменты, непосредственно связанные с налогоплательщиком (его налоговое сознание, чувство принадлежности к определенной социальной группе, налоговый менталитет, осознание справедливости налоговой системы, уровень образования)

Объективными факторами являются:

- социально-исторические и политические обстоятельства, среди которых выделяется несогласованность действий политического руководства;

- юридические и организационные: величина налогового бремени, способ налогообложения, профессиональная пригодность и организация налоговых органов, несовершенство законодательной базы и др

Экономические причины возникновения недоимки можно разделить на две группы: первая - системные причины, вызванные несостоятельностью и(или) общим нестабильным положением экономической системы в целом. На этом основании выделяются такие причины образования недоимок как неконкурентоспособное отечественной продукции и, как следствие, общий спад производства, высокая инфляция, монополистическое ценообразование, коррупция, отток денег заграницу. Вторая группа -технико-производственные причины, а именно причины, обусловленные спецификой осуществляемых хозяйственно-сбытовых операций, причины, относящиеся к отдельным хозяйственным единицам .

К общим причинам образования недоимок следует отнести нежелание уплачивать законно установленные налоги и сборы, уход, уклонение от налогообложения .

Сейчас от налогов уклоняются до 40% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей . Теневая экономика составляет 30% ВВП6, как следствие - массовое укрывательство личных доходов и

6 http://www. ттНп. ru/ru/press/speech/index . php?id4=15284 .

имущества от налогообложения, наличие на руках у населения, не доверяющего государству, 40-60 млрд. долл. , массированный отток капиталов заграницу.

Классификация налогоплательщиков-должников

Различия между налогоплательщиками, имеющими задолженность перед бюджетом, предопределены не только причинами ее возникновения, но и сроками существования, динамикой погашения, наличием собственных активов, которые могут быть использованы для урегулирования. Классификация организаций, имеющих задолженность по налогам, позволяет также выделить присущую каждой группе специфику и, соответственно, наиболее характерные методы, применяемые налоговыми органами при ее урегулировании

В отечественной литературе классифицируют должников по следующим категориям7:

1) крупные предприятия, имеющие наибольшие задолженности перед бюджетами;

2) предприятия-должники - заложники «перекосов» в экономике страны;

3) недоимщики - систематические нарушители налогового законодательства;

4) организации, чья деятельность после налоговых проверок фактически прекратилась;

5) «фирмы-однодневки» .

Федеральная налоговая служба России использует следующую классификацию налогоплательщиков-должников:

1-я категория - налогоплательщики, имеющие наиболее высокий уровень недоимки, который в совокупности составляет 70 % от общего объема недоимки по субъекту, и крупнейшие налогоплательщики региона;

2-я категория - платежеспособные налогоплательщики, систематически допускающие несвоевременную уплату текущих платежей (более двух раз в течение года);

3-я категория - остальные налогоплательщики.

В зависимости от указанного деления дальнейшие меры принудительного взыскания применялись в сроки, определенные для каждой из категорий

Для повышения эффективности работы по урегулированию задолженности можно классифицировать налогоплательщиков-должников следующим образом:

7 Мешков Р. А . О действенности механизма регулирования задолженности организаций // Все для бухгалтера. - 2008. - №11. - С. 236 - 275.

Вышеприведенная классификация обусловлена различным порядком исчисления налогов и возникновения обязанности по их уплате, причинами наличия задолженности, а также механизмом ее взыскания с указанных категорий плательщиков .

Механизм урегулирования и взыскания налоговых недоимок

Всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции РФ . Однако эта обязанность не всегда может быть исполнена налогоплательщиком в установленные сроки по причинам как зависящим, так и не зависящим от него . В результате у налогоплательщика формируется задолженность по уплате налогов и сборов, которая по сути может быть урегулирована одним из следующих способов:

- добровольное погашение недоимки;

- изменение срока уплаты налога и сбора;

- взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;

- взыскание недоимки за счет имущества;

- применение процедур банкротства;

- списание задолженности

Все названные способы применяются в соответствии с действующим законодательством Кроме того, законодательством предусмотрены и «смешанные» способы урегулирования задолженности, например ее реструктуризация, когда при условии погашения части задолженности оставшаяся ее часть списывается Вместе с тем не все перечисленные способы урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени Так, практически не использовался такой способ, как изменение срока уплаты налога и сбора

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок, осуществляемый в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита

Процедура взыскание задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств на счетах и имущества состоит из взаимосвязанных этапов (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 № 8229/10), состав которых зависит от категории должника: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; физических лиц

Порядок взыскания недоимки с организации ииндивидуального предпринимателя

1. Налоговый орган обнаружил недоимку

И

2. Налогоплательщику направляется требование об уплате налога

3. Требование об уплате налога доводиться до налогоплательщика

Не позднее трех месяц ев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ)

В течение 10 дней с даты вступления в силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п.2 ст. 70 НК РФ)

Передано руководителю организации лично под расписку

При невозможности вручить лично решение направляется по почте. Считается полученным по истечении 6 дней с даты отправки

Передается в электроном виде по телекоммуникационным каналам связи. Считается полученным с даты отправления организацией электронной квитанции о приеме

4. Если требование не исполнено в течение 8 дней (если более продолжительный период времени не указан в этом требовании) с даты его получения

5. В течение двух месяцев налоговый орган выносит решение о взыскании налога и сбора, штрафа и пеней и направляет поруче ние в банк на списание денег со счета (п.3 ст.46 НК РФ)

6. До принятия решения о взыскании налога может быть вынесено решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств

\7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Банк исполняет поручение

При взыскании с рублевого счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения документа

При взыскании с валютного счета не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения документа

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) производится взыскание за счет электронных денежных средств

8. На счетах налогоплательщика недостаточно денежных средств для погашения недоимки

9. В течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога и сбора, штрафа и пеней выносится решение о взыскании за счет прочего имущества (п.1 ст.47 НК РФ). По истечении указанного срока налоговый орган в течение еще одного года может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога

10. Постановление направляется судебному приставу-исполнителю (п.4 ст. 47 НК РФ)

11. Пристав обязан совершить исполнительные действия и исполнить требования налогового органа в двухмесячный срок с даты получения постановления.

12. Пристав обращает взыскание на имущество согласно последовательности, установленной НК РФ (п.5 ст. 47 РФ)

Обязанность по уплате недоимки исполнена со дня реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика

13. Если размер не исполненных должником требований достаточен для возбуждения производства по делу о банкротстве, принимается решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом

Если у организации или индивидуального предпринимателя есть недоимка по налогам и сборам, штрафам, пеням, налоговая инспекция взыскивает ее в принудительном порядке согласно п. п . 1, 10 ст. 46 НК РФ . До этого выполняется ряд предварительных условий .

В течение трех месяцев со дня выявления недоимки налоговая инспекция обязана направить организации требование об уплате по форме, утвержденной приказом ФНС России от 1 6.04.201 2 № ММВ-7-8/238.

Если требование составляется по результатам налоговой проверки, его следует направить в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего решения .

Требование об уплате налога может быть вручено одним из следующих способов:

- передано руководителю организации лично под расписку;

- направлено по почте заказным письмом;

- передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование об уплате направляется по почте, оно считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки заказного письма . Однако факт получения требования в этот срок налогоплательщик может оспорить в суде, в том числе по иску налоговой инспекции о взыскании недоимки по налогу

Порядок направления требования по телекоммуникационным каналам связи, а также электронные формы и форматы сопроводительных документов утверждены приказом ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700 Если требование направлено в виде электронного документа, оно считается полученным с даты отправления организацией электронной квитанции о приеме В этом случае требование на бумажном носителе налоговая инспекция не направляет Если инспекция не получит квитанцию о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено в общем порядке

Организация обязана исполнить требование об уплате налога (штрафа, пеней) в течение восьми рабочих дней после того, как оно было получено Инспекция вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки, который указывается непосредственно в требовании

Если в установленный срок недоимка не погашена, инспекция выносит решение о взыскании налога и сбора, штрафа и пеней во внесудебном порядке . Форма решения утверждена приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/238. На его подготовку инспекции дается два месяца со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога Если двухмесячный срок пропущен, инспекция может взыскать недоимку только через суд Срок, отпущенный законодательством для подачи искового заявления, составляет шесть месяцев со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога и сбора, штрафа и пеней. Однако суд может продлить этот срок, если налоговая инспекция пропустила его по уважительной причине . Решение о взыскании недоимки должно быть доведено до организации в течение шести дней после его принятия . Если решение направлено по почте, оно считается полученным через шесть дней после отправки заказного письма .

Если недоимка, размер которой соответствует критериям «крупный» или «особо крупный», не была уплачена в полном объеме, налоговая инспекция обязана сообщить об этом в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела. О том, что материалы будут переданы в органы внутренних дел в случае непогашения недоимки в срок, инспекция должна предупредить организацию в направляемом ей требовании

Решение о принудительном взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет. Инспекция должна направить в этот банк поручение на перечисление налога и сбора, штрафа и пеней в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего операционного дня. Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение будет помещено в картотеку неоплаченных расчетных документов . В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством .

При нехватке денег на рублевом банковском счете и наличии у организации валютного счета недоимка может быть взыскана за счет валютных средств . Для этого налоговая инспекция должна дать банку поручение на продажу валюты. Сумма недоимки, которая погашается за счет валютных средств, определяется по курсу Банка России на дату продажи валюты. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации.

Взыскивать недоимку за счет средств, размещенных на депозитном счете организации, до окончания срока депозитного договора налоговым инспекциям запрещено .

Если денежных средств на рублевых и валютных банковских счетах недостаточно, инспекция вправе обратить взыскание на электронные денежные средства организации . Для этого направляется в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручение на их перевод на счет налогоплательщика в банке . По аналогии со средствами на банковских счетах вначале взыскиваются электронные денежные средства в рублях, а в случае их нехватки - в иностранной валюте . Причем валютные денежные средства банк должен перевести на валютный счет организации, указанный в поручении инспекции . Если в поручении указан только рублевый счет, руководитель инспекции одновременно с поручением на перевод электронных денежных средств должен направить в банк поручение на продажу не позднее следующего дня валюты организации . Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Банк должен исполнить поручение по электронным денежным средствам в рублях не позднее одного операционного дня со дня получения поручения, а по средствам в валюте - не позднее двух операционных дней . Если электронных денежных средств для полного погашения недоимки все-таки недостаточно, банк будет исполнять поручение по мере получения электронных денежных средств организации-должника .

Если недоимка не погашена за счет денежных средств (в т. ч. электронных), инспекция может взыскать ее за счет прочего имущества организации.

Решение о взыскании за счет прочего имущества может быть принято в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога и сбора, штрафа и пеней. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога . Срок для подачи искового заявления составляет два года со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога и сбора, штрафа и пеней). Однако суд может продлить этот срок, если налоговая инспекция пропустила его по уважительной причине .

Взыскание недоимки за счет прочего имущества производится судебным приставом-исполнителем по решению и на основании постановления налоговой инспекции. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента)-организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание; имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений; готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и(или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве; сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств; имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Организация вправе указать на имущество, которое следует взыскать в первую очередь, однако окончательное решение об очередности взыскания принимает судебный пристав .

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, налоговая инспекция может:

- приостановить расходные операции по счетам организации;

- наложить арест на имущество организации .

Расходные операции приостанавливаются на основании решения, форма которого утверждена приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/238. Такое решение налоговая инспекция может составить лишь после того, как оформит решение о взыскании недоимки Расходные операции приостанавливаются в пределах суммы недоимки Если остаток на счете больше суммы задолженности, то разницу организация может использовать свободно Платежи первой, второй и третьей очереди не приостанавливаются

Арест имущества возможен только с санкции прокурора Наложение ареста производится на основании постановления налоговой инспекции и протокола, в котором приводится опись арестованного имущества После наложения ареста владение, пользование и распоряжение имуществом допускаются только под контролем налоговой инспекции. После того как недоимка будет погашена, налоговая инспекция вынесет постановление об отмене ареста имущества

Некоторые особенности имеет порядок взыскания недоимок и принятия обеспечительных мер (с учетом документооборота) по консолидированным группам налогоплательщиков .

Сначала требование об уплате налога и сбора, пеней и штрафа по консолидированной группе направляется ее ответственному участнику.

Решение о взыскании налога (пеней и штрафа) может быть принято как в отношении ответственного участника, так и в отношении остальных участников группы. По сравнению с общим сроком взыскания срок для взыскания недоимки с консолидированной группы увеличен. Он составляет шесть месяцев с даты погашения задолженности, указанной в требовании . При этом в первую очередь денежные средства взыскиваются с банковского счета ответственного участника. А если их недостаточно - последовательно (по усмотрению инспекции) со счетов других участников группы. Если часть задолженности была погашена одним из участников группы, общая сумма недоимки, подлежащая взысканию с остальных участников, уменьшается . При этом каждый участник группы может оспорить решение о взыскании, направленное в его адрес .

Решение о приостановлении операций по счетам в первую очередь принимается в отношении ответственного участника . А если денежных средств недостаточно - последовательно (по усмотрению инспекции) в отношении других участников группы.

Обращение взыскания на иное имущество участников консолидированной группы допускается, если для погашения задолженности недостаточно денежных средств на банковских счетах всех участников группы. При этом взыскание производится с соблюдением следующей очередности (подп. 2-6 п. 5 ст. 47 НК РФ):

наличные денежные средства (денежные средства в банках) ответственного участника; наличные денежные средства (денежные средства в банках) других участников; прочее имущество ответственного участника в последовательности; прочее имущество других участников группы в последовательности

Арест имущества применяется в той же очередности, что и при взыскании иного имущества Если размер не исполненных должником требований достаточен для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», тогда принимается решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом

Согласно общему порядку, изложенному в ст. 33 Закона № 127-ФЗ, заявление о признании организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб . и эти требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (если иное не предусмотрено Законом № 127-ФЗ). Причем для определения признаков банкротства размер задолженности по обязательным платежам учитывается без штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Налоговый орган вправе обращаться в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве только после того, как им приняты все меры, предусмотренные Налоговым кодексом, о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в принудительном порядке . В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, подаваемые в суд, должны быть подтверждены решениями налоговых органов о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в силу решением арбитражного суда (ст. 6 Закона № 127-ФЗ). При этом подавать заявление в суд налоговый орган обязан в порядке и сроки, установленные Постановлением № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» .

ШОГИ Н ФИиДиШ № 3/2012

со

Процесс банкротства осуществляется в связи с задолженностью по налогам

■Принимается решение не ранее чем через 30 дней и не позднеечем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю по становления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа

В пятидневный фоксо дняпринятияэтогорешениянаправляетсяв арбитражный суд заявление о признании должника банкротом Долати.у нал о г оеый органна пр а р-ляет копию такого заявления Заявления о пр изна ніш д олжника банкротом откладывается на ф ок до шести месяцев, если должник пр едставпт документы, свидетельствующие о том. что он взыскива ет ироф о ч енную дебиторскую задолженность. сумма котор ой пр евышает сумму кредиторской задолженности по тр ебованиям об уплате обязательных платежей

* Ар битражный суд пр сверяет обоснованность принятого заявления о признании должника банкротом Судебное заседание пр оводитсяне менее чем через 1 ? дней и не более чем через 30 дней с да ты вынесения определения о принятии з а явления о пр изна нии д олжника банкротом

•Выносятся определения о признании требований налогового органа обоснованными и о введении первой пр оцедуры банкротства - наблюдения В случае признания обоснованными тр ебованпй налогового органа, пр едьявленных т.’піп.т.идируемому должнику, пр оцедура наблюдения не вводится, ар бптр ажный суд прпзиа еі должника несостоятельным (банкротом) и открывает конкурсное производств о

* Дело о банкротстве рассматривается арбитражным судом в чэок. не позднее превышающий семи месяцев с датыпостепления заявления о пршнанш должника банкротом

* Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются ар есты на имущество должника Налоговый орган предъявляет должнику свои тр ебования об уплате обязательных платежей в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении на блюдения Одновременности требования направляются в ар бптр ажный суд. который назначает датур а ссмотрення обоснованности предъявленных требований ппо результатам проверкиэтих тр ебований выносит определение о включении или невключении их в реестр требований кредиторов

•Не позднее чем за 10 дней до да ты окончания наблюдешьяпроводптсяпервое собрание кредиторов, на котор ом принимается одно из следующих решенийв отношении должника о введен1П1 финансового оздоровления; вв ед ем ш внешнего управления; признании должника банкротом, а также об открытии конкурсного производства, заключении мирового соглашенияипрекращенннпроизводства по делу о банкротстве

л

* Финансовое оздоровление вводится на ср ок не более чем два года К онкр етный пер под указывается в определении арбитражного суда При вв ед ении пр оцедуры фина нсов о го оздоровления недоимку по налоговым платежам организацпя-должникуплачивает на основании графика погашения задолженности, утвержденного арбитражным судом

■Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должник;' в целях восстановления его платежеспособности Внешнее управление вводится на ср ок не болеечем 18 месяцев Этот фокможеі быть продлен на фокне более шести месяцев При этом совокупный ср ок финансової о оздоровления и внешнего управления не может превышать два года Вводится также мораторий -это пр постановление исполнения должником денежных обязательств пупла ты обязательстных платежей

* Решение о признании должника несостоятельным (банкр отом) и открытии конкур сного производства выносится арбитражным судом по р езулма там одной из пр оцедур банкротства наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления

Л

Иные

процедуры

банкротства

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Взыскание налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества (в том числе за счет денежных средств на счетах в банках) налогоплательщика (плательщика сборов)-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится исключительно в судебном порядке (ст. 48 НК РФ).

Порядок взыскания недоимки с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

При этом общая сумма налога, сбора, пеней, штрафа, подлежащая взысканию с этого физического лица, должна превышать 1500 руб . Тогда по истечении срока исполнения всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган подает в суд общей юрисдикции заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем . Срок - в течение 6 месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 1500 руб .

В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика .

Взыскание налога на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» . Однако со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов начисляться не будут ( п. 6 ст. 48 НК РФ).

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен ст 59 НК РФ Пунктом 1 указанной статьи определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам

Одним из таких оснований является принятие судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (пп 4 п 1 ст 59 НК РФ)

Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393 утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию

Анализ деятельности работы налоговых органов по снижению недоимок в Российской Федерации

С каждым годом совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации ежегодно снижается в результате эффективных мер налоговых органов по ее взысканию, а также путем списания невозможной к взысканию задолженности так называемых «плохих» долгов . В настоящее время наибольшая часть задолженности взыскивается налоговыми органами и судебными приставами . Взыскание существенной части задолженности приостановлено в связи с банкротством должников .

В 2010 году задолженность по налогам в России снизилась почти на 100 миллиардов рублей, или на 7 %; на 1 января 2011 года задолженность оставляла около 1,3 триллиона рублей, а на 1 января 2012 года - 1,09 триллиона рублей (рис . 1).

1 350 000 000

1 300 000 000 1 250 000 000

1 200 000 000 1 150 000 000 1 100 000 000 1 050 000 000 1 000 000 000

950 000 000

801.01.2010г. 8 01.01.2011 г. ІІ 01.01.2012 г.

Рис. 1. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации (тыс. руб.)

Динамика эффективности взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания составляет в настоящее время 58% (рис . 2). Все меры по урегулированию задолженности

влияют на эффективность взыскания задолженности в целом . Наибольшая эффективность наблюдается на стадиях направления налогоплательщику требования об уплате налога и взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика8 .

Рис. 2. Динамика принудительного взыскания задолженности (%)

Структура задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации складывается из нескольких показателей: взыскиваемая налоговыми органами; приостановленная по банкротству; взыскиваемая судебными приставами; приостановленная к взысканию по решению суда; невозможная к взысканию и отсроченная, реструктурированная задолженность .

800 000 000 700 000 000 600 000 000 500 000 000 400 000 000 300 000 000 200 000 000 100 000 000 0

•Взыскивается налоговыми органами

•Приостановленная по банкротству

Взыскивается судебными приставами

•Приостановленная к взысканию по решению суда

•Невозможная к взысканию

2009

2010

2011

Рис. 3. Структура задолженности по обязательным платежам в Российской Федерации

(тыс. руб.)

На рис . 3 отчётливо видно, что повысилась задолженность Невозможная к взысканию, но понизилась задолженность Приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства . Уменьшается урегулированная задолженность по отсроченным платежам.

8 http://www. гд. ги.

Рис. 4. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (тыс. руб.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации в разрезе основных видов экономической деятельности (рис . 4) приводит к следующим выводам: задолженность по налогам и сборам в финансовой деятельности возросла практически в три раза, с 19 042 623 тыс . руб . до 59 529 810 тыс . руб . ; так же допущен рост задолженности по таким видам деятельности, как образование, строительство, оптовая и розничная торговля (ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования), гостиницы и рестораны, операции с недвижимым имуществом (аренда и предоставление услуг)9 . Нельзя не отметить существенное снижение задолженности в добыче полезных ископаемых (сократилась втрое). По остальным видам экономической деятельности произошли существенные изменения в лучшую сторону.

Направления совершенствования механизма по взысканию налоговых недоимок

Активно обсуждается законопроект о банкротстве физических лиц. В нем подробно описывается алгоритм признания физического лица банкротом и способы погашения задолженности .

Согласно законопроекту заявление о банкротстве передается в арбитражный суд заемщиком, кредитором или налоговой инспекцией в том случае, если в течение шести месяцев заемщик не сумел погасить задолженность свыше 50 тыс . руб . Далее вступает в силу процедура наблюдения: при условии, что у заемщика нет непогашенной судимости, в течение трех месяцев он согласовывает с кредиторами план реструктуризации своего долга сроком до пяти лет. В случае отказа кредиторов от данной процедуры суд может самостоятельно назначить план погашения задолженности или принять решение о немедленной продаже имущества заемщика с торгов В случае нарушения банкротом установленного

9 http://www. паїод. ги.

плана выплаты долга его имущество также отправляется на принудительную продажу. Однако в этом случае суд должен оставить заемщику денежные средства на жизнь, личные вещи и одно незаложенное жилое помещение, площадь которого отвечает социальным нормативам .

В целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника посредством процедуры банкротства законопроект предусматривает, что заявление должника может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему в размере 20 тыс . руб .

В случае признания должника банкротом ему грозит официальный запрет на занятие предпринимательской деятельностью и учреждение юридического лица в течение одного года с момента признания банкротом. Законопроект предусматривает запрет на объявление себя банкротом чаще чем раз в пять лет. Также вводится срок давности признания заемщика банкротом . Статус «банкрот» автоматически снимается по истечении пяти лет с момента присвоения.

Требуется также дополнительно урегулировать порядок обращения взыскания налогов на денежные средства налогоплательщиков, взыскания налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках .

Кроме того, в период 2012-2014 годов предусматривается расширение использования института «уточнение платежа» в налоговых правоотношениях, создание правовой основы для пересчета пеней в случаях своевременной и полной уплаты (перечисления) налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, а также для своевременного возврата излишне уплаченных (перечисленных) сумм налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Также на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, который предлагает упростить процедуру зачета налогов . А именно: позволит переплату по одному виду налога зачесть в счет недоимки по другому. Федеральные налоги предлагается засчитывать в региональные и местные, региональные - в федеральные и местные, а местные, соответственно, - в федеральные и региональные . Все поправки необходимо будет закрепить в статьях 78, 79 и 176 Налогового кодекса .

Напомним, что в настоящее время закон не предусматривает зачет сумм налогов, пеней и штрафов в таком общем порядке . Федеральные платежи засчитываются в федеральные, региональные - в региональные и т. д. По мнению авторов проекта, изменения позволят снизить задолженность по налогам и сократить затраты на принудительное взыскание .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.