Научная статья на тему 'О методике разработки нормативов по служебной подготовке, обеспечивающих реализацию сотрудниками органов внутренних дел трудовой функции "физическое принуждение"'

О методике разработки нормативов по служебной подготовке, обеспечивающих реализацию сотрудниками органов внутренних дел трудовой функции "физическое принуждение" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / НОРМАТИВЫ / МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ / STAFF OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / PHYSICAL COERCION / STANDARDS / DEVELOPMENT TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Егошин Игорь Викторович

В статье представлено описание методики проведения исследований, направленных на разработку нормативов по служебной подготовке, обеспечивающих реализацию сотрудниками органов внутренних дел трудовой функции «физическое принуждение». Показано, что именно в подобных исследованиях является гипотезой, объектом, предметом, целью и задачами следования, практическими результатами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Егошин Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Technique of Development of the Standards for Office Preparation Providing Realization by Staff of Bodies of Internal Affairs of Labour Function "Physical Coercion"

The article presents a description of the methodology of the studies aimed at developing standards for office preparation, ensuring the realization by employees of internal Affairs bodies and employment functions «physical coercion». It is shown that in such studies is a hypothesis, object, subject, purpose and objectives of the study, the practical results of the study.

Текст научной работы на тему «О методике разработки нормативов по служебной подготовке, обеспечивающих реализацию сотрудниками органов внутренних дел трудовой функции "физическое принуждение"»

УДК 37.013.32 ББК 74.48

@ H.B. АСТАФЬЕВ, И.В. ЕГОШИН. 2019

О МЕТОДИКЕ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ПО СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ «ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ»

ABOUT THE TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF THE STANDARDS FOR OFFICE PREPARATION PROVIDING REALIZATION BY STAFF OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF LABOUR FUNCTION «PHYSICAL COERCION»

НИКОЛАЙ ВЕНИАМИНОВИЧ АСТАФЬЕВ,

доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации МВД России», начальник кафедры огневой подготовки Email: astnic@mail.ru

ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ ЕГОШИН,

начальник кафедры тактико-специальной подготовки ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России», кандидат педагогических наук, полковник полиции Email: i.egoshin@mail.ru

NIKOLAY VENIAMINOVICH ASTAFEV, head of the department of fire, tactical and special training and operational planning, federal state-owned establishment of additional vocational education «Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Doctor of Pedagogical Sciences, professor, honored worker of higher professional education, colonel of police, Russia Email: astnic@mail.ru

IGOR VICTOROVICH EGOSHIN,

head of the Department of tactical and special training of URAL law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia», candidate of pedagogical sciences, colonel of police Email: i.egoshin@mail.ru

Научная специальность: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Для цитирования: Н.В. АСТАФЬЕВ, И.В. ЕГОШИН. О методике разработки нормативов по служебной подготовке, обеспечивающих реализацию сотрудниками органов внутренних дел трудовой функции «физическое принуждение». Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 72—75.

Аннотация. В статье представлено описание методики проведения исследований, направленных на разработку нормативов по служебной подготовке, обеспечивающих реализацию сотрудниками органов внутренних дел трудовой функции «физическое принуждение». Показано, что именно в подобных исследованиях является гипотезой, объектом, предметом, целью и задачами следования, практическими результатами исследования.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел; физическое принуждение; нормативы; методика разработки

Annotation. The article presents a description of the methodology of the studies aimed at developing standards for office preparation, ensuring the realization by employees of internal Affairs bodies and employment functions «physical coercion». It is shown that in such studies is a hypothesis, object, subject, purpose and objectives of the study, the practical results of the study.

Key words: staff of bodies of internal affairs; physical coercion; standards; development technique

Описание одной из обобщенных трудовых функций сотрудника органов внутренних дел представлено в Федеральном законе «О полиции»- «... полиция Российской Федерации предназначена для защиты жизни, здоровья ... граждан ..., для противодействия преступности, охраны общественного порядка, . для обеспечения общественной безопасности (Ст. 1. Назначение полиции. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции«)

[1]. Реализация данной обобщенной функции полиции осуществляется посредством использования мер государственного принуждения. К числу мер государственного принуждения относится трудовая функция «задержание». Задержание реализуется посредством физического принуждения - применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Правовые основания применения средств физического принуждения определены Федеральным законом «О полиции« (Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).

Для реализации трудовой функции «физическое принуждение» сотрудник органов внутренних дел, в соответствие с требованиями Федерального закона «О полиции», обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Нормативными правовыми актами МВД России утверждены квалификационные требования к сотрудникам органов внутренних дел

[2]. В перечне квалификационных требований «Профессиональные навыки» указано на необходимость владения «. навыками применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции»».

Требования к физической и огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел представлены в соответствующих нормативных правовых актах МВД России в виде нормативов по общей физической подготовке, боевых приемов борьбы [3] и упражнений стрельб [4].

В тоже время требования к служебной подготовленности сотрудников полиции только в общих чертах описаны в Порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации и не имеют, на наш взгляд, конкретного нормативного выражения и не имеют конкретного нормативного выражения.

Так, например, в п. 121.2. данного приказа сказано, что на занятиях по служебной подготовке изучаются «. тактические приемы несения службы, . правила пользования и порядок эксплуатации .средств индивидуальной бронезащиты..., специальных средств, ... порядок действий сотрудников . при возникновении чрезвычайных обстоятельств...». В п. 122. сказано, что «... по решению руководителя учебной группы на занятиях по служебной подготовке изучаются вопросы топографии, в том числе применения навигационных систем» [5]. Таким образом, нормативы по служебной подготовке, обеспечивающие реализацию трудовой функции «физическое принуждение» для той или иной категории сотрудников органов внутренних дел, не установлены.

Следует отметить, что в целях обеспечения сотрудниками правоохранительных органов личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и общественной безопасности, пресечения противоправных действий применение «физического принуждения» к правонарушителям сотрудниками должно осуществляться в рамках административной деятельности полиции [6]. Возникает противоречие, между необходимостью в обучении сотрудников органов внутренних дел индивидуальным и коллективным способам действий, обеспечивающим реализацию трудовой функции «физическое принуждение» и отсутствием в нормативных правовых актах МВД России соответствующих нормативов по служебной подготовке, что определяет проблему исследования.

В настоящее время двигательные способности военнослужащего оцениваются путем сравнения с двигательными способностями других людей, т.е. разработка нормативов

осуществляется с помощью сопоставительных норм, но не должных, к сожалению [7].

Проведенный нами анализ научно-методической литературы свидетельствует об отсутствии в ней описания методики разработки нормативов по служебной подготовке, в части касающейся способов действий сотрудников органов внутренних дел, выполняемых с применением средств физического принуждения, что определяет актуальность исследования.

Результаты исследования. В качестве результатов исследования нами ниже представлены обобщённые варианты гипотез, объектов, предметов, целей и задач исследования, практических результатов исследования.

В качестве гипотез исследования при разработке нормативов по служебной подготовке является предположение о том, что обеспечить современный (необходимый на данный момент времени) и адресный (для конкретных условий оперативно-служебной деятельности) уровень профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к применению средств физического принуждения возможно посредством обучения сотрудников выполнению простых по структуре и надежных по результату двигательных действий — нормативов. Нормативы должны иметь адресную направленность, т.е. должны быть предназначены для конкретной категории сотрудников органов внутренних дел. Объектом исследования при разработке нормативов по служебной подготовке является профессиональная деятельность конкретной категории сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающая реализацию обобщенной трудовой функции «физическое принуждение». Предметом исследования при разработке нормативов по служебной подготовке являются наиболее актуальные, простые по структуре и надежные по результату приемы и способы действий, обеспечивающие эффективное применение средств физического принуждения конкретной категорией сотрудников органов внутренних дел. Целью исследования при разработке нормативов по служебной подготовке для конкретной категории сотрудников органов внутренних дел является методика обучения нормативам, обеспечи-

вающим эффективную реализацию трудовой функции «физическое принуждение». Задачами исследования при разработке нормативов по служебной подготовке являются: изучить практику применения средств физического принуждения конкретной категорией сотрудников органов внутренних дел; определить наиболее актуальные, простые по структуре и надежные по результату приемы и способы действий, обеспечивающие эффективное применение средств физического принуждения; описать условия и порядок выполнения актуальных для данной категории сотрудников приемов и способов действий (далее нормативов); уточнить условия и порядок выполнения предлагаемых нормативов посредством проведения предварительных исследований -проведения педагогических наблюдений за соблюдением предлагаемого описания порядка выполнения норматива; используя соревновательный метод (личный и командный зачет), провести конкурс профессионального мастерства в выполнении предлагаемых нормативов; при помощи методов математической статистики рассчитать оценочные показатели для предлагаемых нормативов по результатам, полученным при проведении конкурса профессионального мастерства; обосновать шкалы для оценки выполнения нормативов; установить оптимальные нормативные значения (время и (или) порядок действий) для предлагаемых нормативов; обосновать последовательность освоения предлагаемых нормативов и определить объем учебного времени на освоение каждого норматива, т.е. разработать методику обучения.

Одним из важных этапов нормирования является установление предельно допустимых или оптимальных нормативных значений (определение порядка действий и предельного времени) для осваиваемых способов действий. Для выполнения этой научной задачи исследователю необходимы знания закона нормального распределения и методов математической статистики, умения пользоваться этими методами.

Знание теории нормирования и владение ее методами, является профессиональной компетенцией, которая необходима преподавате-

лю-исследователю. Приобретение данной профессиональной компетенции позволит готовить обоснованные предложения в проекты нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих служебную подготовку сотрудников органов внутренних дел, а именно — нормативы индивидуальных и коллективных способов действий с применением средств физического принуждения.

Практическими результатами исследования будут являться: перечень нормативов и их названия; описание условий и порядка выполнения нормативов; шкалы для оценки выполнения нормативов; оптимальные нормативные значения (время и (или) порядок действий) для предлагаемых нормативов; последовательность освоения предлагаемых нормативов и объем учебного времени на освоение каждого норматива, т.е. методика обучения.

Подобного рода исследования соответствуют паспорту научной специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (область исследования 29. Инновационные технологии в области профессионального образования).

Результаты подобных исследований могут быть оформлены в виде практических пособий (сборников нормативов) и должны быть внедрены в систему профессиональной, служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел; в тренажи перед заступлением на службу личного состава строевых подразделений полиции; в программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) педагогических работников образовательных организаций МВД России (по огневой, физической и тактико-специальной подготовке).

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации. О полиции [Текст]: [Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (с изм. и доп.)] // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Приказ МВД России от 18.05.2012 № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_132472/ (дата обращения: 01.03.2019).

3. Приказ МВД России от 01.07.2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71647620/ (дата обращения 01.03.2019).

4. Приказ МВД России от 23.11.2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71877330/ (дата обращения 01.03.2019).

5. Приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/71877330/ (дата обращения 01.03.2019).

6. Никоноров ЕА., Никонорова Ю.В. Структура профессиональной деятельности сотрудников полиции при применении ими средств физического принуждения к правонарушителям. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3. С. 100.

7. Кадыров Р.М. Теоретические основы разработки нормативных требований для оценки физической подготовленности военнослужащих // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2013. № 3. С. 11—15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.