Научная статья на тему 'О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ ПРИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВЫХ ТИПОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ'

О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ ПРИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВЫХ ТИПОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ ПРИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВЫХ ТИПОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ»

рекции силами родителей (по возможности) под руководством преподавателей, зачислением на занятия к логопеду в школе (где они есть) или в соответствующие логопедические пункты. Для отдельных детей, у которых социально-гигиенические условия диктуют необходимость в этом, следует образовать при школах языковые группы. Нам кажется, что индивидуальный подход к ребенку, который может быть достигнут путем педагогической диспансеризации, в какой-то степени обеспечит требуемый исходный уровень для обучения детей-армян в 1-м классе русской школы.

ЛИТЕРАТУРА Шубин Н. А. Внутришкольный контроль. М., 1977, с. 128.

Поступила 3/1 1979 г.

УДК 614.447.4:625.23

Кандидаты мед. наук В. П. Новоселов, В. В. Оглезнев и А. М. Лакшин

О МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ ПРИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВЫХ ТИПОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения СССР, Москва

В лаборатории и при поездке в поездах нами проведена апробация ряда физиологических методик и тестов. При этом исходили из того, что условия перевозок, не соответствующие адаптационным возможностям пассажиров, вызовут со стороны организма те или иные функциональные нарушения или неспецифические реакции стрессового характера. Вполне очевидно, что такое чрезмерное реагирование на условия перевозки недопустимо. Поэтому регистрация реакции пассажиров на условия перевозки, правильная их трактовка (в плане адаптации к возмущающим факторам среды) должны входить в задачу гигиенистов, участвующих в проведении испытаний опытных образцов проектируемых вагонов.

Такая работа на первом этапе должна начинаться с комплектования групп пассажиров, выразивших желание участвовать в испытаниях в качестве обследуемых лиц. Поскольку пассажирские вагоны не дифференцируются по категориям пассажиров (дети, пожилые и др.), правильно будет ориентироваться при комплектовании обследуемых групп на пассажиров со сниженными адаптационными возможностями. Включение в состав этих групп здоровых, хорошо тренированных, физически крепких людей, обладающих большими потенциальными возможностями приспособительных и гомеостатических механизмов, может принести мало пользы, так как у этих людей устойчивое состояние организма длительно сохраняется даже при наличии интенсивных возмущающих факторов внешней среды. У лиц со сниженными адаптационными возможностями изменение функционального состояния организма, несомненно, проявится быстрее и рельефнее.

Для решения поставленных задач мы отобрали такие физиологические методики и тесты, которые могли быть апробированы непосредственно в пути следования в пассажирском поезде. В первую очередь оценили возможность применения некоторых функциональных проб, хорошо известных в широкой практике. Поездку в пассажирском вагоне при соблюдении заданных условий также можно рассматривать как своеобразную функциональную пробу. В результате проведенных исследований получены данные, интерпретация которых, однако, в ряде случаев была затруднена из-за не установившегося еще в физиологической науке понятия нормы и незнания грани между нормальным функциональным состоянием и состоянием, свидетельствующим о функциональном нарушении. Все же по степени откло-

нения того или иного показателя от исходного уровня можно было судить о напряженности изучаемой функции или начинающейся астенизацин организма и, таким образом, делать вывод о наличии или отсутствии вредящего воздействия на пассажиров условий перевозки.

При проведении исследований изучали функциональные показатели » центральной нервной и вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем,

а также состояние терморегуляции.

Функциональное состояние центральной нервной системы определяли путем измерения критической частоты слияния световых мельканий, латентного периода простой сенсомоторной реакции на световые сигналы, скорости переработки информации зрительным анализатором при чтении корректурных таблиц (кольца Ландольта). Критическую частоту слияния световых мельканий и латентный период простой сенсомоторной реакции определяли с помощью хроморефлексометра конструкции экспериментального производства Московского научно-исследовательского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана.

Скорость переработки информации зрительным анализатором подсчитывали по формуле, предложенной А. А. Генкиным и соавт.

0.5436-ЛГ — 2.807-п

5 — т »

где 5 — скорость переработки информации (в бит/с); N — общее число колец в таблице; п — число пропущенных (незачеркнутых или неправильно зачеркнутых) колец; Т—время, затраченное на просмотр таблицы (в с).

При определении латентного периода простой сенсомоторной реакции и скорости переработки информации зрительным анализатором у испытуемых предварительно вырабатывали устойчивый динамический стереотип. О тонусе вегетативной нервной системы судили по ортостатнческой и кожной адренало-диониновой пробам. Адренало-диониновую пробу проводили методом ионофореза по А. П. Парфенову в модификации В. П. Новоселова и соавт. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяли с помощью физиологического теста Р'\УС17о, электрокардиографической пробы Мастера (в модификации Дегтяря) и по некоторым гемодинами-ческим показателям (артериальному давлению, частоте пульса).

Для оценки теплового состояния у обследуемых пассажиров использовали показатели теплорадиационного обмена, температуру тела, кожного покрова и субъективные данные о теплоощущениях (по пятибалльной шкале Г. X. Шахбазяна). Температуру тела измеряли медицинским термометром в подмышечной впадине, температуру кожного покрова — электротермометром ТПМЭ-1 в четырех точках: грудь (в области соска), плечо, бедро, голень (верхняя треть). По результатам этих измерений устанавливали средневзвешенную температуру кожи по формуле, предложенной Иота-па^ап. Г°=0,3 (^ плеча t груди) + 0,2 (* бедра + t голени).

Четырехточечное измерение температуры кожного покрова мы предпочли другим методам для упрощения исследования, основываясь на литературных данных о том, что показатели средневзвешенной температуры, установленные по измерениям температуры кожи в 4 точках, хорошо согласуются с данными, полученными с помощью 12- и 15-точечной методики измерения (Г. Б. Смолянский).

Теплорадиационный обмен изучали длинноволновым балансомером ДБ-2 оригинальной конструкции, предложенной В. И. Шляховым, М. Б. Фридзоном, В. И. Куракиным (А. М. Лакшин и соавт.). Было установлено, что данный балансомер имеет ряд преимуществ по сравнению с ранее предложенным прибором Н. Н. Сизякова; он более чувствителен и мо-► жет быть применен при исследованиях в экспедиционных условиях (в том числе в вагоне поезда).

Из всех методов, примененных в наших исследованиях, наиболее информативными оказались функциональные пробы, а также методы оценки

теплообмена. Выявлено, в частности, что адренало-диониновая проба, легко выполняемая сразу у большой группы пассажиров в пути, до и после поездки, дает представление о динамике тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Данные, полученные с помощью этой пробы, представляют интерес с точки зрения понимания качественного своеобразия внешних воздействий.

Функциональная проба, именуемая физиологическим тестом PWC170 (Physical Working Capacity), по нашим данным (В. В. Оглезнев и соавт.), является перспективной и обеспечивает ценную информацию не только о физической работоспособности человека и общем состоянии организма, но и позволяет судить о функциональном резерве сердечно-сосудистой системы в тот или иной период. Достоинство этой пробы заключается в простоте ее выполнения, необременительности для обследуемого и в том, что результаты выражаются в точных единицах (килограмм-метрах в 1 мин).

Электрокардиографическая проба Мастера позволяет получить ценные данные о коронарном кровообращении. С помощью этой пробы в нескольких случаях выявлено отрицательное влияние условий перевозок на пассажиров, страдающих ишемической болезнью сердца. Запись электрокардиограммы в 4 отведениях до и после физической нагрузки (степ-тест) мы осуществляли при проведении этой пробы как в лабораторной обстановке, так и в пути с помощью электрокардиографа «Салют».

Методы изучения теплообмена у обследуемых пассажиров выявили сдвиги в тепловом состоянии организма в тех случаях, когда микроклиматические условия в пассажирском вагоне не соответствовали гигиеническим требованиям. Напряженность механизмов терморегуляции в этих условиях особенно отмечалась у детей (В. П. Новоселов и соавт.).

Интересные данные получены с помощью балансомера ДБ-2, который позволяет характеризовать радиационный обмен между поверхностью тела человека и окружающими предметами, стенами и остеклением суммарно в калориях на 1 м2 в 1 мин. Установлено, что этот обмен во время поездки претерпевает значительные колебания и зависит от теплоизоляции стен, нагрева или охлаждения остекления окон, а также местонахождения пассажира в купе. С помощью этого прибора при достаточном накоплении фактического материала можно установить допустимые и оптимальные пределы колебаний теплоотдачи с поверхности тела и, таким образом, уточнить требования к теплоизоляции пассажирских вагонов.

В заключение следует отметить, что результаты наших исследований свидетельствуют о возможности широкого использования физиологических методов исследования и физиологических критериев в практике санитарно-гигиенической экспертизы подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров.

Выводы

1. При санитарно-гигиенической оценке вагонов новых типов, а также условий перевозок в эксплуатируемых пассажирских вагонах ценную информацию можно получить с помощью физиологических методов исследования.

2. В качестве физиологических критериев оценки целесообразно использовать показатели различных функциональных проб, проводимых у пассажиров до, во время и после поездки в поездах.

ЛИТЕРАТУРА

Генкин A.A., Медведев В. И., Шек М. П. — Вопр. психол., 1963, № I.e. 104—110. Лакшин А. М., Полиевский С. А., Фридзон М. Б. — Гиг. физиол. и эпидемиол. на ж. д. 1 транспорте, 1978, № 65, с. 38—43.

Новоселов В. П., Оглезнев В. В., Лакшин А. М. — Там же, 1977, № 61. с. 21—25. Оглезнев В. В.. Лакшин А. М., Вольвач С. И. — Гиг. и сан.. 1978, № 9, с. 66—70. Парфенов А. П. Электрофорез лекарственных веществ. Л., 1973, с. 40—43. Смолянский Г. Б. — Гиг. и сан., 1972, № 4, с. 81—84.

Поступила 16/1 1979 г.

УДК 614.72-074:546.49.06

Канд. хим. наук И. А. Солдатснкова ЭКСТРАКЦИОННО-ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ СУММАРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРОВ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ РТУТИ И ДИЭТИЛРТУТИ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ1

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

В настоящее время для определения паров металлической ртути в атмосферном воздухе применяют микрометод Полежаева и спектрофотометриче-ский метод с реагентом дитизоном. В последние годы в мировой практике для этой цели пользуются атомно-абсорбционным методом, который в СССР не получил широкого распространения из-за отсутствия серийного выпуска необходимой аппаратуры.

Визуальный метод Полежаева (Н. Г. Полежаев) обладает недостаточной чувствительностью при определении концентраций ртути в воздухе на уровне предельно допустимых (0,3 мкг на 1 м воздуха), требует длительного (не менее 3 ч) отбора проб и дает ошибку при установлении концентрации около 100%. Спектрофотометрический метод с реагентом дитизоном (Г. Иван-чев), широко используемый для анализа тяжелых металлов, в том числе ртути, более точен (ошибка в пределах 10%).

Для анализа содержания паров ртути в атмосферном воздухе дитизоно-вый метод впервые был применен Н. С. Кузятиной, которая проводила коло-риметрирование окрашенных растворов способом сравнительного титрования. Однако метод этот не получил широкого распространения из-за крайней неустойчивости сильно разбавленных растворов дитизона и ртути. Ряд авторов модифицировали этот метод и предложили замену сравнительного титрования фотометрированием (В. А. Дроженников; Drew и King). Однако предложенный метод не обладает достаточной чувствительностью. Так, при отборе проб воздуха с рекомендуемой скоростью 2 л/мин в течение 60 мин чувствительность его 4,2—8,4 мкг/м3.

Нашей задачей являлось повышение чувствительности и точности при определении паров ртути и диэтилртути в атмосферном воздухе на уровне ПДК дитизиновым методом.

В основу разрабатываемого нами метода была положена общеизвестная реакция Hg2+ с дитизоном. Для поглощения паров элементарной ртути из воздуха и окисления ее до ионного состояния (Hg2+) мы использовали подкисленный серной кислотой раствор перманганата калия, впервые предложенный для этой цели Н. С. Кузятиной:

2 КМп04 + 8H2SO4+5Hg0=K2SO4+2MnSO4+5HgSO4+8H2O.

Нами подтверждено, что такой раствор улавливает и пары диэтилртути. В результате проведенных нами опытов предложен способ отбора пробы воздуха со скоростью до 24 л/мин, что существенно повысило чувствительность определения содержания ртути в воздухе. Такая скорость достигалась просасыванием анализируемого воздуха через 4 параллельно соединенных «цепочки» поглотителей Рыхтера со скоростью 6 л/мин в каждой. «Цепочка» представляла собой 3 последовательно соединенных таких по-

1 Консультант канд. биол. наук М. Д. Манита. В работе принимала участие

И. Г. Китайгородская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.