реподготовлено на базе санэпидстанций и областных производственных лабораторий около 100 лаборантов химиков и 36 бактериологов. Деятельность ведомственных лабораторий стала планироваться и теснее увязываться с задачами профилактики. Число анализов, проводимых ведомственными лаборатоиями, возросло на 30% ч несмотря на расширение номенклатуры исследований. В работу лабораторий внедрены обязательные целенаправленные исследования по контролю за санитарно-гигиеническим режимом предприятий, качеством сырья и продукции, необходимые для характеристики санитарного состояния предприятий и выпускаемой ими продукции.
Благодаря упорядочению лабораторного контроля санитарно-оздоровительные мероприятия в области стали проводиться более целенаправленно, а пищевые отравления, связанные с продукцией предприятий пищевой промышленности, в последние годы не встречаются. В области также достигнуто стойкое снижение частоты кишечных заболеваний.
Поступила 26/XII 1977 г.
Краткие сообщения
УДК 628.332:625.23
Кандидаты мед. наук В. А. Полякова и А. М. Лакшин, О. М. Пашинина, Т. Б. Захарова, Н. К. Данкина
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ОБОРОТНОЙ ВОДЫ НА ПУНКТАХ ОБМЫВКИ ПОЕЗДОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной
гигиены, Москва •
На железнодорожном транспорте оборотное водоснабжение начинает получать все более широкое применение, в том числе на пунктах обмывки пассажирских вагонов дальнего следования. Использование оборотной воды на каждом таком пункте дает экономию чистой водопроводной воды около 300 м3/сут (7000 м3/год).
Исследованиями, проведенными в нашем институте (А. И. Горин и соавт.), установлено, что на боковых поверхностях пассажирских вагонов дальнего следования содержится большое число яиц гельминтов и бактерий. Эти микроорганизмы при обмывке вагонов могут попадать в оборотную воду и повторно загрязнять поверхности вагонов, с которыми чаще возможен контакт пассажиров и обслуживающего персонала (ручки, двери, окна и др.).
Поскольку оборотная вода такого состава представляет эпидемическую опасность для пассажиров и железнодорожников, наряду с усовершенствованием схемы ее очистки возникла необходимость и в ее обеззараживании (И. П. Овчинкин и соавт., 1975). Обеззараживание оборотной воды для обмывки вагонов хлорсодержащими препаратами недопустимо, поскольку активный хлор способствует коррозии металлических частей и отрицательно влияет на окраску поверхностей. В связи с этим в качестве более простого, экономически доступного и технически оправданного был изучен термический способ обеззараживания оборотной воды после обмывки железнодорожных вагонов (А. М. Колесов и Л. С. Глаголева). Для внедрения термического способа обеззараживания оборотной воды на пунктах обмывки пассажирских поездов достаточно оборудовать резервуары запасной воды подогревателями змеевикового типа, что не требует больших денежных затрат.
В соответствии с единственным регламентирующим состав оборотной воды документом «Методические указания по оборотному использованию воды в основных технологических процессах предприятий железнодорожного транспорта» Центральный научно-исследовательский институт Министерства путей сообщения 1973, колн-индекс воды после обработки на уровне 10) коли-титр 100) мы рассматривали как критерий эффективного обеззараживания.
Исследования проводили в различные сезоны года на пункте обмывки пассажирских поездов ст. Москва-Николаевская, имеющем следующий набор отстойных сооружений: приемный колодец, резервуар-отстойник, флотационную установку, промежуточный резервуар, бойлерную и теплоизоляционный оак, откуда подогретая вода берется на обмывку вагонов. Для бактериологического анализа пробы воды отбирали в 2 точках — после флотационной установки и из бойлера, для физико-химических исследований — после флотаторов. В отобранных пробах определяли общее число бактерий в 1 мл, коли-т^тр и коли-индекс, запах, мутность, осадок, прозрачность, рН, окисляемость, взвешенные вещества, вещества, растворимые в эфире. Пробьь воды исследовали по общепринятым методикам.
Изучали эффективность обеззараживания проб оборотной воды, доставленных с пункта обмывки вагонов, прогреванием в ультратермостате ТЛ-150 при различных температурах (50,60, 70 и 80°С) с экспозицией от 10 до 30 мин. Опыты ставили с 6-кратной пов-торностью. В осенне-зимний период при температуре атмосферного воздуха от +3 до—4°С оборотная вода имела рН 5,0—5,8. Кислая реакция воды обусловливалась использованием коагулянтов во флотационной установке. Количество взвешенных веществ в воде колебалось от 97 до 779 мг/л, а эфирорастворимых — от 24,4 до 66,2 мг/л, что превышало технологические нормативы и свидетельствовало о недостаточной эффективности существующих очистных сооружений. В этот же период года вода после флотационной установки имела высокие показатели бактериального обсеменения: коли-индекс 230-^-2380, общее число бактерий в I мл 62 730±35 690. Вода из бойлера, где она подогревалась до 45°С, содержала значительно "меньшее по сравнению с водой из флотационной установки число бактерий в 1 мл — 24 816+14 574, но коли-индекс находился примерно на тех же уровнях—240— 1100. Следовательно, вода из обеих емкостей—из флотатора и из бойлера — может представлять эпидемическую опасность и должна быть подвергнута обеззараживанию. Эффективное обеззараживание оборотной воды с пунктов обмывки поездов в осенне-зимний период было достигнуто путем нагревания проб воды при 60°С с экспозицией 30 мин, а также при 70 и 80°С в течение 10 мин. При нагревании проб оборотной воды в ультратермостате до 50°С на протяжении 20—30 мин и до 60°С в течение 20 мин мы не получили стойкого эффекта, соответствующего рекомендуемому нормативу.
В весенний период при температуре наружного воздуха от 8 до 14°С оборотная вода пункта обмывки пассажирских поездов имела рН 6,6—7,8, количество взвешенных веществ — от 7,8 до 50,2 мг/л, что хотя и превышало технологические нормативы, но в меньшей степени, чем в зимний период. По бактериальному составу оборотная вода после обмывки вагонов дальнего следования в весенний период была обмсеменена в несколько раз сильнее, чем в зимний: общее число бактерий в 1 мл после флотационной установки составляло 201 830±61 700, коли-индекс превышал 2380; прогревание воды в бойлере до 45°С незначительно улучшало состав воды и коли-индекс в большинстве проб оставался выше 2380. При нагревании в ультратермостате проб обороткой воды, доставленных с пункта обмывки вагонов в весенний период, был достигнут стойкий эффект обеззараживания при 60°С с экспозицией 20—30 мин и при 70°С с экспозицией 10—30 мин. Прогревание проб воды до 60°С в течение 10 мин не привело к существенному снижению бактериальной обсемененности.
В летний период исследования проводили при температуре атмосферного воздуха 18—32°С. Оборотная вода после обмывки состава имела рН 6,0—7,0, сухой остаток — от 225 до 612 мг/л, окисляемость — от 26,4 до 61,6 мг/л; следовательно, по своим физико-хи-мическим показателям она не соответствовала технологическим нормативам. Высокие уровни бактериальной обсемененности отмечались как в пробах оборотной воды после флотаторов (общее число бактерий в 1 мл воды из флотационной установки 209 000±52 500, коли-индекс выше 2380), так и из бойлера (соответственно 117 790±51 680 и выше 2380).
Эффективное обеззараживание оборотной воды с пунктов обмывки вагонов, в летний период было получено только при прогревании проб до 60°С с экспозицией 30 мин и до 70 С с экспозицией 20 мин. Обеззараживание не достигалось при нагревании проб воды до 70°С в течение 10 мин и 60°С в течение 20 мин.
Выводы
1. Оборотная вода пунктов обмывки пассажирских поездов не соответствует технологическим нормативам по физико-химическим показателям и уровням бактериального обсеменения.
2. В лабораторных условиях изучена эффективность различных режимов термической обработки оборотной воды с целью обеззараживания при 50, 60, 70, 80°С и экспозицией от 10 до 30 мин.
3. Эффективное обеззараживание оборотной воды пунктов обмывки пассажирских поездов достигается прогреванием до 60°С в течение 30 мин или до 70°С в течение 10 мин (зима, весна) и 20 мин (лето).
4. Соответствующий комплекс очистных сооружений на пунктах обмывки поездов необходимо дополнить элементами, позволяющими очищать оборотную воду от эфирорастворимых и взвешенных веществ.
5. Полученные результаты исследований рекомендованы для внедрения в технологический процесс обмывочных пунктов дорог СССР после проверки в производственных условиях.
ЛИТЕРАТУРА. Колесо в A.m., Глаголева Л. С. — Гиг. и сан., 1978, № 3, с. 104—105. —Овчинкин И. П., Г а п о н о в а В. А., Сорокина Н. И. — В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1976, № 53, с. 46—49. —Овчинкин И. П., Лакшин А. М., Грибанов О. И. — Гиг. и сан., 1975, № 8, с. 85—86.
Поступила 8/VI 1978 г.