Научная статья на тему 'ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ОБОРОТНОЙ ВОДЫ НА ПУНКТАХ ОБМЫВКИ ПОЕЗДОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ'

ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ОБОРОТНОЙ ВОДЫ НА ПУНКТАХ ОБМЫВКИ ПОЕЗДОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — В А. Полякова, А М. Лакшин, О М. Пашинина, Т Б. Захарова, Н К. Донкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ОБОРОТНОЙ ВОДЫ НА ПУНКТАХ ОБМЫВКИ ПОЕЗДОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ»

реподготовлено на базе санэпидстанций и областных производственных лабораторий около 100 лаборантов химиков и 36 бактериологов. Деятельность ведомственных лабораторий стала планироваться и теснее увязываться с задачами профилактики. Число анализов, проводимых ведомственными лаборатоиями, возросло на 30% ч несмотря на расширение номенклатуры исследований. В работу лабораторий внедрены обязательные целенаправленные исследования по контролю за санитарно-гигиеническим режимом предприятий, качеством сырья и продукции, необходимые для характеристики санитарного состояния предприятий и выпускаемой ими продукции.

Благодаря упорядочению лабораторного контроля санитарно-оздоровительные мероприятия в области стали проводиться более целенаправленно, а пищевые отравления, связанные с продукцией предприятий пищевой промышленности, в последние годы не встречаются. В области также достигнуто стойкое снижение частоты кишечных заболеваний.

Поступила 26/XII 1977 г.

Краткие сообщения

УДК 628.332:625.23

Кандидаты мед. наук В. А. Полякова и А. М. Лакшин, О. М. Пашинина, Т. Б. Захарова, Н. К. Данкина

ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ОБОРОТНОЙ ВОДЫ НА ПУНКТАХ ОБМЫВКИ ПОЕЗДОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной

гигиены, Москва •

На железнодорожном транспорте оборотное водоснабжение начинает получать все более широкое применение, в том числе на пунктах обмывки пассажирских вагонов дальнего следования. Использование оборотной воды на каждом таком пункте дает экономию чистой водопроводной воды около 300 м3/сут (7000 м3/год).

Исследованиями, проведенными в нашем институте (А. И. Горин и соавт.), установлено, что на боковых поверхностях пассажирских вагонов дальнего следования содержится большое число яиц гельминтов и бактерий. Эти микроорганизмы при обмывке вагонов могут попадать в оборотную воду и повторно загрязнять поверхности вагонов, с которыми чаще возможен контакт пассажиров и обслуживающего персонала (ручки, двери, окна и др.).

Поскольку оборотная вода такого состава представляет эпидемическую опасность для пассажиров и железнодорожников, наряду с усовершенствованием схемы ее очистки возникла необходимость и в ее обеззараживании (И. П. Овчинкин и соавт., 1975). Обеззараживание оборотной воды для обмывки вагонов хлорсодержащими препаратами недопустимо, поскольку активный хлор способствует коррозии металлических частей и отрицательно влияет на окраску поверхностей. В связи с этим в качестве более простого, экономически доступного и технически оправданного был изучен термический способ обеззараживания оборотной воды после обмывки железнодорожных вагонов (А. М. Колесов и Л. С. Глаголева). Для внедрения термического способа обеззараживания оборотной воды на пунктах обмывки пассажирских поездов достаточно оборудовать резервуары запасной воды подогревателями змеевикового типа, что не требует больших денежных затрат.

В соответствии с единственным регламентирующим состав оборотной воды документом «Методические указания по оборотному использованию воды в основных технологических процессах предприятий железнодорожного транспорта» Центральный научно-исследовательский институт Министерства путей сообщения 1973, колн-индекс воды после обработки на уровне 10) коли-титр 100) мы рассматривали как критерий эффективного обеззараживания.

Исследования проводили в различные сезоны года на пункте обмывки пассажирских поездов ст. Москва-Николаевская, имеющем следующий набор отстойных сооружений: приемный колодец, резервуар-отстойник, флотационную установку, промежуточный резервуар, бойлерную и теплоизоляционный оак, откуда подогретая вода берется на обмывку вагонов. Для бактериологического анализа пробы воды отбирали в 2 точках — после флотационной установки и из бойлера, для физико-химических исследований — после флотаторов. В отобранных пробах определяли общее число бактерий в 1 мл, коли-т^тр и коли-индекс, запах, мутность, осадок, прозрачность, рН, окисляемость, взвешенные вещества, вещества, растворимые в эфире. Пробьь воды исследовали по общепринятым методикам.

Изучали эффективность обеззараживания проб оборотной воды, доставленных с пункта обмывки вагонов, прогреванием в ультратермостате ТЛ-150 при различных температурах (50,60, 70 и 80°С) с экспозицией от 10 до 30 мин. Опыты ставили с 6-кратной пов-торностью. В осенне-зимний период при температуре атмосферного воздуха от +3 до—4°С оборотная вода имела рН 5,0—5,8. Кислая реакция воды обусловливалась использованием коагулянтов во флотационной установке. Количество взвешенных веществ в воде колебалось от 97 до 779 мг/л, а эфирорастворимых — от 24,4 до 66,2 мг/л, что превышало технологические нормативы и свидетельствовало о недостаточной эффективности существующих очистных сооружений. В этот же период года вода после флотационной установки имела высокие показатели бактериального обсеменения: коли-индекс 230-^-2380, общее число бактерий в I мл 62 730±35 690. Вода из бойлера, где она подогревалась до 45°С, содержала значительно "меньшее по сравнению с водой из флотационной установки число бактерий в 1 мл — 24 816+14 574, но коли-индекс находился примерно на тех же уровнях—240— 1100. Следовательно, вода из обеих емкостей—из флотатора и из бойлера — может представлять эпидемическую опасность и должна быть подвергнута обеззараживанию. Эффективное обеззараживание оборотной воды с пунктов обмывки поездов в осенне-зимний период было достигнуто путем нагревания проб воды при 60°С с экспозицией 30 мин, а также при 70 и 80°С в течение 10 мин. При нагревании проб оборотной воды в ультратермостате до 50°С на протяжении 20—30 мин и до 60°С в течение 20 мин мы не получили стойкого эффекта, соответствующего рекомендуемому нормативу.

В весенний период при температуре наружного воздуха от 8 до 14°С оборотная вода пункта обмывки пассажирских поездов имела рН 6,6—7,8, количество взвешенных веществ — от 7,8 до 50,2 мг/л, что хотя и превышало технологические нормативы, но в меньшей степени, чем в зимний период. По бактериальному составу оборотная вода после обмывки вагонов дальнего следования в весенний период была обмсеменена в несколько раз сильнее, чем в зимний: общее число бактерий в 1 мл после флотационной установки составляло 201 830±61 700, коли-индекс превышал 2380; прогревание воды в бойлере до 45°С незначительно улучшало состав воды и коли-индекс в большинстве проб оставался выше 2380. При нагревании в ультратермостате проб обороткой воды, доставленных с пункта обмывки вагонов в весенний период, был достигнут стойкий эффект обеззараживания при 60°С с экспозицией 20—30 мин и при 70°С с экспозицией 10—30 мин. Прогревание проб воды до 60°С в течение 10 мин не привело к существенному снижению бактериальной обсемененности.

В летний период исследования проводили при температуре атмосферного воздуха 18—32°С. Оборотная вода после обмывки состава имела рН 6,0—7,0, сухой остаток — от 225 до 612 мг/л, окисляемость — от 26,4 до 61,6 мг/л; следовательно, по своим физико-хи-мическим показателям она не соответствовала технологическим нормативам. Высокие уровни бактериальной обсемененности отмечались как в пробах оборотной воды после флотаторов (общее число бактерий в 1 мл воды из флотационной установки 209 000±52 500, коли-индекс выше 2380), так и из бойлера (соответственно 117 790±51 680 и выше 2380).

Эффективное обеззараживание оборотной воды с пунктов обмывки вагонов, в летний период было получено только при прогревании проб до 60°С с экспозицией 30 мин и до 70 С с экспозицией 20 мин. Обеззараживание не достигалось при нагревании проб воды до 70°С в течение 10 мин и 60°С в течение 20 мин.

Выводы

1. Оборотная вода пунктов обмывки пассажирских поездов не соответствует технологическим нормативам по физико-химическим показателям и уровням бактериального обсеменения.

2. В лабораторных условиях изучена эффективность различных режимов термической обработки оборотной воды с целью обеззараживания при 50, 60, 70, 80°С и экспозицией от 10 до 30 мин.

3. Эффективное обеззараживание оборотной воды пунктов обмывки пассажирских поездов достигается прогреванием до 60°С в течение 30 мин или до 70°С в течение 10 мин (зима, весна) и 20 мин (лето).

4. Соответствующий комплекс очистных сооружений на пунктах обмывки поездов необходимо дополнить элементами, позволяющими очищать оборотную воду от эфирорастворимых и взвешенных веществ.

5. Полученные результаты исследований рекомендованы для внедрения в технологический процесс обмывочных пунктов дорог СССР после проверки в производственных условиях.

ЛИТЕРАТУРА. Колесо в A.m., Глаголева Л. С. — Гиг. и сан., 1978, № 3, с. 104—105. —Овчинкин И. П., Г а п о н о в а В. А., Сорокина Н. И. — В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1976, № 53, с. 46—49. —Овчинкин И. П., Лакшин А. М., Грибанов О. И. — Гиг. и сан., 1975, № 8, с. 85—86.

Поступила 8/VI 1978 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.