Научная статья на тему 'О МЕТОДАХ РАЗРЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ КОНФЛИКТОВ'

О МЕТОДАХ РАЗРЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
626
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ВИДЫ КОНФЛИКТА / МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жадан Владимир Николаевич

В статье на основе анализа определяемых в науке конфликтологии видов конфликтов (внутриличностный, межличностный и личностно-групповой), методов их разрешения и авторского понимания рассмотрены используемые методы для разрешения указанных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДАХ РАЗРЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ КОНФЛИКТОВ»

SCIENCE TIME

О МЕТОДАХ РАЗРЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ КОНФЛИКТОВ

Жадан Владимир Николаевич, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

E-mail: vlad.zhadan60@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе анализа определяемых в науке конфликтологии видов конфликтов (внутриличностный, межличностный и личностно-групповой), методов их разрешения и авторского понимания рассмотрены используемые методы для разрешения указанных конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, виды конфликта, методы разрешения.

Общепризнано, каким бы открытым и корректным не был человек, ему на протяжении жизни приходится вступать в дискуссии, столкновения, разногласия, споры и конфликты. Если же говорить о взаимоотношениях в семье, с товарищами и друзьями, в рабочем коллективе и иных жизненных ситуациях, то здесь разногласия и конфликты случаются достаточно часто. Поэтому информация о методах разрешения конфликтов актуальна не только для управленцев (менеджеров), но и для рядового сотрудника и просто человека, которые могут найти им соответствующее применение.

Вопросам анализа общетеоретических и практических аспектов в отечественной конфликтологии посвящены работы В.И. Андреева, А.Я. Анцупова, В.В. Базелюк, Е.В. Буртовой, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева, В.И. Журавлева, Ю.Г. Запрудского, А.Г. Здравомыслова, В.П. Шейнова [1] и др. Имеются материалы по различным аспектам конфликтов и их разрешения в периодических изданиях и Интернет-ресурсах. В тоже время дискуссионных вопросов о разрешении конфликтов не становится меньше, а поэтому предметом данного исследования будут некоторые вопросы о методах разрешения различных видов конфликтов.

Исходя из предмета исследования представляют интерес следующие вопросы: что понимается под термином «конфликт»; как определяются в науке конфликт и конфликтология; какие выделяются признаки, объект и предмет

1 SCIENCE TIME 1

конфликта, причины и виды конфликтов; какие определяются методы (способы) для разрешения конфликтов; какие методы использует автор для разрешения конфликтов? На многие из указанных вопросов имеются научные работы, что не мешает автору высказать свое мнение.

Прежде чем перейдем к анализу методов, которые используются автором для разрешения внутриличностного, межличностного и личностно-группового конфликтов, целесообразно определиться в содержании и значении этого явления и используемых терминов.

В русском толковом словаре Ожегова термин «конфликт» определяется как столкновение, серьезное разногласие, спор; в психологическом словаре «конфликт» (conflict) означает борьбу между несовместимыми силами или структурами внутри психики; внешний конфликт разворачивается между индивидом и отдельными аспектами внешнего мира; в социологическом словаре «конфликт» - антагонизм между индивидами или группами в обществе, конфликт может принимать две формы:

- когда происходит столкновение интересов между двумя или более индивидами или группами;

- когда люди вовлекаются в активную борьбу друг с другом; в политическом словаре «конфликт» (лат. conflictus - столкновение) - способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества; в юридическом словаре «конфликт» - столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях [2].

В науке конфликтологии определяются понятия конфликта и других категорий, выделяются различные классификации видов (типов) конфликтов (внутренние, внешние, социальные, внутриличностные, межличностные, личностно-групповые и др.), их причины, конфликтные ситуации, предупреждение конфликтных ситуаций, линии (стратегии) поведения при конфликте, рекомендации по управлению конфликтами, методы разрешения конфликтов и т.д.

Общепризнано, что под конфликтом понимается спор, столкновение конкурирующих сторон за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами [3]. При этом конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Следовательно, конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, классов, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях, интересах, целей и идеологий. При этом конфликт может обладать как деструктивной, так и конструктивной функциями.

Предметом данного исследования будут используемые автором некоторые методы (способы) разрешения внутриличностного, межличностного и личностно-группового конфликтов.

1 SCIENCE TIME 1

В науке конфликтологии внутриличностный конфликт определяется, как обусловленный противоречием человека с самим собой. При этом чаще всего он порождается, когда человек сталкивается с несовпадением внешних требований и внутренних позиций, и мотивации (например, неудовлетворенностью условиями жизни, невозможностью реализовать свой трудовой потенциал и т.д.), либо, когда встает проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов (ролевой конфликт). Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в изменении своих мыслей, в правильной организации собственного поведения, в умении высказать свою собственную точку зрения, не вызывая негативной защитной реакции со стороны оппонента и т.д.

Автор использует рекомендуемые в науке конфликтологии следующие методы разрешения конфликтов.

1. Адекватно оценить ситуацию, т.е. взять ее под контроль, попытаться выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

2. Осознать экзистенциальный смысл конфликта. При этом проанализировать степень важности ее для себя, оценить ее с точки зрения места и роли в жизни настоящей и будущем.

3. Локализовать причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4. Проявить смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. При этом посмотреть правде в глаза, даже если она и не очень приятна. Отбросить все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотреть причину своего беспокойства.

5. «Выпустите пар», т.е. дать выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге (провести антидепрессивную терапию). При этом можно выполнить физические упражнения (сделать гимнастику или уборку в квартире, сходить в лес и т.д.) или творческое задание (подготовить научную статью, пособие), сходить в кино, почитать книгу на историческую тему, детектив.

6. Прибегнуть к расслабляющему тренингу, исходя из предлагаемых публикаций и Интернет-ресурсов по конкретным приемам и механизмам психологического тренинга.

7. Изменить условия и / или стиль своей работы, если внутриличностный конфликт возникает из-за неблагоприятных условий педагогической деятельности.

8. Подумать о возможности снижения уровня своих притязаний, когда способности и/или возможности не соответствуют своим устремлениям и запросам.

9. Уметь прощать, как других, так и себя. Все люди «не без греха» и я тут не исключение.

1 SCIENCE TIME 1

10. Поплакать, так как слезы являются защитной реакцией на стресс и приносят эмоциональную разрядку и облегчение.

Человек в процессе своей жизни взаимодействует с другим людьми, а поэтом возникает межличностный конфликт, который предполагает столкновение личностей с разными целями, взглядами, ценностями, интересами, характерами и др. (например, семейный и трудовой конфликты и т.д.). При этом возникший конфликт можно постараться избежать, используя методы управления конфликтом (например, следует управлять своими эмоциями; искать понимание, а не победу; осознать свои ощущения и выразить их, быть искренним с собой и партнером и т.д.).

В тоже время, для разрешения данного вида конфликтов автором используются следующие методы:

а) сотрудничество, которое предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон;

б) переговоры, как способ разрешения конфликтов используется в случае желания достигнуть компромисса, если обе стороны готовы принять средние позиции по возникшим противоречиям, при желании каждой стороны договариваться (применим при наличии достаточного количества времени, ограниченности ресурсов или неприемлемости проигрыша);

в) компромисс в ходе переговоров, т.е. урегулирование конфликта путем взаимных уступок, идти навстречу и уступать;

г) уход от конфликта (нежелание и уход, уклонение, сглаживание, приспособление) - нежелание участвовать в конфликте, стремление выйти из конфликтной ситуации, а уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения, как негативная черта -скапливается недовольство друг другом, а как положительная - конфликтующие стороны остывают; уклонение появляется, когда стороны желают сохранить дела либо когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов одной либо обеих сторон; сглаживание - демонстрация согласия с предъявляемой претензией и проявляется в системе извинений, обещаний и т.д. (например, «не стоит сердиться, мы же любим, друг друга», «все мы одна команда»), в итоге может наступить мир и гармония в отношениях, но лишь на определенное время, сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании появляется недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя, как и раньше); приспособление - попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника;

д) принуждение - это управление конфликтом путем давления, применение власти (силы), с целью воздействия на другую сторону изменить, принять точку зрения (например, в отношении ребенка выключить компьютер или телевизор, если он не выполнил домашнее задание и т.д.).

Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно

1 SCIENCE TIME 1

воспользоваться помощью близких (родителей), друзей или психолога.

Лучший способ решения межличностного конфликта (семейного, трудового и т.д.) - это избегать его, не дать развиться, чтобы не перерос затем в содержательный.

Как известно человек не только взаимодействует с другим человеком, но и в не меньшей степени с группами, а поэтому возможен и личностно-групповой конфликт, т.е. конфликт между личностью и социальной группой, конфликт в организации.

Работая в образовательной организации (институте), автору приходится сталкиваться с педагогическим конфликтом, который представляет собой форму проявления назревших и обострившихся педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, обусловленного отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них, нуждающегося в своем конструктивном разрешении для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между ними [4, с.121]. При этом конфликты являются одним из источников стрессов в педагогической деятельности.

Педагогический конфликт может включать самые различные конфликтные ситуации, которые в зависимости от участников могут быть классифицированы на определенные группы:

а) конфликты в педагогическом коллективе - между преподавателем (коллегами одной кафедры или с участием других кафедр), между преподавателем и руководством (завкафедрой, деканом и т.д.);

б) конфликты между преподавателем и студентом или студенческой группой (курсом);

в) конфликты между преподавателем и родителем (родителями) студентов;

г) внутрисемейные конфликты у студентов, последствия которых появляются в его студенческой жизни и др. При этом по содержанию все эти конфликты могут быть деловыми либо личными.

В науке конфликтологии педагогические конфликты также принято разделять по базе содержания ситуации их появления, а именно: на конфликты деятельности, конфликты поведения и конфликты отношении. При этом выделяются также 5 главных стратегий разрешения конфликта: конкурентность (либо соперничество), сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление.

Для разрешения личностно-группового конфликта, конфликта в организации и педагогического конфликта в частности, автором используются следующие методы:

а) конструктивное разрешение педагогического конфликта, т.е. целенаправленный поэтапный процесс преодоления назревшего и обострившегося педагогического противоречия посред-ством прекращения

1 SCIENCE TIME 1

противодействия и организации продуктивного педагогического взаимодействия конфликтующих субъектов, направленного на устранение причин его возникновения, приводящего к установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между ними;

б) сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон;

в) компромисс - это урегулирование конфликта путем взаимных уступок;

г) уход (уклонение от конфликта), т.е. уклонение от конфликта при условии, что стороны желают сохранить дела либо когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов одной либо обеих сторон; сглаживание путем демонстрации согласия с предъявляемой претензией и проявляется в системе извинений, обещаний и т.д. (например, «все мы одна команда» и т.д.);

д) достаточно редко принуждение - это управление конфликтом путем применение власти, с целью заставить изменить поведение и т.д. (например, удалить из аудитории студента, нарушающего дисциплину).

В заключение необходимо напомнить выработанные наукой конфликтологией рекомендации, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: а) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; б) конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; в) участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; г) все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

Таким образом, на основе анализа определяемых в науке конфликтологии видов конфликтов (внутриличностный, межличностный и личностно-групповой), методов (способов) их разрешения, а также авторского понимания рассмотрены используемые методы для разрешения указанных конфликтов.

Литературы:

1. См.: Андреев В.И. Конфликтология. - М., 1995. -316 с.; Буртовая, Е.Б. Конфликтология. Учебное пособие. 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions/24.aspx (дата обращения: 27.01.2016); Дозморова Е.А. Возникновение межличностных конфликтов и пути разрешения конфликтов. Мои педагогические исследования: «Конфликты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/ detskijsad/moi-pedagogicheskie-isledovanija-konflikty-9514.html (дата обращения: 27.01.2016); Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп.. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 503 с.; Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 с. и др.

1 SCIENCE TIME 1

2. ВСловаре.Ру [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// vslovare.ru/slovo/konflikt (дата обращения: 27.01.2016).

3. . Конфликт - спор, столкновение - [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL: http://studopedia.net/1_3979 (дата обращения: 27.01.2016).

4. Базелюк В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе: Методология, теория, практика: дис.... док. пед. наук. -Челябинск Нижний Новгород, 2005. - 402 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.