СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
УДК 65.011.4
О МЕСТЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СМК ПРЕДПРИЯТИЯ, РАБОТАЮЩЕГО В ОБОРОННОЙ ОТРАСЛИ
Д.П. Березанский
Рассмотрено место проектного управления в СМК предприятия, работающего в оборонной отрасли (предприятия ОПК). Показан вариант решения проблемы согласования методологии отечественного стандарта по проектному управлению с требованиями действующих документов СМК и стандартов, регламентирующих деятельность предприятий ОПК в области управления процессами разработки и изготовления военной техники. Сделан вывод о возможности использования инструментов проектного управления для организации взаимодействия между процедурами процессов, реализуемых на предприятиях в рамках СМК.
Ключевые слова: проектное управление, система менеджмента качества, управление процессами разработки и изготовления военной техники.
Проблемы внедрения проектного управления на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
Рассматриваемые в настоящей статье вопросы относятся к области технологий управления предприятием. В этой области широкое распространение для управления определенным видом работ получило проектное управление (далее ПУ), которое часто реализуется на базе методологии управления проектами PMBОK института PMI [1]. Использование ПУ дает возможность оптимизировать три основных параметра проекта: время, стоимость и качество.
ПУ развивается по всему миру уже более 60 лет. За это время выработаны универсальные методы управления проектами и создан ряд экспертных организаций, целью которых являются развитие проектного менеджмента и внедрение лучших практик.
Все большее внимание вопросам использования методологий ПУ уделяется в нашей стране. Создан Департамент проектной деятельности правительства. Организован Научно-образовательный Центр проектного менеджмента, который является центром компетенций проектного управления для целей обеспечения комплексного методического и экспертного
75
сопровождения организации проектной деятельности в государственном секторе. В 2016 году утверждено Постановление Правительства РФ №1050 от 15.10.16 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
В октябре 2016 года в Минпромторге России создан Центр управления проектами в промышленности. Важность внедрения методологии ПУ для предприятий, работающих в оборонной отрасли, подтверждена в Положении о Департаменте проектного управления Минпромторга (утверждено Приказом Минпромторга России от 24.04.2014 № 775). В этом положении в разделе «Задачи», в том числе указано о «внедрении проектного управления на предприятиях отраслей промышленности, входящих в сферу ведения министерства».
В настоящее время те предприятия, которые претендуют на участие в работах, связанных с обороноспособностью и безопасностью Российской Федерации (далее предприятия ОПК), по заказам государственных заказчиков должны получить лицензию на право проведения таких работ. Обязательным условием выдачи лицензии является наличие на предприятии действующей системы менеджмента качества на базе международного стандарта ISO 9001 (далее СМК).
По ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (Системы менеджмента качества. Требования) предприятие ОПК «должно разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия». Системы СМК таких предприятий должны включать стандарты организации (далее СТО), регламентирующие реализуемые на них процессы. Однако взаимодействие этих процессов и составляющих их процедур на системной основе рассмотрено в СМК только для проектного управления (ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту). При этом ПУ в соответствии с ГОСТ Р 54869-2011 (Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом) может применяться только для группы услуг и продукции, выполнение и изготовление которых соответствует понятию проекта в указанном стандарте. Подробный анализ стандартов, используемых в области интеграции методов ПУ с СМК, представлен в статье [2]. Наряду с этим в стране действует ряд стандартов серии РВ, которые регламентируют деятельность предприятий ОПК в области управления процессами разработки и изготовления военной техники.
Требования перечисленных выше нормативных документов не во всем согласованы, что приводит к необходимости устранения противоречий между ними при внедрении на предприятиях ОПК стандартов по проектному управлению. Решению проблем согласования методологии по ГОСТ Р 54869-2011 с требованиями действующих документов СМК и стандартов серии РВ посвящена настоящая работа. В ней также рассмот-
рены возможности использования инструментов проектного управления для организации взаимодействия между процедурами процессов, реализуемых на предприятиях в рамках СМК.
Анализ и предложения по возможности использования проектного управления в СМК предприятия ОПК
Предприятия ОПК в рамках государственного заказа выполняют работы по проектированию новых, модернизации существующих и изготовлению серийных изделий. Требования к таким процессам с точки зрения СМК изложены в разд. 8.3 (Проектирование и разработка продукции и услуг) ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и в ГОСТ Р ИСО 10006-2005 (Руководство по менеджменту качества при проектировании).
Проектное управление осуществляется путем реализации набора процессов. При этом процессы, выбранные для использования в проекте, как указывалось выше, должны быть выстроены на системной основе. ПУ может практически обеспечивать взаимодействие всех процессов СМК, применяемых при реализации проектов. При этом само ПУ нужно считать процессом СМК [3].
Рассмотрим обозначенные выше проблемы в разрезе требований ГОСТ Р 54869-2011.
1. Организация управления проектом
В соответствии с указанным стандартом в каждом проекте должны быть определены следующие роли:
- заказчик проекта - физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта;
- руководитель проекта - лицо, осуществляющее управление проектом и ответственное за результаты проекта;
- куратор проекта - лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку проекта;
- команда проекта - совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта.
Ролевые функции руководителя и куратора проекта в ГОСТ РВ 0015-002-2012 (Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования.) отсутствуют. Требования к знаниям, опыту и квалификации руководителей, специалистов и служащих устанавливаются в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» и излагаются в должностных инструкциях работников. Поэтому во внедряемой методологии проектного управления целесообразно наличие положения о том, что введение ролей в проектном управлении не изменяет должностных инструкций сотрудников предприятия. При этом
77
временное (на период реализации проекта) изменение функциональных обязанностей и ответственности сотрудников должно утверждаться приказом руководителя предприятия.
Большое значение при реализации проектного управления имеет роль куратора проекта. На предприятиях ОПК часто между руководителем проекта и руководителем предприятия отсутствует промежуточное звено, которое имеет полномочия для принятия решений на более высоком уровне, чем проект. В таком случае принятие этих решений ложится на плечи руководителя предприятия. При наличии в портфеле небольшого количества проектов это не критично. Однако, если их количество значительно, то решение вопросов по поддержке проектов отнимает у руководителя предприятия много времени. А мечта любого руководителя - сделать так, чтобы поручения исполнялись и срочные задачи реализовывались при его минимальном участии [4]. Поэтому в этом случае оправдана передача части полномочий по решению текущих межпроектных проблем другим руководителям.
Для проектов по опытно-конструкторским работам, выполняемым предприятиями ОПК, целесообразно введение роли главного инженера/конструктора проекта. Ему могут быть поручены следующие функции:
- анализ требований Заказчика, согласование требований к проектируемой системе, исходя из возможностей предприятия выполнить эти требования при имеющемся в нем уровне компетенций и технического оснащения;
- доведение требований Заказчика до функциональных подразделений для разработки ими календарных планов и прогнозирования загрузки своих специалистов;
- руководство разработкой системно-технических решений, необходимых для выполнения целей проекта;
- оказание технической поддержки (консультаций) руководителю проекта и руководителям функциональных подразделений;
- контроль качества разработки документации по проекту (техническое задание, техническая и рабочая документация);
- надзор в процессе опытной и промышленной эксплуатации разработанного изделия.
На главного инженера/конструктора проекта может быть возложена следующая ответственность:
- обоснование выбора технических и технологических направлений при решении задач проекта;
- обеспечение качества планирования и исполнения работ согласно
плану;
- обеспечение соответствия технических результатов работ по проекту требованиям Заказчика;
- согласование результатов проектирования и отработки изделий;
- обеспечение разработки проектной, технической и эксплуатационной документации в соответствии с принятыми на предприятии стандартами.
Обязанности главного инженера/конструктора проекта может исполнять главный конструктор изделия, назначаемый в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.203-2001 (Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию образцов. Основные положения).
Для ряда проектов целесообразно объединение ролей руководителя проекта и главного инженера/конструктора проекта.
На большинстве предприятий ОПК, существующих еще с советских времен, традиционной является функциональная структура, при которой подразделения выполняет однотипные работы (разработка: конструкций механических узлов, электронных приборов; изготовление деталей и сборок и др.) для различных изделий. Поэтому создание команды проекта из специалистов этих подразделений или введение матричной структуры (с одновременным подчинением сотрудников руководителю функционального подразделения и руководителю проекта) обычно воспринимается негативно. Однако это не является проблемой, и в проектном управлении вполне успешно может использоваться существующая на предприятиях функциональная структура. При этом выполнение задач должно поручаться руководителю подразделения по принципу субподряда, а декомпозиция работ должна производиться до задач, выполняемых подразделением. При необходимости большей детализации она может осуществляться внутри функционального подразделения до исполнителя. Этот исполнитель может представлять информацию о завершении выполнения задачи плана. Но и в этом случае ответственность за выполнение всех задач внутри подразделения остается у его руководителя. Для его контроля за работами исполнителей может вводиться процедура принятия руководителем работ, выполненных исполнителями.
2. Процесс инициации проекта
Цель процесса: формальное открытие проекта. Выходы процесса определяются и документируются следующими параметрами проекта:
- наименование проекта;
- причины инициации проекта;
- цели и продукты проекта;
- дата инициации проекта;
- заказчик проекта;
- руководитель проекта;
- куратор проекта.
Как правило, большинство работ предприятия ОПК выполняет по договорам с государственными заказчиками за счет бюджетных средств. Процесс инициации для подобных проектов связан с требованиями:
- ГОСТ РВ 15.203-2001;
- ГОСТ РВ 15.301-2003 (Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Постановка на производство изделий. Основные положения.);
- федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-Ф3.
Противоречий между требованиями перечисленных документов и требованиями СМК нет. Поэтому в методологии по проектному управлению в части процедуры заключения договоров может использоваться ссылка на СТО по заключению договоров при его наличии. При его отсутствии требования в методологии должны быть изложены в соответствии требованиями перечисленных выше ГОСТ и федеральных законов.
3. Процесс планирования проекта
В ГОСТ Р 54869-2011 отсутствует упоминание о разработке плана по качеству проекта, что не соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 90012015 и ГОСТ Р ИСО 10006-2005 по планированию плана качества проекта и программы аудитов. Поэтому в стандарте организации по качеству должно появиться указание об аудите проектных работ в соответствии с требованиями методологии СМК. При этом в методологии по ПУ должны быть указания о включении в план качества по проекту мероприятий по контролю качества выполнения процедур проектного управления и контролю качества результатов проекта [5].
На рисунке показана связь основных процессов ПУ со стандартами групп ИСО, РВ и ГОСТ Р 54869-2011, требования которых должны быть учтены при его реализации на предприятиях ОПК.
Процесс контроля исполнения
ГОСТ РВ 15.203 2001
'Система разработки и постанов-^ ки продукции на производство. Военная техника. Постановка на V производство изделий. Основные ! положения
ГОСТ РВ 15.203-2001
/Система разработки и постановЛ
ки продукции на производство Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских чрабп по созданию образцов ^Основные положения -
ГОСТ РВ 15.208 2005
Единый сквозной план создания образца (системы, комплекса) и его (их) составных частей. Основные положения
ГОСТ РВ 0015 002 2003
Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы ^ менеджмента качества. Общие требования
Связь основных процессов проектного управления с требованиями стандартов
80
В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Организация должна определить, создать и поддерживать инфраструктуру, необходимую для функционирования ее процессов с целью достижения соответствия продукции и услуг... .
Инфраструктура может включать. информационные и коммуникационные технологии».
Аналогично в ГОСТ РВ 15.208-2005 (Единый сквозной план создания образца (системы, комплекса) и его (их) составных частей. Основные положения) указано, что «по согласованию с заказчиком с целью повышения наглядности, информативности и оперативности представления и анализа результатов ОКР сетевой план-график выполнения ОКР (составной части ОКР) разрабатывают с использованием программных средств, предназначенных для организации управления проектами».
В настоящее время инструменты ПУ реализуются автоматизировано, путем использования специальных программных продуктов. В зависимости от объема и сложности процессов управления на предприятии существуют продукты различного уровня, например:
- зарубежные: Primavera Enterprise, Microsoft Enterprise Project Management и др.
- отечественные: SpiderProject, А2:Управление проектами (Адванта)
и др.
Эти программные продукты обладают возможностями групповой работы через web-интерфейс, хорошо интегрируются с почтовыми и учетными программами.
Кроме того, использование таких программных продуктов за счет наличия в них общей коммуникационной среды и создания архива реализованных процессов позволяет поддерживать и обновлять знания предприятия ОПК, что также соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Использование инструментов проектного управления для организации взаимодействия между процедурами процессов СМК
В ПУ разработаны инструменты для календарного и ресурсного планирования, контроля исполнения работ. Задачи, которые могут решаться с помощью этих инструментов, существуют при реализации большинства процессов, используемых на предприятиях.
Основное назначение планирования - определение срока начала и завершения решения исполнителем конкретной задачи в плане, исходя из необходимого срока выполнения работ в целом по всему плану. При этом на срок выполнения этой задачи планируются конкретные ресурсы. Основное назначение контроля исполнения работ - получение информации об их текущем состоянии. Эта информация предоставляет руководителю возможности для своевременного принятия управленческих решений,
направленных на обеспечение завершения работ в заданные сроки и с требуемым качеством (осуществление контроля исполнения работ без наличия плана их выполнения обычно не имеет смысла).
Таким образом инструменты ПУ могут использоваться на предприятиях (в том числе на предприятиях ОПК) и для организации взаимодействия между процедурами процессов, которые не подпадают под понятие проекта в ГОСТ Р 54869—2011.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:
а) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;
б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;
г) определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;
д) распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;
е) учитывать риски и возможности;
ж) оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов».
Выполнение перечисленных выше требований путем применения инструментов ПУ представлено в таблице.
Реализация большинства процессов, как показано выше, включает планирование работ; учет рисков; мониторинг, измерения, необходимые для управления процессом, планирование ресурсов; внесение необходимых изменений. То есть фактическое исполнение конкретного процесса предполагает выполнение группы процедур. И эту задачу можно результативно решить, используя инструменты ПУ, реализуемые в специализированных программных продуктах.
Вариантом использования инструментов ПУ для осуществления процессной деятельности может являться отнесение процессов к простым проектам типа «Процедура». Для них может разрабатываться упрощенная методология проектного управления с меньшим пакетом документов и минимальной отчетностью. Для управления такими проектами потребуются не руководители проектов, а администраторы. И именно при их реализации большой эффект дает использование автоматизированных систем (специализированных программных продуктов) [4].
82
Выполнение требований СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 путем применения инструментов проектного управления
Требование ГОСТ Р ИСО 9001-2015 к процедурам процессов Инструмент проектного управления
Определение: - требуемых входов и ожидаемых выходов процессов, - последовательности и взаимодействие процессов Инструменты календарного планирования, позволяющие создавать планы, содержащие последовательности процессов, детализируемых до задач методом декомпозиции, и включением в планы контрольных точек. Для отражения взаимодействия между процессами (задачами) в ПУ существуют различные виды связей между входами и выходами
Определение и применение критериев и методов (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимых для обеспечения результативного функционирования процессов и управления ими Инструменты контроля выполнения задач плана. Инструменты формирования отчетов о текущем состоянии выполнения планов и прогнозов об их завершении, дающие возможность управлять процессами, используя достоверную информацию
Определение ресурсов, необходимых для этих процессов, и обеспечение их доступности Инструменты ресурсного планирования, в том числе, в рамках всего предприятия
Распределение обязанностей, ответственности и полномочий в отношении процессов Назначение исполнителей на все задачи плана и руководителей, осуществляющих приемку этих задач
Учет рисков и возможностей Инструменты оценки рисков и их учета, например, включением соответствующих буферов в календарные и ресурсные планы
Оценка процессов и внесение любых изменений, необходимых для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов Процедуры внесения изменений в планы
Заключение
1. Представлен вариант реализации методологии проектного управления для предприятий ОПК, основанный на анализе требований ГОСТ Р 54869-2011, документов СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и стандартов, регламентирующих деятельность в области управления процессами разработки и изготовления военной техники, позволяющий устранить несоответствия между этими требованиями.
2. Показано, что инструменты проектного управления могут использоваться для организации взаимодействия между процедурами процессов, реализуемых на предприятиях в рамках СМК.
Список литературы
1. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Пятое издание. USA: Project Management Institute, Inc. 2013. 586 с.
2. Березанский Д.П., Чулков А.К. Интеграция методов проектного управления и инструментов бережливого производства с системой менеджмента качества // Управлением качеством. 2016. №1. С. 30 - 33. №2. С. 22 - 26.
3. Березанский Д., Ильин В. Роль и место системы менеджмента качества и бережливого производства в проектном управлении//Управление проектами. 2016. №2. С. 44 - 49.
4. Богданов В. Управление проектами. Корпоративная система -шаг за шагом. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2012. 248 с.
5. Ильин В.В. Проектный офис - центр управления проектами. СПб: Изд-во «Вершина», 2007. 264 с.
Березанский Давид Павлович, канд. техн. наук, начальник бюро, [email protected], Россия, Москва, АО «Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики»
THE PLACE OF PROJECT MANAGEMENT IN THE QMS OF AN ENTERPRISE OPERATING WITHIN DEFENSE INDUSTRY
D.P. Berezansky
A look at the place of project management in the quality management system (QMS) of an enterprise operating within the defense industry complex is considered. An option for dealing with the problem regarding the methodology coordination between the national standard for project management and the requirements of existing QMS documents and standards that regulate the activities of the military-industrial complex in the management area of military equipment design and manufacture was demonstrated. The conclusion concerning the possibility of using project management tools for organizing the interaction between the processes procedures that are been executed by enterprises within the framework of the QMS has been suggested.
Key words: project management, quality management system, management of military equipment development and manufacturing processes.
Berezansky David Pavlovich, candidate of technical sciences, head of bureau, nto8@cniiag. ru, Russia, Moscow, JSC "Central Research Institute of automation and hydraulics"