Научная статья на тему 'Современные требования к оценке соответствия системы менеджмента качества в наукоемком производстве'

Современные требования к оценке соответствия системы менеджмента качества в наукоемком производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ / STANDARDIZATION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / HIGH-TECH PRODUCTION / COMPLIANCE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Животкевич Игорь Николаевич

В статье рассмотрены нормативные требования к системам менеджмента качества организации участника государственного заказа, требования которых должны быть выполнены в соответствии с областью и видами деятельности организации. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на формирование системы оценки соответствия менеджмента качества в наукоемком производстве, которая включает: аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий в соответствии с установленными правовыми доку-ментами правилами; сертификацию СМК организаций ОПК, включающую внешние аудиты СМК; развитие СМК организаций через внутренние аудиты менеджмента качества. На основе проведенного анализа сделан вывод, что представленные элементы системы оценки соответствия качества в наукоемком производстве сформированы из опыта работы и нуждаются в постоянном развитии. Сбалансированная система оценки соответствия качества в наукоемком производстве позволит внести значительный вклад в устойчивое повышение качества оборонной продукции и повысить эффективность выполнения государственного заказа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Животкевич Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS TO CONFORMITY ASSESSMENT OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN HIGH-TECH PRODUCTION

The paper describes regulatory requirements for QMS of organizations that fulfi ll state orders; the requirements must be met in accordance with the sector and business activity of the organization. This fact greatly infl uences the development of conformity assessment of QMS in the high-tech industry which includes: accreditation by certifi cation bodies and testing laboratories in accordance with the legal norms; certifi cation of QMS by defense industry experts including external audits of the QMS; and QMS development through internal audits of quality management. Having conducted the analysis the author concludes that the studied elements of conformity assessment of quality in the high-tech industry have been developed out of experience and require constant improvement. A balanced system of qual-ity assessment in the high technology industry will signifi cantly contribute to the sustainable improvement of the qual-ity of military production and improve the effi ciency of state order fulfi llment

Текст научной работы на тему «Современные требования к оценке соответствия системы менеджмента качества в наукоемком производстве»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

inis@inis.ru Игорь Николаевич Животкевич,

доктор технических наук, профессор, генеральный директор, Автономная некоммерческая организация ««Институт испытаний УДК 658.5 и сертификации вооружения и военной техники»

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В НАУКОЕМКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В статье рассмотрены нормативные требования к системам менеджмента качества организации - участника государственного заказа, требования которых должны быть выполнены в соответствии с областью и видами деятельности организации. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на формирование системы оценки соответствия менеджмента качества в наукоемком производстве, которая включает: аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий в соответствии с установленными правовыми документами правилами; сертификацию СМК организаций ОПК, включающую внешние аудиты СМК; развитие СМК организаций через внутренние аудиты менеджмента качества. На основе проведенного анализа сделан вывод, что представленные элементы системы оценки соответствия качества в наукоемком производстве сформированы из опыта работы и нуждаются в постоянном развитии. Сбалансированная система оценки соответствия качества в наукоемком производстве позволит внести значительный вклад в устойчивое повышение качества оборонной продукции и повысить эффективность выполнения государственного заказа.

Ключевые слова: стандартизация, система менеджмента качества, наукоемкое производство, оценка соответствия.

I.N. Zhivotkevich

MODERN REQUIREMENTS TO CONFORMITY ASSESSMENT OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN HIGH-TECH PRODUCTION

The paper describes regulatory requirements for QMS of organizations that fulfill state orders; the requirements must be met in accordance with the sector and business activity of the organization. This fact greatly influences the

development of conformity assessment of QMS in the high-tech industry which includes: accreditation by certification bodies and testing laboratories in accordance with the legal norms; certification of QMS by defense industry experts including external audits of the QMS; and QMS development through internal audits of quality management. Having conducted the analysis the author concludes that the studied elements of conformity assessment of quality in the hightech industry have been developed out of experience and require constant improvement. A balanced system of quality assessment in the high technology industry will significantly contribute to the sustainable improvement of the quality of military production and improve the efficiency of state order fulfillment.

Keywords: standardization, quality management system, high-tech production, compliance assessment.

В соответствии с рядом законодательных и правовых документов регулирования наукоемким производством оборонно-промышленным комплекса (ОПК) (Основы государственной политики в области развития ОПК РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утверждены Президентом РФ Д. А. Медведевым 01.03.2010 г. Пр-528; федеральные законы: «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (с изм. на 3 февраля 2014 г.); «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ (с изм. на 2 декабря 2013 г.); «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ; «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ; «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 г. № 213-ФЗ.; «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ; «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ и др.) большое значение придается развитию систем менеджмента качества (СМК) организаций -участников государственного заказа. Обращается внимание, что СМК формируются в соответствии с требованиями международных стандартов, а также национальных и государственных российских стандартов (ISO 9001:9008 «Системы менеджмента качества. Требования»; ISO 9004:2005; ISO 19011; AS 9100:2009; AS 9101; AS 9104:2012; AQAP 2110; ГОСТ ISO 90012011; ГОСТ Р ИСО 19011-2012; ГОСТ Р ИСО (СЭМ); ГОСТ (АНСАС 18011); ГОСТ EN 9100-2011; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2012; ГОСТ Р 56056-2014; ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки производства. Военная Техника. Общие требования к системам менеджмента качества организаций - участников государственного оборонного заказа»).

Рассматривая СМК организации - участника государственного заказа, соответствующую требованиям нормативных документам, следует отметить большое число нормативных документов государственного заказчика, требования которых должны быть выполнены в соответствии с областью и видами деятельности организации. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на формирование системы оценки соответствия менеджмента качества в наукоемком производстве, которая включает:

- аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий в соответствии с установленными правовыми документами правилами;

- сертификацию СМК организаций ОПК, включающую внешние аудиты СМК;

- развитие СМК организаций через внутренние аудиты менеджмента качества.

Основополагающей целью развития системы оценки соответствия в наукоемком производстве является повышение качества продукции оборонного назначения:

- через взаимосвязанное развитие законодательной, правовой и нормативной базы;

- методические основы выполнения работ;

- иерархическую структуры управления качеством;

- информационные среды взаимодействия отдельных программ, проектов и планов выполнения работ;

- менеджмент компетентности персонала, задействованного в выполнении государственного заказа;

- совершенствование методологии оценки соответствия в наукоемком производстве.

На рисунке представлена структурная схема СМК организации - участника государственного заказа.

Принципиальные позиции развития ОПК, работ в области обеспечения качества в наукоемком производстве на период до 2020 года и на перспективу заложены в Основах государственной политики в области развития ОПК РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Законодательная база, используемая менеджментом качества организации, содержит федеральные законы, определяющие основополагающие условия технической политики государства в сфере обороны и безопасности, а также формирование и выполнения ГОЗ.

Отдельное место занимает правовая составляющая СМК, определяемая постановлениями Правительства Российской Федерации (от 17.10.2009 г. № 822 «Об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу,..., а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции»; от 17.08.2010 г. № 629 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства российской федерации по вопросам обеспечения качества продукции военного назначения, производимой в рамках государственного оборонного заказа и на экспорт»; от 26.10.2010 г. № 861 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности»; от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»; от 13.06.2012 г. № 581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники»; от 19.06.2012 г. № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению

Современная модель менеджмента качества оборонного предприятия

соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации»; от 11.10.2012 г. № 1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции»; от 28.11.2013 г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; от 26.122013 г. № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу»; от 26.12.2013 г. № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу») в отношении:

- формирования и выполнения государственного заказа;

- деятельности организаций по разработке, производству, испытаниям, ремонту, обслуживанию, поставке и утилизации оборонной продукции;

- вопросов лицензирования деятельности оборонных организаций;

- особенностей оценки соответствия оборонной продукции;

- вопросов аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий;

- стандартизации в наукоемком производстве и пр.

Большое значение в нормативной составляющей

менеджмента качества имеют международные стандарты (ISO 9001:9008 «Системы менеджмента качества.

Требования»; ISO 9004:2005; ISO 19011; AS 9100:2009; AS 9101; AS 9104:2012; AQAP 2110). В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации СМК организаций должны соответствовать международным стандартам серии ISO 9000, а также национальным и государственным стандартам. Это обстоятельство определяет формат менеджмента качества и отслеживание этого формата в соответствии с изменениями международных стандартов. Основу этих стандартов составляет стандарт ISO 9001, определяющий требования к СМК и являющийся базовым при разработке множества отраслевых документов, в том числе оборонной направленности (ISO 9001:9008 «Системы менеджмента качества. Требования»). Следует отметить, что применяемая в них терминология требует модернизации, в чем автор согласен с А.В. Гугелевым [1, с. 70].

Национальные стандарты (ГОСТ ISO 9001-2011; ГОСТ Р ИСО 19011-2012; ГОСТ Р ИСО (СЭМ); ГОСТ (АНСАС 18011); ГОСТ EN 9100-2011; ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17021-2012; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2012; ГОСТ Р 56056-2014), широко используются организациями -участниками государственного заказа.

Методические документы по формированию и развитию СМК определяются международными стандартами, национальными и государственными стандартами, а также нормативными документами заказчика, интегрированных структур в наукоемком производстве и документами организаций, материалами внутренних и внешних проверок.

Международные стандарты, а также изданные в соответствии с ними национальные стандарты определяют структуру СМК и содержание отдельных документов: руководства по качеству, документированных процедур, отдельных документов.

Значительное влияние на СМК организации -участника государственного заказа оказывают документы заказчика:

- государственные военные стандарты серий 8, 15, 39, 57 и др., которые определяют требования к оборонной продукции и методы оценки и подтверждения соответствия этим требованиям;

- руководящие и методические указания заказчика, определяющие методы и средства обеспечения качества оборонной продукции;

- распорядительные и иные документы заказчика.

Следует отметить, что методические вопросы создания и развития СМК организации наукоемкого производства разработаны подробно на протяжении десятилетий выполнения государственного заказа. Понимание и использование этих материалов как базы СМК организации, основы деятельности органов по сертификации, испытательных лабораторий и органа по аккредитации является непременным условием существования системы оценки соответствия в наукоемком производстве.

Структура управления организацией является одной из существенных звеньев СМК, определяющих реализацию процессного подхода, прослеживаемости ответственности и компетентности работников, результативность процессов СМК, способность менеджмента качества к улучшению.

Структура управления, используемая в СМК организации наукоемкого производства, определяется:

- утвержденным высшим руководством организации составом подразделений, их административной и функциональной подчиненностью и отчетностью;

- формированием в организации документально оформленной прослеживаемости ответственности, обязанностей и компетентности работников во взаимосвязи структурных подразделений;

- оформлением через трудовые договоры между высшим руководством организации и работниками ответственности, обязанностей и требований к компетентности.

Представленная структура должна находиться в постоянных управляемых условиях с использованием принятых в организации процедур верификации, ва-лидации и аттестации персонала.

Информационная среда менеджмента качества определяется объективными условиями развития организации наукоемкого производства в рамках специализации и наличия большого числа соисполнителей и поставщиков.

Потоки информации, формирующие информационную среду организации - участника государственного заказа, содержат:

- данные взаимодействия с заказчиками и потребителями;

- информационную базу взаимодействия и развития СМК организации;

- информационную базу взаимодействия с соисполнителями и поставщиками;

- информационный поток взаимодействия с интегрированной структурой, в которую входит организация;

- информацию по взаимодействию с сертифицирующими, надзирающими и контролирующими органами.

Сложившаяся практика деятельности показывает исключительную важность развития информационной среды участника государственного заказа, которая напрямую влияет на качество выполнения работ и на результативность СМК. Важность информационной среды определяется особенностью деятельности оборонной организации:

- конструкторская, технологическая и эксплуатационная сложность оборонной продукции, в создании которой задействованы сотни организаций;

- географическая удаленность участников государственного заказа и эксплуатирующих организаций;

- продолжительность цикла создания оборонной продукции;

- жесткие требования заказчика по качеству и срокам поставки оборонной продукции;

- внедрение современных технологий безбумажного проектирования и передачи в производство оборонной продукции.

Представленные особенности информационной среды СМК организации наукоемкого производства предполагают разработку и внедрение отдельных процессов СМК и серии стандартов организации с периодической оценкой результативности и эффективности менеджмента.

Следует отметить необходимость усиления информационного блока СМК организации наукоемкого производства.

Менеджмент персонала представляет собой ключевой элемент СМК, который реализуется во всех системных областях управления - от создания нормативной и методической базы до структуры управления и ее информационного наполнения.

Управление компетентностью работников организации наукоемкого производства определяется в настоящее время следующими условиями:

1. Разработка и внедрение процесса СМК организации по менеджменту человеческих ресурсов (менеджмент персонала), который поддерживается рядом стандартов и инструкций организации, относящиеся к используемым терминам, руководством процесса, участниками процесса, входными и выходными данными, методами менеджмента персонала, критериями мотивации и результативности выполняемых работ. Условия результативности процесса заложены в его ресурсной поддержке. Опыт мониторинга таких процессов в организациях ОПК показывает, что наиболее оптимальные современные условия развития такого процесса определяются, когда руководителем его является руководитель организации. Именно он обладает необходимым ресурсом и необходимыми лидерскими качествами.

2. Правовое оформление требований к работнику в соответствии с трудовым законодательством и нормативным документом ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки производства. Военная Техника. Общие требования к системам менеджмента качества организаций - участников государственного

оборонного заказа». Обязательное условие - формирование для работников, участвующих в выполнении ГОЗ, требований к компетентности и условий высокой мотивации качественного выполнения работ, совершенствования своего профессионализма. Оформление этих требований осуществляется через трудовые договоры, или напрямую, или через дополнение к ним в виде должностных инструкций, являющихся неотъемлемой частью договора. Практически повсеместно в организации оформляются должностные инструкции, которые часто входят в состав документов СМК. Но условие дополнения ими трудовых договоров часто не реализуется. Такая связка позволяет усилить значимость трудового договора и через это добиться как улучшения управления компетентностью работника, так и повышения его мотивации к труду. Требования к трудовому договору определяются трудовым законодательством и развиваются в стандартах организации.

3. Ответственность за управление персоналом несет высший руководитель организации, оформление на работу, методические и контрольные обязанности обычно выполняет заместитель руководителя по управлению персоналом. Основную ответственность за оперативное управление персоналом должны нести руководители подразделений, которые по факту основное время посвящают работе с персоналом и наиболее близки к управлению компетентностью работников трудовых коллективов. В то же время повсеместно в должностных инструкциях руководителей подразделений не отражается ответственность за результаты менеджмента персонала, не содержатся требования к компетентности, в том числе и в управлении персоналом.

4. Состав компетентности работника определяется стандартами ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ РВ 0015002-2012 «Система разработки и постановки производства. Военная Техника. Общие требования к системам менеджмента качества организаций - участников государственного оборонного заказа». Компетентность рассматривается как совокупность полученных знаний и умения их применить на практике за счет полученного образования, опыта работы на данном рабочем месте (с учетом опыта предшествующей работы близкой направленности), навыков (определяемых конкретными результатами трудовой деятельности) и повышением компетентности (или переподготовкой). Сюда следует добавить требования к личным качествам работника (способность выполнения планов, целеустремленность, работа над собой и пр.).

5. Важнейшей составной частью менеджмента персонала является четко выстроенная прослежива-емость компетентности работников по иерархии должностей с учетом их ответственности и обязанностей. По сути, это ответственность и обязанность высшего руководителя. Прослеживаемость компетентности -базовая составляющая прослеживаемости ответственности за выполнение работ по государственному заказу. Методы ее построения и средства реализации должны быть оформлены и внедрены стандартом организации.

6. Целесообразно в рамках менеджмента персонала использовать анализ и управление рисками ввиду серьезного влияния на качество оборонной продукции и сроки выполнения работ как организацией, так и ее соисполнителями и поставщиками. Менеджмент рисков должен быть определен стандартом организации.

Далее целесообразно рассмотреть вопрос оценки соответствия и сертификации СМК организаций наукоемкого производства. Сертификация - оценка соответствия третьей независимой от потребителя и производителя стороной - является важным средством развития СМК оборонных организаций. Деятельность органа по сертификации регламентируется ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2012. Одно из сильных качеств сертификации - добавленная ценность работы по оценке соответствия, когда по результатам анализа документации СМК организации и проведения сертификационного аудита (или инспекционной проверки) обнаружены несоответствия требованиям нормативных документов или оформлены соответствующие замечания, которые понятны проверяемой стороне. Качество работы органа по сертификации определяется не только наличием оформленных нарушений установленных требований, но и ясным пониманием причин этих нарушений и способов их исправления. Часто для улучшения СМК, внедрения методов и средств менеджмента качества необходимо обучение специалистов служб качества, высшего руководства организации, руководителей среднего звена управления, специалистов.

Представленные результаты работы органа по сертификации предполагают глубокую компетентность работников и связанную с ней специализацию самого органа по сертификации и, как следствие этого, компетентность и специализацию экспертов по сертификации СМК организаций наукоемкого производства.

Международный и отечественный опыт деятельности органов по сертификации СМК показывает направления такой специализации:

- по нормативным документам (стандартам) в области систем менеджмента качества общей и отраслевой направленности с соответствующей аттестацией экспертов по сертификации СМК организаций наукоемкого производства;

- по предметам продукции, которая классифицирована кодификатором предметов снабжения [2].

Если по нормативным документам специализация органа по сертификации и экспертов по сертификации очевидна и связана с обучением, аккредитацией и аттестацией, то специализация по предметам оборонной продукции определяется компетентностью экспертов и нуждается в обсуждении.

Опыт формирования состава экспертов органа по сертификации показывает целесообразность оценки специализации по группам кодификатора предметов снабжения. Каждая группа характеризуется набором классов предметов снабжения от 10 до 20-25. В то же время область объединения классов в группы в целом формируется по близким признакам. Компетентность эксперта определяется:

- областью образования (области и объемы материалов по изучаемым дисциплинам);

- опытом работы специалиста в качестве: работника организации; консультанта организации по используемым методам и средствам при разработке и производству оборонной продукции; главного эксперта сертификации продукции и систем менеджмента качества, в течение нескольких лет работающего с организациями данного профиля;

- навыками работы по конкретным измеряемым результатам деятельности в области специализации в отношении разработки, производства оборонной продукции, экспертизы проектов, успешно реализуемых организацией, сертификацией СМК организаций данного профиля в зачетный период времени.

Перечисленные условия специализации органа по сертификации СМК организаций наукоемкого производства, экспертов, аттестованных этими органами по сертификации, дают уверенность в признании через аккредитацию их компетентности.

Аккредитация является одним из элементов системы оценки соответствия качества в наукоемком производстве. В отличие от оценки соответствия в гражданских областях деятельности, необходимо сохранить единство требований для широкого спектра наиболее сложной оборонной продукции, производимой в экстремальных условиях и имеющей как высокую стоимость, так и функциональную значимость в вопросах обороны и безопасности в стратегических, оперативно-тактических и тактических задачах.

С учетом международного и отечественного опыта аккредитация в наукоемком производстве имеет следующие важные стороны:

- наделение полномочиями по принятию решений по правилам аккредитации федерального органа исполнительной власти, ответственного за оборонно-промышленный комплекс государства;

natalkireeval@yandex.ru

Саратовский

УДК 338.43

- единый орган по аккредитации в военно-промышленном комплексе;

- системное участие в надзоре и развитии технологии аккредитации государственных заказчиков и ведущих производителей оборонной продукции;

- взаимодействие органа по аккредитации с международными аккредитующими структурами при реализации военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими иностранными государствами.

Деятельность по аккредитации в наукоемком производстве регламентируется специальным правовым актом, решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти и документами органа по аккредитации.

Орган по аккредитации взаимодействует со штатными и нештатными экспертами по аккредитации, аттестация которых определяется правовым документом и установленными правилами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что представленные элементы системы оценки соответствия качества в наукоемком производстве сформированы из опыта работы и нуждаются в постоянном развитии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбалансированная система оценки соответствия качества в наукоемком производстве позволит внести значительный вклад в устойчивое повышение качества оборонной продукции и повысить эффективность выполнения государственного заказа.

1. Гугелев А.В. Система терминов для системы менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 8. С. 70.

2. Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд ЕК 001-2014. Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд.

Наталья Аркадьевна Киреева,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Дан анализ достижения целевых показателей продовольственной безопасности в разрезе регионов Приволжского федерального округа (ПФО) и доказана значимость не только критериев продовольственной независимости, но и таких важнейших аспектов продовольственной безопасности, как физическая и экономическая доступность продуктов питания. Исследован уровень государственной поддержки развития региональных агро-систем, сделан вывод, что используемые в настоящее время инструменты федерального и регионального уровня не отвечают в полной мере стратегической цели АПК - достижению его устойчивого развития и продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, государственная поддержка, регион, ПФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.