различными видами деятельности в сфере менеджмента качества.
1. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение 1вО/1ЕС 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 38-42.
2. Гугелев А.В. Система терминов для системы менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 8. С. 70.
3. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 7. С. 36-41.
[email protected] Александр Владимирович Гугелев,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Олег Александрович Можаев,
кандидат технических наук, заместитель генерального директора АНО «<ИнИС ВВТ», руководитель ОС СМИБ и СЭМ АНО «ИнИС ВВТ»
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье показано, что результативность и эффективность СМК улучшается только тогда, когда демонстрируется четкое взаимодействие основных процессов менеджмента на всех этапах жизненного цикла продукции наукоемкого производства. По мнению авторов, обеспечение функционирования единой системы автоматизированного менеджмента процессов жизненного цикла продукции наукоемких предприятий становится приоритетным направлением модернизации наукоемкого производства, а ключевым вопросом для его успешной реализации - профессиональное, в рамках соответствующих полномочий, перераспределение функций между участниками, обеспечивающими оперативное функционирование и информационную безопасность предприятий и организаций ОПК.
Ключевые слова: качество, управление, процессы жизненного цикла продукции, наукоемкие предприятия.
A.V. Gugelev, O.A. Mozhaev
DEVELOPING A UNIFIED SYSTEM OF AUTOMATED MANAGEMENT OF PRODUCT LIFE CYCLE AT HIGH-TECH ENTERPRISES
The paper shows that effectiveness and efficiency of QMS in high-tech industry improves only if there is an interaction of key management processes at all stages of the product life cycle. According to the authors, developing and maintaining of the unified system of automated management of product life cycle at high-tech enterprises are becoming a priority in the modernization of high-tech industry, and a key issue for its successful implementation is redistribution, within their respective powers, of functions between the agents providing operational functioning and information security of companies and organizations of defence industry.
Keywords: quality, management, product life cycle, high-tech enterprises.
ti&b [email protected]
УДК 658.5
В современных условиях развития мировой экономики и цивилизации в целом экономическая безопасность является одним из базовых понятий и направлений, обеспечивающих национальную безопасность государства, а для Российской Федерации - это еще и строго скоординированное направление на модернизацию наукоемкого производства как основного
компонента экономической и, как следствие, национальной безопасности.
В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что практически завершен комплекс работ по созданию и внедрению в организациях и на предприятиях наукоемкого производства систем менеджмента качества (СМК) и оценке их соответствия тре-
♦-
бованиям стандартов ГОСТ ISO 9001 и ГОСТ РВ 0015-002-2012.
Для предприятий и организаций российского ОПК наличие сертификата на СМК, соответствующую требованиям стандартов ГОСТ РВ серии СРПП ВТ, является весомым доказательством того, что предприятие способно поставлять наукоемкую продукцию или предоставлять услуги высокого качества, отвечающие требованиям государственного заказчика.
Однако, по мнению экспертов [3], оценка результативности СМК предприятий и организаций наукоемкого производства в своем развитии остановилась на уровне 2006 г., поскольку не решает основной задачи -обеспечение поступательного развития результативности СМК как инструментария в эффективном управлении деятельностью предприятий ОПК для повышения качества выпускаемой продукции военного назначения (ПВН) по государственному оборонному заказу (ГОЗ) и на экспорт. Проведенный Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации анализ состояния организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) привел к парадоксальному результату: 75% из отобранных для анализа организаций, имеющих сертификат соответствия СМК требованиям стандартов ГОСТ ISO 9001 и ГОСТ РВ 0015-002-2012 г., демонстрируют наличие большого количества рекламаций на выпускаемую продукцию и сохраняют тенденцию к их увеличению. В том же анализе обращается внимание на «объективные недостатки, связанные в том числе с издержками сертификации СМК, несовершенством нормативной правовой базы и документов технического нормирования, с изменениями существующих и внедрением новых технологий изготовления
-♦
продукции, а также применения информационных технологий» (Письмо Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 21.02.2014 г. № З-П7-4109 в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № РД-П7-8066).
Не вдаваясь в подробности проведенного анализа, можно констатировать, что результативность и эффективность СМК улучшается только тогда, когда демонстрируется четкое взаимодействие основных процессов менеджмента на всех этапах жизненного цикла продукции наукоемкого производства, и главные из них - процессы, находящиеся в плоскости взаимодействия с заказчиком, в данном случае с военным представительством (ВП), что наглядно проиллюстрировано на рис. 1, где видно, что уровень результативности СМК ((^смк) на временном интервале 2006-2014 гг. (этот период характеризуется некомпетентными реорганизациями в секторе Управления военных представительств МО РФ) заметно падает, несмотря на то что стандартом ГОСТ РВ 0015-002-2012 г. предписано довольно плотное взаимодействие по вектору контроля за функционированием основных процессов менеджмента наукоемкого производства предприятий и организаций наукоемкого производства (таблица).
И рис. 1, и таблица наглядно свидетельствуют, что от четкости взаимодействия менеджмента предприятия с ВП напрямую зависит результативность СМК. ВП необходимо рассматривать, с одной стороны, как контролирующий орган процессов разработки изготовления, контроля и испытаний продукции наукоемкого производства, с другой - оно само является необходимым ключевым элементом СМК в контуре управления основными процессами СМК организации [3].
Рис. 1. Состояние результативности СМК (Рсмк) на временном интервале 2006-2014 гг.
ВП и его взаимодействие с СМК по контролю за функционированием основных процессов менеджмента предприятий и организаций наукоемкого производства
Процессы СМК Взаимодействие ВП и СМК
Выход СМК Вход в СМК
Анализ СМК Выходные данные анализа СМК, включая мероприятия по улучшению СМК организаций, характеристик военной продукции, показателей процессов, сокращению потерь Замечания и предложения по вопросам, относящимся к улучшению качества военной продукции. Предложения по совершенствованию и развитию действующей на предприятии СМК
Закупки, входной контроль Заявка на приобретение комплектующих изделий и материалов, разрешенных для применения. Перечень продукции, подлежащей входному контролю Согласованные заявка, перечень, акт по проведению входного контроля
Управление оборудованием для мониторинга и измерений Перечень СИ подлежащих поверке, калибровке. Перечень ИО, подлежащее аттестации. План-график поверки, калибровки СИ и аттестации ИО Согласованные перечни СИ и ИО, план-график поверки, калибровки, аттестации
Проектирование и разработка План-график выполнения НИОКР, уведомление о готовности НИОКР к приемке этапов работы, КД, ТД, ЭД, извещение об изменении КД,ТД, ЭД, извещение о готовности опытных образцов к испытаниям Согласованные план-график выполнения НИОКР, извещения об изменении КД, ТД, ЭД, протоколы испытаний опытных образцов, выдача заключений о готовности к приемке этапов и работы в целом
Контроль качества и испытаний Программа и методика (ПМ) испытаний, ТУ, информацию по результатам контроля ПрИ, предъявления готовой продукции для приемки продукции, паспорта Согласованные ПМ, ТУ, информация по результатам контроля ПСИ, заключение о соответствии военной продукции требованиям ТУ, подписанный паспорт на изделие, замечания по ТД, КД, выявленные входе испытаний изделий
Управление производством План-график по обеспечению подготовки и освоения производства, перечень специальных и особо ответственных процессов, план-график соблюдения технологической дисциплины Согласованные план-график по обеспечению подготовки и освоения производства, перечень специальных и особо ответственных процессов, план-график соблюдения технологической дисциплины, замечания по ТД, КД, выявленные в ходе изготовления изделий
Управление документацией Перечни документов по стандартизации, документов СМК, акты внедрения применяемых стандартов, документов СМК Согласованные перечни, документов по стандартизации, документов СМК, акты внедрения применяемых стандартов, документов СМК, замечания по документации СМК, КД, ТД, ЭД
Внутренний аудит Программа, план проверки Согласованные программа, план проверки, выявленные замечания
Коректирующие и предупреждающие действия Типовые программы по проведению анализа отказавшей военной продукции Согласованные типовые программы, планы по корректирующим действиям
Такой подход в данном вопросе выстраивает взаимоотношения ВП с организацией по элементам СМК как самостоятельный процесс, и СМК в наибольшей степени будет способна обеспечить результативное ее функционирование, что, несомненно, гарантирует качество самой военной продукции.
В условиях современного этапа развития и совершенствования СМК предприятий и организаций ОПК -участников государственного оборонного заказа (ГОЗ) в целях повышения эффективности процессов мониторинга и контроля качества и обеспечения конкурентоспособности продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗ и на экспорт на всех этапах наукоемкого производства, выдвигается задача по активному внедрению современных информационных технологий в системы менеджмента качества, т.е. выдвигается задача по переводу СМК в категорию автоматизированной СМК (АСМК), а это становится невозможным без внедрения на предприятиях и в организациях ОПК си-
стемы менеджмента информационной безопасности (СМИБ). В этой связи, исходя из подготовленной Правительством федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», имеющей своей целью значительно поднять технологический уровень производства предприятий ОПК, повысить его компактность и готовность к инновационной деятельности. Инструментом достижения этой цели может быть создание Единой системы автоматизированного менеджмента качества продукции военного назначения (далее -ЕСАМ, рис. 2), которая обусловлена необходимостью развития системы информационно-аналитического обеспечения деятельности ВПК, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, интегрированных структур, предприятий и организаций ОПК с соблюдением принципов системного подхода к обеспечению ожидаемого заказчиком (ВП) качества продукции военного назначения (ПВН) [2].
МФИД - модуль формирования исходных данных, МТР - модуль технических регламентов, ЦОХД - Центр обработки и хранения данных, ИФ МО РФ - интерфейс Минобороны России, ИФ ФСТЭК - интерфейс Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ИФ ФСБ - интерфейс Федеральной службы безопасности, ИФ ФС ГОЗ - интерфейс Федеральной службы по гособоронзаказу, ИФ РОСт - интерфейс ФГУП «Рособоронстандарт», ИФ МПТ РФ - интерфейс Минпромторга России, АСМ - автоматизированная система менеджмента, САМ - система автоматизированного мониторинга, СМИБ - система менеджмента информационной безопасности, САП ВП - система автоматизированной поддержки военной приемки.
Рис. 2. Структура ЕСАМ
В соответствии с представленной на рис. 2 структурой ЕСАМ модуль формирования исходных данных (МФИД) содержит параметры и их значения, соответствующие принципам работы организаций и предприятий ОПК, которые определяют во взаимодействии Федеральной службы по гособоронзаказу (ФС ГОЗ) и Минобороны России. Пакет исходных данных для МФИД формирует заказчик, ожидающий получения необходимой продукции. Эти данные подлежат согласованию между заказчиком и головным исполнителем. Модуль технических регламентов (МТР) - перечень требований (международных, национальных, федеральных, отраслевых, межотраслевых), которым должны соответствовать исходные данные, сформированные в МФИД. Центр обработки и хранения данных (ЦОХД) обеспечивает обработку, хранение, обмен и передачу адресату данных - параметров, соответствующих процессов на всех этапах наукоемкого производства, выпускаемой организациями и предприятиями ОПК, исполнителями и участниками государственного оборонного заказа (ГОЗ). Автоматизированная система менеджмента (АСМ) - совокупность методов и аппаратных решений для управления выпуском продукции ожидаемых параметров, контроля и оценки соответствия произведенной продукции требованиям МФИД и МТР посредством контура, объединяющего автоматизированную систему менеджмента (АСМ) и систему автоматизированного мониторинга (САМ).
Система автоматизированного мониторинга - это инструмент контроля результативности всех процессов автоматизированной системы менеджмента наукоемкого производства. САМ обеспечивает извлечение, передачу и представление заказчику, руководителям
контролируемых процессов, в том числе и органам по сертификации соответствующих систем менеджмента, результатов мониторинга контролируемых процессов менеджмента наукоемкого производства. Система менеджмента информационной безопасности (СМИБ) представляет собой совокупность мероприятий, методов и технических решений, обеспечивающую циркуляцию информационных потоков с заданной надежностью, достоверностью и гарантирующую эффективное противодействие несанкционированному воздействию на нее.
Функционирование предлагаемой ЕСАМ происходит следующим образом. Пакет исходных данных из МФИД, сформированный заказчиком и согласованный с исполнителем, после сопоставления с МТР загружают в ЦОХД и подают на вход АСМ, которая управляет процессами наукоемкого производства. САМ контролирует результативность процессов менеджмента наукоемкого производства путем сопоставления результатов реального мониторинга текущих параметров с заданными параметрами, выдавая результаты сопоставления в ЦОХД. Во всех вариантах обмена информационными потоками данные любого контура или модуля АСМ, САМ проходят в СМИБ. Блоком особой важности по обеспечению жесткого контроля результативного функционирования АСМ и САМ является система автоматизированной поддержки военной приемки (САП ВП), работа которой производится в рамках процедур, описанных в таблице.
В зависимости от вида и значения информационные потоки в СМИБ подвергаются преобразованиям и обработкам различными средствами защиты информации, обеспечивающими информационную безопас-
♦
♦
ность функционирования ЕСАМ. При этом ответственность за обеспечение информационной безопасности в рамках допустимых требований по защите государственной тайны и достоверность информационных потоков, циркулирующих в контуре управления ЕСАМ через соответствующие интерфейсы возлагается на государственные структуры. Предлагаемая комплексная автоматизированная система мониторинга и менеджмента является развитием автоматизированных систем управления, логистики, кадров, производства, типа «Галактика-ЕРР», «Фаворит», «Парус», «МС ВС» и т.д. и может быть широко использована в системе оборонно-промышленного комплекса и представительства государственного заказчика [1].
Базовые принципы ЕСАМ - автоматизированный мониторинг в рамках процессов менеджмента наукоемкого производства, включая САП ВП с требуемым гарантированным обеспечением защиты информационных потоков, циркулирующих в контуре ЕСАМ, от несанкционированного воздействия (НСВ) на эти потоки. Сама автоматизация процессов менеджмента качества на всех этапах жизненного цикла продукции предприятий, организаций и интегрированных структур ОПК, как современная форма организации их лицензионной деятельности, позволяет принципиально откорректировать механизм регулирования рынка, содействовать реальному повышению качества работ и услуг в секторе наукоемкого производства. По мне-
нию авторов, обеспечение функционирования ЕСАМ становится приоритетным направлением модернизации наукоемкого производства, а ключевым вопросом для его успешной реализации - профессиональное, в рамках соответствующих полномочий, перераспределение функций между участниками, обеспечивающими оперативное функционирование и информационную безопасность ЕСАМ предприятий и организаций ОПК как услугу для предприятий и организаций исполнителей и участников ГОЗ от государственных структур.
Кроме того, необходима государственная поддержка реализации ЕСАМ как комплексного процесса современного реформирования ОПК, влияющего на социально-экономическое развитие и национальную безопасность России.
1. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение 1БО/1ЕС 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 38-42.
2. Гугелев А.В., Можаев О.А. Формирование модели оценки результативности системы менеджмента информационной безопасности организаций и предприятий России // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 25-31.
3. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 7. С. 36-41.
[email protected] Патина Махачовна Камалова,
старший преподаватель кафедры экономики и управления, Махачкалинский филиал Московского автомобильно-удк 311:338.22 дорожного государственного технического университета
РАЗРАБОТКА ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ПРОЦЕДУРЫ РАНЖИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
ПО ИХ ВАЖНОСТИ
Повышение качества жизни в регионах является одной из важнейших проблем развития регионов. Целью данной работы является разработка формализованной процедуры ранжирования показателей качества жизни по степени их важности, которая также может быть использована для первичного распределения ресурсов на повышение качества жизни. В статье описан один из существующих методов численной оценки уровня жизни, указаны достоинства и недостатки, разработан метод оценки качества жизни населения, применимый как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Приведенная в работе постановка задачи созвучна современным тенденциям в теории и практике, которые ориентированы не только на пассивное отслеживание качества жизни, но и на активное управление процессом его повышения.
Ключевые слова: качество жизни, оценка уровня жизни, продолжительность жизни, уровень доходов населения, экономика и благосостояние населения, показатели качества жизни, методы численной оценки уровня жизни, ранжирование показателей.
P.M. Kamalova
DEVELOPING A FORMALIZED PROCEDURE FOR RANKING OF INDICATORS OF QUALITY OF LIFE IN ORDER OF THEIR IMPORTANCE
The author argues that improving the quality of life in various regions of the Russian Federation is one of the most important problems of regional development. The aim of this research is to develop a formalized procedure for ranking