»-♦
4¿а» зойа,Ьо4агоуа rfyftndox.ru София Владимировна Бочарова
аспирантка кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиалJ
РЭУ им. Г. В. Плеханова
(/гашЫиг.ги Пола Фаритовна Полова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК ззе. 24 РЭ У им. Г. В. Плеханова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК*
Предприятия должны оценивать эффективность системы менеджмента качестве. (СМЮ в соответствии с Международным стандартом ГОСТ Р ИСО 9001 2015 и Национальным аоенным стандартом ГОСТ РВ 0013-0022912 ДэнЙче стендартъ! не вилк^а*^ ни опрсд^п:-«не термина «результативное^ ни конкретные рекомендаций для механизма его оценки что приводит к определенным трудностям а оценке результативности процессов СМК из-за разнообразия методологий с цен ни. используемых предприятиями. Специалисты по-саз ном у пони меют тер мин «результативность процессов СМ К» й разрабатывают свои собственные методологии оценки Е статье Представлена методика сценки результатявности г.ро^доса системы менеджмента качества (СМК). апробирования на предприятиях ОПК Методика разработан? С целью ОЦЕНКИ реального СОСТОЯНИЯ фун^:зонирования процессов СМК и выявления проблем в его функционировании для дальнейшего их устранения и совершенствования процесса Кратко рассмотрены основные подходы к оценке результативности процессов их преимущества и недостатки Анализ проведена примере оценке результативности процесса СМК «Эаяупки» Ключевые слова: система менеджмента качества, процесс. результативность, оценка, удовлетворенность
S.V. Bocharava, L.F. Popova
EFFECTIVENESS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS AT MILITARY INDUSTRIAL ENTERPRISES
i*ie aftlcle shows that mil tarу industria' enterprises shouJd evaluate 1 he effectiveness o! their qjality rrafiacement system (QMS) m accorcfanee with the international Standard COST R ISO 9001 2015 anti the National Military Standard GOST RV 0015-002-2012. These standards do not include either ttie definition Df Itie term "QMS effectiveness" or specific recommendations for evaluating effectiveness, which leads to certain difficulties ;n assessing the effectiveness of QM S processes d ue to the i n con si ste ncies of evaluation meth odolog ies Ex pe rts i nte rpret t he te rn1 "eff e etiven ess of QMS processes'1 differently and develop their own assessment methodologies
The article presents g metnndology for assessing the effecti war-ess of the quality management system (QMS} which has been tested at mifitary industrial enterprises The methodology is designed to assess real state of the QMS processes tunct-on:ng and .dentify problems in its functioning for their fLirther elim nation and improvement of the process The authors briefly examine most popular approaches to assessing Ihe effectiveness of QMS processes and discuss biei." advantages and disadvantages Analys's of the effectiveness of QMS 'Procurement" process is presented. Keywords: manageri-ranf sys-fei??. process parfhmia.'ifi? assessnienf. satisfaction
Одним из основных инструментов совершенствования деятельности организации в области Качества, согласно стандартам ISO серии ЭООО. я&леется измерение результативности действующей елгегемы менеджмента качестпа (СМК) В соответствии со стандартом ISO 9000 2015 резупьтативность - это н.степень реализации запланированной деятельности и за пл a ii и роза иных результатов, котор ые дост^гн уты » За неимением шаблона у) 130 9001:2015, ГОСТ РВ G015-G02-2D12 отсутствуют рекомендации по методам
расчета результативности СМК в целом и процессов СМК в частности) предприятия зачастую те могут раз даботать необходимую методику, и процедура иэме-ренин результативности процессов СМК становится формальной
Для решения проблем при расчете результат замости СМК предприятий ОПК, э также разработки метода оценки результативности СМК оборонно-промышленного комплекса нами быми исследована ^а учные работы и используемые на практике методы
• Исследований и^палнено лря финансовой поддержке рффр? t рамкак научного при е к та Ms i7-32-QTDlB
♦-
оценки результативности СМК промышленных предприятий.
Исходи из п-ров в денных исследование можно выделить два наиболее часта- используемых метода оценки процесса СМК
- анализ запланированные и выполненных мероприятий (осуществление целей процесса),
- оценка процесса ^а основе установленных еп;-д ельца ми критериев результативности
Первый метод основан на «оставлениизапланированы* и випогнен^ых мероприятий за определенный период & рамка* осуществлении конкретного процесса.
По м нен ию руповодитеяей предл ри ят и й и епол ьзу ■ ющих данный метод оценки он позволяет осущест-впять планирование работ по процессу а также улучшать ^ разрабатывать необходимые предупреждающие и корректирующие действия Нов данном методе скрывается множество нюансов, ы Частности
- достаточность и актуальность поставленных целей;
- установление заведомо выполнимый целей,
- формальное планирование функционирования процесса
Зачастую проблемы & система менеджмента качеств э вОиНИ кадят н-а стыке процессов что случается вне зависимости от в вполне ни? цдаей процесса и связано с Качеством поступднлцих п процесс входов и поставляемых « смежные процессы йыходоб
На чаи: ваЙЬзд, оценка резупьтапшНости процессов СМК - не только способ числового выражения особенностей ее функционировавир, но и способ выявления проблем для последующего их устранения Вышеуказанный метод не способствует выявлению проблем, а является формальным способом выполнение требование стандартов на системы менеджмента качества
В работах отечественных и зарубежных авторов предлагаются следующие критерии оценки результативности процессов уровень соответствия продукции установ-паиным требованиям; степ-ень выполнения гтаног в срок, уровеньпронаа-цуительчостНтруда идр Данный способ оценки, на наш взгляд, значительно информативнее предьщущего и способе* показать слабые места а функционировании процесса Но если обратить*;в К исследованиям [1-3] то критерии результативности также зачастую устанавливаются формально
Существ уют такие по»(аэатели которые невозможно обьектиано отразить в форме критерий илот коэффициента, в связи с чем данный способ оценки, на наш взгляд, может бы гь испольаован только и совокупности с другим* формами оценки процесса СМ К.
Е связи с стсутстн/ем едины к требований * оценке результативности процессов СМК, недостаточностью и необъективностью используемых методов оценки результативности СМК на предприятиях, а такие проблемами а функционировании СМК мелью данного исследования является разработка и апробация метода оценки процессов СМК. способствующего еыяв-пению и последующему решению проблем в функционировании СМК
Стандарт ИСО 90(^1-2015 в соответствии с п 1 определяет ~ребовз :'ИЯ к системе Менеджмента ка-
-♦
чествадля тех случаев. *огда организации нацелена на рост удовлетворенности потребители посредством результативного применения с истомы, в связи с чем основными элементами сценки процесса, на наш взглед, яэляется оценка уд овле rao ре н ногт иен утре н-чв№ потребителей процесса Исходя из примечания 3 3 S ЙСО9QÛ0 -201 о потребитель можетСытькак Внешний ло отношению к организации так и внутренним
Б связи с вышесказанным разработанная нами модель оценки процесса СМК состоит из трех этапов описание каждого из которых представлено в предьь дущих публикациях авторов. а также ниже, с указанием формул расчетов и проведением апробации а рамках Предприятия
Этап 1. Оценка соблюдения требований к выходам процесса.
Оценка собл-гадеьия требовании « выходам процесса осуществляется по результатам проведения внутреннего аудуда процесса [1; 2\. Критерий соблгс дения требований рассчитывается исходя и s количества нарушений, выявленных в результате внутренне, го аудита по каждому входу процесса Обязательным условием для предприятии, яапяется внедрение процедуры по проверке соблюдения требований к выходам процессов
Расчет уровня соблюдения требований к входам рассчитывается исходя из общего количества иесо-отвествий по каждому входу соотнесенных к числу входов.
Несоответствия по каждому входу оцениваются следующим образом
■ отсутствие несоответствий - 5 баллов;
- i незначительное несоответствие-4 балла,
* 2 незначительных (1 значительное} несоответствия - 3 балла,
* 3 незначительных (2 значительный) несоответствия -2 балла;
- А незначительных {3 значительных ; и более несоответствий - Ûбаллов
Общая сумма балов по первому этапу рассчитывается исходя из формулы:
к* В.__
в
где В - количество входов, У. - результаты оценки процесса по определенному входу К" ■ коэффициент значимости вкода. определяемы* владельцем процесса экспертным методом
Этап 2. Оценка удовлетворенности входам.
Оценка удовлетворенности в код о M осуществляется владельцем процесса исходя из шкалы удовлетворенности от «удовлетворен полностью» до «совершенно неудовлетворен)». Итоговая цифра рассчитывается исходя из средневзвешенного значения fio каждому вкоду Данные, гтопученные в результате оценки (этапа передаются для оценки выкодоо смежных процессов (этапа 2), для л с ключей и я человеческого Оактора и Объективной оценки всех процессов Для обеспечения прозрачности владелец 'фоцессэ учи^ь-еает собственную оценку входов па птапе 2, а также- передает результаты оценки в rtpo-
цессы, откуда данные входы поступают (на эгтагте В результате оценка удовлетворенности входами и выходами лроиессов имеет следующие вид (рисунок).
Данный годход позволяет вделать оценку результативности полностью прозрачной и обьектйэноя.
Некоторые входы мое тупа ют в несколько процессов, в связи с чем результаты по каждому входу рас-ечигывзюгея исходя из значений представленных в
табл 1, по следующей формуле: «
где X - ч^сло входов Щк) - результаты оценки по определенному входу
Для объективной оценки результативности СМК необходимо проведение действии предшествующих непосредственной оценке, в частности идентификации владельцев процессе*! СМ К И тщательного установления входов и выходов по каждому процессу
Этап 3. Оценка установленных критериев результативности пронесся.
Исходя из определения результативности и процесса [2| показатель (критерий| результативности процесса ■■ совокупность показателей, отражающих выполнение цепей процесса СМК
Таким образом, если целью процесса, например, является ритмичное производство продукции, соответствующей всем требованиям КД [конструкторской документации: и 7 Д {Технологической документации;, а установленные ерп^й, з соответствии с запланиро-
ванной номенклатурой л количеством то показателяМи будут ЯВЛН1ЬСЯ.
- показатель ритмичности производства,
- Ггоказатель соблюдения срокоь (выполнения члана, производственного задания),
■ качестао иэготавл/ваемой продукции (уровень сдача с первого предъявления, соблюдение технологической дисциплины)
Примеры показателей процессов соответственно целям л оед ставлены б предшествующей публикации авторов [2].
Далее представлены результаты оценки результативности процесса СМК «<Закупки продукции» одного из исследуемых предприятии.
Этап 1
Оценка соблюдения требований к выходам про цессв осуществляется по результатам проведения внутреннего аудита процесса Критерий соблюдения требовании рассчитывается исходя из количестеа нарушен ий, выявленных в результате ену грен не го аудита по каждому входу процесса
По результатам внутреннего аудита процесса СМ К «Закупки» было выявлено два значительных несоответствия в части соблюдения условий хранения закупленной продукции, а также нарушений сроков обеспечения плана производства необходимыми материалами и комплектующими Исходя из принципа расчета, по результатам аудита процесс <лЗакупки» получает 2 балла из возможных 5 по выходу чЗакупи енндя продукция» дня процессе производства, по остальным выходам несоотвествий не выявлено -5 баллов (табл 2).
Т а б г I* ц а 1
Значение удовпетворенногти потребмфлеи
Полностью удовлетворен Удовлетворен Частично УЙОВЛВГ^ОрВ* Н<?уДПВЛ01 ||ПСРИ С. 0 5 С-Т1ШС ИНН НОУДОЙЛ1ВТ юрок
5 4 Э 2 1
11роц«с I
Пронес ^
Оптика входов процесса ЙЛЛДС:гьцем процесса, 1
Передача I и ¡формации о кичссти^ вх(лдоа в смежны п иропссс
□¡цгика входов црощкзд владельцем процесса 2
Рисит
ЛШЛН.1Х
ии-о;^ ОИн 1,ессй ]
^п^цет г'|!^ш1ыч ип цроцесеа 1 {ланнЬтс прщасга&п!'! 1ш |>Л4ЛС11>ГШ ирОШСИ! 2)
£¿0401 ДОНЦЫ* 1Ш щшдаи працесс) 2 (двниыи гсрс^стдпленЫ от Блндеяедр срйцесса 1)
и аиллкп
дшшыл пи
пр^шес^ 2
Оценкз уловпетдаренности знолеми и выходзмл
Исходя из поп ученных данных, произведем расчет и получим результат по данному этапу -3,25. Этэгт 2
На втором этапе владепец оцениваем ого процесса Осуществляет оценку входов а сеой процесс а также учитывает оценку выходов сеоего процесса произведенную владельцами смежный процессов Оценка процесса закупки предстэпле^а га габп 4 и 5 Исходя из расчетов получим 3,125. Этап 3.
На данном этапе провод/теп оценка результативности процесса по установленным показателям {критериям! результативности Показатели результативности процесса, предложенные не ми
1} Kf - коэффициент обеспечение подразделении материалами, полуфабрикатами и комплектующими падениями.
Формула расчета'
Р
где Р - количество ззявок на приэбоетение мзгериа-пое, ПКИ. обеспеченных со срывом срока Е - общее количество заявок на обеспечение зе оцениваемый период
2} К2 - уровень, сертификации СМК поставщиков на соответствие требованиям стандартов оормула расчета'
G
где С - количествопоставщиков, имеющих сертификат соотвагстаия СМИ требованиям ГОСТ РВ 0015-002 и
ГОСТ Р И СО 3001; С - общее количество утвержденных поставщиков.
3) КЗ показ атель реити ига постав щиков (у ро вень поставщиков, не имеющих претензий от предприятия за установленный промежуток времени! Формула расчета'
К 3 - 1 - — ■ С
где А - количество поставщиков имеющих претензии о' пред понятия, С-общее количество утвержденных поставщиков
Данные для расчета представлены в тэ&л Ъ Рейультаты
- коэффициент обеспечения подразделений чатериал&ми. полуфабрикатами л комплектующими изделиями
К1 -1
6 126
= 0,96
К2 - уровень сертификации СМ К поставщиков на соответствие требованиям стандартов
К2 -
12 24
™ 0.5.
КЗ показатель рейтинга поставщиков (уровень поставщиков, не имеющих претенй+^й от предприятия за установленный промежуток времени]
КЗ - 1 —
24
= 0,92;
Кр = 0,92 ■<- 0,5 + 0,95 / Э ~ 0,79
Таблица 2
Оценка соблюдении треопвлний
Наименование аыхода Процесс -потребитель Коэффициент шчниссти Примечание Оценка
Закупленная продукция Пр-з^зЕ-вдстдо продукции 1 1. Нарушение сроков обеспечения подразделений материалами н полуфабрикатами; 2. Нарушение условии (рзнення закупанной .продукции 2
Ззкулпенная продукция Проектироааниг и рпй-вотхч 1 - Й
Рое-стр утверждении)! П4СТЙВ.ЩИ КОН Мониторинг LH иаиерг^и^ придукцци - 5
ЧИЗУЦИИ :i iS45[:f|ig Лр^рищики Мониторинг к Продукции ОД ■ 5
Таблица 3
Значений дия IJJCHUU коэффициенты
кмффициент Показатель
Коэффициент ебо^еч^иня МвТвригЛяПли КйПИЧОСГЯй saflhilVhi прИиЗрбТОНИг кдеермлвя, ПКИ. i;BOini4(ihHt:i>; ¿Л ¿p-iiOU 9
Обиден количество jj-тэс.н и обеспечение за оцениваемый период ш
УрОЮпЬ «АГпфйкацИИСМК поставщиков кцллчвсгва лостщщнкпи имеюшии яртифимт сосшвтопия СМк трсСомнкчм ПОСТ Р0 0016-00? и ГОСТ Р ИСО U001 П
Общоо количестве утв^ржде нчый поста и пшиков 2*
Уроюпь рейтинга поставщиков Количество поставщиков. икйшл претензии от предприятия 2
Ойи^е количество утаор!кдечньи поставщиков 24
Для определения результативности процесса объединяем результаты fio всем этайОД вычисляем среднее значение и получаем 2.4,
Для определения уровня результативности может быть использовано допустимое значение, установленное владельцем процесса, а межей итпользоваться оценка процесса в сравнение с предыдущим периодов.
Данная методика позволяет рассмотреть результативности процессов СМК не как формальное требование, а с точки зрения комплексного выявления проблем и их отражения ь итоговой оценке СМ К. а также позволяет приблизиться ч определению -горне-вых причин снижения результативное и и своевремен но повлиять нэ них Так, на примере видно, что процесс «Закупки» имеет пробпемы ез части своевременного обеспечен и л под разделе Нии материалами и комплектующими, что выявлено го результатам оценки удовлетворенности процессом смежными процессами Но по результата»* оценки входов владельцам процесса стоит отметить нарушение срока предоставления п па на в процесса Закупки», что является недоработкой
в процессе -Планирование производства» и значительно влияет на функционирование оцениваемого лроцасса [табл Щ 5)
Метод основьвается на оценке удовлетворенности внутренний потребителей, таг ц^кповышение удовлетворенности потребите пей - основная цепь системы менеджмента >(ачества Используя всестороннюю оценку входов и аыходоа о процесс, му обеспечиваем прозрэчноеть и объективность результатов С помощью Дополнительный зтзп^в выявляем проблемы в функционировании для их устранения и предупреждения
1 бочарлга С В А-нзлиз результз -сн аудитов СМК примышлен н ыч предприми й (I Перспегывь раэеития предприятии реального септара э*[;нсМики а сон ¡ценных усЛеВИЯХ материалы Мек^унзр (очна-эа очной;- нзуч -пра*т «онА
Саратов 201£ с.Зб-ш
2 бо^^рийг! С Л, Лопоеа Л ш Раяр^росна методики ¡шейки результативности про це-км-в емк греллриитий Опк;/ Вестник СГСЭУ. 1016. Мя й ^64) С 11-14
3. Яшин НС . Попова Л» Ё&чэреэе С В Развитие методологии аиапиэа результативности системы менеджмента качества примышпечны* предприятии I! Вестник СГСЭУ 2016 Ра 4 (63). С. 51-66
Таблица 4
OisuMimL входов ПрйЦМеа -<3.Якунин л
Наименования входа Коэффициент значимости Процесс-посгаощик. Примечание Оценка удовлетворенности
В 4 1 2 1
Ведомость гчиупньо: ui- 0.7 Проектирование и PÍHJS-ветке ■
ггавйН"1УЛ норм расходе МаТорнапОе 0.7 Постановки изделии из прп+i: DO дстю - +
План выпугаа нобелий 1 Пгтан иревз нке производство продукции Нарушение ерэдоа предоставления ПГЛН:1 выпуск? ИЗДЕЛИЙ +
Анн.-оТы ГЮ ацонкв СМК продпр^ гтт ип ■ постал циха 1 ВМШнПЯ «рвдя - постав 1ЩИ Большой' процент BHíat, огправЛгн' ных поста в ш* ка» не вернулся ja- ЛОЛИЧННЫ« *
Чармй~иснэя документация. ФЗ 1 Упраеление документацией В ¿иземппяр СТП, храняц>1Йсн а ОСН. OCTfi не провод-иг = +
Чегчаеческие ресурсы 1 Управление персоналом t
Инфра ст руктур з Управление инфраструктур о-й Нарушение состав приобретения мягталллчвеки* Шйфоа для ираме-нин продукции *
Оценка выходов процесса иЗакупкн» владельцами смежных процессов СМК предприятий
Нл-имено вание выл гда Коэффициент значимости П рс цесс-потр^бптепь Примечание Оценна удо-впетвор*нности
S 4 3 ! 1
За ку ппанни прсйутдо 1 "l;>!in^nn;ir:i|in Продукции Нчрушоч»«-; срочо* оСсСЯечипнч под-мл tí репами и гюлуфа- (JjpttKtTJtlH +
Заодпанная продукт* 1 ripoCKTLIpOSarikht И PÍJI5J■ Сотка Незначительные! нарушения сроков обвепачен^ч-процесса мд*ирндЛпмИ 4-
Раистр утивриуюнчы^ поста ащикоБ 0,7 Мониторинг И ИэМОронК« продукции +
Решение оо утперччл-нии эргзнинции б качеств Поставщика 0,5 Мониторинг и измерения продукции