Научная статья на тему 'Недостатки стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК'

Недостатки стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1100
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТАНДАРТЫ / СМК / ИСО 9001 / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / DEFENSE INDUSTRY / STANDARDS / QMS / ISO 9001

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова София Владимировна

В статье представлен анализ узких мест действующих стандартов на системы менеджмента качества (СМК) в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), препятствующих формированию и развитию результативной СМК на предприятиях ОПК. Рассмотрены основные недоработки стандартов серии ИСО 9001, а также российского военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Системы менеджмента качества. Общие требования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFICIENCIES IN STANDARDS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS IN COMPANIES OF MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX

The article presents an analysis of the bottlenecks in the existing standards for quality management systems (QMS) in the military industrial complex, which impede the development and evolution of an effective QMS at defense industry enterprises. Major shortcomings of the ISO 9001 series standards as well as the Russian military standard GOST RV 0015-002-2012 “System for the development and production. Military equipment. Quality management systems. General requirements” are considered

Текст научной работы на тему «Недостатки стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК»

♦-♦

sofia.bo4aTovaiiyandejc.ru София Владимировна Бочарова,

аспирантка кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиалJ УДК 658.6 РЭУ им. Г. В, Плеханова

НЕДОСТАТКИ СТАНДАРТОВ НА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ОГГК*

В статье представлен ан а пиэ узких мест действующих стандартов на системы менеджмента щчестаа ( С M К i в оборонне промышленном KON'rmeKcejOÜKJ, ЯМпяТсТ&уедцих фсрмирйэа-inic и разБЛ7*<ю ге ;ультатнвнои С M К на предприятия* ОПК Рассмотрена основной недоработки стандартов серии ИСО 9001. зтакже российского военного стандарта ГОСТ PB OÛT5-002-2D12 ^Система paspaiäoiKH и постанови продукции на производство. Военная техника Системы менеджмента качества Общие требования»,

Ключевые слова; система менеджмента качества оборонная промытпенность. стандарты, СМИ, И СО 9001

S.V. Bocharöva

DEFICIENCIES IN STANDARDS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS IN COMPANIES OF MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX

Гп@ article presents an analysis of the botllcnecKs in. the existing standards for qualrty managemenf sy stands (QMS) I n t i^e nriHCiiary in du stn a I со mptex, vwtii ch i niped e t he <Je vélo paient a nd evol uiio n от" a n effect! ve QM S at d e fe f-se ind us! ry enterprises. Major stiortcor'irrgs of ir>e ISO 9ÛÛ1 series standards as ■ as the Russen military standard GOS'I RV 0015-002-2012'Sysïem far the development and production Miiirafy equipment Quality management systems General requirements" are considered.

Keywords: quality management system, defense industry, standards. QMS, ISO 9001

Система ывн$цжмента качества (СМК) создается для достижения целей и выполнении задач, определенных политикой предприятия оборонно-промышленного комплекса в области качества и является не-огьемпемой частно общей системы управления зсей деятельностью предприятия

Внедрение СМ К повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов создаел синергеш-^есний аффект В достижения общих бизнес-цепей организации [3 10]

Гпавная идея СМКдля предприятий оборонно-про-пышленного комплексе (ОПК) - не ; только ^искоренить» бра« н процессе контроля, сконто предупредить ею пюй&ленле. Однит-." из важнейших направлении обеспечения гтаоипьноЕ-о г ячестве продукции оборонной отрасли является!повышение качества управления на основе внедрении современных Систем менеджмента, включающих совершенствование упрааленирананиями проектами, процессами ресурсами и постоянными изменениями [5, 11 12 13] Эти технологии поддерживаются рядом стандартов -ГОСТ РВ 0015-002, стандарты А5 серки 9100 Л ГОСТ Р ИСО 4001

На предприятиях ОГЖ построениями ствмы менеджмента качества основано на требования); ГОСТ ре 0015-002-2012 «Система разработки и постановки продукции нэ1рсизводстэ0. Военна» техника Системы менеджмента качества Общие требования» который содержит заключенные в рамки полные тексты всех

структурных элементов стандарта ИСО, а такте дополнения к ним, отражающие, по мнению авторов этого стандарта, специфику обеспечения качества аа всех стадиях жизненного цтспа оборонной продукции ¿[ополиенип требовании □□ едены практически ее- ас? структурные элементы стандарта ИСО. Столт ответить что объем большинства из этил дополнений превышает объем основных требований ИСО в несколько раз, тем самым превращая по существу гре-бо1лЕ]ния ос нов о пол а^а ющ!."1 го стандарта □ дополнительные к военному стандарту

Многими авторами в области качества проводился знали i требований данного стандарта на СМ К и неоднократно ошечалисъ недоработки стандарта и частности;

- требования сформулированы с излишней тюд-ообкостаю, размывэгащай рамки стандарта и тем са

мым снижающей его ценность 110].

- российский военный сгандарг перегружен фор-мальнцИйИ требованиями, напрямую не способствую-щиыи ул У'чиен и ю кач ества продукции Зачастую ч ело-нятно, как Их реализовать, особенно малым организа циям ОПК Увеличение количества записей (по сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ЕН 910D-201 1 j. безусловно. увеличивает степень бюрократиза-чии [А, 5; 6, S]

Нами также были проанализированы требования ГОСТ Ре 00-15-002-2012. результаты анализа представлены в таблице

■ Мсследсоан!«; выполнила лри финансовой подпер*: р;в Р(ЪФИ в рамка ч на/чного пробита Мь' '7-32-0101S

АнапкС) требований ГОСТ РЕ 0015-в02-2Е>12

Пун л Требование- PfiiyntTaTLI аНЗЛИМ ланиты

4 1.1 Oc.hü а hm н л цепями СМ К организации Rваяется ofie-СгкечвНйе - ВЫПОЛНЕНИ^ Г/еООПрИ^Т^И по защите гэсударстэгннсй таймы (п случай , предуч-^р-гроИчЫл алкрипдп"ппьгпч).и Еыпслчечио мероприятии пз защите государственной тай-^ь- является обяаатель-11ЫМ, 1 состпсгигВНИ С ТрввОЁ*НИЧМН До й■ стэующегс приказа иинистрз обороны р4> и и is ад я И1 определения СМК (rtfi ИСО ф^кгнчо&ч ии иид| отношении . Цепям СМИ1 Приказ ыиниотра ооергнь РФ «О Вс-енны* п^ед-стл а-^толиства > Минкстер:таа аборачы Российской Фодоозции» Руиовоаи~ели ортчигаци^ о&еспрч^вэнтт ла-Щ1ггу госу^зрственнои тайчы е процесса разра-1 И)« -п 13

«Основными целям* СМ К ОрГаНИЗВ 1^*11 -F.rno-cn Pfie- сПенвмие СНИЖ8|+ИЯ ЧЭПРОИЗВОЛИ' reriiHtu эасгодаа ресурсов по »ыпалнодижи «нгрек-гам» |1J Для выполнения данной фгзи. те. снк;™-ния н;. производите пьг-ь-> paicvojob необ-КОДИМО Ч ПОЛНуЮ ОНО рС-ДЬ Б0Г7ТС1 учет дпч Нш расходов Iэвтроф В сто чдарта отсутствует методика 1илл ссыпки на документу а танка aTíyTCTfr/flT евсцаТсПиНйО пробивании По учету jarprt Г г оо&лйпчта пп учету затрат un качество иэлозконное в п 6 4 в настоящего <г- я н да рта носи- роип-м скатол ьны* ийрактьрг

¿ 1.1 С>ТЧ1ТГТ»1у*т usrtl? гкиэычЛ-ния удовлотвореннос-и по-треошел^и Стандарты ИСО устян^л^ячгг тДОом-иия к СЫН., *огдз организация СтнНЙТ своей uíriiKi поаь^шечио удовлетворенности потребителей по^родствс-м лазул-тат^в-НОТЪ пргмен«ЧИП СМК (гг 1 ИСО КИП-2015j, ь связи с чо it леглч-э. что одной и j ц^лен системы менеджмента качеств:. ДЙЛИНО 6u.Ti ns^timtHue уд^^гит-мреино-СТй гщтрмеитйисй

4 2.1 3 «Порядок Д1>стуиа * доку- ренхвции содержащей сеиде ни я со ста вп яю^ие государств иину>в тайну, депкх-н соптвет-пвовать требаваил-ям ВДйпНодэгильс^вв по га-щите го-суда рстаеннзи тайны» [1J ДаН№€ троБОклнИ«-, ha или »ЗГЛОД, ни имеет а-н^шечия ■ фукнцленлроаанмю СМК и фа нтич^CKV. побулдает и сабп-оде-НИК? д^ист^ующч-го TilKphOflaTíJibíTejs 1 Статвч Е 2 ТОвбосшия, уст*нз«лко:1?р*Ы1) норизтлаными дакунента м л па стзкл арт.-1 з-зции, даЦцшы основ ь.ьаться на говрау^ниыу диет имения..: науни. ч^ЕНИЧ* Я тоян^пигии М1>^тунарсд-НЫх (региональны*) стандарта^ правипзх. нормах и рекомендация^ г>о стандартизации лро-гра-ссианых нациана.-ьныи стандзртау другим WeynSpiTS, учиНувпгь уклоиия продуицли, иыпопн^н^я- работ и ляазамин ^cjlyi; успоаия и режимы труда и но должны нарушать пепоимнИк* устанавлгннык антач^ щканвда-lcfltirei рцосийекчй вИ)Д-орацки' Статлй 7 Пзсудoperaпннш« сТа^яргы, г.flu,с росси некие ш1ассифихатор1г' теяиика-акйнсми-чаской инфор«*чц№ 1 ййиарсгмнны» азидаргь! рмрвбатинают. ся н= продуг:4<ю работа « успуш, нмешди^ гле-вютрвепевое значение, я на делены пратиа:зре-чить Рис^й^кчИ вн?я,аращ(и

4 2А 1 кЛчЕ-cTit пплмидй пррдуи цу|И быть До* ступнь. для и-эученил ЕПо [IJ Данный луюп Дублине! 1 liíipiHuyjfl МО РФ1 Приказ ЧИПЛ171 рт ов^рчпы РФ «О Вг'4ИНы;л гюг^д ста в^тталва it MrtHJHста р<ггва оборонь Российской Федерациях П 15 Руна в адиггалщ айгамизаций ойианы Предаст St ПЛТБ Bin дпя шилоиин асе дону1М4н Tti по мчестэу военной продукции

чОбеспечение Инфорывцн-онн-за бе-за па-сности» [1] Относятся н^нодиченту инфермациан-ной otiiínacHüCTH ir не иие^т йтнешенин г фуНРЦПОНирФЙанЙ-!? С41СТ«№Ы М«НвДЖМН4-та лачэстпа

п 551 гост Р 1 2-2016 « Нацисчэльнь^ ггзндэр' не допжйндублироБатьгр^човд-нгчдййстручзи^еги^крчодзт^ль.-

[ттэа .»

* П 4 1 2 ГОСТ 1 5-2001 гТегсет стандарт должен сьнь кр^тсим <пп мямвжиости}. гйчным. че? допусканм^миааЛичны* толковании, логически последе мтел^чым необходимым и достаточным для исгеолиоаакня стандарта и мответсгиан с его областью нения»

41 4.1 2 ГОСТ 1.5-2001

' О стандартизации а Р^фВИЙСИой Федерации феде-р г.экпн от ?0 июня 201 5 г № 162-ФЗ

• 1Т ^.3.1 ГОСТР 1.2-201 Б.

Продолжение тайп.

Пунш Требование Результаты анализа Дублнр-уемые лунеты

5.1.1 (rB^CLí?? руководство несет ответственность за общую (VPпзЧИЛ[|ЦМ№ рпбтп по роз-рабыне и *«оД(>йий>С СМК. ja е& смийг-ет(яо устэно»-лон-<ым контроль ц « рмупьт*т«ност|* и повь-шение аффектие-гости СМ К с учетом интересов за-■.амиа» [1] Данное тр^ооазние працгтичвжи дублирует л 5. ! И00500 1-2011 с добавлением требой; 1 --и ù гтнышанни ЭффйкТИВНЮСТИ СМК. По-мииа oi-ora, а стандарте отсутствует ссыпк.:- на четоджу ¡yvi>i непосредственно Методика pilCHtTj мфф0н*ивч0Стк CM iСj, МО утдч-1иНо гтнчтич 1ффокт*&Н<5Сти CMIÎ & случая аспи hmgl-tch а веду экономическая гффе^тиичости- i-JTn ^одтверждютсч требованном и 3 5 3) ТО НсоВиЗДим йбЯ»Т«ЛЬ HIÏVI v40TîSTJiii "S yJMOCTia дпн Lie рзечи^, требования-к которому а данном отлндаше рг-ка-ни iywtb™ чье и ппчерянветчые® П 5. t ГОСТ F Í1CO 3301-2011 ¡Eucuieo руководство ДОЛЖНО обесточивать на личиз свццшегя1стэ принятия íeomn Обяаэ ГсПиСТ* ПФ и Ьм úuifií h Ию СМК. а ган ■ хс улучшение ае ptiynbTiTíieHiKTi*» [UJ

5.5.2.1 сПргдстаерггел;: руководства по CMÍÍ должай взаимодействовать сзаьазчи^Ом (BÍ1J и импи'н^ми организи- t4fit4W4 ГЧ вопросам СМК л>/ с-юи in м цГвдШюие Ï выполнению требований ТТЗ (T3¿ и усло-эи!* «онтрактэ И сс-дейстиовзть лонимлнрю требований там.аЗчИнп п Ор ГЙННЭЩрК» [1] Ф^т;очески дубллрует требе в а чи-: п 5 1 ИСО 90CI-20H, такие частично дублируются требования Па р-аплроделен-ич) от-ввТЙИИНОег И работу СМ К в П 5.5 1 1 й П 5.1 ГОСТ РИСО sa01-2011 □ tfeíurto pv<os№iea должно оРвспочи^пгь HÍ ЛИ^И^ свидотьльст! принятия «(HÍÍ обчза-тапылз по разработка и внвдронию СМ-. а также улучшению ее рвзулшэтивно^ти» [2] П 5.51 1 F3 00Í5-002 < В в рглн ии нсвйи (у1и та определит t riis^pij- делениа, ответстЕ.енное за уп.рэаленив качеством (спужйу качества, должностное лицо' o-ryl^ccfbrtnniueip оргзнизациго ппй<л ño совершенство п i нил СМ К на все* ьгэгсал иианеннсго l4jitbna военной продукции 'окгролю и анализу степени соответ-гтаия СМ К установлю нчыи требованием L> риидян-лнч T»HJi«ri' ar, |1] 5 5 2 ИСО 000:-2011 ■Bj-iiiiee оукиводства долине- наз-лчить лред-cTituf'anft HJ eotraíí |)ухев4,1С1»а орг^ми^^ци«. ■flTaptall hfücth отцс' CTR líhriuttt ч HWOTO гкпноиочил распростроняющие-ся ■ на обаспеч&ние разработки, внедооння и пед- ДГ:ЛЖЙЧИЧ t PS&P45H сосгоччии процеосоо. грс fty*?Mtiv СМК ■ на предоставление отчатоэ высшему руководству с функционировании СМ К и Неавкод имо-ст«* уЛучиючий - на содой стане пониманию требовании потребителей во эсэйорганизации» [2] П. Е.!. 1. ГОСТ В00S5-002 oflapii híccít м сбщуш организацлю райот по разработке и ане-др-:-ник: СМК. за ее соответствие установочным rpoípishtlhw kohluiwt оп п0)ульглццн0<пи + г*ов иь ис{1фегти1ащ)сти СМк с ynütíim «нте-реоов i.íj^hkhе- ['.]

5.2.2 кВыои^ва руководство догик-чо обеспечиаать заполнение гроеоеа«щц T1Э (ТЭ) закажи- на « условий контракта ^и-аедент? требования да ис-лОПнШвЛв^. проведение мероприятий , рффетьплва ЮЩИк требования ¡иказчыка» [t| Дублярует п 4.1 1. читаем достаточным с; î: p j нч-ние одноге из зги в требований, так «ак логично, что целй стаачт, чтобы и/ Р »по лмть П А. 1.1 ГОСТ RB001&-H32 ^Основными целям.и CMÍÍ организации является обеспе^вчие выГюПНОнир тробопаний- ТТЗ икахшн.в и уСПО' •ИЙ: ДсКЩЩ'СИ» (2!

5 Б.2.1 ■ Вводные Aiiws ДНИ «МАЛИ» СМК» Í1E Час1ично дублируй тп05&ИанИЧ ИСО &Q01 n S Э î. i tîkko oetb п &-4 i, t кото' ром такя;-и раскрыты- данные необюди-мые дпч внвшза Целесообразно представить требоаакиа э одном пункте

6.1.1 ■Buciüea руководство должно определять п обеспачи-isn> Наличие ресурсаí H*-о5ходи-мы> для осуцвствпе- -JH4 ЛОЛНТИЧИ Я ДЭСПСКЕННН целей оргзчи-эащли и области мен-едиииента качества военной продукции» [1J Частично дублирует 5.1 * Т1 5 1 чВысшее рукееодетве должно обеопе-чт t, посродством - ofiecne^pни = Н'зобьодимыми ресурсами л ¡2]

■ П ГсСТ 1.2-201 Б стандартна должен дуСпиоовать гребования других действующи* стандарту» ■П. 3.3.4 ГОСТ Р 1.2-2016.

1 П. 3.3 4 ГОСТ Р 1.2-2016

Продолжение тайп.

Пункт Требование Результаты анализа Дубпируемые пункты

6 1.1 'Еисыее руководство должна определять и обеопечи- (^ь нэдйчив ресурси й. не обходим d¿k дпя осуществление политики н достижения организации t я5л$-еги чвнаджмочта качоеты вммНой продукции При этой должны 5t:T-опредепечы ■ напра влс-ния соввршан-ств-оазпия организационной структур*». - необкодимость внедрения информационны* технологий» ¡1J Отсутствует уточнение о тог/ каким образом необходимо определять направления ^ЭНРШМСТЮЫИИЙ оргструктуры. мСоБ 1пдь»чэсть внадрв-ниЯ информационных тек не логин1

6 ¿1.3 <Прр утилизации pa^hHfífi продукций должна иуетл эаитгючен^е органза государственна«) надира с достаточности поднятых мер по обэ-сяэчс-нию экологически л ое?опас-ности переработанной ао-ВМНОЙ 1фС1дуиции fl ПроДОТ-враьцрнию загрязнения о кружа ющэд с^зодыз J1 ] ОтнЭг^тс* к МбндаЧМНТЯ =н(ел0-Г11ч^1«эЙ ^»ппеноан и нс имел i отмешен*«! л функционированию системы менеджмента качества

7.4. .3.5 кГ;оряда« проведения виод-наг-з контроля зч НУ осиной 1'редукции. a Те-кше TpiSíts-ния ' органлзаци»1 ее 'ранения. учета, вцдцчк а производство. июпчцин и возврата за бра ко-ва мной продукции должны соответствовать ПОСТ РЭ 0015-300 и другщц документом. эазра-ботанHoi*i на его основе» [1| Требований не точно и не достаточно а чаоц* указания реглэиенпрунщи* даку-М OhTe IIУ

7 3.7 3 'При подготовка гровт-де-нмя авттаргаого нод-зора аз военной п,родушней н ufirvi-НЯЙацик првдусметрниачт назначена? ответственного за ато гроэедение, опреде-пение Ьи-ja а-вто р^кого ищ-зоро. проверенно *очтроля ja азуполненномработ.. í[IJ П Г 5 7 2 содерч(ит требование к процедуре вторые иачкр-ети5*рован=1 в требовании 7 J.7 3 (фактичы>и процедура должна прадусматриють от!«ы на Шложанйьн а пункте аопросы где. ^огда почему, кем с помош;= юi+ero и а какой последовательности осуществляем ¿егерский надзор)

83.1 1 кйррвМВДпй) должна обеспечивать - беспреп^тствочн^нй доступ 8Г к записям о квчестаон [1] Данный пункт дублирует п. 15 прннззв МО РФ" Приказ министра обароьь- РФяО Военные представительствах Министерства абараны Российской ФОДСОации» П 15. Руководители организаций об-язан^ пре-доотп з л ítl ВП дня с знаком лени и все документа пь чичестау именной продукции

8 1 1 1 НаоСччДиме ДопчЛнтп грпй$»анпй мро-дос-пиленной информации от поста вщи-нов Необходимо дополнить п ВЛ 3 тре-Bólé^mw: «Организации делмнч гч эдлрюсу преде. ~тзпг.ч1ь гоставцнкплЛ иНфсрМдиич к*-сак?щу>ося с5еспечанип ими греЕовлния со-отрстствип продукты гребованням организации вклкнэл замечаний. pci'^MG'i дации и предложение*

•п 1 а гаст 1.з-зил

1П Там л(е

1 П 3.3 1 ГОСТ Р I £-2016

Окончзние таоп.

ГТуниг Тре^саани*- Результаты анализа Дубгируетше пункты

а 2.2.2 :FeзулLira 1 ы Е.чутреякии ayante* СЧК ЯВЛЯЮТСЯ ФСНФ-занявw дгч разработки и реа.г и sayvtiï иерйфнйтИЙ ли ейадршпнетвоввчию СМК* ЙТД. 1 и [1] п В 4 5 содержит разъяснение необходимости рйзупьТаЮ» внутренних зуди г о*, что такие соДериится в ПСКТ 1 SO I 1 1

S 4È 1 пВ ацглщюации мвгут в^ть определены *1 Документально йфррМПЕИЬ' <■ [ 11 Тровомнта на ч*лчв!СЯ вбодт^льчЫМ, чгэ MTp^qHSiT понимание и выполнение другие требовании нзетояшега стандарта"

а 4.6.1 Затраты дгч оц^н-и аффективное™ СМК S cranqapTe сказано о том, Lrro затраты па игчоено учитывав! е цопые гквы^ФНии зффе?тивностН ТровсвачИо по повышению аффективное™ [а следовательно. па расчету эффелицнаспц - обяза-rçn&Miio. hn jarissi - 5 4.$ рокмен дигепьим, слодсвлт альип, трсВовзняо ггумкта зааедаыа неосуьцест&има

В 4.5 :В CMri отчетные материалы. **г:14чап Записи о ллчо-rtee, догнаны использоваться как основа руководящие деу^-виЦ ia np»tJL4WKMta ч^алг jl] Данный пу-,кт дублмру&т п 8.4 ИСО Й00 14 3 1 ^^Организация ^огтюна апредеггчтъ, си5йргт= и лидлиаиро»ать овопстстчующце данные дгч «цвкивлнн^ ■ ингй области возиокно по стсянное поа b'-Li-вние пеэуллтатнаности СУК^ [1 ]

343 ДЗНиЫ^ д#п*«н предоставлять информации о *а paire рнегтина-л процессов СМ К :■ и ■ д [1] OTiVTtTty^T onsuAijjiaHrtd vijViifTppHiTiiik процессов GMK в связи с чем негтонsttho. ьа«ие именно .(ара-итернь-г^ни плле-мэв HiifiïûflUMO ачалйшравать

11 ■ количиа sa HHtu* оценки pu- jynbTatHBh+actH СМК Должны продосгаэ пяться для анализа рукарадгтру и РЛ е дм^естыо. ует4н»ьп#нчвй « Организаций* |1| Ol Сут^1 lytl ШМИЧсСкИ НвОСгОДпМсО * данной сп/чад тревонанм о наличии №< тгдики кэлич^-ст венной оцэчки резупьта-tjiïhûctw, л танк? рсноноигт,аций лр ^t n рд »вданию imctcj, ссылка на роггачон-Шру^кЦин дпнумрч!'

В.5.2.1 ^Форыш дв1уиешсЕ ÎO-сгзалдемы> по результатам анапии, у^кгйпиьзют « CoMtgtcfMI с документами СМ К с р гэни за циью- [1] Дзнное тр-еповвнле имеет отражение в п. 4.2 А 1 И В 4.2. 8.4.3(2)

Ё таблице представлен авторский анализ требовании ГОСТ РЙ 0015-002-2013 на предмет достаточности. актуальности и логичности Б графе "Пункт* указан к-омер рассматриваемого пунл:а, в гсафе «Требование* - содержаний данного пункта В графе «Результаты анализа» представлены аыводъ* по одному из анализируемых гтунггов ГОСТа, а также ссылки на требования нормативных документов, устанавливающих требования к сод вешанию национальных стандартов, в частности ГОСТ р * 2-2016 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты националы-! ые Росс нмекон Фед еоа цк и П ра ви п а ра эраоотк и, утверждения, обновления внесения поправок, приостановки деулгтви* кй^енык, ГОСТ Р 1 5-2012чСтан .пэртизэция а Российский Федерации Стандарты национальное. Правила построения изложен из. оформления и обозначенияя (п 4" ссылающийся на ' ОСТ 1 5-2001) и гост 1 5-2001 ^Межгосударственная система ^гандвр! лэации Стачдарты межгосударствен-

ные прваилай рекомендация по межгосударственной стандартизации Общие требования к построению изложению, оформлений, содержанию и обозначению^ В графе «Дублируемые Пункты!" ПреДста&лень) пункта докумет-оЕ, полностью и частично повторяющиеся В ГОСТ РВ 0015-002

По результатам анализа необходимо отметить значительную перегруженность стандарта требованиями, повторяющими требования других но&мативчых и законодательна документов. а также изб^гточност-некоторых требований, которая в конечном итоге приводит к нарушению г:ринципоп менеджмента качества Так. например, в п 5 и 5.5 в частности, из совокупности всех "ребозаний следует, что высшее рукозод с™о принимает на себя обязательства {в соотвотстеми е требованиями ИСО) по разработке я внедрениюСМК улучшению ее результативности и несет ответствен юность за организацию работ по разработке и внедрению СМК, за сотвеиттьие СМ* установленным тре-

' Г1 3.3.-t ГОСТ 1 2-2016 15 П 4 1 2 ГОСТ 1.5-2001

П Э34ГОСТ 1 2- 20 f fi ■ ■■ с^в ндч рт не дп п * ен дуб л ироалть тр^боея н и ¡л д ру ги и действу^их ста чдартов »

♦-

боеанлям, контроль результативности и повышение эффективности (по ГОСТ РВ 00?5-0021 назначает представителя, который несет ответственность за обеспечениеразотботти внедрения и поддержания в рабочем состоянии г^роцессоз предоставление отчетов высшему руководству и содействие пониманию требований потребителей и. х тому же, определяет подразделение, oí у щес гвляющее организацию работ по совершенствованию СМ К на всех этапах жизненного цикла военной продукции, контролю и анализу степени соответствия СМК установленным требованиям и ожиданиям заказчика В евпзи со столь многочисленными на чаш вз гряд , тре б пв а ни ям и к уста нов-лению ответственных лиц и их обязанностей зэ функционирование СШ нарушается плиниип лидерства руководства в си теме менеджмента качества, ответственность и обязанности río поддержанию и развитию СМК предприятие бёрет на себя в конечном итоге соответствующее подразделение a высшее руководство находится а рол и сторон него наблюдателя Помн мо в ышеизложе иного. существуют в ста ндэ рте и недостаточно информативные требования, такие как п. 6.1 1. ВАб.1, В 4.3, 3.5 1 1, что затрудняет их понимание и достижений результатов соответственно

П рорзботав т ребов ан и-я ГОСТИСО9000-2015 мы выявила отсутствие определений и требований по Нескольким терминам, широко используемым в практической деятельности, таким, например как координатор СМК предприятия и владелец процесса СМК п ред пр и?т íi я Отсутств не с предел е ни я д а* н ых тер ми-нов, а также требовании к вышеперечисленным элементам СМК препятствует полноценному внедрению процессного подхода на предприятии В связи с вышесказанным необходимо их внедрение в ИСО 9000

Устанавливая требования к внедрению.i а предприятии процессного лодхода ИСО также упусгип из виду рекомендации по методике их выделения, в связи с чем существу ющие на предприятии подходы к формированию процессов не имеют научного обоснования и не приносят результатов Досконально изучио требовании ГОСТ Р ИСО S0Q1 и 9000.2015 На Наличие пунктов о необходимости выделения того и.пи иного' конкретно^ процесса мы вы яви пи только несколько упоминаний о процессе, без конкретного указания, э именно в стандарте ГОСТ Р ИСО 0000 2015:

п 22.3 л Понимание среды организации - это процесс. 6 рамках это-о процесса определяются факторы, которые впияют ча измерение, цепи и устойчивость организации При атом учитываются такие внутренние факторы № ценности, культура, знания и результаты деятельности организации. В этом процессе учитываются таюке такие внешние факторы, как правовые, технологические, конкурентные, рыночные, лупьтурные. социальные и экономические условие ».

- в 2 2 4 йПонимание заинтересованных сторон выходит за рамки ориентации исключительно на потребителя Важно учитывать все соответствующие заи HíepecoBa ни ые сторо ны Ча сг ью процесса. По ни М а-нйя среды организации является идентификация ее заинтересованных сторон »,

-♦

-п 2 4 Э « Планирование СМК-не разовая деятельность. а продолжающийся процесс»

Наличие данных требований не только не дает раэъ-яскении по вопросу выделения необходимых прочес-сов, но создает еще Ьсльше сопутствующих вопросов Че регламентировано ГОСТом также необходимое минимальное количество процессов или аспекты соотношения чолнчества необходимых процессов с другими показателями организации

Отсутствуют в стандарте разъяснения по поводу результативности И эффективности Процессов, мето дики и методов их оценки

Также необходимо отметите, что в соответствии с 0.4.1 ГОСТ РВ 0015-002 анализу СМК подлежат оезультаты внутренних и внешних проверок, в связи с чем любой внутренний и внешни к аудит является своеобразным инструментом д/тя постоянного совершенствовании системы менеджмента качества и повышения ее результативности Но, к сожалению, не-достагс-ностыребовений стандарте, рй(т&)енгиру-ющнх тем или иным образом проведение аудитов и анализ ИХ результатов затрудняет использование внутренних аудитов в качестае инструмента по совершенствованию СМК. Рассматривая требования < проведению внутренних аудитов регистрации и анализу результат о 6 необходимо отметить отсутствие требований по выявлению и регистрации корневых причин несоответствий, что затрудняет объективную оценку функционирования СМК в целом

Так, например ГОСТ Р ИСО 9001-2015 содержа требования к с пред е пению причин вызвавших появление несоответствий, но также не конкретизирует необходимость их документирования и выявления корневой причины ГОСТ Р ИСО 19011-2012, например, не рассматривает анализ Корректирующих и предупреждающих действий и сосредоточен на рекомендациях по непосредственному проведению аудита В соответствии с п. 6 7 разработка корректирующих действий - это действия по результатам аудита те после его завершения ГОСТ Р ИСО/М ЭК 17021-2012 содержит требования а анализу органом По сертификации причин несоответствий по результатам проверки третьей стороной но не содержит требования к регистрации причиннесмгта^стви&Вотличйе отвеех остальных стандартов по аудиту, ГОСТ Р 56570-2015. идентичны и требованиям АЙЭ101, содержит требования к регистрации корнеаой причинь несоответствии по результатам аудита и форму ааписк предусматривающей данное требование Данное требование, на нэш взгляд, является значимым для выполнения многих пунктов стандартов на системы менеджмента качества, например п 8 5.1 ГОСТ РВ 0015-002 о постоянном улучшении Посредством Использования политики и целей предприятия, результатов аудитов анализа корректирующих и предупреждающих действий. Без знания причин и установления корневых п р кчи н пев озможно гра мотно оп ред е л ить ко рре ктиру-тощи еде истви я. которые з д апьне и шем способствуют совершенствованию СМК предприятий

В связи с вышесказанным мы считаем что одним из значимых препятствии результативного функцио-

н^роьания СМК ОПК являются недоработки рассматриваемых више стандартов, в связи с чем необходимо про&едение актуализации как международных стандартов нэ СМК, та* и ГОСТ РЗ 0015-СЮ2 в соответствии с результатами проведенного анализа.

1 ГОСТ РВ 001 5-ДОг-гО12 Система разработки и по ОТЭИМКИ продукции на произвадсчеь Военная те*нщца. Системы менеджмента качестве O^ujíie треиивания

2 ГОСТ Р ИСО Э001:2015 Системы менеджмента качества Требования

3 Aífíftifesfl ТА 1/-ЦТЕГрация Мене^ЦкменТв качества и Сграге'ичеирГо менеджмент в аспекте Но&ой н-оэсии и нн-ДЁрга ISO ЭШ1 //Современный взгл^на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условия)! ¡внешний вызовоз сб материалов междунэр науч -прант конф Сара тлв 3011? С 77-31

4 БЫбра« B.B ГОСТ РВ (»15-002-2012 И ГОСТ Р £Н В103-2011 ч"и öudpaTh предприятию О ПК для совершенствования СМК? И Стандарты и качестве. 20-1 Э. N& 5 {91 Ii С.30-42

5 Бо-чэроге сд Срв^рШенс-гвоинИе СМК ^етнре ренины* напраеленин .'г С i лч■ рi ы и качество. 2015. NE 6(9361

с.аа-аэ

6. Гуаштее A.B.. Термин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества устанавливаемых стэндар т-ами Росс-ИИ И НАТО н Вестник Сараевского государствен-tara СйЦ^ЁПьнО-эКдноМичес^Гс университета 2РТ: *Js2{41)

С.50-61

7. Дышя.ч ЕС. Проблемы совершенствовании системы менеджменту качества на: лро*лы-Ипенных предприми ял "

Успехи современной науки И оорвзпванир 2455С- Т 3 Wä 12 С. WH®

б. Kty-.cnuH-l (ÍÍ,S, С рэанЬТЁЛьнЫиэнаЛИ! международны* и россииски* стандартов., устанавливающих требования к системе менеджр/е:-1тг качества предприятий высокотехнологических отраслей промышленности .-- Фундаментальнце Проблемы радиоаПеКТронНйГо ПрИборпсТрсе н ий. 2013. Т 13 С. 54—5Э

9. Лйгпвмоеэ A.B. Рольинноваций в повышении качества и конкурентоспособности продукции. И Посткрлзлсные очер

Т НИ Я HUI- П рационный провесов' сб материя пса- Десятых ДруиЕраас*Цх чтений М Но&пЧе ркёсСК ЮРГТУ. 2010 С. IflT-lÖl

10. Лапава П. (Г. Управление организационной структурой предг-р и птияе со временных условиях И Ануопьнь» пробпе-МЫ управления те при я и практика материалы ма аду нар (заачнш!) н&уч -*1рак.Т сонф Саратов, 201-Í с 95-111

11 Cä:+.ün Ю.В., Плетнева ИЛ Анализ {ьрответствия требовании ГОСТ РВ 0015-052-2012 и устойчивое развитие еизменяющемся мир«/'Менеджмент чачества н устойчивое

разви-nie в игыа ня-ющем-я мИре материалы BcÉppC ндуч-пракг юнф с международным участием. Саранск, 2010 С. 1?9-2SS.

12. Tan B.B . Злобима H.B., СизикииАЮ От менеджмента качества к качеству менеджмента // Вестник Тамбовски по государственного технического университете 20Ы Т 20 № 3 С

13. Яшин Н.С , Полова Л О Бочаробз СЗ. Развитие методологии анализа результативности системы менеджмента качества промышленным предприятий Н Бесп-мк Са-ратш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CKDro ' государственного социапььа-экономичесцогс унлевр-ситетэ 201 Б. 4 (53} С 51-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.