Научная статья на тему 'О МЕСТЕ ПЛАНОВ И ОБРАЗЦОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1990-Х ГОДОВ'

О МЕСТЕ ПЛАНОВ И ОБРАЗЦОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1990-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ / МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР В ШКОЛЕ / ПЛАН СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА / ОБРАЗЕЦ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чучва Лариса Михайловна

В статье представлены особенности содержания и предъявления словообразовательного разбора в специальных разделах школьных учебников по русскому языку для средней общеобразовательной школы. В частности, исследованы факты изменения содержания разделов «Морфемика» и «Словообразование» как теоретико-практической основы обучения словообразовательному разбору по его планам и образцам. Источником фактологического материала послужил единый учебник для 5-6 классов под научной редакцией академика Н. М. Шанского и изданные в 1990-е годы параллельные учебники под научной редакцией профессоров В. В. Бабайцевой, М. М. Разумовской и П.А. Леканта. В указанный период складывались новые учебно-методические комплекты по учебному предмету «Русский язык», в которых появились другие и не всегда оптимальные варианты планов и образцов словообразовательного разбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чучва Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PLANS AND SAMPLES OF WORD-BUILDING ANALYSIS IN THE RUSSIAN LANGUAGE TEXTBOOKS OF THE 1990S

The article presents features of the content and presentation of word-formation analysis in special sections of the Russian language textbooks for secondary schools. In particular, the author investigates changes in the content of sections "Morphemics" and "Word-formation" as a theoretical and practical basis for teaching word-formation analysis according to its plans and models. The source of factual material is a unified textbook for 5-6 grades under scientific editorship of Academician N. M. Shanskiy and parallel textbooks published in the 1990s under scientific editorship of Professors V. V. Babaitseva, M. M. Razumovskaya, and P. A. Lecant. During that period, new educational and methodological complexes were formed for the academic subject "Russian language", where there appeared other versions of plans and samples of word-formation analysis that were not always optimal.

Текст научной работы на тему «О МЕСТЕ ПЛАНОВ И ОБРАЗЦОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1990-Х ГОДОВ»

Библиографический список

1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. М: АСТ, 2005. 125 с.

2. Евдокимова Л. А. Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР): практическое пособие с методическими рекомендациями. М.: Владос, 2020. 96 с.

3. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи: методическое пособие. М.: Айрис-пресс: АЙРИС дидактика, 2006 (Можайск (Моск.обл.): Можайский полиграфкомбинат). 2006. 119 с.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 320 с.

5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985. 207 с.

6. Ахутина Т. В., Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений младших школьников: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 157с.

7. Безруких М. М. Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.

8. Чередникова Т. В. Диагностика восприятия детей 6-7 лет. СПб.: Речь, 2004. 58 с.

9. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. В 3-х ч. Ч. 2. Расширение функциональных возможностей зрения, пространственной ориентировки и сенсорной интеграции / Кэти Хайдт [и др.]. М.: Центр лечебной педагогики, 2012. 200 с.

© Гончарова И. И., Костенко О. И., 2020

УДК 8ПЛ61Л'373.6Щ075.3)"199"

О МЕСТЕ ПЛАНОВ И ОБРАЗЦОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1990-Х ГОДОВ

Чучва Лариса Михайловна,

аспирант

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье представлены особенности содержания и предъявления словообразовательного разбора в специальных разделах школьных учебников по русскому языку для средней общеобразовательной школы. В частности, исследованы факты изменения содержания разделов «Морфемика» и «Словообразование» как теоретико-практической основы обучения словообразовательному разбору по его планам и образцам. Источником фактологического материала послужил единый учебник для 5-6 классов под научной редакцией академика Н. М. Шанского и изданные в 1990-е годы параллельные учебники под научной редакцией профессоров В. В. Ба-байцевой, М. М. Разумовской и П.А. Леканта. В указанный период складывались новые учебно-методические комплекты по учебному предмету «Русский язык», в которых появились другие и не всегда оптимальные варианты планов и образцов словообразовательного разбора.

Ключевые слова: русский язык, школьные учебники, морфемика и словообразование, словообразовательный разбор в школе, план словообразовательного разбора, образец словообразовательного разбора.

ON PLANS AND SAMPLES OF WORD-BUILDING ANALYSIS IN THE RUSSIAN LANGUAGE TEXTBOOKS OF THE 1990S

Chuchva Larisa Mikhailovna,

postgraduate student Katanov Khakass State University (Abakan)

The article presents features of the content and presentation of word-formation analysis in special sections of the Russian language textbooks for secondary schools. In particular, the author investigates changes in the content of sections "Morphemics" and "Word-formation" as a theoretical and practical basis for teaching word-formation analysis according to its plans and models. The source of factual material is a unified textbook for 5-6 grades under scientific editorship of Academician N. M. Shanskiy and parallel textbooks published in the 1990s under scientific editorship of Professors V. V. Babaitseva, M. M. Razumovskaya, and P. A. Lecant. During that period, new educational and metho-

dological complexes were formed for the academic subject "Russian language", where there appeared other versions of plans and samples of word-formation analysis that were not always optimal.

Key words: the Russian language, school textbooks, Morphemics and Word formation, word formation analysis at school, plan of word formation analysis, sample of word formation analysis.

Словообразование в школьном курсе русского языка занимает важное место. Изучение данного раздела способствует развитию лингвистического мышления учащихся, обогащению их словарного запаса и повышению орфографической грамотности.

Термин словообразование в лингвистике употребляется в двух значениях: 1) как название процесса образования новых слов в языке; 2) как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка. В Энциклопедии «Русский язык» под ред. Ф. П. Филина даётся следующее определение словообразования как процесса: «Словообразование - образование слова на базе другого однокоренного слова (или слов), которым оно мотивировано (то есть выводится из него по смыслу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку» [1, с. 303].

Словообразование как раздел науки о языке тесно связан с морфемикой. «Морфемика -учение о значимых частях слова (морфемах), то есть учение о строении, структуре слова. Словообразование (дериватология) изучает словообразовательную роль морфем, способы и закономерности современного образования слов» [2, с. 13]. В современной русистике существует два подхода к словообразованию как учению - широкий и узкий. При широком подходе словообразование включает в себя два раздела - морфемику и словообразование, что отражено и в учебном курсе русского языка, в котором слово изучается в двух аспектах: его морфемного состава и способа его образования.

Раздел «Словообразование» (более широко - «Состав слова. Словообразование. Орфография») введён в школьные программы в 1970 году. Общие задачи его изучения были следующие:

- дать представление о словообразовательной системе русского языка;

- сформировать у учащихся учебно-языковые умения, позволяющие качественно осуществлять морфемный и словообразовательный анализы слов;

- познакомить школьников со словообразовательной нормой и способствовать обогащению их речи;

- раскрыть текстообразующую функцию производных слов;

- показать изобразительно-выразительные возможности словообразования [3, с. 87].

В учебниках по русскому языку для 5-6 классов общеобразовательной школы планы и образцы словообразовательного разбора появились впервые в 1974 году, что явилось значительным достижением методической науки, хотя практика составления планов и образцов грамматического разбора, включающего в себя элементы морфемного и словообразовательного анализов слова, имеет более чем полуторавековую историю. Общепринято значение указанных видов разбора в обучении орфографии, ибо около 83 % орфографических правил, изучаемых в школе, опирается на умение производить морфемный и словообразовательный анализ слова (по М. Т. Баранову).

Новые школьные учебники по русскому языку 1970-1980-х годов, подготовленные Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановым, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Ку-либабой и изданные под научной редакцией Н. М. Шанского, стали основой единого и единственного на тот период учебно-методического комплекта (УМК) по русскому языку для общей средней школы. В новых учебниках уделялось серьёзное внимание изучению морфемно-словообразовательной теории и специальному (на основе планов и об-

разцов), а не только попутному формированию навыков структурного разбора слов, то есть разбора слов по составу (это морфемный разбор слова) и анализа способа словообразования (это словообразовательный разбор слова). Обучение словообразовательному разбору было обязательным, так как без овладения им было сложно формировать грамматико-орфографические умения учащихся.

Коллекция планов и образцов структурного разбора слов (в основном по учебно-методическим источникам 1970 - начала 1980-х гг.) и их анализ даны в кандидатской диссертации Т. А. Остриковой «Обучение учащихся 4-6 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слов» [4]. Действовавшие в тот период учебники имели «большие возможности для эффективного обучения учащихся морфемному и словообразовательному разборам слова», так как в них были «представлены наиболее оптимальные планы и образцы разбора» [4, с. 35-36, с. 189], хотя следует заметить, что на практике их возможности реализовывались неполностью.

В данной статье мы обратим внимание на учебники, использовавшиеся в общеобразовательной российской школе в конце 1980-х годов и в 1990-егоды, потому что именно этот период был переломным в подходах к методической системе обучения словообразовательному анализу. Цель нашей статьи - выявление места и своеобразия планов и образцов словообразовательного разбора в разделе «Словообразование» в школьных учебниках указанного периода.

Рассмотрим учебники четырёх учебно-методических комплектов по русскому языку для средней общеобразовательной школы. Первые три УМК были предназначены для обучения русскому языку как родному, а четвёртый - для обучения русскому языку как государственному. Речь идёт о следующих УМК:

- УМК-1 М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и соавторов. Этот УМК начал издаваться как стабильный учебник в 1974 году, до этого он имел статус пособия и проходил экспериментальную проверку и доработку; данный комплект претерпел более 20 изданий [5];

- УМК-2 В. В. Бабайцевой и соавторов. Данный комплект выходит с 1992 года, он состоит из трёх книг: единого учебника по теории для 5-9 класса [6], поклассных сборников задач и упражнений (см. Практика) [7], поклассного учебника «Русская речь» Е. И. Никитиной [8];

- УМК-3 М. М. Разумовской и соавторов. Первое издание учебных книг названного комплекта датируется 1995 годом (комплекс 3) [9];

- УМК-4 Н. З. Бакеевой и соавторов. Этот УМК предназначен для национальных школ (комплекс 4) [10].

Представим результаты проведённого фактологического исследования.

В учебниках для 5 и 6 классов первых трёх названных выше УМК по русскому языку как родному морфемика и словообразование изучаются следующим образом.

УМК-1. В 5 классе изучается состав слова (морфемика), словообразование рассматривается в 6 классе в разделе под названием «Словообразование и орфография» (в первом издании раздел назывался «Словообразование»).

Данный комплект многократно переиздавался, перерабатывался, дополнялся. Содержание раздела «Словообразование» в нём также изменялось, в частности, предъявление словообразовательного материала становилось более простым и доступным детям. Например, не стало таких тем, как «Производящая основа», «Одно-коренные слова», хотя они важны для формирования словообразовательного чутья; значительно сократился материал по способам образования слов. Так, в первых изданиях (19741979 гг.) отдельно выделялись морфемный и неморфемный способы образования слов, на изучение этих способов был отведён материал

нескольких параграфов: «Морфемный способ образования слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов», «Сложение -разновидность морфологического способа образования слов», «Сложносокращённые слова», «Неморфемные способы образования слов» В 11-м издании 1984 года осталось только два параграфа, из которых учащиеся получали информацию о способах образования слов: «Основные способы образования слов в русском языке» и «Сложносокращённые слова». Несмотря на сокращение раздела, неизменным оставался параграф «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова».

УМК-2. Анализируемый нами раздел в этом комплекте называется «Морфемика», изучается он в один этап в 5 классе. В единственном параграфе данного раздела, посвящён-ном словообразованию (§ 47 «Словообразование»), даётся описание пяти способов образования слов, а именно суффиксального, приставочного, сложения, образования слов из словосочетаний, сложения слогов из начальных букв слов. Авторы «расширили теоретический материал по морфемике и значительно сократили материал по словообразованию» [11, с. 242].

УМК-3. Основное изучение сведений по морфемике и словообразованию в данном УМК тоже идёт в 5 классе. Сначала учащиеся повторяют изученное в начальной школе в блоке «О слове», затем им предлагается более расширенное повторение с включением элементов новой информации в разделе «Слово и его строение», где даны такие темы, как «Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова» и «Как образуются формы слова с помощью окончания». Знакомство школьников со словообразованием продолжается в основной части учебника «Язык. Правописание», а именно в разделе «Лексика. Словообразование. Правописание». Здесь словообразованию отведён единственный параграф под названием «Как образуются

слова в русском языке», в нём представлены всего три способа образования слов: суффиксальный, приставочный и сложение.

УМК-4. В этом комплекте морфемика и словообразование изучаются в 6 классе в разделе «Состав слова и словообразование». Непосредственно словообразованию посвящён параграф «Способы образования новых слов».

Основные способы образования знаменательных частей речи рассматриваются в учебниках для 5-7 классов только в первых трёх УМК. Материалы по способам образования слов знаменательных частей речи включены в данном УМК в раздел «Морфология».

Представим далее анализ учебников с точки зрения наличия в них планов и образцов словообразовательного разбора.

В учебнике для 6 класса УМК-1 определение этого вида структурного разбора слов дано в самом начале § 29 «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова»:

«Словообразовательный разбор слова - это выяснение того, как образовано данное слово, то есть от чего и с помощью чего» [5, с. 63].

После определения здесь же, в теоретической части параграфа, учащимся предлагается сравнить словообразовательный и морфемный разборы слова путём сопоставления их планов. Приведём необходимый фрагмент учебника [5, с. 64] (см. рис. 1).

Начиная с 7-го издания названного УМК в рассматриваемом учебнике предлагается образец письменного словообразовательного разбора - также в сравнении с образцом письменного морфемного разбора [5, с. 64] (см. рис. 2).

В УМК-2 в сборнике задач и упражнений для 5 класса нет объяснения, что такое словообразовательный разбор слова, не используются здесь и термины план разбора и образец разбора, но в опорном материале данного сборника [7, с. 171] предлагается порядок учебных действий из двух пунктов, в котором план и образцы разбора совмещены, в резуль-

тате чего получилось два образца, что только затруднило запись (см. рис 3).

В учебниках УМК-3 словообразовательного разбора нет, но даны упражнения, в которых учащимся предлагаются задания по определению способа образования слов, образованию слов по предложенному образцу и др.

В учебниках для 6 класса УМК по русскому языку как государственному морфе-

мика и словообразование изучаются следующим образом. В УМК-4 нет отдельного параграфа по словообразовательному разбору, но в упр. 157 к параграфу «Способы словообразования» [10, с. 53] учащимся предлагается сравнить графические знаки, применяемые для обозначения состава слова и показа способа словообразования (см. рис. 4).

Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

План

разбора слова по составу:

1. Окончание.

2. Основа.

3. Суффикс (суффиксы).

4. Приставка (приставки).

5. Корень.

План

словообр азовательного разбора:

1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель —

это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь).

2. Сравнить состав данного слова с одно-коренным (слушатель — слушить); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель).

3. Определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Рис. 1. Фрагмент из учебника 6 класса УМК-1 плана разбора слова по составу и словообразовательного разбора

Рис. 2. Образцы письменного разбора слова по составу и словообразовательного разбора из учебника русского языка для 6 класса УМК-1

Порядок действий ¡У] при словообразовательном разборе:

1) найти исходное слово (или его основу): переводчик.■<—переводить

2) найти в слове словообразовательную морфему

(суффикс или приставку) к «(отделить» её:

переводчик, вырасти-<—расти.

Рис. 3. Порядок действий при словообразовательном разборе из учебника русского языка для 5 класса УМК-2

Упражнение ¡57, Сравните обозначение состава слова н способа образования. Запишите в таблицу слова перенести, раздать.

Состав слова Способ образования

'покупат'Тль □ _- переписчик □ покупатель <*-покупрть /S переписчик -*~переписр.ть

Рис. 4. Сравнение обозначений, применяемых при выделении морфемного состава слова и показе способа

его образования

Затем в следующем разделе «Морфология и орфография» обнаруживаем упражнения, направленные на формирование умений и навыков словообразовательного разбора. Например, в упр. 333 параграфа «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» требуется объяснить, от какого слова и с помощью чего образованы приведённые прилагательные [10, с. 115].

Таким образом, проведённый анализ четырёх УМК по русскому языку, действовавших в 1990-х годах, позволил установить, что образцы и планы словообразовательного разбора содержатся не во всех школьных учебниках. В УМК-1 под редакцией Н. М. Шанского словообразовательный анализ изучается и теоретически, и практически, в нём чётко даны план и образец данного вида разбора, что создаёт хорошие предпосылки для эффективного обучения учащихся способам образования слов разных знаменательных частей речи. В УМК-2 под редакцией В. В. Бабайцевой указан только порядок действий при словообразовательном разборе, причём, по нашему мнению, в нём образцы указанного вида разбора даны не

очень чётко. В УМК-3 под редакцией М. М. Разумовской не содержится специального материала по словообразовательному разбору, но в него включены упражнения, направленные на формирование умений и навыков словообразовательного разбора. В УМК-4 Н. З. Бакеевой и соавторов образец письменного словообразовательного разбора введён собственно в практических целях в состав специального упражнения. Затем в других упражнениях раздела «Морфология и орфография» учащимся предлагается объяснить, от какого слова и с помощью чего образованы предложенные для анализа слова. Говоря по-другому, обучающимся фактически предлагается произвести словообразовательный разбор.

Такая неоднозначная ситуация с теоретико-практическим и собственно практическим формированием умений и навыков словообразовательного разбора, сложившаяся в 1990-е годы, получила своё развитие в учебниках многочисленных УМК, издававшихся в 2000-2010-е годы. По этой причине требуется дальнейшее изучение поднятой в данной статье проблемы.

Библиографический список

1. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. 432 с.

2. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология: сб. элементов УМК по дисциплине для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031000 «Филология. Русский язык и литература» / сост. Л. П. Казанская, Р. А. Кан. Тольятти: ТГУ, 2012. 238 с.

3. Леонович Б. Л. «Словообразование» в школьном курсе русского языка: пути повышения качества образования (Минск. БГУ). URL: https://philology.bsu.by/by/ (дата обращения: 27 авг. 2020).

4. Острикова Т. А. Обучение учащихся 4-6 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слова: дис. ... канд. пед. наук / науч. рук. М. Т. Баранов; МГИ им. В. И. Ленина. М., 1985. 198 с. (На правах рукописи).

5. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 1999. 223 с.

6. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / сост. А. Ю. Купалова; науч. редактор В. В.Бабайцева. М.: Просвещение, 1993. 256 с.

8. Никитина Е. И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учебных заведений М.: Просвещение, 1993. 192 с.

9. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 1999. 384 с.

10. Бакеева Н. З., Басиева А. Т., Гаврилова Т. Г., Никольская Г. Н. Русский язык: учебник для 6-7 классов национальных школ РСФСР. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1989. 463 с.

11. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. 590 с.

© Чучва Л. М., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.