Научная статья на тему 'О мерах по реализации земельной реформы'

О мерах по реализации земельной реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Греф Г. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мерах по реализации земельной реформы»

О мерах по реализации земельной реформы1

Г.О. Греф

Министр экономического развития и торговли Российской Федерации

Цели и задачи земельной реформы

В докладе рассмотрены комплексные меры по основным направлениям земельной реформы и развития рынка недвижимости (рис. 1). Необходимость комплексного подхода связана с тем, что массовое предоставление земли в частную собственность и разграничение государственной собственности на землю должны сопровождаться созданием эффективных механизмов, обеспечивающих защиту прав собственности, эффективной системы учета и регистрации прав, а также введением экономически обоснованной системы налогообложения. Поэтому в рамках доклада содержание земельной реформы расширено и включает в

себя предложения в отношении практически всех основных институтов рынка недвижимости:

• предоставление прав на земельные участки (приватизация и долгосрочная аренда);

• разграничение государственной собственности на землю;

• развитие системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости для целей налогообложения;

• формирование и кадастровый учет объектов недвижимости;

• установление сервитутов;

• резервирование и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Предоставление прав на земельные участки

Формирование, кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость

Разграничение государственной собственности на

землю

Регулирование

строительной

деятельности

Налогообложение

недвижимости

Ограничения по использованию земли

Рис. 1. Основные институты рынка недвижимости

1 Статья подготовлена по материалам доклада на заседании Правительства Российской Федерации, проводившемся 10 февраля 2005 года.

Предоставление прав на земельные участки

Доля частной собственности на землю составляет примерно 31 процент (130 миллионов гектаров) территории, которая согласно действующим законам не ограничена

в обороте и может быть приватизирована. Примерно 72 процента из указанной частной собственности на землю приходится на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения, которые к настоящему времени не оформлены в установленном порядке (рис. 2).

Земли, не ограниченные в обороте

(417 млн га или 24 % от общей площади земель Российской

Федерации)

287 млн га

(8 %)

□ Земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности ■ Приватизированные доли с/х земель

□ Иные приватизированные земли

Рис. 2. Состав земель по формам собственности, за исчключением земель, ограниченных в обороте

Предложения касаются трех основных процедур возникновения прав на земельные участки в процессе:

• предоставления земельных участков;

• переоформления прав на земельные участки;

• образования в счет земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения (рис. 3).

При предоставлении свободных земельных участков основная проблема заключается в том, что оно осуществляется преимущественно на внеконкурсной основе. Принятые в 2004 году поправки к Земельному кодексу Российской Федерации устанавливают требование о переходе к исключительно конкурсному предоставлению земельных участков для жилищного строительства. Необходимо установить исключи-

тельно конкурсный порядок и в отношении участков, предоставляемых для строительства общественно-деловых, торговых объектов. При строительстве промышленных объектов, а также объектов для осуществления научной и инновационной деятельности порядок предоставления должен учитывать уникальность строящегося объекта.

Проблемы, связанные с оформлением прав на земельные доли, требуют оперативного решения. Только около 10 процентов земельных угодий, находящихся в собственности граждан или организаций, оформлено в соответствии с требованиями законодательства. Оставшаяся приватизированная часть сельскохозяйственных земель приходится на земельные доли. Примерно пятую часть всех земельных долей можно считать бесхозяйным имуществом,

30 % земельных земельных долей,

участков, находящихся находящихся в

на праве постоянного частной

(бессрочного) собственности

пользования и подлежащих переоформлению

Рис. 3. Предоставление прав на земельные участки

так как за 10 лет проведения земельной реформы номинальные собственники не получили документов о праве собственности на землю, а если и получили, то не распоряжались ею. Для реформирования земельных отношений в сельском хозяйстве необходимо предпринять следующие меры:

• уточнить порядок образования земельных участков из земельных долей;

• продлить срок оформления прав на земельные доли (осуществлено Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 10-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

• уточнить требования к согласованию интересов при образовании земельных участков из земельных долей, имея в виду соблюдение законных интересов всех участников долевой собственности и стабильность земельных отношений;

• устранить правовую неопределенность в отношении невостребованных земельных долей путем их обращения в государственную собственность в случае, если в течение установленного времени собственники таких долей не распорядятся ими.

Законопроект, предусматривающий принятие перечисленных предложений, был внесен

в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поддержан Правительством Российской Федерации. Сейчас важно обеспечить сохранение этих концептуальных позиций при его принятии.

Предстоит решить сложную задачу изменения условий переоформления прав на земельные участки, на которых расположена частная недвижимость. Из числа земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования и подлежащих переоформлению в период с 2001 по 2005 год, было переоформлено менее 30 процентов таких участков. В соответствии с законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права должны быть переоформлены до 1 января 2006 года. Очевидно, что этот срок необходимо перенести и, по возможности, быстро найти решение по изменению условий приватизации и долгосрочной аренды. Для решения этой задачи предлагается два концептуальных подхода:

• использовать кадастровую стоимость в качестве базы для расчета выкупных цен и арендных платежей;

• при подготовке нового законопроекта предусмотреть меры по ограничению спекуляции земельными участками.

Кроме этого, необходимо разработать процедуру отказа от права постоянного бессрочного пользования земельным участком. Сегодня эта процедура не урегулирована ни земельным, ни гражданским

законодательством. В противном случае мы можем столкнуться с неисполнением закона со стороны землепользователей, которым не нужны земельные участки или их части (рис. 4).

Предлагаемые решения

• Снижение цен выкупа и арендных платежей

• Ведение кадастровой стоимости в качестве базы расчета выкупных цен и арендной платы

• Установление порядка отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

• Установление требований к формированию земельного участка

• Более четкое распределение полномочий по продаже земельных участков

• Введение механизма, ограничивающего рост спекуляций при массовой приватизации земельных участков

Рис. 4. Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования

Также необходимо внести изменения в законодательство и отменить обязанность по переоформлению прав в тех случаях, когда такое переоформление юридически невозможно. Речь идет об изъятых из оборота землях, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании у отдельных организаций.

Выбор кадастровой стоимости в качестве базы для расчета выкупных цен и арендных платежей обусловлен тем, что в настоящее время это единственный показатель, максимально приближенный к рыночной стоимости земли и рассчитанный практически для всей территории России. Мы достаточно четко представляем проблемы, связанные с применением кадастровой оценки, а именно:

• отсутствие расчетов кадастровой стоимости земельных участков (рассчитаны только удельные показатели кадастровой стоимости для определенной территории);

• отсутствие определения кадастровой стоимости, установленного законом порядка утверждения ее результатов;

• отсутствие досудебного порядка разрешения споров о величине кадастровой стоимости;

• отсутствие оснований для переоценки земель.

В условиях практически полного отсутствия рынка земельных участков метод сравнительных продаж при применении массовых методик оценки не работает, что приводит к низкому качеству результатов оценки. Тем не менее все эти проблемы могут и должны быть решены в ближайшее время.

Исходя из цели снижения выкупных цен и арендных платежей предлагается установить, что цена выкупа определяется субъектами Российской Федерации в пределах не более 5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка - в поселениях численностью до 3 миллионов человек и за чертой поселений, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - не более 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

Результаты расчетов построены на основании данных о кадастровой стоимости, установленных выкупных ценах и ставках зе-

мельного налога в 25 городах - центрах субъектов Российской Федерации (рис. 5). При проведении этих расчетов учитывался сложившийся уровень выкупных цен за земельные участки, установленный в субъектах Российской Федерации. Необходимо отметить, что уже в 2005 году в некоторых из них выкупные цены составили менее 5 про-

центов от кадастровой стоимости земельных участков.

Кроме того, при расчетах использовалось предположение, что города Москва и Санкт-Петербург установят максимально возможный размер выкупных цен - 20 процентов от кадастровой стоимости земельных участков (рис. 6).

Рис. 5. Существующие цены выкупа и 5 процентов от кадастровой стоимости земель

1800

1600

1400

1200

1000

600

400

1690,7

845,6

751,4

375,8

2005 г. (по тах-30 20%откад. ст. СЗН или 45 % к.с.) (предлагаемый тах)

Москва

2005 г. (по max-30 20%откад. ст. СЗН или 45 % к.с.) (предлагаемый max)

Санкт-Петербург

Рис. 6. Цены выкупа в городах Москве и Санкт-Петербурге

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:

1)предлагаемый порог цен приведет к снижению выкупных цен:

• в городах - в среднем в 2-2,3 раза;

• на межселенной территории - в среднем в 20 раз;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2)при этом совокупные затраты промышленных предприятий на выкуп земельных участков примерно составят:

• в целом по всей территории, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, -92,3 млрд р. (3,3 млрд долл. США), в том числе межселенные территории - 4,2 млрд р. (0,2 млрд долл. США), на территории поселений - 88,1 млрд р. (3,1 млрд долл. США);

• в городах Москве и Санкт-Петербурге -144,6 млрд р. (5,2 млрд долл. США).

Более наглядно результаты расчетов представлены на рисунке 7.

350

300

250

200

| 150 s

100

50

214,1 (7,6 млрд долл.)

101,0 (3,6 млрд долл.)

4,2

(0,2 млрд долл.)

88,1

(3,1 млрд долл.)

325,5 (11,6 млрд долл.)

144,6 (5,2 млрд долл.)

действ. законопроект в 2005 г.

межселенные

территории

действ. законопроект в 2005 г.

земли поселеннии (без Москвы и Санкт-Петербурга

2005 г. законопроект (по шах - 30 СЗН)

Москва и Санкт-Петербург

Рис. 7. Совокупная выкупная стоимость земельных участков

Дополнительный комментарий. Установление верхней границы на уровне менее 5 процентов нецелесообразно, поскольку это приведет к тому, что выкупные цены по своему значению приблизятся к максимально возможным ставкам аренды, которые предлагается установить в размере не более 3 процентов от кадастровой стоимости. Снижение размера аренды ниже 3 процентов приведет к тому, что величина арендных платежей приблизится к налоговым, которые составляют 1,5 процента.

В качестве мер, направленных на ограничение спекуляции земельными участками, предлагается ввести дополнительный платеж при перепрофилировании деятельнос-

ти. Такой подход можно реализовать двумя способами:

• первый способ заключается в том, что в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации одновременно с принятием решения о приватизации участка принимается решение о введении бессрочного ограничения прав на землю «без права строительства и реконструкции». Указанное ограничение снимается по решению установившего его органа власти при условии оплаты сбора, размер которого устанавливается органами местного самоуправления в размере не более 80 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;

в

• в соответствии со вторым способом при приобретении земельного участка предлагается установить дополнительные ограничительные условия, включаемые в договор купли-продажи земельного участка, находящегося на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга:

• переход прав на земельный участок осуществляется после внесения аванса;

• сумма аванса будет составлять 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если законами названных городов не будет установлена меньшая сумма аванса;

• оставшаяся часть платежа будет подлежать уплате при продаже земельного участка третьим лицам или до выдачи разрешения на строительство на данном земельном участке;

• заключаемый договор должен содержать обязательства продавца о прощении долга покупателю земельного участка в

Всего подлежало разграничению (тысяч земельных участков)

150

рц-п приватизированными

предприятиями

ФГУП

размере 10 процентов от цены выкупа земельного участка за каждый целый год после заключения договора купли-продажи земельного участка.

Возможность многократного увеличения доходов от использования земельного участка в случае его приватизации и последующего перепрофилирования осуществляемой на нем деятельности существует в основном в крупных городах. В связи с этим нормы, принимаемые с целью ограничения спекуляции земельными участками, предлагается вводить для городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Разграничение государственной собственности на землю

Данные об оформлении прав собственности Российской Федерации на земельные участки в Российской Федерации в порядке разграничения государственной собственности представлены на рисунке 8.

Оформлено в собственность Российской Федерации к 2005 году (тысяч земельных участков)

33,6

*ФГУ - федеральное государственное учреждение ОГВ - орган государственной власти

ФГУП - федеральное государственное унитарное предприятие Рис. 8. Оформление прав собственности на земельные участки в Российской Федерации

Аналогичные данные по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям отсутствуют. Действующий порядок разграничения имеет два принципиальных недостатка:

• разграничение прав государственной собственности проводится, в том числе, на земельные участки, которые подлежат оформлению в частную собственность или долгосрочную аренду. В данном случае бы-

ло бы достаточным разграничить полномочия органов власти и распределить доход от распоряжения земельными участками;

• неэффективная процедура согласования интересов сторон при разграничении путем согласования перечней земельных участков, которое на практике длилось в течение нескольких лет.

В марте 2005 года Правительство Российской Федерации внесло подготовленные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) совместно с дру-

гими заинтересованными министерствами поправки к внесенному депутатами Государственной Думы Российской Федерации законопроекту, которыми предусматривается следующее:

• отмена процедуры согласования перечней земельных участков, подлежащих разграничению;

• отказ от разграничения прав в отношении свободных земельных участков и участков под объектами недвижимости, находящимися в частной собственности (рис. 9).

Предлагаемые решения

Согласование перечней земельных участков

Уведомительный порядок

Земельные участки под приватизированной недвижимостью и свободные участки на землях поселений

Отказ от разграничения

Рис. 9. Разграничение государственной собственности на землю

Одновременно предлагается внести поправки об изменении в пользу субъектов и муниципалитетов распределения средств, полученных от распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до ее разграничения. На схеме (рис. 10) видно, что распределение средств не зависит от того, из какой собственности было приватизировано недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, и на каком праве предоставляется участок - в собственность или аренду. Большинство крупных, в том числе градообразующих предприятий, расположенных в центре городов, было приватизировано из федеральной собственности. То, что по действующей схеме органы местного самоуправления не получают доходов от продажи земли под этими предприятиями, - принципиально не верно.

Налогообложение и кадастровая оценка

Одним из необходимых условий для перехода к новому земельному налогу является наличие сформированного реестра объектов налогообложения, содержащего данные о кадастровой стоимости каждого земельного участка - объекта налогообложения. Для создания такого реестра должна быть завершена инвентаризация всех ранее учтенных земельных участков с внесением соответствующих сведений в земельный кадастр (а в последующем - в кадастр объектов недвижимости).

В настоящее время работы по кадастровой оценке земель поселений, сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда практически завершены. Оценено более половины земель промышленности. Но, как показано на диаграмме (рис. 11), объем завершенных работ по кадастровой оценке

Распределение доходов (до разграничения)

Действующий порядок

Земельные участки под объектами недвижимости

Аренда:

О % - Российская Федерация

50 % - субъект Российской Федерации

50 % - муниципалитеты

Продажа:

100 % -

распорядителю земельного участка

Свободные земельные участки (продажа)

15% - Российская Федерация

35 % - субъект Российской Федерации

50 % - муниципалитеты

Предлагаемый порядок Все земельные участки

15 % - Российская Федерация

35 % - субъект Российской Федерации

50 % - муниципалитеты

После разграничения -100 % собственнику земельного участка

Рис. 10. Разграничение государственной собственности на землю. Распределение доходов

100,0%

80,0%

60,0%

40,0%

20,0%

0,0%

а>

ш

і—

о

1 * ^ к

а> о со * * О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

с;

а>

и

і £ Ф о

со о о

5 Н О о ю X 2 >5 X

5 о X X о о о 5 Ф к Ош о 1-

Ц а> X X X

с; ц (0 о.

Ф Э 5 а а.

ГО 3 2 ф го X о ?

о

а.

с

£ 5

о х 5 ф а>

с £■ *

0) о ч

" § %

г *§

о и

5 |

° о ^ * 2

о

со

2

о

5 3 £ * 4 о ^ * 2 Ф

п

□ оценка утверждена

■ оценка завершена

Рис. 11. Состояние государственной кадастровой оценки земель в Российской Федерации на 1 января 2005 года

существенно превышает объем утвержденных результатов, что говорит о необходимости пересмотра порядка утверждения результатов кадастровой оценки. Для эффективного применения кадастровой (массовой) оценки необходимо следующее:

• четко регламентировать порядок проведения кадастровой оценки, в том числе пересмотреть порядок утверждения ее результатов с учетом того, что земельный

налог полностью поступает в местные бюджеты;

• в целях защиты интересов налогоплательщиков предусмотреть процедуру досудебного рассмотрения споров о размере кадастровой стоимости земельных участков;

• обеспечить утверждение методик кадастровой оценки как нормативных правовых актов.

Основной вопрос при регламентации процедур кадастровой оценки - это распределе-

ние полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципалитетами. В дальнейшем указанные положения должны быть распространены на массовую оценку не только земли, но и другой недвижимости, являющейся объектом налогообложения.

Переход к массовой оценке недвижимости необходим для введения местного налога на жилую недвижимость, который плани-

Действующий порядок

руется ввести в ближайшее время (проект Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» принят в первом чтении). Порядок массовой оценки недвижимости целесообразно урегулировать в специальном федеральном законе (рис. 12).

Законопроект (1 чтение)

Налог на І^апанпґшая 9 Мягтияя Местный налог на жилую недвижимость

имущество предприятий стоимость /і оценка

/ / «жилой фонд

Налог на имущество физических лиц

Инвентариза-

ционная

стоимость

•гаражи

•дачи

•земельные участки

С 2006 года

Земельный

налог

Вазовые / Кадастровая ' , (массовая) Земельный налог

ставки оценка

Рис. 12. Переход к массовой оценке недвижимости

Кадастровый учет и землеустройство.

Создание кадастра недвижимости

14 февраля 2004 года на заседании Правительства Российской Федерации было принято решение о создании единого кадастра объектов недвижимости на базе земельного кадастра и системы органов технической инвентаризации, передаче функ-

ций по инвентаризации рынку, а также о необходимости совершенствования законодательства о землеустройстве и технической инвентаризации. Для реализации этих решений Минэкономразвития России осуществляется подготовка законопроекта о формировании и государственном кадастровом учете объектов недвижимости (рис. 13).

В настоящее время разработана и предс-

Действующий порядок

Предлагаемый порядок

Рис. 13. Кадастровый учет недвижимости

тавлена в Министерство юстиции Российс- концепция изменений законодательства в кой Федерации (Минюст России) для включе- части уточнения процедур землеустройства. ния в план законопроектной деятельности Основные положения концепции следующие:

Предлагаемые решения

• Установление порядка согласования границ земельного участка

• Установление признаков для определения фактически сложившихся границ

• Сокращение избыточных контрольных функций (согласование технического задания на выполнение землеустроительных работ и экспертиза землеустроительной документации)

До вступления в силу закона о едином кадастре объектов недвижимости необходимо обеспечить поэтапный переход к учету зданий и сооружений территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижи-мость). Требуют пересмотра методики технической инвентаризации, большинство из которых были составлены в целях контроля за техническим состоянием жилищного фонда, объектов коммунальной инфраструктуры и в основном рассчитаны на обеспечение эксплутационных функций, а не для целей регистрации прав.

Сервитуты

В ходе массовой приватизации и переоформления прав на землю организации, имеющие в собственности объекты линейной инфраструктуры, столкнулись с проблемой, решить которую путем снижения выкупных цен и ставок арендной платы невозможно. Общая протяженность принадлежащих ОАО «Газпром» подземных магистральных газопроводов и газопроводов-отводов составляет 151,6 тысячи километров, протяженность линейных объектов, находящихся в эксплуатации ОАО «ФСК ЕЭС» («Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы») составляет порядка 44,3 тысячи километров. Соответственно, площадь земельных участков, права на которые подлежат переоформлению, измеряется десятками тысяч гектаров. Такие же проблемы

стоят перед коммунальными службами, организациями связи, дорожными службами.

Особенностью размещения линейных объектов является то, что такие объекты лишь частично ограничивают права собственника земельного участка, на котором они расположены, и в основном не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению (для осуществления сельскохозяйственных работ, промышленного производства, ведения лесного хозяйства). Таким образом, оформление прав собственности или аренды на такие земельные участки нецелесообразно. Исключение составляют случаи строительства, реконструкции линейных сооружений, которые нуждаются в отдельном правовом регулировании.

Минэкономразвития России разработана и представлена в Минюст России согласованная концепция изменений законодательства о частных и публичных сервитутах. Реализация предлагаемых изменений должна привести к тому, что у землепользователей появится возможность рационального выбора между собственностью (арендой) и установлением сервитута (рис. 14).

Выводы

К основным задачам реализации земельной реформы в 2005-2007 годах относятся:

• создание условий и завершение процесса переоформления прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или

Проблема:

отсутствие регламентации установления публичных сервитутов Предлагаемые решения

для некоторых земельных участков, занятых объектами недвижимости линейных сооружений

Использование линейного сооружения несущественно нарушает интересы собственника земельных участков

СЕРВИТУТ

Использование земельного участка, обремененного сервитутом, невозможно на прежних условиях

СОБСТВЕННОСТЬ

или

АРЕНДА

Рис. 14. Сервитут

аренды, а также образования за счет земельных долей полноценных земельных участков, находящихся, в том числе, в долевой собственности;

• изменение порядка и завершение разграничения государственной собственности на землю с одновременной оптимизацией распределения доходов, полученных от распоряжения землей, между бюджетами различных уровней;

• создание условий для перехода к новому земельному налогу и налогу на жилье, в том числе формирование полноценного реестра объектов налогообложения и развитие института массовой оценки недвижимого имущества;

• переход от кадастрового учета земель-

ных участков к кадастровому учету объектов недвижимого имущества с созданием кадастра недвижимости, совершенствование требований к формированию объектов кадастрового учета (включая землеустройство и техническую инвентаризацию);

• совершенствование механизмов установления правовых ограничений по использованию земли и недвижимости, в том числе порядка и условий установления сервитутов.

В таблице представлен перечень нормативных правовых актов, разработка которых необходима для реализации основных направлений земельной реформы и развития рынка недвижимости в 2005-2007 годах, а также краткая информация о текущей работе по их подготовке.

Основные нормативные правовые акты, необходимые для реализации земельной реформы и развития рынка недвижимости в 2005-2007 годах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования Подготовка законопроекта

Оформление земельных долей (с/х) Законопроект внесен в Государственную Думу

Разграничение государственной собственности на землю Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, внесены в правительство Российской Федерации

Массовая (кадастровая) оценка Подготовка: • законопроекта о массовой оценке • постановления Правительства Российской Федерации о временном порядке кадастровой оценки земельных участков • приказов Минэкономразвития России об утверждении методик кадастровой оценки

Создание единого кадастра объектов недвижимости Подготовка законопроекта

Землеустройство Концепция законопроекта внесена в Минюст России для включения в план законопроектной деятельности на 2005 год

Технический учет и инвентаризация Подготовка: • приказов Минэкономразвития России об утверждении методик инвентаризации • постановления Правительства Российской Федерации о временном порядке технического учета

Резервирование и изъятие Концепция законопроекта внесена в Минюст России для включения в план законопроектной деятельности на 2005 год

ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

30-1 КОРПОРАТИВНЫЕ СПОРЫ: практика разрешения

июня Руководитель семинара: МАКОВСКАЯ АЛ (заместитель начальника управления ВАС РФ) I

Способы борьбы за перехват корпоративного контроля в судебно-арбитражной практике. Принципы построения |

тактики защиты. Проблемы полномочий представителя в судебном процессе 3

Споры при создании юридического лица и его реорганизации. Сроки исковой давности, круг заинтересованных лиц ”

Защита прав владельца ценных бумаг при спорах с регистратором и депозитарием Споры, связанные с осуществлением крупных сделок и сделок с заинтересованностью Споры, связанные с нарушением требований ст. 80 ФЗ об АО Споры при выдвижении кандидатов в органы общества и внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров Вопросы недействительности сделок с имуществом юридического лица, совершаемых в ходе корпоративного конфликта

Обжалование решений ОСА и иных органов общества, споры по искам акционерного общества или акционера к генеральному директору, члену совета директоров, члену коллегиального исполнительного органа о возмещении убытков Вывод активов и споры о сделках с имуществом хозяйственного общества

6-9 ДОГОВОРНОЕ ПРАВО: отдельные виды договоров

ИЮНЯ Руководитель семинара: ВИТРЯНСКИЙ В.В., (заместитель Председателя ВАС РФ)

ДОГОВОР ПОСТАВКИ. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Поставка как разновидность купли-продажи МЕЖДУНАРОДНАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА ТОВАРОВ: правовое регулирование и практика разрешения споров ДОГОВОР АРЕНДЫ. ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ. ДОГОВОР ПОДРЯДА.

ЗАЛОГ: способы возникновения, субъекты, предмет залога, договор о залоге: содержание, форма.

Сохранность и реализация заложенного имущества. Прекращение залога.

БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ: права и обязанности сторон, прекращение банковской гарантии АККРЕДИТИВ, ПОРУЧИТЕЛЬСТВО. НЕУСТОЙКА (штраф, пеня). Виды неустойки ПРАВО УДЕРЖАНИЯ как способ обеспечения исполнения обязательства

10 НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СДЕЛОК в практике арбитражных судов

июня Руководитель семинара: НОВОСЕЛОВА ЛА (судья ВАС РФ)

Виды, основания и порядок признания сделок недействительными

Гражданско-правовые последствия признания сделок недейсгвительными:соотношение требований о возврате исполненного по недействительной сделке с другими требованиями о защите гражданских прав Основания признания недействительными сделок:

Налоговые последствия признания сделок недействительными

Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001 15

СТАТУТ

ШКОЛА БИЗНЕСА

і

тел.: 436-09-32 436-92-18 436-08-65

www.statut.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.