Научная статья на тему 'О мерах по реализации федерального закона «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»'

О мерах по реализации федерального закона «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / ЗАЩИТА ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PUBLIC CONTROL AND SUPERVISION / DEFENSE OF RIGHTS JURIDICAL PERSONS ANS INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / SYSTEM OF INTERSECTORIAL ELECTRONIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онищенко Г. Г., Симкалова Л. М., Тебиев С. А.

В 2012 г. отмечено очевидное снижение количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведенных органами Роспотребнадзора, при этом общее количество назначенных административных наказаний, наложенных по итогам проверок и административных расследований, возросло. В 2013 г. Роспотребнадзор продолжает работу, направленную на повышение эффективности межведомственного взаимодействия путем обмена сведениями с федеральными органами исполнительной власти через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Онищенко Г. Г., Симкалова Л. М., Тебиев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MEASURES CONCERNING IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW "ON THE DEFENSE OF RIGHTS OF JURIDICAL PERSONS AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS UNDER IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL AND SUPERVISION AND MUNICIPAL CONTROL"

In 2012, a regular decrease of number of inspections of juridical persons and individual entrepreneurs made by Rospotrebnadzor services was established. At that, total number of prescribed administrative penalties inflicted according the results of inspections and administrative investigations increased. In 2013 Rospotrebnadzor proceeds with its activities targeted to increase effectiveness of itersectorial interaction using data exchange with the federal executive authorities through united system of intersectorial electronic interaction.

Текст научной работы на тему «О мерах по реализации федерального закона «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.1/.4

Г.Г. ОНИЩЕНКО, Л.М. СИМКАЛОВА, С.А. ТЕБИЕВ

О мерах по реализации федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, Москва

В 2012 г. отмечено очевидное снижение количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведенных органами Роспотребнадзора, при этом общее количество назначенных административных наказаний, наложенных по итогам проверок и административных расследований, возросло. В 2013 г. Роспотребнадзор продолжает работу, направленную на повышение эффективности межведомственного взаимодействия путем обмена сведениями с федеральными органами исполнительной власти через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Ключевые слова: государственный контроль и надзор; защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; система межведомственного электронного взаимодействия.

ABOUT MEASURES CONCERNING IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW "ON THE DEFENSE OF RIGHTS OF JURIDICAL PERSONS AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS UNDER IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL AND SUPERVISION AND MUNICIPAL CONTROL"

G.G. Onishchenko, L.M. Simkalova, S.A. Tebiyev

The Federal Service of Supervision in Sphere of Defense ofRights of Consumers and Human Well-being,

Moscow, Russia

In 2012, a regular decrease of number of inspections of juridical persons and individual entrepreneurs made by Rospotrebnadzor services was established. At that, total number of prescribed administrative penalties inflicted according the results of inspections and administrative investigations increased. In 2013 Rospotrebnadzor proceeds with its activities targeted to increase effectiveness of itersectorial interaction using data exchange with the federal executive authorities through united system of intersectorial electronic interaction.

Key words: public control and supervision; defense of rights juridical persons ans individual entrepreneurs; system of intersectorial electronic interaction.

В 2012 г. отмечено очевидное снижение количества проверок, проведенных органами Роспотребнадзора. Почти 93% общего количества проверок составили выездные. В структуре проведенных проверок 57% приходится на внеплановые, за 2011 г. — это 66%.

В общей части управлений Роспотребнадзора доля внеплановых проверок значительно превышает долю плановых, в том числе у управлений Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Санкт-Петербургу, Нижегородской, Самарской, Свердловской областям, Республике Бурятия, — более 70%. Наряду с этим доля плановых проверок выше у управлений Роспотребнадзора по Пензенской области, Пермскому краю, Удмуртской Республике, Кабардино-Балкарской Республике — более 70%.

Больше половины (51,8%) проверок осуществляется с проведением лабораторно-инструментальных исследований. В управлениях Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике этот показатель составил 91,2%, по Республике Северная Осетия (Алания), Республике Бурятия — более 80%, Новосибирской, Ульяновской, Псковской областям — более 70%. В управления Роспотребнад-зора по Вологодской, Самарской, Нижегородской областям доля проверок с проведением лабораторно-инструмен-тальных исследований составляет всего около 30%.

Основанием для проведения проверок явились:

— контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений (45%);

— жалобы потребителей (19%);

— иные основания, установленные законодательством, (17,2%); из них значительное количество проверок проведено органами прокуратуры с привлечением специалистов Роспотребнадзора;

— приказы (распоряжения) руководителя Роспотреб-надзора, изданные в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ (12%);

— информация о возникновении угрозы причинения вреда и причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (3,8%);

— приказы (распоряжения) руководителя Роспотреб-надзора, изданные в соответствии с требованиями органов прокуратуры (3%).

В органы прокуратуры направлено значительно меньше заявлений о проведении внеплановых выездных проверок. Из числа поданных в органы прокуратуры заявлений о проведении внеплановых выездных проверок отказано в согласовании 13,7% в 2011 г. — 23,3%.

Органами прокуратуры было согласовано проведение всех внеплановых выездных проверок 19 территориальным управлениям, в том числе по Курской, Воронежской, Амурской, Кировской, Оренбургской, Ярославской, Магаданской областям, Алтайскому, Хабаровскому краям, Республикам Тыва, Адыгея, Бурятия, Карелия, Саха (Якутия).

Доля заявлений, по которым получен отказ в управлениях Роспотребнадзора, составила по Липецкой области 42,9%, Брянской области 28,6%, Республике Ингушетия 80%, Костромской области 42%, Москве 36%. Все это указывает на неудовлетворительную подготовку направляемых материалов в органы прокуратуры.

Ежегодный план проведения органами Роспотреб-надзора плановых проверок за 9 мес 2012 г. выполнен на 92% (за аналогичный период 2011 г. 90%).

Основная причина невыполнения плана — ликвидация или прекращение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к моменту проведения плановой проверки, а также переименование юридических лиц и, следовательно, невозможность проведения плановой проверки с момента переименования.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея план выполнен на 100%. Выполнение плана выше среднего показателя по РФ отмечается в управлениях Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (99,7%), Республике Ингушетия (99,6%), Тамбовской области (99,5%), Мурманской (99,4%), Нижегородской, Белгородской областям, Камчатскому краю (98%).

К территориальным органам Роспотребнадзора, не достигшим среднероссийского показателя по выполнению утвержденного плана проведения плановых проверок, относятся управления Роспотребнадзора по Самарской (61,4%), Ленинградской (76,9%) областям, Чеченской Республике (79,6%).

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному надзору, составило 1 317 743.

Доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились мероприятия по контролю, увеличилась с 17,7% за аналогичный период 2011 г. до 20% в 2012 г.

По результатам проведенных органами Роспотреб-надзора за 9 мес 2012 г. 280 418 проверок и 45 364 административных расследований выявлено 719 847 правонарушений (на уровне показателя за аналогичный период прошлого года).

По итогам 65% проведенных проверок и административных расследований по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях.

Несмотря на снижение количества проверок, общее количество назначенных административных наказаний, наложенных по итогам проверок и административных расследований, возросло, из них:

— 92% наказаний приходится на административные штрафы; из наложенных административных штрафов взыскано 80,5%, аналогичный показатель прошлого года 79%;

— по-прежнему мало применяется административное приостановление деятельности — только в 1,2%.

В общем количестве наказаний увеличилось количество случаев конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Около 0,05% составляют проверки, проведенные с нарушениями требований законодательства о порядке

их проведения, в связи с чем к должностным лица территориальных органов Роспотребнадзора применены меры дисциплинарного наказания (0,04% (119) за 9 мес

2011 г.). В управлениях Роспотребнадзора по Калужской и Пензенской областям количество таких проверок составило 25, по Республике Башкортостан — 16, по Архангельской, Иркутской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу (АО), по железнодорожному транспорту — по 6.

Показатели эффективности деятельности находятся примерно на уровне аналогичного периода прошлого года. Доля плановых проверок, при которых не выявлено нарушений по РФ, составила 13%. Этот показатель значительно превышен управлениями Роспотребнадзо-ра по Чукотскому АО (52,73%), Астраханской (40,6%), Мурманской и Сахалинской областям, Красноярскому краю (около 30%).

Специалисты управлений Роспотребнадзора по Курской, Новосибирской областям, Республике Северная Осетия (Алания) нарушения выявляют при проведении всех плановых проверок.

Доля проверок, по итогам проведения которых возбуждены дела в судебном порядке, в целом по РФ составила 97,7%.

В 41 территориальном органе Роспотребнадзора этот показатель достиг 100% — управления Роспотребнад-зора по Краснодарскому, Алтайскому, Ставропольскому, Приморскому краям, Новосибирской, Липецкой, Вологодской, Кемеровской, Омской, Ростовской, Курской, Свердловской областям, Республике Дагестан и другим регионам.

В управлениях Роспотребнадзора по Чукотскому АО указанный показатель составил только 68%, Самарской, Магаданской, Ярославской областям — около 80%.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека провела совещание с Генеральной прокуратурой РФ по вопросам подготовки ежегодных планов, внесения изменений в указанные планы. Территориальные органы Роспотребнадзора провели совещания с другими надзорными органами по согласованию сроков проведения плановых проверок. В результате проведенной работы направлены в строго регламентированные федеральным законом № 294-ФЗ сроки в органы прокуратуры проекты ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

После согласования с иными органами государственного и муниципального контроля утвержденные планы проведения плановых проверок на 2013 г. были направлены в органы прокуратуры в субъектах РФ и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По предварительным данным, сводный план проведения плановых проверок Роспотребнадзора на 2013 г. включает на 10,4% проверок меньше, чем в 2011 г.

Из проектов ежегодных планов плановых проверок на 2013 г. было изъято 3,1% проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в

2012 г. — 3,4%.

Если в предыдущие годы в структуре причин изъятия плановых проверок основными были невозможность согласования сроков проведения проверок с другими органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также наступление оснований для проведения проверок в более поздний период, то в настоящее время этими причинами стали предоставление

недостоверных сведений о юридическом лице, предпринимателе, несоблюдение периодичности проведения проверок, отсутствие оснований для их проведения.

С момента установления уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности перечень видов деятельности, осуществляемых в уведомительном порядке, неоднократно расширялся. В 2008 г. указанный перечень состоял из 10 видов, в 2012 г. количество видов предпринимательской деятельности, переведенных на уведомительный порядок, достигло 30 (69 работ и услуг).

Количество видов предпринимательской деятельности, переведенных на уведомительный порядок, достигло 20 (53 наименования работ и услуг).

С июля 2009 г. по ноябрь 2012 г. Роспотребнадзор зарегистрировал почти 140 тыс. уведомлений. За 2010 г. их количество увеличилось в 5 раз по сравнению с таковым в 2009 г.

В структуре видов деятельности, осуществляемых в уведомительном порядке, большая часть уведомлений приходится на вид деятельности "Розничная торговля", остальные — в равном количестве на "Услуги общественного питания" и "Предоставление бытовых услуг".

Наибольшее количество уведомлений зарегистрировано управлениями Роспотребнадзора по Ростовской, Московской, Челябинской, Воронежской областям, Алтайскому, Краснодарскому краям и Москве.

Наименьшее количество уведомлений отмечено управлениями Роспотребнадзора по Чукотскому АО, Республике Ингушетия, Ненецкому АО.

С 2011 г. в ходе мероприятий по переходу на прием уведомлений о начале предпринимательской деятельности в электронном виде принято от заявителей посредством сети Интернет более 6 тыс. уведомлений. В целях упрощения для заявителей процедуры подачи и получения информации о регистрации уведомления территориальными органами Роспотребнадзора прием и регистрация уведомлений о начале предпринимательской деятельности осуществляются в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

В настоящее время в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека через указанный портал поступило 138 уведомлений.

Наибольшее количество уведомлений через единый портал государственных и муниципальных услуг зарегистрировано управлениями Роспотребнадзора по Московской, Ростовской, Амурской и Оренбургской областям, Москве, Санкт-Петербургу, Республике Бурятия, по 1 уведомлению — управлениями Роспотребнадзора по Алтайскому, Краснодарскому, Забайкальскому краям, Липецкой, Вологодской, Воронежской, Новосибирской, Саратовской, Самарской, Челябинской областям, Ханты-Мансийскому АО, Республике Карелия.

Лицензирование деятельности и государственная регистрация

В 2012 г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы выдали 648 лицензий, из них 165 на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и 483 на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения; переоформлены 972 лицензии, из них 219 на деятельность в области использования

возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и 753 лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Уменьшение количества выданных лицензий обусловлено вступлением в силу с 01.11.2011 федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который установил принцип бессрочного действия выдаваемых лицензий и в соответствии с которым организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, освобождены от необходимости получать лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) и деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (за исключением случаев, если эти источники используются в медицинской деятельности) и деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инже-нерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.

16.04.2012 вступило в силу постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случаев, если эти источники используются для медицинской деятельности)», а 02.05.2012 — постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах».

В целях реализации указанных постановлений разработаны административные регламенты и изданы приказы Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 771 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифици-рованных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (зарегистрирован в Минюсте России 13.09.2012 № 25 451) и от 18.07.2012 № 773 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случаев, если эти источники исполь-

зуются для медицинской деятельности)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.09.2012 № 25 390).

На едином портале государственных услуг размещена информация о юридически значимых действиях по лицензированию указанных видов деятельности, что позволяет получить в электронном виде перечень документов, образцы заявлений и реквизиты оплаты государственной пошлины за лицензирование, необходимые для оформления, переоформления лицензии.

В 2012 г. проведены 1326 проверок (1202 плановые и 124 внеплановые) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соблюдение ими лицензионных требований.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляют государственную регистрацию отдельных видов подконтрольных товаров.

Свидетельства о государственной регистрации, оформляемые по единой форме и действительные по всей территории Таможенного союза, с 01.07.2010 оформляются только на 11 групп продукции, коды ТН ВЭД которой перечислены в II разделе единого перечня товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза.

Информация о продукции, прошедшей государственную регистрацию, публикуется на сайте Роспотребнад-зора, а также передается в Евразийскую экономическую комиссию.

С января 2012 г. оформлено 56 037 свидетельств о государственной регистрации по единой форме документов, подтверждающих безопасность продукции Таможенного союза, из них 15 127 свидетельств оформлено Федеральной службой, 40 910 — территориальными органами.

Преобладающую часть выдаваемых документов составляют свидетельства о государственной регистрации на парфюмерно-косметическую (31%), алкогольную (13%) продукцию, потенциально опасные химические вещества и препараты на их основе (12%), товары бытовой химии (11%).

Практически завершена работа по переоформлению по упрощенной схеме свидетельств о государственной регистрации и санитарно-эпидемиологических заключений, выданных до 01.07.2010 на соответствие национальным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

С 01.07.2012 вступили в силу технические регламенты Таможенного союза «О безопасности упаковки» (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799), определившие исчерпывающий перечень документов, подтверждающих безопасность товаров в форме оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов.

Роспотребнадзор с 01.07.2012 прекратил выдачу свидетельств о государственной регистрации на продукцию (товары), государственная регистрация которой не предусмотрена вступившими в действие техническими регламентами Таможенного союза, что в значительной мере повлияло на сокращение выданных Роспотребнад-зором разрешительных документов на отдельные виды продукции.

Так, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» сокращен список парфюмерно-косметической продукции, оценка соответствия которой

осуществляется в форме государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» оценка соответствия продукции путем государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации продукции не предусмотрена.

Продолжается работа по стандартизации и регламентации государственных функций и услуг органов Роспо-требнадзора.

Постуновнением Правительства РФ от 28.08.2012 № 866 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию товаров, включенных во II раздел единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза.

Постановлениями Правительства РФ от 11.09.2012 № 912 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков"», от 11.09.2012 № 917 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек"», от 11.09.2012 № 918 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности"», от 27.09.2012 № 989 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции"», от 09.10.2012 № 1033 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки"» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определена уполномоченным органом РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанных технических регламентов Таможенного союза.

В целях реализации указанных постановлений Правительства РФ издан приказ Роспотребнадзора от 08.11.2012 № 1079 «Об организации контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза», где определен перечень мероприятий, направленных на обеспечение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза.

Реализация мероприятий, определенных приказом Роспотребнадзора от 08.11.2012 № 1079, является одной из основных задач Роспотребнадзора, его органов и учреждений.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.07.2012 № 781 принят административный регламент

по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации продукции, который определил стандарт и порядок ее предоставления Роспотребнад-зором и его территориальными органами с учетом положений решения комиссии Таможенного союза от 07.04.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» в соответствии с изменением законодательства РФ и полномочиями Федеральной службы.

В административном регламенте реализованы концепция дальнейшей оптимизации административных процедур, обеспечения гласности и прозрачности действий при предоставлении государственных услуг, а также концепция формирования электронного правительства в РФ и перехода на предоставление отдельных видов государственных услуг в электронном виде.

Продолжается работа, направленная на повышение эффективности межведомственного взаимодействия Рос-потребнадзора путем обмена сведениями с федеральными органами исполнительной власти через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Роспотребнадзор в соответствии с поручением Президента РФ о предоставлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в Федеральную таможенную службу (ФТС) России в электронном виде документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, согласовал проект технологической карты электронного взаимодействия между ФТС России и Роспотребнадзором. Завершается работа по разработке и регистрации электронного сервиса, ко -торый обеспечивает передачу сведений из национальной части реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию в ФТС России в режиме on line.

В рамках данной деятельности обеспечена передача сведений из национального реестра свидетельств о государственной регистрации, выдаваемых в рамках Таможенного союза в ФТС России для реализации государственной функции по осуществлению санитарно-

карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

В течение года Роспотребнадзор посредством форума Роспотребнадзора рассмотрел более 300 обращений по вопросам государственной регистрации и лицензирования.

Реализация соглашения Таможенного союза по санитарным мерам за прошедшие годы позволила осуществить единообразный подход трех государств к проведению контроля на таможенной границе Таможенного союза.

В 2013 г. вступят в силу технические регламенты Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на мас-ложировую продукцию», предусматривающие значительное сокращение перечня продукции, подлежащей государственной регистрации.

Задача Роспотребнадзора, его органов и учреждений — обеспечить государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза.

Соответственно продолжится работа по разработке предложений к техническим регламентам Таможенного союза в части безопасности товаров для здоровья населения и защиты прав потребителей.

Приоритетными направлениями в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека останутся совершенствование санитарного законодательства и проведение мероприятий по реализации соглашения Таможенного союза по санитарным мерам, совершенствование деятельности по исполнению государственной функции по государственной регистрации и лицензированию, совершенствование информационного обеспечения деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций.

Поступила 04.02.13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 514.2-057.17]:378.661

В.А. РЕШЕТНИКОВ, Г.П. СКВИРСКАЯ, Л.Е. СЫРЦОВА, И.И. КОСАГОВСКАЯ, С.Г. БОЯРСКИЙ

Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119991, Москва

Проблемы подготовки специалистов в области управления здравоохранением требуют разработки и реализации современных подходов к совершенствованию теоретической и практической подготовки кадров с применением современных образовательных технологий, адаптированных к международным требованиям и потребностям отечественного здравоохранения и позволяющих обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи модернизации здравоохранения, повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению. В статье представлены анализ и основные направления этой работы на примере деятельности факультета управления и экономики здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Ключевые слова: здравоохранение; специалисты в области управления здравоохранением;

менеджмент здравоохранения; инновационные направления подготовки специалистов; многоуровневое образование; бакалавриат; магистратура; клиническая ординатура; аспирантура; докторантура; дополнительное профессиональное образование.

Контактная информация: Решетников Владимир Анатольевич, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.